Агентство Moody's подтвердило рейтинг евробондов ТШО

Прогноз - стабильный

Фото: Shutterstock

Агентство Moody's Investors Service 13 июля подтвердило рейтинг облигаций с приоритетным обеспечением на $1 млрд со сроком погашения до 2026 года казахстанской компании Tengizchevroil Finance Company International Ltd. на уровне Baa2, прогноз «стабильный».

Эмитент облигаций является компанией специального назначения, полностью принадлежащей ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО), которая была создана для привлечения долга и передачи в долг поступлений ТШО.

ТШО планирует выпустить дополнительно облигаций на $1,25 млрд с преимущественным правом погашения в соответствии с финансовыми документами компании. Это соответствует ожиданиям Moody's о том, что ТШО будет регулярно выпускать дополнительный долг в рамках проекта расширения (ПБР-ПУУД). При этом в агентстве отметили, что сроки погашения для новых облигаций будут 2025 и 2030 годы, аналитики планируют также оценить дополнительные облигации с приоритетным обеспечением на уровне Baa2 после выпуска.

Подтверждение рейтинга свидетельствует о том, что дополнительный долг существенно не изменит кредитный профиль ТШО и что операционные показатели остаются высокими, несмотря на проблемы, связанные с пандемией.

Рейтинг Baa2 отражает сильные стороны: во-первых, долгосрочный проект и лицензионное соглашение ТШО с правительством Казахстана (рейтинг Baa3 положительный), которое предоставляет исключительные права на разработку углеводородов на месторождениях Тенгиз и Королевское в Казахстане до 2033 года. Во-вторых, ТШО стабильно продолжает осуществлять производство, несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом. В-третьих, это демонстрирует важность ТШО в качестве основного донора денежных средств для его акционеров, в частности, корпорации Chevron (Chevron, рейтинг Aa2 стабильный) и правительства Казахстана. Кроме того, механизм обмена денежными средствами между ТШО и его акционерами, который существенно снижает ключевые риски в течение периода до первой добычи нефти из проекта расширения.

Доходы ТШО в 2020 году снизятся из-за падения цен на нефть и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+, считают аналитики.

В числе возможных рисков оказались слабая защита кредиторов, риск роста стоимости транспортировки по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) или альтернативных маршрутов из-за неблагоприятных геополитических, технических или логистических событий. Получение первой нефти из ПБР к середине 2023 года потребует повторной мобилизации строительства, сроки которой не определены и зависят от ситуации с коронавирусом.

Moody's ожидает, что первое погашение долга ТШО произойдет только в 2025 году, и, следовательно, потенциальная задержка в 6-12 месяцев не окажет существенного влияния на способность ТШО погасить долг в течение оставшегося периода концессии», - уточняют в агентстве.

Moody's может понизить рейтинг, если капитальные затраты на ПБР увеличатся и ТШО потребуются средства. Также негативно сказаться на рейтинге может значительная задержка в завершении ПБР, вызванной нехваткой рабочей силы и материалов в связи со вспышкой COVID-19, что «значительно снижает способность ТШО погасить задолженность в течение периода концессии».

Наряду с этим к понижению может привести отсутствие персонала из-за вспышки коронавируса, следовательно, значительно снизится нефтедобыча и компания не сможет «адекватно поддерживать проект».

Сокращение поддержки со стороны Chevron или правительства Казахстана, значительное отсутствие доступа ТШО к трубопроводу КТК, низкие цены на нефть или плохие операционные показатели также могут негативно сказаться на рейтинге.

При этом причин для улучшения рейтинга в Moody's пока не предусматривают.

Участниками ТОО «Тенгизшевройл» являются Chevron (доля участия 50%), ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), Казахстан через нацкомпанию «КазМунайГаз» (20%), а также российско-американское СП Lukarco (5%).

«Тенгизшевройл» разрабатывает нефтегазовые месторождения Тенгиз и Королевское в Атырауской области Казахстана. ТШО в 2019 году увеличила объем добычи нефти на 4,2% по сравнению с 2018 годом - до 29,8 млн тонн при общем объеме добычи нефти в Казахстане в минувшем году в 78,6 млн тонн.

Общие разведанные запасы Тенгизского коллектора равны 3,2 млрд тонн (25,5 млрд баррелей), Королевского месторождения - 200 млн тонн (1,6 млрд баррелей). Извлекаемые запасы нефти Тенгизского и Королевского месторождений составляют от 890 млн до 1,37 млрд тонн (7,1-10,9 млрд баррелей).

В настоящее время ТШО реализует проект расширения добычи на Тенгизе (ПБР-ПУУД) общей стоимостью $45,2 млрд.

Напомним, 8 апреля был выявлен первый случай заражения сотрудников ТШО. В середине апреля компания приняла решение остановить ряд строительных работ на своем основном производстве и снизить темпы реализации проектов по увеличению добычи нефти.

ТШО уменьшил количество персонала, занятого на месторождении Тенгиз, до 13 700 человек – работников самого предприятия и его подрядных организаций. Всего в связи с приостановкой работ на объектах проекта будущего расширения с месторождения было эвакуировано 26 тыс. работников.

15 июня ТШО провел первую перевахтовку персонала, занятого на месторождении с тех пор, как в марте в стране был введен режим ЧП. За этот период на Тенгизе коронавирусной инфекцией заразились более 1 200 человек. 

Аким Атырауской области Махамбет Досмухамбетов заявил, что на месторождении больны 2074 человека, а ситуация с коронавирусом не повлияет на работу «Тенгизшевройл». При этом в самой компании ранее сообщали о приостановке ряда проектов, но подчеркнули, что они не ключевые и не меняют общих результатов работы.

Сейчас на Тенгизе насчитали очаги коронавируса в 57 подрядных организациях.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Из пандемии Tesla выходит победителем

Автопроизводитель из Кремниевой долины намерен выйти из кризиса с заделом на будущее

Фото: Agence France-Presse/Getty Images

Хотя Илон Маск публично жаловался на трудности, возникшие из-за пандемии, похоже, что Tesla Inc. может стать одним из крупнейших бизнес-победителей эпохи COVID-19.

После многолетних финансовых убытков, когда все больше инвесторов уже не были уверены в том, что автопроизводитель из Кремниевой долины когда-либо сможет выйти в плюс, Tesla сумела стать прибыльной в период одного из сильнейших экономических потрясений в истории. Отчасти компании удалось достичь этого благодаря продаже регуляторных кредитов. Сегодня Tesla быстро расширяет свой бизнес – в то время как другие крупные автопроизводители терпят убытки и сокращают объемы производства, хотя и продолжают конкурировать с Tesla за лидерство на рынке электромобилей.

4 полоса_WSJ_Tesla На волне успеха-1.jpg

В текущем году цена акций Tesla взлетела в 4 раза, до уровня, который даже Маск считает чрезмерным.
За этой чередой успехов стоит целая серия важных шагов, предпринятых Илоном Маском за последний год. Именно они позволили компании обеспечить себе сильные позиции на момент начала пандемии. Также важную роль сыграла решимость Маска поддерживать во время пандемии работу компании в максимально полном объеме, даже если это шло вразрез с требованиями органов здравоохранения.

Однако дальнейшие успехи Tesla, как и подтверждение ее высокой рыночной оценки, которая на сегодня превышает оценку Volkswagen AG и Toyota Motor Corp., вместе взятых, пока не очевидны, особенно если учесть риск дальнейшего экономического спада. Кроме того, Маск намерен быстро нарастить производственные мощности и планирует выпуск новых моделей автомобилей, то есть снова использовать тот подход, который уже был источником проблем для Tesla.

Но если ему это удастся, Маск сможет достичь своей давней цели – превратить Tesla из нишевой компании в крупного автопроизводителя. И он мог бы вывести Tesla из пандемии точно так же, как из рецессии 2007–2009 годов вышла компания Ford Motor – в гораздо лучшей форме, чем ее конкуренты.

«Существует заметное сходство между тем, как Ford стал лидером после Великой рецессии, и почему Tesla имеет все шансы стать лидером после пандемии», – говорит Джин Манстер, управляющий партнер инвестиционной и исследовательской компании Loup Ventures.

По его словам, обе компании приняли стратегически важные меры еще до начала экономического спада, что позволило им занять свою долю рынка и генерировать значительные денежные средства.

Илон Маск уже чуть было не потерял компанию и личное состояние во время предыдущей рецессии, когда поставил на то, что электромобили станут популярными, если только он сумеет выиграть время, привлечь больше средств и разработать лучший автомобиль.

В прошлом году Tesla снова оказалась в тяжелой ситуации после того, как на протяжении ряда лет инвестировала значительные суммы в седан Model 3 и в будущий кроссовер Model Y. Давние сторонники Tesla, такие как Адам Джонас, аналитик Morgan Stanley и ветеран отрасли, стали проявлять большую осторожность, когда продажи компании замедлились, а убытки начали расти. Тогда план Маска открыть завод в Китае всего через год казался попросту нереальным.

Однако Маску удалось исправить ситуацию очень своевременно. Он сосредоточился на получении прибыли и в декабре торжественно открыл новый завод в Китае. Предприятие в Шанхае помогло Tesla нарастить продажи за последние несколько месяцев и частично компенсировало временное закрытие единственного в США завода компании из-за санитарных требований со стороны местных властей. По данным компании, выручка во II квартале в США упала на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но в Китае она выросла более чем вдвое.

На руку Tesla сыграло и то, что в марте в производство была запущена Model Y. Тот факт, что заказы были набраны еще до пандемии, помог поддержать уровень поставок в период, когда многие потенциальные покупатели новых авто оказались на самоизоляции.

Чтобы получить прибыль во II квартале, Маск использовал все доступные возможности. Например, когда в экономике США начался спад, Tesla сократила зарплату сотрудников, отправила рабочих в отпуска без содержания и начала вести переговоры с целью получить отсрочку по платежам по аренде.

4 полоса_WSJ_Tesla-1.jpg

В прошлом году Маск также выступил за продажу Tesla регулирующих кредитов, что помогло компании получить прибыль в первом полугодии текущего года. Впервые за свою историю Tesla показала прибыль в течение четырех кварталов подряд, что позволило компании претендовать на включение в индекс S&P 500.

«Изменился сам этот подход: мол, «у Tesla дела идут хорошо, когда ситуация на рынке благоприятная, но будьте осторожны, когда это не так». Что ж, сейчас ситуация на рынке далеко не простая и традиционным автопроизводителям действительно нужна удача», – говорит Джонас. 

То, насколько сильно рецессия может повлиять на автомобильную индустрию, продемонстрировал 2009 год. Tesla тогда производила всего несколько автомобилей в месяц и недотягивала до крупного игрока.

А вот компания Ford, собрав перед рецессией миллиарды долларов для финансирования плана своей трансформации, этим моментом воспользовалась. Компания сократила расходы, закрыла дилерские центры, избавилась от ряда брендов и сосредоточилась на основных продуктах. Акции Ford взлетели с минимума в $1,01 в ноябре 2008 года до максимума в $18,81 в начале 2011-го, когда компания показала самую большую с 1998 года прибыль. 

На этот раз стать сильнее собирается Tesla. Компания уже строит автомобильный завод в пригороде Берлина, а также объявила о своих планах разместить четвертый сборочный завод в Остине, штат Техас.

Согласно прогнозу Джонаса, в течение десяти лет годовой доход Tesla с прошлогоднего уровня в $24,6 млрд вырастет до $170 млрд. По этому показателю компания может превзойти прошлогодние продажи Ford в размере $156 млрд, хотя общий объем поставок автомобилей Tesla все равно будет значительно меньше.

Но ситуация с Ford может также служить и предупреждением о том, что удача в делах иногда отворачивается очень быстро. В последнее время инвесторы с сомнением оценивают стратегию компании, которая приостановила выплату дивидендов и привлекла свыше $20 млрд наличными с целью пережить нынешний экономический кризис. В четверг Ford сообщил, что во II квартале операционные убытки компании достигли $2,76 млрд.

Критики Tesla отмечают, что доход компании за последние кварталы снизился, и ставят под сомнение ее способность обеспечить устойчивость прибыли. Кроме того, та обширная финансовая поддержка, которую некоторые страны, и в первую очередь США, использовали для стимулирования роста рынка электромобилей, постепенно исчезает.

Tesla пыталась лоббировать в Вашингтоне тему сохранения налоговых льгот внутри страны, однако решение этого вопроса в большей степени будет зависеть от результатов президентских выборов в ноябре, чем от дара убеждения Маска.

Аналитик компании Sanford C. Bernstein & Co. Тони Сакконаги в прошлом месяце понизил рейтинг автопроизводителя, хотя лично сам верит в будущее электромобилей и те преимущества, которыми обладает Tesla.

«Текущие оценки Tesla просто ошеломляющие», – говорит он.

Между тем Маск обещает принять дополнительные меры для стимулирования роста, включая разработку малогабаритного автомобиля, предназначенного для рынков Европы и Китая. При этом он делает акцент на том, что компания намерена развить свой успех в плане роста прибыли.

«Мы хотим быть прибыльными, максимизировать наш рост и сделать наши автомобили как можно более доступными. Это то, чего мы пытаемся достичь», – сообщил он инвесторам в прошлом месяце.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg