946 просмотров

Прокуратура Костаная судится с «Казахтелекомом»

После решения суда в пользу оператора прокуратура подала апелляцию

Фото: Daniel Bone / Pixabay

В Костанайской области продолжается рассмотрение дела по иску прокурора Костаная к АО «Казахтелеком». Надзорный орган пытается доказать, что незаконно требовать от потребителей возвращения скидок, если они досрочно отказываются от пакета услуг по заключенным на продолжительный срок договорам.

Речь идет о пакетных предложениях со стороны АО «Казахтелеком», когда абонент, заключивший договор с компанией на срок от года до трех лет, получает гарантированную скидку на предоставляемые ему услуги фиксированной и сотовой телефонии, телевидения и интернета. При этом в случае досрочного отказа от пакета потребитель должен оплатить предоставленную ему скидку. Этот пункт договорных отношений пытается опротестовать региональная прокуратура. Ее иск уже был рассмотрен в специализированном межрайонном экономическом суде Костанайской области в феврале и остался без удовлетворения.

Теперь дело рассматривает судебная коллегия по гражданским делам Костанайского областного суда, куда прокуратура обратилась с апелляцией. Оспаривается, в частности, приказ «Казахтелекома» №32: в нем предусматривалось обязательство абонента пользоваться услугами телекоммуникаций в пакете сроком не менее 12 календарных месяцев и оплачивать дополнительные начисления в сумме двух абонентских плат при досрочном отказе от услуг. Также надзорный орган требовал признать незаконным приказ №65, который утверждал обязательство абонента пользоваться услугами телекоммуникаций в пакете сроком не менее года, а в случае досрочного расторжения предписывал абоненту произвести оплату за потребленные услуги без скидки.

Эти предложения от АО «Казахтелеком» действуют по всей стране. Благодаря им абоненты могут получить услуги фиксированной связи и фиксированного интернета с существенной ежемесячной скидкой, если подписывают заявление на длительный срок. При подписании договора на год экономия составляет около 87 тыс., при досрочном отказе от пакета абонент должен вернуть часть скидки - около 13 тыс. Абонентам сохраняют зафиксированный на момент подписания тариф, даже если они в дальнейшем будут увеличиваться, до конца действия соглашения.

В суде первой инстанции прокуратура пыталась доказать, что в обоих случаях «Казахтелеком» пытался взимать с потребителей плату за услуги, которыми абоненты не пользовались. Однако расчеты, которые предоставила защита оператора, полностью опровергли это утверждение: «Казахтелеком» доказал в суде, что добирал суммы за фактически использованные потребителям услуги, которые заявлялись в качестве скидки. Суд пришел к выводу, что оплачиваемая абонентами сумма – это согласованная сторонами стоимость подключения к услуге в случае несоблюдения условий договора, в существовании которой ничего незаконного нет.

Иск прокуратура подавала от неопределенного круга потребителей, но он не был подкреплен ни одной жалобой конкретного лица: ссылки делались на возмущение в социальных сетях, которые не подлежат рассмотрению в соответствии с инструкцией по рассмотрению обращений в госорганах.

Свидетели, вызванные прокуратурой на заседание суда, подтвердили, что при досрочном отказе выплачивали «Казахтелекому» разницу между тарифом за пакет с обязательством пользоваться им определенное время и тарифом за пакет без такого обязательства (такой пакет стоит дороже). Однако претензий к компании они не подтвердили, объясняя, что были предупреждены о возврате разницы в случае досрочного отказа от пакета услуг и согласны с этим условием. Выяснилось, что свидетели прекращали действующий пакет для того, чтобы купить новый, более долгосрочный, который давал им большую экономическую выгоду за счет предоставления больших скидок.

Прокуратура Костаная разместила объявления в социальных сетях, на сайте olx_kostanay и в паблике narodnyi_revixor_v_kostanae в сети Instagram с предложением написать жалобы на действия АО «Казахтелеком», которые остались безответными.

Еще один довод прокуратуры о том, что никто не практикует возврат скидок при досрочном расторжении договоров, также не был принят судом во внимание. Практика невыплаты начисленных на депозиты процентов в банках в случае, если неснижаемый остаток на этих депозитах окажется ниже оговоренной суммы, свидетельствует об обратном.

Сотрудник юридического департамента АО «Казахтелеком» Лайла Тленова, представляющая интересы компании в этом судебном процессе, прокомментировала заявленную на заседании коллегии 26 мая позицию прокуратуры. В своей апелляционной жалобе надзорный орган потребовал признать незаконными действия «Казахтелекома» по взиманию любых плат, в том числе абонентских и плат по задолженности и пене при досрочном отказе абонента от пакета услуг. Но такая постановка вопроса может привести только к сворачиванию механизма пакетных услуг, что ухудшит положение самих клиентов «Казахтелекома», а не компании, уверена юрист. Причем не только в Костанае, но и по всей стране, поскольку решение судебных органов имеет силу закона и обязательно к исполнению на всей территории Республики Казахстан.

«Прокуратура Костаная де факто вмешивается в предпринимательскую деятельность, хотя это запрещено Предпринимательским кодексом РК, и вмешивается в договорные отношения между компанией и абонентами. Городская прокуратура своим поиском недовольных абонентов в социальных сетях провоцирует граждан нарушать нормы гражданского законодательства и не выполнять принятые на себя обязательства», - считает Тленова.

В «Казахтелекоме» подчеркнули, что пакетными предложениями, к которым предъявляет претензии прокуратура, за последние несколько месяцев воспользовались 70% обратившихся в компанию клиентов. По данным директора департамента управления клиентским опытом дивизион по розничному бизнесу АО «Казахтелеком» Ксении Минеевой, процент отказов от этих пакетных предложений варьируется в пределах 1-3%, причем практически все случаи отказов связаны с переездами людей в другой город либо в другую страну.

Минеева подчеркнула, что пакетное предложение сейчас пользуется высоким спросом, а «иск прокуратуры может поставить на нем крест и вернуть потребителя к обычному тарифу, что сильно ударит по карману и может вызвать недовольство».

«Если мы сейчас благодаря иску прокуратуры сделаем отмену этой линейки, то все абоненты будут пользоваться единым тарифом без скидок, по полной его стоимости, - говорит Минеева. - Для рынка это будет шаг назад, потому что абоненты вернутся к отдельной оплате сотовой связи, интернета, телевидения и телефонии, и это им будет невыгодно».

2 июня состоится основное заседание коллегии по гражданским делам в Костанае по этому делу.

Редакция «Курсива» обратилась в прокуратуру Костаная за комментарием.

Ранее прокуратура Костаная доказала в суде ущемление прав предпринимателей, обвинив монополиста – АО «КазТрансГазАймак».

banner_wsj.gif

62 просмотра

В Facebook начался бойкот рекламы

Но он не оказал большого влияния на бизнес компании

Фото: Pixabay

Свыше 240 компаний приостановили свои рекламные расходы в Facebook, объясняя свои действия обеспокоенностью по поводу распространения в этой социальной сети риторики ненависти и дезинформации. 

Многие из них приняли участие в организованном борцами за гражданские права бойкоте, который официально стартовал 1 июля. Впрочем, маловероятно, что Facebook, чья ежегодная прибыль составляет $70 млрд благодаря более чем 8 миллионам рекламодателей, получит серьезный финансовый урон, если только бойкот не станет более масштабным и компании будут поддерживать его на протяжении долгого времени.
 
Если бы с мая все 100 крупнейших американских рекламодателей компании бойкотировали бы Facebook и Instagram в течение целого года (наиболее экстремальный сценарий), это означало бы снижение дохода компании в США и Канаде на 18,6% и падение доходов на глобальном уровне примерно на 9%. Вопрос о финансовом влиянии бойкота официальный представитель Facebook на момент подготовки материала не прокомментировал.

11_WSJ Приблизительные рекламные расходы крупнейших участников бойкота-1.jpg

Ключевой источник дохода Facebook –  это миллионы субъектов малого и среднего бизнеса, использующих сложную рекламную систему компании для таргетирования своей рекламы на потенциальных клиентов. По данным Deutsche Bank, на МСБ приходится 76% всех рекламных расходов в Facebook, и, скорее всего, эти компании даже на время не станут отказываться от такого высокоэффективного маркетингового канала, особенно в условиях пандемии.

11_WSJ Рекламная прибыль Facebook (весь мир) 2019-1.jpg

Несмотря на устойчивое финансовое положение Facebook, бойкот несет для компании определенные риски. Внимание, которое крупные бренды привлекли к себе, приостановив свои рекламные кампании, может побудить пользователей Facebook и Instagram проводить меньше времени на этих платформах. Кроме того, к бойкоту могут присоединиться и небольшие семейные компании. Также негативный пиар может стать поводом для усиления контроля за компанией со стороны государства. Facebook уже испытывает на себе повышенный интерес со стороны Капитолийского холма, прежде всего демократов, которые считают, что компания не прилагает необходимых усилий для наведения порядка на своей платформе.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg