226 просмотров

Как в КТЖ борются с коррупцией

Интервью с директором по корпоративной безопасности

Фото: Аскар Ахметуллин

АО НК «КТЖ» объявило о нулевой терпимости к любым коррупционным проявлениям. Как минимизировать проявления коррупции на железнодорожных магистралях и какие методы наиболее действенны? Об этом рассказал директор по корпоративной безопасности АО «НК «ҚТЖ» Курманом Елюбаевым.

- В компании утверждены антикоррупционные стандарты, план мероприятий по противодействию коррупции, совместно с Агентством разработана Дорожная карта по исключению бытовой коррупции в сфере ж/д перевозок. Можно ли говорить о положительных изменениях в АО «НК «КТЖ» в части противодействия коррупции?

- Начнем с того, что руководством компании четко и однозначно принят курс на формирование в АО «НК «ҚТЖ» атмосферы нулевой терпимости к любым коррупционным проявлениям, приверженности ее работников и должностных лиц высоким стандартам поведения для укрепления репутации и устойчивого развития, эффективного достижения ее стратегических и операционных показателей. Наша цель - минимизировать коррупционные проявления в сфере железнодорожного транспорта.

Помимо перечисленных вами документов, в АО «НК «ҚТЖ» в текущем году актуализированы политика противодействия коррупции и политика по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Также действуют политика конфиденциального информирования, Кодекс этики и поведения и еще целый ряд других внутренних локальных актов. Эти документы определяют ограничения, правила и нормы поведения работников, содержат направления деятельности по противодействию коррупции в компании.

Среди основных векторов этой работы - предупреждение и профилактика коррупционных рисков в сфере закупочной деятельности, проверка наличия конфликта интересов по заключаемым договорам и в процессе реализации договоров, управлении персоналом и другим важным аспектам деятельности компании.

Налажено постоянное взаимодействие с проектным офисом «Адал жол», который открыт в 2018 году в рамках Соглашения между АО «НК «ҚТЖ» и Агентством РК по противодействию коррупции. Совместными усилиями вносятся существенные изменения в работу компании.

К примеру, по итогам совещания в феврале 2019 года с участием руководства Агентства по противодействию коррупции, Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, АО «НК «Қазақстан Темір Жолы» была создана рабочая группа, утверждена Дорожная карта по противодействию коррупции в сфере железнодорожных перевозок. Основной упор сделан на реинжиниринг бизнес-процессов с минимизацией коррупционных рисков и ликвидацией отдельных структур в системе грузовых и пассажирских перевозок.

В частности, полностью реформирована ревизорская служба АО «Пассажирские перевозки». Повышена ее независимость и беспристрастность за счет передачи контрольных функций во вновь созданную в составе АО «НК «ҚТЖ» мониторинговую группу, которая функциональна и подотчетна аппарату головной компании. При этом почти вдвое сокращен штат ревизоров. Провели открытый конкурсный отбор, на комиссионной основе отобрали специалистов, в т.ч. из бывших сотрудников правоохранительных органов и специальных служб. Этот шаг позволил переломить годами сложившуюся практику «сращивания» недобросовестных ревизоров с работниками поездных бригад, обеспечил независимость контроля.

В 2019 году запущена новая информационная система продажи железнодорожных билетов. Внедрение новшества позволяет населению приобретать билеты без обращений к «перекупщикам». Главным преимуществом разработки является блокировка механизма ловли мест, которым пользовались недобросовестные кассиры. Благодаря новому функционалу каждый клиент теперь имеет равный доступ к предоставляемым местам. Также закрыта возможность выкупа и перепродажи «перекупщиками» большого количества билетов.

По инициативе компании внедрена и с января 2020 года начала действовать административная норма, предусматривающая ответственность за перепродажу билетов в виде штрафа от 100 до 500 МРП (от 265 тыс. тенге до 1 млн 325 тыс. тенге).

В результате этих и других принятых мер проблема бытовой коррупции в пассажирских перевозках, связанная с безбилетным провозом лиц и неоформленных грузов, перестала носить системный и массовый характер, хотя единичные случаи еще встречаются.

Добавлю, что в настоящее время рабочей группой с участием представителей проектного офиса «Адал жол» проводится внутренний анализ коррупционных рисков в правовых актах и организационно-управленческой деятельности структурных подразделений центрального аппарата компании. По его результатам будет принят комплекс мер, направленный на минимизацию коррупционных проявлений в головной и дочерних организациях.

- Вы затронули тему управления персоналом. Можете более подробно пояснить, какие принимаются меры по минимизации коррупционных рисков в области управления человеческими ресурсами?

- Профессиональные, честные и ответственные кадры — это основной ресурс компании, необходимый для ее процветания. Современные методы подбора персонала, основанные на принципах прозрачности, объективности и честности при принятии кадровых решений являются основой системы управления персоналом и минимизации коррупционных рисков в компании.

Учитывая серию резонансных задержаний должностных лиц компании и региональных отделений по подозрению в коррупции, в АО «НК «КТЖ» в 2019 году проведена внеочередная аттестация руководящих работников дочерних организаций и филиалов. Аттестацию в том числе прошли все начальники областных отделений железной дороги и магистральных сетей. Внедрена практика ротации аттестуемых лиц в связи с длительным пребыванием на занимаемых должностях. Данная работа будет продолжена на системной основе. Соответствующие нормы и требования внесены в актуализированные локальные акты компании.

С прошлого года в АО «НК «ҚТЖ» активно внедряется новый механизм отбора и приема кандидатов на работу, который включает в себя централизацию процесса поиска, подбора и оценки персонала, публикацию всех вакансий компании на общедоступных интернет платформах, тестирование кандидатов в электронном формате и другие новшества, которые позволят существенно минимизировать коррупционные риски в сфере управления человеческими ресурсами.

Наряду с этим, внедрен механизм обязательной проверки кандидатов на руководящие позиции на предмет возможного совершения ими коррупционных и иных преступлений.

Большое внимание уделяется предупреждению коррупционных проявлений среди работников компании. В этих целях, на регулярной основе проводятся тематические встречи в коллективах, продолжается работа по повышению правовой культуры персонала, на которых разъясняются требования Закона «О противодействии с коррупцией», рассматриваются вопросы правоприменительной практики антикоррупционного законодательства на предприятиях железнодорожной отрасли, вносятся предложения и вырабатываются меры по активизации профилактической работы.

Такие встречи проводились с руководителями и ответственными работниками структурных подразделений и филиалов компании, отделений железной дороги, коллективами акционерного общества «Пассажирские перевозки», Филиала «Центра оценки и развития железнодорожного персонала», инспекторским персоналом по мобильной мониторинговой деятельности пассажирских перевозок филиала - «Многофункциональный центр обслуживания», специалистами, занятыми в области закупок услуг страхования. Активное участие в этих встречах принимают Служба комплаенс, представители Антикоррупционной службы и Департамента полиции на транспорте.

Мы хорошо понимаем, что успешное искоренение коррупции невозможно без личного примера безупречного поведения и повышения ответственности руководителей всех уровней за коррупционные правонарушения подчиненных.

Как известно, в ноябре прошлого года Глава государства подписал поправки в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы и противодействия коррупции, которые как раз предусматривают ответственность руководителей госорганов и организаций за коррупцию подчинённых.

В этой связи, в июне т.г. приняты локальные акты компании, регламентирующие вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными работниками.

- Одной из чувствительных сфер, подверженных коррупционным рискам, является сфера закупок. Что предпринимается, чтобы минимизировать их проявления?

- Прежде всего, в целях повышения прозрачности процедуры закупок в АО «НК «ҚТЖ» в прошлом году открыли специальный кабинет для проведения заседаний конкурсных комиссий по закупкам товаров, работ и услуг. Регламентом работы кабинета предусмотрена аудио-видеозапись заседаний, а также их учет, регистрация и хранение. Кабинет оборудован всем необходимым для эффективной работы конкурсной комиссии, направленной на обеспечение равных возможностей для участия в процедуре закупа, привлечение надежных и квалифицированных поставщиков, недопущение нарушений правил закупок. Специальные кабинеты для проведения заседаний конкурсных комиссий также функционируют в дочерних организациях, региональных отделениях железных дорог.

Что касается задач подразделения корпоративной безопасности - внедрены процедуры проверки гражданско–правовой состоятельности и деловой репутации потенциальных контрагентов, а также аффилированности с ними должностных лиц компании. Эта работа проводится на постоянной основе.

В текущем году мы приступили к внедрению риск ориентированного подхода к проверке контрагентов, который предусматривает проверку потенциальных поставщиков при принятии решений о закупках способом из одного источника, проведения конкурентных переговоров и при проведении процедуры аудита потенциального поставщика. Такой подход во - первых, повышает «прозрачность» принятия решений, во вторых, дает возможность получать дополнительную информацию о состоятельности и деловой репутации потенциального поставщика и другие сведения, способствующие принятию объективного решения.

Одновременно ведется мониторинг закупок и хода выполнения договоров, большое внимание уделяется факторам образования дебиторской задолженности на предмет выявления признаков мошенничества, коррупционных проявлений, конфликта интересов. С прошлого года по результатам внутренних служебных расследований и проверок правоохранительными органами возбуждено и проводится досудебное производство по 8 фактам нанесения имущественного ущерба. Принятыми мерами возмещен ущерб в размере 1,4 млрд тенге, а также погашена дебиторская задолженность в размере 4.1 млрд.тенге.

На постоянной основе ведется мониторинг публикаций в средствах массовой информации по вопросам коррупции на железнодорожном транспорте. Не остается без внимания ни одно обращение граждан и юридических лиц о коррупционных проявлениях.

Хотел бы напомнить работникам компании и дочерних организаций, что в рамках политики конфиденциального информирования компания гарантирует конфиденциальность заявителя, защиту его от преследования и дискриминации, а также принятия мер в отношении лиц, которые попытаются это сделать.

В целом, принятыми мерами многое сделано по искоренению коррупции, но немало всем нам вместе еще предстоит сделать в этом направлении.

banner_wsj.gif

72 просмотра

В Facebook начался бойкот рекламы

Но он не оказал большого влияния на бизнес компании

Фото: Pixabay

Свыше 240 компаний приостановили свои рекламные расходы в Facebook, объясняя свои действия обеспокоенностью по поводу распространения в этой социальной сети риторики ненависти и дезинформации. 

Многие из них приняли участие в организованном борцами за гражданские права бойкоте, который официально стартовал 1 июля. Впрочем, маловероятно, что Facebook, чья ежегодная прибыль составляет $70 млрд благодаря более чем 8 миллионам рекламодателей, получит серьезный финансовый урон, если только бойкот не станет более масштабным и компании будут поддерживать его на протяжении долгого времени.
 
Если бы с мая все 100 крупнейших американских рекламодателей компании бойкотировали бы Facebook и Instagram в течение целого года (наиболее экстремальный сценарий), это означало бы снижение дохода компании в США и Канаде на 18,6% и падение доходов на глобальном уровне примерно на 9%. Вопрос о финансовом влиянии бойкота официальный представитель Facebook на момент подготовки материала не прокомментировал.

11_WSJ Приблизительные рекламные расходы крупнейших участников бойкота-1.jpg

Ключевой источник дохода Facebook –  это миллионы субъектов малого и среднего бизнеса, использующих сложную рекламную систему компании для таргетирования своей рекламы на потенциальных клиентов. По данным Deutsche Bank, на МСБ приходится 76% всех рекламных расходов в Facebook, и, скорее всего, эти компании даже на время не станут отказываться от такого высокоэффективного маркетингового канала, особенно в условиях пандемии.

11_WSJ Рекламная прибыль Facebook (весь мир) 2019-1.jpg

Несмотря на устойчивое финансовое положение Facebook, бойкот несет для компании определенные риски. Внимание, которое крупные бренды привлекли к себе, приостановив свои рекламные кампании, может побудить пользователей Facebook и Instagram проводить меньше времени на этих платформах. Кроме того, к бойкоту могут присоединиться и небольшие семейные компании. Также негативный пиар может стать поводом для усиления контроля за компанией со стороны государства. Facebook уже испытывает на себе повышенный интерес со стороны Капитолийского холма, прежде всего демократов, которые считают, что компания не прилагает необходимых усилий для наведения порядка на своей платформе.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg