526 просмотров

Как COVID-19 поможет заработать казахстанским заводам

Больше десятка казахстанских производителей вошли в глобальный список компаний, изготавливающих ключевые товары для борьбы с коронавирусом

Фото: Аскар Ахметуллин

Азиатский банк развития (АБР) опубликовал результаты исследования проблем поставок важнейших в борьбе с COVID-19 товаров. Первая волна заболеваемости показала, насколько страны были не готовы к такой угрозе, не обеспечены необходимыми средствами защиты, медицинским оборудованием.

Согласно выводам экспертов АБР, спрос на ключевые товары превзошел объемы мирового производства медицинских масок, аппаратов искусственной вентиляции легких, защитной одежды, очков и перчаток. Ситуацию усугубило то, что изготовление некоторых изделий, допустим медицинских перчаток, сконцентрировано в наиболее уязвимых странах (Китае). Значительным недостатком для стран-покупателей стал запрет на экспорт, принятый многими странами-производителями. 

«По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в борьбе с пандемией ежемесячно необходимо 89 миллионов медицинских масок, 76 миллионов пар перчаток, 1,6 миллиона штук медицинских очков. Вспышка COVID-19 в начале этого года практически истощила все мировые запасы данной группы ключевых товаров, отставание в выполнении производственных заказов уже превысило шесть месяцев. Для удовлетворения спроса промышленность должна увеличить производство на 40%», – сообщают авторы исследования.

Пополнить запасы

Чтобы облегчить поиск сырья и компонентов, необходимых для производства критически важных в борьбе с COVID-19 товаров, Азиатский банк развития составил интерактивную карту цепочек поставок. На сайте АБР опубликован перечень предприятий, участвующих в цепочке поставок. Среди них 13 казахстанских компаний. Они рассредоточены по разным регионам страны и являются производителями компонентов или сырья для изготовления медицинских очков, респираторов, аппаратов ИВЛ. В список поставщиков попали такие крупные компании, как «АрселорМиттал Темиртау», «Казхром», «Казферросталь», «Алюминий Казахстана», Казахстанский электролизный завод и другие.

Четырнадцатая компания в списке – Республиканский протезно-ортопедический центр, но там «Курсиву» сообщили, что ничего подобного упомянутой продукции не производят.

Список казахстанских компаний от АБР нельзя назвать полным, в него не вошли, например, кокшетауский завод по производству аппаратов ИВЛ «Тыныс», алматинская фармацевтическая производственная компания Dolce-Pharm, производитель медицинской одежды из Жамбылской области Super-Pharm, шымкентская фирма Mega Pharma и другие. Потенциальными поставщиками такой востребованной во всем мире продукции, как респираторы мог стать Серебрянский завод неорганических производств (СЗНП), что в Восточном Казахстане. Но активы предприятия находятся в Фонде проблемных кредитов, СЗНП имеет негативную кредитную историю.

заводы-02.jpg

Что это дает?

В связи с тем, что основная часть действующих казахстанских участников интерактивной карты – сырьевые поставщики, они могут представлять интерес только для производителей конечной продукции. Статистика АБР показывает, что 33% рынка ключевых товаров занимает Северная Америка, 28% – Азиатско-Тихоокеанский регион, 22% – Европа. Емкость глобального рынка средств индивидуальной защиты составляет около $2,5 млрд (данные 2018 года).

Попадание в международный список поставщиков дает казахстанским заводам возможности не только для расширения рынков сбыта. Чтобы обеспечить стабильные торговые связи для таких предприятий, Азиатский банк развития разработал программу торгового финансирования и поставок (SCFP). Это «живые» деньги различных международных финансовых институтов, предоставляемые разным странам в помощь в борьбе с коронавирусом. Непосредственно АБР, согласно данным с сайта банка, установил финансовый пакет в размере $20 млрд. Из них $2,4 млрд пойдут именно на развитие торговых и логистических цепочек. 

Например, Кыргызстан получил от АБР $50 млн для поддержки неотложных приоритетов правительства по сдерживанию распространения пандемии и предоставлению стимулов для защиты малых и средних предприятий. Всего за два месяца АБР выделил кредитные ресурсы в объеме $818 млн (с учетом софинансирования) на программу SCFP таким странам, как Пакистан, Узбекистан, Вьетнам, Армения, Монголия, Папуа – Новая Гвинея, Шри-Ланка, Бангладеш. Казахстана в списке государств, получивших такую помощь, нет.

Как воспользоваться этими инвестиционными ресурсами? Согласно данным пресс-службы Азиатского банка развития, выплаты в рамках проектов АБР могут осуществляться головным офисом напрямую подрядчикам или консультантам на их счета. Поэтому в рамках программ поддержки нет необходимости открывать специальные счета в каких-либо банках. Средства перечисляются постфактум, уже после отгрузки товара.

banner_wsj.gif

72 просмотра

В Facebook начался бойкот рекламы

Но он не оказал большого влияния на бизнес компании

Фото: Pixabay

Свыше 240 компаний приостановили свои рекламные расходы в Facebook, объясняя свои действия обеспокоенностью по поводу распространения в этой социальной сети риторики ненависти и дезинформации. 

Многие из них приняли участие в организованном борцами за гражданские права бойкоте, который официально стартовал 1 июля. Впрочем, маловероятно, что Facebook, чья ежегодная прибыль составляет $70 млрд благодаря более чем 8 миллионам рекламодателей, получит серьезный финансовый урон, если только бойкот не станет более масштабным и компании будут поддерживать его на протяжении долгого времени.
 
Если бы с мая все 100 крупнейших американских рекламодателей компании бойкотировали бы Facebook и Instagram в течение целого года (наиболее экстремальный сценарий), это означало бы снижение дохода компании в США и Канаде на 18,6% и падение доходов на глобальном уровне примерно на 9%. Вопрос о финансовом влиянии бойкота официальный представитель Facebook на момент подготовки материала не прокомментировал.

11_WSJ Приблизительные рекламные расходы крупнейших участников бойкота-1.jpg

Ключевой источник дохода Facebook –  это миллионы субъектов малого и среднего бизнеса, использующих сложную рекламную систему компании для таргетирования своей рекламы на потенциальных клиентов. По данным Deutsche Bank, на МСБ приходится 76% всех рекламных расходов в Facebook, и, скорее всего, эти компании даже на время не станут отказываться от такого высокоэффективного маркетингового канала, особенно в условиях пандемии.

11_WSJ Рекламная прибыль Facebook (весь мир) 2019-1.jpg

Несмотря на устойчивое финансовое положение Facebook, бойкот несет для компании определенные риски. Внимание, которое крупные бренды привлекли к себе, приостановив свои рекламные кампании, может побудить пользователей Facebook и Instagram проводить меньше времени на этих платформах. Кроме того, к бойкоту могут присоединиться и небольшие семейные компании. Также негативный пиар может стать поводом для усиления контроля за компанией со стороны государства. Facebook уже испытывает на себе повышенный интерес со стороны Капитолийского холма, прежде всего демократов, которые считают, что компания не прилагает необходимых усилий для наведения порядка на своей платформе.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg