156 просмотров

Как Kcell устраняет цифровое неравенство в Казахстане

Оператор участвует в проекте по подключению к мобильному Интернету более тысячи сел

Сотовый оператор Kcell на конец июня текущего 2020 года уже обеспечил широкополосным доступом к мобильному Интернету более двух десятков казахстанских сел с населением от 250 человек в рамках совместного с другими сотовыми операторами проекта «250+», благодаря которому мобильный Интернет придет до конца этого года в тысячу сельских населенных пунктов страны. 
 
Проект «250+» предполагает проникновение широкополосного доступа в сельскую глубинку за счет построения сетей мобильной связи стандарта 3G и/или 4G. Название проекта отражает количественные характеристики сел, которые им будут охвачены: базовые станции будут установлены в населенных пунктах с населением от 250 человек. 
 
Отметим, что проект «250+» является логическим продолжением строительства волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах со стороны материнской для Kcell компании– АО «Казахтелеком». Самый крупный телеком-оператор страны подводит ВОЛС (волоконно-оптические линии связи)  к крупным селам, создавая точки входа в широкополосный доступ, а операторы мобильной связи на этой инфраструктурной базе выстраивают собственную сеть, которая покроет широкополосным мобильным Интернетом все близлежащие к этим точкам входа села. 
 
«Казахтелеком» начал свой проект ВОЛС в 2018 году, В результате его реализации к 1 200 селам, которые уже подключены к оптоволокну, добавится еще 800 с лишним населенных пунктов, в которых можно выстраивать мобильную сеть для их территориальных спутников. И сотовые операторы республики уже подключились к этой работе, причем одной из первых это сделала Kcell – компания, количество абонентов которой по итогам первого квартала 2020 года исчислялось порядком 8 млн при общем населении страны 18,5 млн человек. 
 
На сегодняшний день в рамках проекта «250+» Kcell уже запустил свои станции в 24 населенных пунктах с населением от 250 человек для обеспечения их жителей широкополосным мобильным интернетом. Особо стоит подчеркнуть, что финансирование этого амбициозного инфраструктурного проекта три сотовых оператора страны полностью взяли на себя. Причем операторы из группы компаний АО «Казахтелеком» - Kcell и Tele2/Altel – взяли на себя 65% всех расходов на строительство мобильных сетей в таких селах, понимая, что проект будет иметь больше социальный, чем коммерческий эффект. 
 
«Значение «Проекта «250+», который осуществляется АО «Кселл» совместно с другими мобильных операторами, трудно переоценить, - говорит независимый директор, член совета директоров АО «Кселл» Рашит Махат. – Мы стремимся охватить скоростным мобильным Интернетом всю территорию нашей огромной страны. Это не только сделает жизнь сельчан более комфортной, но значительно изменит социальный ландшафт Казахстана, потому что наличие широкополосного доступа к мобильному интернету открывает более широкие возможности не только в плане пользования электронными государственными услугами, услугами телемедицины или получения удаленного образования, но и в плане осваивания совершенно новых занятий, видов предпринимательства и источников дохода. Особенно это касается молодых людей, которые быстро учатся зарабатывать в интернете. Проект имеет четкий план-график, который был тщательно проработан и согласован с акиматами. В результате, в итоговый документ вошли более 1 000 сел, где проживает 250 человек и более».

«Проект 250+ является базовым элементом реализации государственной программы «Цифровой Казахстан», он в буквальном смысле стирает границы цифрового неравенства между селом и городом и является одним из драйверов развития экономики страны» – добавляет независимый директор, член совета директоров АО «Кселл» Динара Инкарбекова

«Работа по выстраиванию мобильной сети стала возможна после подведения «Казахтелекомом» оптоволокна к базовым селам с большим населением, - поясняет главный технический директор АО «Кселл» Аскар Есеркегенов. - Дело в том, что оптоволокно на сегодняшний день остается самым надежным способом передачи сигнала, обеспечивающим высокую степень бесперебойности и минимальную задержку. Радиосигнал аналогичные параметры способен выдавать лишь на ограниченной территории, поэтому сотовые операторы ждали, когда точки входа ВОЛС появятся в максимальном количестве базовых сел – по итогам 2020 года таких населенных пунктов в стране будет свыше 2 тысяч при общем количестве сел в стране 6,5 тыс. Часть из них уже охвачена широкополосным мобильным Интернетом, источником для которого служат входные точки ВОЛС. 
 
«Благодаря нашему партнеру АО «Казахтелеком», который с 2018 года реализовывает программу ВОЛС СНП - строительство волоконных оптических линий связи для сельских населенных пунктов по всей стране, мобильные операторы, используя трансмиссию на базе создаваемой инфраструктуры, обеспечивают услуги мобильного широкополосного доступа к сети Интернет для сельских населенных пунктов», - говорит Есеркергенов. 
 
На сегодня АО «Казахтелеком» предоставил плацдарм для выстраивания мобильных сетей в более чем 400 сельских округах из 800 населенных пунктах страны, которые до конца года будут подключены к ВОЛС. И Kcell идет следом за материнской компанией, покрывая широкополосным мобильным доступом, как сами базовые села, так и расположенные рядом поселки. Эту работу не приостановил даже карантин – сотовый оператор разворачивал свои сети в марте, апреле и мае, тем более, что именно в разгар пандемии выяснилось значение интернета для обеспечения дистанционных форм обучения, работы и оказания услуг. И сейчас работа в этом направлении продолжается без снижения темпов. 
 
«Когда проект «250+» будет реализован и широкополосный доступ придет в более 1 000 новых сел, общий уровень проникновения интернета в стране приблизится к 99%. То есть практически все население Казахстана будет иметь доступ в сеть», - утверждает министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности страны Аскар Жумагалиев. «Этого показателя, благодаря успешной деятельности телеком-операторов, делающих интернет все более доступным как в инфраструктурном, так и в ценовом выражениях, страна добилась менее чем за 16 лет». 
 
Еще в 2005 году в стране интернетом пользовались всего 4 человека из 100. На сегодня процент пользователей интернета в стране вырос до 84,2% от общего населения в 18,5 млн человек. Интернет сейчас доступен во всех 118 городах и в 4 235 сельских населенных пунктах, а после окончания проекта «250+» широкополосным доступом будет обеспечено более 5 тыс. сел, и процент его пользователей возрастет до 99,3%.

PR-материал

banner_wsj.gif

123 просмотра

Как телеком-операторы завоевывают доверие клиентов

Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Фото: Pixabay

Любой телекоммуникационный оператор мечтает о том, чтобы его абонентская база стабильно прирастала в объеме за счет превышения прихода новых абонентов над оттоком действующих. При этом снизить отток до абсолютного ноля – это утопия, а вот сократить этот отток в разы на казахстанском рынке оказалось вполне возможно. Для этого было достаточно всего лишь гарантировать потребителю услуг стабильность.

Начиная с 2019 года в базе нашей компании наблюдается постепенное и стабильное снижение объемов оттока абонентов. При этом ранее АО «Казахтелеком» ежегодно наблюдало сезонный тренд по росту оттока абонентов – физических лиц в январе-феврале, однако в текущем году впервые за последние 10 лет в этот период не было зафиксировано всплеска оттока абонентов. Более того, по итогам первого полугодия мы ожидаем снижения суммарного оттока пользователей наших основных услуг на 39%.

Причины сезонного оттока

Прежде чем аргументировать наши ожидания, сначала поясним, с чем связана традиционная сезонность оттока. Дело, на мой взгляд, даже не в снижении платежеспособности населения, изрядно потратившегося на новогодние праздники. Люди просто привыкли к тому, что именно в постновогодний период в стране происходит повышение тарифов – и массированный отток абонентов, наблюдавшийся в эти два месяца, являлся отчасти ответной реакцией потребителя на поведение рынка.

Форма этой протестной реакции была проста: она выражалась в принципиальном отказе от покупок или от дальнейшего сотрудничества с поставщиком тех или иных услуг. При этом зачастую под раздачу попадали и те поставщики товаров и услуг, которые свои тарифы не повышали, – потребитель просто демонстративно затягивал пояс в отношении всего рынка. И, надо признать, такая потребительская позиция отчасти способствовала дальнейшему снижению цен за счет падения спроса.

Другой вопрос, что с этим делать тем производителям и компаниям, тарифы на товары и услуги которых в постновогодний период не повышаются, но которые страдают от затягивания потребительских поясов не меньше, чем конкуренты, поднявшие цены? Очевидно, что нужно было выходить на рынок с каким-то внятным и взаимовыгодным для компании и ее клиента предложением, ценность которого перевешивала бы январские абонентские настроения «отморозить уши назло маме», то есть отказаться от выгодного предложения просто из принципа «экономлю на всем».

Чего хотят клиенты 

Первоначально нужно было понять, чего хочет клиент телеком-сектора от своего оператора в плане тарифной составляющей. И здесь нам пригодилось живое общение с нашей клиентурой, в ходе которого мы пришли к неожиданному для себя выводу: абонента интересует не столько то, какую сумму он будет платить ежемесячно, сколько то, что он получит за свои деньги и на какой гарантированный (понятие «гарантированный» здесь, пожалуй, ключевое) срок.

К этому выводу нас подтолкнула работа с клиентами в офисах: сотрудники утверждали, что при подборе тарифных планов для абонентов наиболее выгодными предложениями они считают не более низкие по абсолютной цене, а содержащие в себе целый набор услуг – и за счет этого «опта» позволяющие снижать стоимость каждой услуги отдельно. То есть абонент в принципе готов платить за пакет больше, чем за отдельную наиболее востребованную им услугу, в том случае, если он уверен в оптимальном и справедливом сочетании параметров пакета услуг и тарифов на него.

Однако и это еще не все поведенческие особенности наших клиентов, которые удалось установить в ходе живого общения. Мы обратили внимание на то, что абсолютно все заключающие с нами пакетные предложения люди в обязательном порядке интересуются стабильностью этих пакетов. Поскольку с их стороны в обязательном порядке звучали вопросы типа: «Как долго будут действовать эти условия?», «Не отменят ли данную акцию?», «Не поднимутся ли тарифы в скором времени?». Вывод лежит на поверхности: клиенты ждали – и ждут – от поставщиков товаров, работ и услуг стабильности, причем стабильности не только ценовой.

Дело в том, что потребитель, на наш взгляд, просто устал от постоянного поиска более выгодных предложений на рынке: мониторинг акционных предложений в поисках самого выгодного «съедает» много времени, которое все научились ценить. Проблема в том, что акции, как правило, краткосрочны, и потребителя раздражает даже не то, что спустя неделю – месяц – полгода он должен платить за услугу больше, чем во время действия акции, а то, что ему снова надо приспосабливаться к изменившимся правилам игры. Дело в том, что попытки заключать контракты на срок до года на рынке уже были, но они не гарантировали сохранения тарифа. Соответственно, эти правила игры надо было сделать более долгосрочными – на год, на два года, на три, и одновременно решить – а вытянет ли сама компания свои долгосрочные скидки и если да, то при каких условиях.

В связи с этим важно было понять, что получаем мы в результате введения новой модели долгосрочных отношений с клиентами. Понятно, что любой поставщик услуг, удовлетворив данные запросы клиентов первым, получит значимое конкурентное преимущество на рынке, сопровождающееся ростом продаж и, самое главное, гарантированной долгосрочной лояльностью абонентов. Лояльность же клиентов означает снижение расходов на поддержание и на рост абонентской базы. Если отток снижается, не надо тратить много средств на продвижение, продажи и организацию новой клиентской базы. Снижаются расходы на материалы для подключения услуг – кабель, грубо говоря, уже проложен, снижаются расходы на заработную плату инсталляторов и монтеров – и компании остается следить за тем, чтобы величина этих накладных расходов, которых удалось избежать, покрывала объемы скидок, предоставляемых ее клиентам.

Чем дольше – тем выгоднее

В итоге баланс между интересами компании и клиентов был найден в виде вывода на рынок системы долгосрочных тарифных планов с более высоким средним чеком и маржинальностью – и с гарантией неповышения цены. Проблема была в том, что относительно высокий чек по сравнению с альтернативными предложениями конкурентов снижал привлекательность новых планов в части уровня тарифов. Но мы решили и эту задачу, включив в пакеты услуг в рамках новой тарифной линейки такой перечень и такие параметры услуг, которые являются либо трудно копируемыми, либо вообще недостижимыми для конкурентов. В частности, речь идет о наличии технической возможности ухода в недосягаемый для крупных альтернативных операторов уровень скоростей доступа в интернет и передачи данных в диапазоне от 200 до 500 Мбит/с.

Также в рамках создания уникального продукта были предложены премиальные пакеты с труднокопируемым набором каналов и видеоконтентом в услугах цифрового ТВ (с партнерами по организации совместной услуги IP TV) и возможности по созданию конкурентоспособных параметров мобильных услуг в новой линейке тарифов.

В результате у нас получилось не только дать клиентам гарантию неповышения тарифов на срок один, два или три года, но и ввести новую линейку пакетов, тарифы на которые снижаются в зависимости от увеличения срока контракта, а набор услуг и их параметры улучшаются. При этом чем больше срок контракта, выбранный клиентом, тем больше скидка на тарифы и выше скорость доступа в интернет, тем лучше параметры других услуг, шире набор каналов ТВ и каналов в формате HD.

Первые тарифные планы данной линейки были введены в октябре 2018 года, а ее реальные массовые продажи достигнуты только к середине 2019 года. Зато уже к концу 2019 года каждый пятый абонент АО «Казахтелеком» (это более 0,5 млн человек) имел долгосрочный контракт на получение услуг со скидкой на базовый тариф и гарантией неповышения цены, причем 71% долгосрочных контрактов в 2019 году был заключен сроком на три года. Отсюда и нынешнее январское снижение оттока абонентов, ведь доля клиентов, подключившихся во втором полугодии 2019 года без заключения контракта с гарантией неповышения цены, составляла только 2%.

Как это будет действовать дальше? Цель компании на 2020 год – перевести на долгосрочные контракты минимум 40% абонентов, и к середине 2021 года – более 80% клиентов. При этом нам уже не приходится заморачиваться с рекламой данного пакетного предложения, за нас на рынке работает «сарафанное радио»: наши клиенты уже без особых усилий с нашей стороны по продвижению линейки сами обращаются к нам с просьбой переключить их на новые условия с долгосрочными контрактами. Первоначальным источником сведений для них служат их родственники, друзья, знакомые и сослуживцы, так что практическая реализация новой линейки продемонстрировала возможность экономить еще и на рекламе. И показала способ обеспечения качественного роста на рынке, где вроде бы все уже открыто и известно: как выяснилось, иногда для этого достаточно прислушаться к потребителю.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg