Перейти к основному содержанию
3622 просмотра

Коронавирус посадил на мель даже Toyota

Когда кризис носит глобальный характер, диверсификация рынков помогает, но не слишком

Фото: Toru Hanai/Bloomberg News

Даже самый популярный в мире автопроизводитель не избежал трудностей, возникших из-за пандемии коронавируса.

12 мая японская компания Toyota Motor, которая является крупнейшей по рыночной стоимости автомобилестроительной компанией в мире, сообщила о том, что ее выручка от основной деятельности за финансовый год, который закончится в марте следующего года, будет на 20% меньше в сравнении с предыдущим периодом. Это также отразится и на операционной прибыли, которая может упасть на 80%. В тот же день другая японская компания, Honda, сообщила о том, что не может предоставить «обоснованно рассчитанный» прогноз, поскольку сложно предсказать, как пандемия COVID-19 отразится на разных странах. Honda ушла в минус еще в прошлом квартале, тогда как операционная прибыль Toyota по сравнению с прошлым годом снизилась на 25%. Многие из разбросанных по всему миру заводов этих двух компаний были временно закрыты из-за пандемии.

На внутреннем рынке Toyota удалось сохранить прибыльность, хотя и здесь компания не защищена полностью: в текущем квартале продажи автомобилей упали на 7,6%. В то же время деятельность Toyota в Японии обеспечила в прошлом квартале почти 90% операционной прибыли компании.

0001.jpg

По итогам прошлого квартала Toyota столкнулась с убытками в Северной Америке – на крупнейшем по объему продаж автомобильном рынке, и на пути к восстановлению ситуация может оказаться даже еще хуже, поскольку за последние два месяца США сильно пострадали от COVID-19. В прошлом квартале продажи Toyota в этом регионе уже упали на 8,3%.

Впрочем, в сравнении с компаниями по другую сторону Тихого океана Toyota достигла больших успехов. Ford Motor и Fiat Chrysler сообщили о серьезных убытках в прошлом квартале, и, как ожидается, эти компании не сумеют показать прибыль и в текущем квартале. Еще одна компания, General Motors, сумела выйти в прибыль в прошлом квартале, однако в этом она ожидает значительных убытков.

Даже если автомобильные заводы постепенно возобновят свою работу, потенциальным покупателям автомобилей потребуется намного больше времени, чтобы восстановить свое положение после текущего экономического кризиса. И даже такая компания, как Toyota, которая производит самые разные автомобили, не может найти безопасное убежище в условиях, когда пандемия охватила все основные рынки сбыта.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

732 просмотра

Спасение Lufthansa правительством Германии – это палка о двух концах

Берлин хочет сохранить обширную внутреннюю сеть маршрутов авиакомпании, но это отрицательно сказывается на ее прибыльности

Фото: Pixabay

Компания-гигант в области авиа­перевозок Lufthansa получила от правительства Германии почти все, что требовала. У инвесторов эта новость вызвала как облегчение, так и новые опасения.

В понедельник официальный Берлин одобрил €9 млрд ($9,8 млрд) правительственной помощи в адрес крупнейшей по доходности авиакомпании Европы. На данный момент это один из самых крупных пакетов помощи, выделенных из-за пандемии COVID-19. Взамен правительство Германии получит 20%-ную долю в компании и два места в ее наб­людательном совете.

В США авиакомпаниям для получения помощи пришлось передать правительству лишь около 10% доли в виде варрантов. Тем не менее условия, предложенные Lufthansa, инвесторов в целом удовлетворили, поскольку правительство страны сразу сообщило о том, что планирует продать свою долю к 2023 году и не собирается вмешиваться в повседневную деятельность компании. Свой голос в компании оно намерено использовать лишь для того, чтобы заблокировать поглощение Lufthansa. Акции авиаперевозчика на этой неделе выросли примерно на 12%.

инвестиции WSJ-02.jpg

Сделке предшествовало многонедельное обсуждение деталей договора. Однако в реальности стратегия компании и видение правительства Германии всегда совпадали.

Lufthansa уже давно испытывает проблемы с прибыльностью из-за высокой стоимости рабочей силы и перенасыщения сети маршрутов. Хотя в последние годы компания активизировала усилия по решению некоторых из этих проблем, показатели ее рентабельности (рассчитанные до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) в 2018 и 2019 годах снова упали и оказались ниже, чем у конкурентов. Кроме того, кризис, вызванный коронавирусом, Lufthansa встретила с весьма скромным резервным капиталом.

Одна из главных причин, почему европейские авиакомпании менее прибыльны в сравнении с американскими компаниями, заключается в том, что крупные города Европы расположены недалеко друг от друга, из-за чего возникает высокая конкуренция с другими авиаперевозчиками, а также с железнодорожными и автомобильными компаниями. В Германии это проявляется особенно ярко: в отличие от Великобритании и Франции, столицы которых являются безоговорочными центрами, в германской экономике большую роль играют множество городов среднего размера, включая Франкфурт и Мюнхен (где расположены узловые аэропорты Lufthansa, хотя эти города разделяет всего 305 км), а также Гамбург, Кёльн и Штутгарт.

 

инвестиции WSJ-04.jpg

Чтобы заполнить международные авиарейсы в Северную Америку и Азию, Lufthansa приходится поддерживать обширную сеть во всех этих городах и соседних странах, что объясняет приобретение ею других европейских авиакомпаний – Swiss Air Lines и Brussels Airlines. Однако на фоне конкуренции с такими соперниками, как лоукостеры Ryanair и easyJet, эта стратегия обходится крайне дорого. Неоднократно Lufthansa пыталась вывести на прибыль свое бюджетное подразделение Eurowings, но безуспешно.

Даже несмотря на все сложности, авиакомпания могла бы попытаться оптимизировать свой бизнес в Германии, вместо того чтобы агрессивно защищать его всеми возможными способами от новых игроков. При поддержке официального Берлина компания может позволить себе продолжить функционировать как прежде, хотя все другие европейские авиакомпании под влия­нием COVID-19 трансформируются. Например, British Airways может пойти на сокращение до четверти своего персонала, а также покинуть базу в аэропорту Гатвик, чтобы полностью сосредоточиться на лондонских рейсах в Хитроу. Норвежские авиалинии Air Shuttle, вероятно, ограничат свою деятельность скандинавским рынком.

Несомненно, Lufthansa тоже внедрит ряд изменений. Не исключено значительное сокращение расходов, а также то, что все планы использовать авиакомпанию Eurowings на протяженных авиамаршрутах, скорее всего, будут надолго забыты. Руководство Lufthansa уже объявило о том, что другое подразделение компании – лоукостер Germanwings – будет закрыто.

Тем не менее компания по-преж­нему нацелена на обеспечение немецких экспортеров надежным авиасообщением. Как сообщают местные СМИ, правительство страны противится дав­ле­нию со стороны Европейского союза, который требует, чтобы Lufthansa отказалась от слотов в аэропортах Франкфурта и Мюнхена.

Вне зависимости от того, подразумевает акция по спасению Lufthansa контроль со стороны правительства или нет, она преследует цель сохранить текущую сеть авиамаршрутов в Германии. И это совсем не то, что может по-настоящему восхитить инвесторов.

 

инвестиции WSJ-03.jpg

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png