733 просмотра

Сенат принял закон по созданию единого жилищного оператора

Сливаются в одну компанию «Казахстанская ипотечная компания», «Байтерек девелопмент» и «Фонд гарантирования жилищного строительства»

Фото: Kursuv.kz

Депутаты сената парламента на пленарном заседании палаты 28 мая приняли проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения количества операторов жилищных программ».

Таким образом, закон считается принятым парламентом и направляется на подпись главе государства. Поправки были инициированы группой депутатов парламента. 

«Сегодня в сфере жилищной политики работают одновременно семь операторов. Законопроектом предусматривается объединение трех жилищных операторов. Это «Казахстанская ипотечная компания», «Байтерек девелопмент», «Фонд гарантирования жилищного строительства». Законопроектом предусматривается объединение деятельности этих обществ, сокращение общих административных расходов операторов», – сообщал 8 апреля депутат мажилиса Сапар Ахметов, представляя законопроект на пленарном заседании нижней палаты.

По его словам, в результате проведенного анализа трех этих компаний выяснилось, что их функции дублируются. В этой связи они объединяются в единого оператора.

Оставшиеся четыре компании продолжат свою работу в виде самостоятельных юридических лиц. В частности, это АО «Жилстройсбербанк Казахстана», имеющий своих вкладчиков и улучшающий свой рейтинг. Дочерняя организация Национального банка АО «Ипотечная компания «Баспана» продолжит работу по возврату ранее выданных ипотечных займов.

Как сообщает Ахметов, «Самрук-Казына Контракт» год назад прекратила свою работу в сфере строительства и сейчас занимается производственными проектами в рамках «Самрук-Казына». Фонд развития (предпринимательства «Даму») ранее занимался  субсидированием займов в банках, но после появления единого оператора фонд «Даму» продолжит свою деятельность, при этом не касаясь жилищного строительства.

По его мнению, это даст возможность решить вопросы субсидирования кредитных ставок и вопросы гарантирования кредитного жилья, а также вопрос доступности предоставления займов.

«Это даст возможность объединить эти функции по принципу единого окна и позволит местным исполнительным органам и строительным компаниям работать непосредственно с единым оператором. И это в конечном счете позволит людям принимать во внимание четкие и понятные продукты, которые позволят увеличить объем строительства и по фиксированным ценам получить жилье. Тем самым мы в рамках программы «Нурлы жер» получим единого оператора, который будет заниматься реализацией этого важного для страны проекта», – сообщил Ахметов.

В частности, единый оператор будет применять инструменты защиты прав дольщиков путем гарантирования завершения строительства многоквартирных жилых домов.

В свою очередь первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев сообщил, что процесс объединения «Казахстанской ипотечной компании» и «Байтерек девелопмент» уже начался и необходимые процедуры планируется завершить в июле.

По его словам, в рамках данного объединения усиливаются позиции механизма гарантирования, общие активы этого объединенного предприятия будут составлять около 750 млрд тенге. Также на 42% сократятся административные расходы от всех трех предприятий и на 25% сократится количество занятых людей.

Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил запустить новый проект по обеспечению казахстанцев кредитным жильем «5-10-20» для решения вопросов очередников и направить на него в рамках антикризисных мер 390 млрд тенге. По его словам, в стране необходимо продолжить работу по улучшению жилищных условий граждан. Президент считает, что мощным стимулом развития экономики, роста занятости и фактором социальной поддержки должно стать строительство доступного жилья.

banner_wsj.gif

130 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер