Перейти к основному содержанию
510 просмотров

Uber Technologies намерен поглотить Grubhub

Крупнейшие сервисы по доставке еды продолжают вести переговоры о сделке

Фото: Don Emmert/Agence France-Presse/Getty Images

Компания Uber Technologies Inc. стремится выкупить акции сервиса Grubhub Inc. в рамках сделки, которая может объединить двух крупнейших игроков бизнеса по доставке еды. Это происходит в период, когда из-за пандемии коронавируса спрос на их услуги значительно вырос.

Как сообщает информированный источник, в феврале Uber (помимо основного бизнеса по райдшерингу компания также управляет подразделением по доставке еды – Uber Eats) сделал предложение Grubhub о полном выкупе ее акций и с тех пор компании ведут переговоры.

Недавно Grubhub предложил обменять каждую свою акцию на 2,15 акции Uber, на что получил категорический отказ, поскольку Uber посчитал, что это слишком много. Сейчас, как утверждают знакомые со сделкой люди, обе стороны обсуждают меньшую цену.

Впрочем, эти переговоры вполне могут оказаться безрезультатными.

Но если сделка все же состоится, это изменит бизнес по доставке еды, значение которого в эпоху пандемии только усилилось и который на сегодня является ключевым элементом новой экономики.

Конкуренция в этой новой отрасли, где сервисы доставляют заказы из ресторанов в дома и офисы, значительно усилилась после того, как в борьбу за рыночную долю включились новички, используя при этом скидки и рекламные акции. В то же время рестораны не хотят платить комиссию сервисам доставки, выдавливая Grubhub и его конкурентов.

im-186109.jpg

Доставщик еды сервиса Grubhub – конкурента компании Uber Eats

Аналитики уже давно утверж­дают, что отрасль, где в США представлены сразу четыре крупных игрока, терпящих убытки (еще два – это Postmates Inc. и DoorDash Inc.), нуждается в консолидации. Некоторые считают, что места на рынке достаточно лишь для двух крупных игроков.

В январе издание The Wall Street Journal уже сообщало о том, что Grubhub привлек финансовых консультантов для изучения возможности провести сделку по продаже.

На фоне этих новостей акции Grubhub выросли во вторник на 29% и достигли $60,39 за акцию, обеспечив компании рыночную стоимость в $5,6 млрд. Акции Uber показали рост на 2,4% при цене $32,40 и рыночной стоимости на текущий момент $56,2 млрд. Текущие цены на акции Uber все еще недотягивают до показателя $45 во время IPO в прошлом году, поскольку инвесторы в ужасе от огромных убытков этой компании.

Screenshot_2_3.png

Обсуждаемая сделка может помочь обеим компаниям снизить издержки дорогостоящего бизнеса по организации доставки и расходы на привлечение клиентов. На фоне пандемии и самоизоляции спрос на доставку вырос, что вынуждает компании инвестировать в бизнес больше, чтобы оставаться на волне.

В то же время ограничения на поездки и прекращение деятельности многих компаний весьма негативно отразились на ключевом бизнесе Uber – райдшеринге. С другой стороны, значение подразделения по доставке еды, которое сейчас пытается найти свое место среди конкурентов, наоборот, возросло.

Сервис Grubhub, который когда-то доминировал на рынке, уже уступил часть своей доли на рынке таким новым компаниям, как тот же DoorDash.

В октябре прошлого года на фоне замедления роста клиентской базы Grubhub понизил свои прогнозы по выручке и прибыли, что уже на следующий день привело к обрушению акций на 43% и вынудило компанию искать стратегические альтернативы.

Поначалу пандемия лишь ухудшила результаты Grubhub, поскольку люди стали запасаться продуктами, а Нью-Йорк, где позиции компании были особенно сильны, многие вообще покинули. Впрочем, затем, как говорят в компании, уровень продаж начал восстанавливаться.

И Uber, и Grubhub отозвали свои прогнозы по прибыли на текущий год. Ранее в этом месяце Uber заявил, что планирует сократить персонал на 14%, утверждая, что этот шаг способен помочь компании выйти на прибыль в 2021 году.

По оценкам аналитиков Wedbush Securities, в случае сделки объединенная компания сможет контролировать примерно 55% рынка доставки еды, второе место будет у DoorDash с долей примерно 35%. Учитывая сильные позиции Grubhub в ряде городов США и глобальную деятельность Uber, это также означает, что у компании будет наибольшая зона влияния.

«Мы всегда изучаем возможности для повышения нашей ценности», – сообщил Grubhub в заявлении, опубликованном после того, как The Wall Street Journal и другие издания рассказали о возможной сделке. «Тем не менее мы по-прежнему уверены в своей текущей стратегии и последних инициативах по поддержке ресторанов в этой сложной обстановке», – говорит компания.

Со своей стороны Uber заявил, что «постоянно ищет способы повысить ценность компании для клиентов во всех областях своего бизнеса», дав понять, что в отношении капитала компания придерживается строгой дисциплины.

До пандемии компания Uber Eats развивалась согласно плану, намеченному генеральным директором Дарой Хосровшахи. Этот план предусматривал уход с рынков, где компания не входила в число ведущих игроков. В частности, среди таких стран Саудовская Аравия, Египет, Гондурас и Украина.

По мере того как все больше людей стали заказывать еду на дом, общее число заказов в Uber Eats в I квартале года выросло на 52% по сравнению с показателями прошлого года и достигло $4,68 млрд. Продажи Grubhub в I квартале составили примерно $363 млн, что на 12% больше, чем было годом ранее, однако показатель общих убытков оказался хуже, чем ожидалось, и достиг $33,4 млн.

Впрочем, что бы ни происходило между Uber и Grubhub, отрасль явно развивается. Так, DoorDash и Postmates активно присматриваются к возможности провести листинг на фондовой бирже и, возможно, сделают это уже в текущем году. В качестве альтернативы они также изучают возможность объединения с теми компаниями, которые уже обладают публичным статусом.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

1438 просмотров

Как алюминиевый кластер Павлодарской области привлекает инвестиции

Рассказываем, какие новые производства будут открыты

Фото: Валерий Бугаев

Алюминиевый кластер появился в планах правительства РК едва ли не с самых первых дней независимости республики. Сырьевой базой кластера стал Павлодарский алюминиевый завод, сейчас АО «Алюминий Казахстана» - единственный производитель глинозема в стране. 

Крепкая база 

Глинозем – сырье для производства алюминия. В состав АО «Алюминий Казахстана» кроме Павлодарского алюминиевого завода входят известняковый рудник «Керегетас» в Павлодарской области и два бокситовых рудника: уже почти отработавший свой эксплуатационный срок Торгайский и Красно октябрьский (оба находятся в Костанайской области).

Преимущественно именно Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление снабжает Павлодарский алюминиевый завод бокситовым сырьем. Недавно здесь открыли еще два бокситовых месторождения с общим запасом сырья в 37,5 млн т. Залежи бокситов одного из месторождений позволяют эксплуатировать его 20 лет, другое – 11 лет, рассказали в пресс-службе АО «Алюминий Казахстана». Сейчас новые рудники готовятся к запуску. 
 
В этом году на двух рудниках АО «Алюминий Казахстана» планируется добыть более 4 тыс. т бокситов (844,4 т уже добыли за I квартал). Общее производство глинозема в 2020 году должно составить 1,4 млн т (более 331 тыс. т произведено в I квартале 2020 года).

Второй элемент 

Разобщать территориально стадии алюминиевого передела не стали, и в 2000-х в Павлодаре был построен Казахстанский электролизный завод (КЭЗ) – ключевой элемент для успешного развития алюминиевого кластера. Создание единственного в республике и уникального по своей технологичности производства первичного алюминия обошлось в $900 млн. В 2003 году государственный пакет акций ОАО «Алюминий Казахстана» (31,76%) был продан  швейцарской компании Corica AG. Условие сделки: право собственности на госпакет компании Corica AG окончательно переходит только после ввода первой очереди элект ролизного завода в 2007 году. 

Договоренности были выполнены в срок – в 2007 году состоялось открытие завода. Выход производства на полную мощность проходил поэтапно, в две очереди, по 125 тыс. т алюминия в год каж дая. Вторая очередь КЭЗ была введена в 2010 году. Сегодня Казахстанский электролизный завод производит 250 тыс. т продукции в год, около 90% алюминиевых чушек уходит на экспорт. 

Сейчас рассматривается вопрос о введении третьей линии КЭЗ. По мнению Каната Баитова, который в 2019 году исполнял обязанности председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития, это позволило бы оставлять в стране до 400 тыс. т глинозема. Сейчас остается как минимум в два раза меньше. 

В прошлом году две крупные компании – одна китайская и одна арабская – начали разработку предТЭО третьей линии КЭЗ для ERG. Завершить разработку технико-экономического обоснования планировалось до конца 2019 года. Коронавирус внес некоторые коррективы в эти планы, отодвинув реализацию проекта на неопределенный срок.

Кластер начинается 

Развитие алюминиевого кластера возложили на СЭЗ «Павлодар», определив металлургию одним из основных направлений ее развития. 

Первым в казахстанской алюминиевой цепочке стал выпуск легированного жидкого алюминия. Инвестор – ТОО «Giessenhaus», дочерняя компания немецкой корпорации Euro-Energie-GmbH и российской «СибИнвестГрупп». Запуск производства мощностью 52 тыс. т легированного алюминия в год состоялся в декабре 2017 года на территории экономической зоны «Павлодар». Общая стоимость проекта составила 4,9 млрд тенге. Сырье ТОО «Giessenhaus» получает от Казахстанского электролизного завода, только не в чушках, как его обычно экспортируют, а в жидком виде. Для этого используются специальные сосуды, так называемые тигели, поддерживающие температуру в пределах 750–800 градусов, что предотвращает застывание металла. Заместитель директора по производству ТОО «Giessenhaus» Руслан Ибраев рассказал о части производственных процессов. Например, после доставки металл с тигеля переливается в печи, затем производится легирование сплава. Если металл холодный, он подогревается, если же нормальной, заданной температуры, в него производится загрузка легирующих компонентов – это кремний, магний, титан, марганец.

Заключительная стадия – химический анализ. Если все показатели в норме, продукция Giessenhaus передается в ТОО «Вектор-Павлодар». Это сосед Giessenhaus, они находятся в одном здании и прекрасно дополняют друг друга. 

Вектор на Павлодар 

«Вектор-Павлодар», используя алюминиевый сплав Giessenhaus, выпускает автомобильные диски. Общий объем инвестиций этого проекта – 6,7 млрд тенге. Проектная мощность – миллион автомобильных дисков в год. Компания заходила в СЭЗ как дочка известной российской компании K&K, которая занимает едва ли не большую часть российского рынка дисков. На ее долю приходится 3 млн дисков в год, половину из которых компания экспортирует. В экспортном списке Красноярского завода автомобильных дисков до недавних пор значился и Казахстан – сюда из Красноярска поставлялось 200 тыс. автомобильных дисков в год. 
 
Причины, по которым красноярская компания открыла производственный филиал в Казахстане, в 2017 году на тот момент генеральный директор группы компаний  K&K Сергей Куклин назвал такие: «В Павлодаре для нас большой плюс в том, что здесь уже есть предприятие, которое будет производить легированный алюминий, – это ТОО «Giessenhaus» (70 процентов стоимости автомобильных дисков – это стоимость металла, еще и поэтому россиянам оказалось гораздо выгоднее выпускать свою продукцию там, где они могут получить сырье. – «Курсив»)». 

kak-alyuminievyj-klaster-pavlodarskoj-oblasti-privlekaet-investicii-2.JPG

Фото: Валерий Бугаев

По словам инвестора, в специальной экономической зоне «Павлодар» ему предложили такие преференции, которых нет в Красноярске, где расположена основная база К&К. В 2018 году году К&К купил РУСАЛ, а Куклин возглавил ТОО «Вектор-Павлодар». В нынешнем году это предприятие уже вышло на проектную мощность в один миллион автомобильных дисков в год, отправляя свою продукцию преимущественно в Россию. Сейчас, по информации председателя правления СЭЗ «Павлодар» Альбека Несипбекова, «Вектор-Павлодар» заключает договор на поставку своей продукции для нужд «СарыаркаАвтоПром» и «АзияАвто». «С 2017 года, когда ТОО «Вектор-Павлодар» вошло в состав СЭЗ «Павлодар», они вложили в алюминиевый кластер уже 3,241 миллиарда тенге и на 3,65 миллиарда отправили на экспорт своей продукции. 

Также ТОО «Вектор-Павлодар» – один из самых крупных наших налогоплательщиков. По сумме уплаченных за три года налогов (369 миллионов тенге) они находятся на третьем месте после «Каустика» и ТОО «УПНК-ПВ», – рассказал Несипбеков. 

Процесс изготовления автомобильных дисков не менее интересен, чем выпуск легированного алюминия. Если вкратце, то он выглядит так: металл с ТОО «Giessenhaus» обязательно обрабатывается аргоном. После очистки в него добавляются стронций, титан и другие легирующие элементы. Диски производятся на литейных машинах, а затем отправляются на рентген, чтобы проконтролировать их внутреннюю структуру. Следующий этап – механическая обработка: из отливки делается колесо – сверлится, протачивается, опиливается, чтобы потребитель получил продукцию качественную, без всяких шероховатостей и неровностей. «Если у контролера нет претензий к качеству, диск отправляется на участок маркировки, где мы обязательно указываем код колеса, день, цвет. Каждое колесо получается уникальным, – рассказал Kursiv.kz менеджер производства ТОО «Вектор-Павлодар» Андрей Назаренко. До недавних пор готовые автомобильные диски в поддонах или коробках в зависимости от дизайна колеса фурами отправлялись в Тольятти, где их красили. С этого года ТОО «Вектор-Павлодар» красить свои диски тоже будет в Павлодаре. 

 

Индустрия алюминий копия-1.jpg

«Сегодня уже ведутся строительно-монтажные работы во втором цехе ТОО «Вектор-Павлодар». Скоро на территории СЭЗ «Павлодар» диски будут не только производиться, но еще и краситься. В том же количестве, что и выпускаются, – один миллион штук продукции в год. Стоимость проекта – 5 миллиардов тенге», – сообщил председатель правления специальной экономической зоны «Павлодар». 

Ввод в эксплуатацию нового производства запланирован на этот год. 

Ходовой товар 

В 2020 году начнет свою работу и завод по производству полиоксихлорида алюминия максимальной мощностью 13 тыс. т в год. Это вещество – коагулянт, использующийся для очистки питьевой воды. Сейчас его импортируют из соседних России и Китая. Местные бизнесмены, выигравшие грант Национального агентства по технологическому развитию, намерены заменить продукт более дешевым отечественным аналогом. Размер гранта составил почти половину стоимости будущего предприятия, которое обойдется в 943 млн тенге.
 
Дополнительные проекты в рамках казахстанского алюминиевого кластера принесут в Казахстан почти 24 млрд тенге инвестиций. 

В прошлом году специальная экономическая зона «Павлодар» стала выступать своего рода генератором алюминиевых идей и предлагает заинтересованным предпринимателям уже готовые бизнес-планы в рамках дальнейшего развития кластера. 

«Мы не сидим и не ждем, когда к нам в дверь зайдет инвестор. Мы сами знаем, что будем развивать. Алюминиевый кластер – это главный наш приоритет, потому что мы видим здесь хорошую перспективу. На семь миллионов тенге мы разработали семь бизнес-планов, по миллиону каждый. Планируем выпускать из алюминия профили, банки, фольгу. Один бизнес-план мы уже продали. На наш миллион, потраченный на разработку идеи, инвестор приносит свои 500 млн тенге. По остальным мы в поиске. И уверен, они принесут свой результат. Потому что алюминий – это тот товар, на который всегда найдется свой купец», – говорит Альбек Несипбеков.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png