1949 просмотров

Продбезопасность без проблем: как реанимируются проблемные объекты АПК

Фото: ИФК

Режим чрезвычайного положения и карантинные ограничения в последние два месяца наглядно показали необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом в агропромышленном комплексе Казахстана есть много проблемных объектов, но, как показывает практика, их можно оздоровить, передав в руки надежного профессионального инвестора. Этим путем идет АО «Инвестиционный фонд Казахстана», входящий в структуру холдинга «Байтерек», усилиями которого к настоящему моменту начали жизнь с чистого листа сразу несколько сельхозпредприятий в Северном Казахстане.

Еще в ноябре 2018 года АО «Инвестиционный фонд Казахстана» получил на баланс 4 элеватора в СКО за долги российского учредителя с емкостью зернохранилищ от 80 тыс. до 160 тыс. тонн зерна в год общей мощностью около 400 тыс. тонн. Значение этих объектов для региона, который считается зерновой житницей республики, сложно переоценить, поскольку они составляют значительную долю обработки в области. Поэтому, взвесив все риски, ИФК не заморозил их деятельность, приняв на баланс. В фонде прекрасно понимали, что даже несколько месяцев простоя этих предприятий приведет к критическим осложнениям для хлеборобов региона. О том, как сложилась дальнейшая судьба этих активов, в интервью нашему изданию рассказал заместитель председателя правления Инвестиционного фонда Казахстана Алмас Рахимберлин

- Алмас Мейржанович, работа фонда, условно говоря, до сих пор подразумевала сохранение профиля проблемного актива и нахождение для него эффективного управленца: в случае с активами АПК удалось сохранить эту модель? 

- Безусловно, причем на самом крупном элеваторе, переданном ИФК в руки нового хозяина, Булаевском, уже практически завершены модернизационные работы – эту работу провело выкупившее его ТОО «Agrimer». На этом объекте мощностью 160 тыс. тонн зерна в год работает более 120 человек, актив попал на баланс нашего фонда в 2018 году и все это время не прекращал своей деятельности – все технологические работы, связанные с сушкой, очисткой и процессом хранения зерна, осуществлялись непрерывно.

Мы реализовывали все активы в полном соответствии с действующим законодательством РК, элеваторы выставлялись на публичные торги на портале электронных закупок gosreestr.kz, но выкупить их сразу заинтересованные стороны не смогли, и, соответственно, реализация данных активов была осуществлена в рассрочку отечественными инвесторами. То есть мы соблюдаем два главных условия нашей работы с активом: с одной стороны, возвращаем государству ранее вложенные в эти активы деньги, с другой – создаем все условия для их нормальной и эффективной работы на этих предприятиях. 

- Новые собственники на состояние приобретенных активов не жалуются?  

- Ну, вот возьмем, к примеру, выкупленный ТОО «Agrimer» Булаевский элеватор: директор этого ТОО отмечал отличное состояние объекта, и новый собственник сейчас не просто активно работает, но и строит планы по развитию предприятия за счет полученной в первом же сезоне прибыли. Мы выстраиваем взаимовыгодные отношения с нашими партнерами, и каждый новый собственник наших активов может осуществлять выкуп объекта, одновременно имея возможность расширять производство. Главное для нас в этой ситуации – видеть четко выстроенный бизнес-план и понимать, что он осуществим на практике. 

- И никаких проблем с новыми собственниками элеваторов у ИФК не возникало? 

- Нет, проблем не было и, уверены, не будет. К примеру, фонд реализовал Киялинский элеватор группе компаний ТОО «Orbis Agro». Инвестор показал себя профессионально: продолжил работу элеватора, приступил к модернизации. Его эффективная работа в сельском хозяйстве послужила поводом передать и более крупный актив, такой как Смирновский элеватор, данному инвестору.

Сделка была начата в 2019 году, что позволило безостановочно продолжить уборочную кампанию и сохранить рабочие места. А в 2020 году, несмотря на ограничения, вызванные карантином, в апреле сделка была завершена и элеватор окончательно перешел тем же инвесторам, которые показали себя успешными управленцами и автоматически продолжили свою деятельность уже в качестве хозяев. Залогом успеха служило еще и то обстоятельство, что компания Orbis Agro к моменту приобретения второго актива на практике ознакомилась со всеми возможностями приобретаемого полностью автоматизированного объекта и спросом на его услуги на рынке Северного Казахстана.

20191031_184008_0.jpg

В свою очередь, ИФК получил возможность убедиться, что потенциальный собственник объектов АПК намерен сохранить их профиль и настроен на их дальнейшее совершенствование, на поддержание элеваторов в исправном технологическом состоянии. 

Необходимо отметить, что элеваторы – стратегически важные объекты для дождливого северного региона, поскольку только на них можно сохранить качество зерна, а также уменьшить уровень его влажности. Так что для нас первостепенной задачей являлась передача элеваторов в надежные руки новых владельцев, профессионалов в своем деле.

- Вы сказали, что завершили сделку в апреле – как это удалось в режиме ЧП?

- Мы смогли выстроить в период режима ЧП дистанционную работу офиса. И действительно, весной этого года мы реализовали, кроме отмеченного мною элеватора, еще 2 актива сельскохозяйственного назначения. Путем проведения электронных торгов в мае реализован Бостандыкский хлебоприемный пункт, покупателем которого выступило местное крестьянское хозяйство. Этот объект действующий, объем хранения зерна здесь составляет около 18 тысяч тонн, его покупателем продолжена безостановочная деятельность предприятия, созданы новые рабочие места. 

А чуть ранее, в марте, фондом также реализована животноводческая ферма на 3 тыс. голов в Акмолинской области, где действующий отечественный инвестор планирует повысить плановый показатель до 7-8 тыс. голов. 

В числе активов нашего Фонда остается Петропавловский элеватор, и мы продолжаем работу по привлечению специализированных инвесторов. 

- Вы упомянули задачу по сохранению профиля реализуемых активов – вы отслеживаете их деятельность и после завершения сделок? 

- Могу сказать, что реализованные нами проекты агропромышленного сектора востребованы на рынке. Так, Смирновский элеватор с момента запуска производства выпустил более 100 зерновых расписок, хранение зерна здесь составило около 10 тысяч тонн. По Киялинскому элеватору за 2019 год поступило более 11 тысяч тонн, выпущено свыше 300 зерновых расписок. На сегодняшний день переработка и хранение зерна на Булаевском элеваторе достигли показателя в 100 тысяч тонн. То есть реализованные нами объекты продолжают свою профильную деятельность – и делают это успешно. 

Кроме того, за счет реализации элеваторов Фондом возвращены ранее вложенные в них инвестиции государства на сумму около 2,5 миллиардов тенге. 

prodbezopasnost-bez-problem-kak-reanimiruyutsya-problemnye-obekty-apk-3.jpg

- Помимо элеваторов, вы упомянули нахождение инвестора для животноводческой фермы – а какие-то еще успешные проекты в сфере АПК у фонда имеются? 

- Да, такие проекты есть, причем они в дальнейшем могут взаимодополнять друг друга. Нашу стратегическую задачу ИФК удалось выполнить и при продаже мясоперерабатывающего комплекса в г. Щучинск в Акмолинской области. Комплекс был продан ТОО «KazBeef Processind», отечественному инвестору, зарекомендовавшему себя как востребованный производитель премиальной мясной продукции.

Предприятие уже выходит на свои производственные мощности: выпущено полторы тысячи тонн охлажденного мяса, аналогичное количество колбас и деликатесов и 200 тонн дополнительной продукции, которая производится на закупленном инвестором немецком спецоборудовании.

И, как я отмечал ранее, недавно реализованная животноводческая ферма в том же регионе может поставлять сырье для этого комплекса в числе прочих поставщиков. Таким образом, ИФК не просто сохраняет активы и возвращает деньги государству – фонд еще и участвует в образовании новых производственных цепочек в агропромышленном секторе страны, которые планируют не только обеспечивать продовольственную безопасность страны, но и выходить на соседние рынки, в частности – на рынок Российской Федерации.

Хочу также отметить, что аналогичную работу фонд проводит по всем проектам, относящимся к разным секторам экономики, стараясь для каждого актива подобрать инвестора, эффективного именно в данной отрасли и понимающего специфику проекта.

Партнерский материал

banner_wsj.gif

140 просмотров

Будущее для индустрии быстрого питания уже наступило

Сети фастфуда вроде McDonald’s извлекают уроки из пандемии

Фото: Justin Sullivan/Getty Images

Крупные сети ресторанов проделали большую работу по преодолению «коронавирусного» кризиса. В результате будущее отрасли вполне может напоминать то, как она выглядит сейчас.

Распространение коронавируса, а также введенный правительством карантин стали причиной настоящего хаоса в ресторанной индустрии США. В прошлый четверг компания Darden Restaurants, под управлением которой находятся такие сети ресторанов, как Olive Garden и LongHorn Steakhouse, заявила о том, что в период до 31 мая ее объем продаж упал почти на 48% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в июне продажи вообще снизились на треть. Многие более мелкие независимые компании пострадали еще сильнее.

Однако в это же время крупные сети быстрого питания вновь начали зарабатывать. В кризис они упростили выбор меню, закрыли обеденные зоны и расширили число предложений в рамках различных акций. В результате многие клиенты стали к ним возвращаться. В апреле продажи McDonald’s в США упали на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, однако в мае этот разрыв составил всего 5%. Carrols Restaurant Group, одна из крупнейших компаний франчайзи в США, заявила о том, что в последнюю неделю марта продажи в ее ресторанах Burger King упали на 33% по сравнению с прошлым годом, но за первую неделю июня они выросли на 2,5%.

В этот же период объем продаж в точках продаж Popeye’s Louisiana Kitchen увеличился на 14,6%. Благодаря таким результатам цена акций этих компаний значительно выросла с мартовских минимумов. Как и в других отраслях, необходимость быстро адаптироваться к меняющимся условиям означает, что будущее наступило с опережением графика. По прогнозам аналитиков Morgan Stanley, к концу текущего года на онлайн-заказы будет приходиться не менее 13% всех продаж в ресторанах в США. До кризиса считалось, что онлайн-доставка достигнет этого уровня лишь к 2023 году.

Онлайн-заказы на самовывоз также стали более популярными. Свою роль, безусловно, играет и то, что у клиентов ресторанов быстрого питания растет доход. По состоянию на 22 мая в рамках программ стимулирования Налоговая служба США отправила американцам чеки на общую сумму $258 млрд.

Ожидается, что повышение федеральных пособий по безработице продолжится как минимум до конца июля.

Повсюду люди стали реже ходить в точки продаж, однако средний чек на одного покупателя резко вырос благодаря большим по объему заказам от целых семей. Кроме того, поскольку многие независимые рестораны все еще закрыты, выбор у потребителей невелик, что, естественно, выгодно для тех точек, которые имеют возможность продолжать работу. Без привычного обслуживания в обеденной зоне франчайзи также могут снизить свои затраты на персонал.

Тем не менее процесс восстановления работы сетей быстрого питания проходит неравномерно. Например, если в центральных городских районах рестораны страдают от отсутствия клиентов, то в точках продаж, расположенных в пригородах, где работает система обслуживания клиентов на автомобилях, наблюдается огромный рост спроса, поскольку покупатели выбирают тот вариант питания, который позволяет им не покидать свои автомобили. И здесь сетям быстрого питания удалось оперативно внедрить ряд улучшений.

Как рассказал генеральный директор McDonald’s Крис Кемпчински, в период пандемии компания на 25 секунд сократила среднее время, необходимое для выполнения заказа посетителя на автомобиле. В таком бизнесе, как быстрое питание, где происходит большое количество транзакций, подобная оптимизация ведет к росту потенциала продаж и увеличению маржинальности. С другой стороны, в ресторанах, которые раньше полагались на высокий уровень пешеходного трафика, например, на территории колледжей, в аэропортах или в центре города, рост продаж по-прежнему невысокий.

Нарушение привычного темпа работы и школьных занятий также отразилось на сетях быстрого питания, которые довольно сильно зависят от продаж завтраков. В обычное время завтраки являются важным элементом продаж благодаря таким высокомаржинальным напиткам, как кофе. Так, Starbucks сообщила о снижении за последнюю неделю мая сопоставимых с прошлым годом продаж в США на 32%, в то время как Dunkin Brands проинформировал о снижении за неделю по 23 мая продаж своих пончиков на 23%.

McDonald’s и Taco Bell также заявили о резком падении продаж завтраков. В другое время дня, например в обед, продажи, наоборот, выросли, однако не каждая сеть предлагает подобное меню. Эту проблему будет сложно решить в краткосрочной перспективе. Бесспорно, реклама и акции способны побудить клиента сменить ресторан. Однако в мире, где работникам не нужно ехать на работу в офис, убедить их выйти на улицу с утра пораньше – это весьма непростая задача. Со своей стороны Starbucks планирует открыть в городских районах большее число точек продаж, специально предназначенных для работы на вынос и предварительного заказа.

И хотя у подобных точек более низкий потенциал продаж, если сравнивать их с традиционным кафе, экономия на персонале и накладных расходах на содержание помещения будет значительной. Кроме того, акцент на онлайн-заказах делает этот формат точек продаж более привлекательным.

«Мы ожидаем, что отдача от этих инвестиций, даже при меньших объемах продаж, будет по меньшей мере такой же хорошей, как и у наших традиционных кафе», – заявил на прошлой неделе финансовый директор компании Патрик Грисмер во время конференции с инвесторами.

И до пандемии доставка, еда на вынос и предварительный заказ были экономически оправданны для ресторанов. Поэтому не стоит удивляться, если социальное дистанцирование в бургерных продолжится и после COVID-19.

Screenshot_1_6.png

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg