Перейти к основному содержанию
648 просмотров

Почему кризис невозможно предсказать

В эпоху Covid-19 некоторые компании и инвесторы выглядят более разумными, но и они не способны предсказать непредсказуемое.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: MIKEL JASO

По причине Covid-19 перед компаниями, инвесторами и политиками встал весьма щекотливый вопрос: как защититься от следующего «черного лебедя»? Однако соблазну найти конкретный ответ на этот вопрос лучше всего не поддаваться.

Это своего рода финансовая приманка, лежащая в центре политической полемики, в частности о том, являются ли авиакомпании жертвами пандемии или они те, кто не заслуживает помощи в виде денег налогоплательщиков. На прошлой неделе американские авиаперевозчики достигли соглашения с федеральным правительством о выделении безвозмездной помощи в размере $25 млрд. И это было сделано несмотря на тот факт, что за последнее десятилетие практически весь полученный свободный денежный поток эти авиакомпании выплачивали акционерам, а не пытались его сохранить и инвестировать.

Недоброжелатели считают, что перевозчиков нужно было вынудить заявить о банкротстве. А некоторые аналитики, например, Виктория Калб из UBS, полагают, что регулирующие органы и управляющие фондами с социальными взглядами могут ограничить обратный выкуп и выплату дивидендов даже после окончания кризиса Covid-19.

 

site_info-17 (1).png

Разумеется, ограничение выплат во время чрезвычайных ситуаций вполне обоснованный шаг, точно также следует более пристальное внимание обращать и на выплату бонусов руководству компаний. Тем не менее, за исключением обремененной долгами компании American Airlines, те дополнительные выплаты инвесторам, которые осуществляли все остальные американские авиакомпании, были результатом растущей прибыльности. Более того, все эти выплаты были осуществлены только после увеличения капиталовложений. И как показывают данные, те сектора индекса S&P 500, где на выплаты акционерам выделялось больше денег, как правило, оказывались более устойчивыми в финансовом отношении. К примеру, за последние два десятилетия западные компании существенно нарастили свои финансовые буферы.

По сути, вся дискуссия сводится лишь к вопросу о том, существует ли определенный уровень готовности, который должны обеспечивать политики, чтобы помочь компаниям пережить неожиданные кризисы.

Экономисты Фрэнк Найт, Джон Мейнард Кейнс, а также математик Нассим Николас Талеб (автор термина «черный лебедь» для обозначения событий, которые невозможно предвидеть) - все они отмечали наличие разницы между «риском», который в разумных пределах поддается измерению на основе вероятностей в прошлом и «неопределенностью». Иными словами, если вы подбрасываете монетку, то вероятность проиграть составляет всего 50%. Неопределенность же - это вероятность быть убитым падающим пианино до того, как вы получите свой приз и просчитать ее просто невозможно.

Наглядным примером здесь может послужить крах гигантского хедж-фонда Long-Term Capital Management. Этот фонд использовал математические модели оценки риска для проведения сделок с использованием заемных средств и был уничтожен «черным лебедем» в виде азиатского финансового кризиса конца 1990-х годов.

 

site_info-18 (1).png

Свободные деньги – это не единственная защита от неопределенности. Помимо рекомендаций инвестировать в криптовалюты, Талеб также советует обратить внимание на фонд Universa Investments, который использует опционные контракты для ставок на крах фондового рынка. Согласно информации из писем клиентам, прибыль Universa за первый квартал текущего года превысила 4000%. Индекс Eurekahedge Tail Risk Hedge Fun, который ориентируется на аналогичные, хотя и менее экстремальные стратегии, вырос в этом году на 66%.

Сама идея о том у неопределенности может быть цена, является противоречием, которое стоит изучить.

Некоторые данные указывают на то, что рынки структурно занижают цену неопределенности: динамика акций компаний со стабильной прибылью и меньшей долговой нагрузкой исторически превосходит среднерыночные показатели. Тем не менее, с момента ослабления позиций долгосрочного управления капиталом, опционные рынки устанавливают цену страховой премии за неопределенность. Оставшиеся с 2007 года инвестиции в индекс Eurekahedge Tail Risk могли бы принести инвесторам убытки, что во многом напоминало бы то, как в течение длительного периода времени страховщики зарабатывают за счет страхователей.

Разумеется, если вовремя прибрести защиту, можно хорошо заработать, как и в случае с любым другим финансовым активом. В конце прошлого года принадлежащий Рэю Далио хедж-фонд Bridgewater был среди тех, кто обратил внимание на то, что хеджирование опционов было дешевле по сравнению с рынком акций, который демонстрировал полную уверенность в своем успехе. Однако то, чего добился фонд Universa, наталкивает на мысль, что даже сама вероятность экстремальных событий была недооценена.

site_info-19 (1).png

Но это не означает, что так будет всегда. Природа неопределенности заключается в том, что инвесторы никогда не узнают заранее, должны ли они более активно страховать свои активы. Не узнают этого и компании.

У международных авиакомпаний было достаточно денег, чтобы пережить три месяца без дохода. Но этого было достаточно лишь для преодоления тех обычных кризисов, которые не были связанны с беспрецедентным снижением объемов авиаперевозок почти на 70%. Теперь же, даже если 10-кратно увеличить финансовый буфер авиакомпаний, этого может оказаться недостаточно для следующей пандемии.

Так как же инвесторы и чиновники вообще могут учесть неопределенность? Если говорить о компаниях по отдельности, то самые слабые из них, должны побуждаться к тому, чтобы сохранять больше свободных финансовых средств. Однако для отрасли в целом важна сила государственных институтов. Правительства западных стран правы, когда во время системного кризиса не полагаются на длительные процедуры банкротства, и они вполне могли бы выиграть от внедрения более оперативных механизмов по спасению компаний и домашних хозяйств – помимо наращивания ресурсов в системе здравоохранения в ожидании очередной пандемии.

Безусловно, такие шаги будут способствовать к принятию на себя больших рисков, но ведь это именно то, на чем и держится экономика развитых стран. Развивающиеся рынки, на которых зачастую нет учреждений, способных вмешаться при необходимости, обычно торгуют со скидкой.

Чего действительно следует избегать инвесторам, так это слишком сильно полагаться на хеджирование неопределенности, которое обеспечивает сам рынок. Ведь сами эти инструменты могут легко превратиться в того самого «черного лебедя», которого инвесторы надеются избежать.
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

1183 просмотра

Настоящая угроза для Baidu вовсе не COVID-19

Компания восстанавливает бизнес, однако долгосрочные перспективы поисковика по-прежнему туманны

Фото: Tingshu Wang/Reuters

Китайский поисковый гигант Baidu постепенно восстанавливается после того ущерба, который был ему нанесен пандемией COVID-19. Однако пока нет никаких признаков того, что хронические проблемы компании как-то решаются. И пока эта ситуация не изменится, возможности фирмы по привлечению инвестиций могут быть ограничены.

После закрытия торгов в понедельник Baidu объявила о том, что доходы компании от рекламы в прошлом квартале упали на 19% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Общий доход компании по сравнению с прошлым годом при этом снизился на 7%. Падение смягчила дочерняя компания – видеохостинг iQiyi, показавшая значительный рост в период, когда люди находились на самоизоляции. Однако iQiyi по-прежнему не приносит прибыли. В таких секторах экономики, как туризм и здравоохранение, бизнес сократил расходы на рекламу, поскольку в условиях карантина не осуществлял какой-либо деятельности. Также Baidu отмечает снижение расходов на рекламу со стороны малого бизнеса, который пострадал от пандемии наиболее сильно. В этом году акции Baidu упали на 15% – сильнее, чем у таких компаний, как Alibaba и Tencent.

Впрочем, инвесторы не обратили особого внимания на не­утешительные итоги за прош­лый квартал, о которых сообщила компания. Торгующиеся на NASDAQ акции Baidu после закрытия торгов в понедельник выросли на 8%, поскольку компания прогнозирует, что на смену спада активности придет рост. По итогам текущего квартала ожидается, что в рамках промежуточного прогноза по прибыли доходы компании останутся на прежнем уровне. Свою роль здесь, вероятно, сыграли невысокие ожидания. По данным S&P Global Market Intelligence, аналитики уже понизили оценки трехмесячной давности по выручке компании за этот квартал на 12%.

Дела у Baidu действительно пойдут лучше. Расходы на рекламу, очевидно, возрастут, поскольку многие предприятия в Китае вновь возобновляют свою деятельность. Однако некоторые отрасли, например туризм и малый бизнес, по-прежнему испытывают трудности.

Кроме того, пандемия обнажила и структурные проблемы Baidu, поскольку компания отстает от своих конкурентов в привлечении рекламодателей из числа интернет-компаний, которые играют все более важную роль в экономике. Например, доходы Tencent от рекламы выросли на 32% в сравнении с прошлым кварталом. Преимущество этой компании в том, что она владеет крупнейшей социальной сетью в Китае – WeChat и является крупнейшей игровой компанией в мире. В последние годы Baidu уступает свою долю рынка конкурентам, в частности Bytedance, которая владеет видеохостингом для создания коротких видео TikTok.

Вероятно, худшая из пандемий для Baidu закончилась, однако теперь перед компанией стоит гораздо более сложная задача – наверстать упущенное и догнать своих соперников.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png