333 просмотра

Фиксированный спрос: интернет стал предметом первой необходимости

Почему так произошло, рассказывает председатель правления АО «Казахтелеком»

Фото: Shutterstock

Статистические данные рынка телекоммуникаций Казахстана в первые 4 месяца текущего года продемонстрировали новый потребительский тренд: услуги сети интернет по темпам прироста значительно превзошли другого лидера телеком-чарта – мобильную связь. Главный вопрос в том, сохранится ли эта тенденция в посткарантинный период.

В принципе, доминирование спроса на интернет-услуги в ситуации, когда люди переходят на дистанционную работу и вообще большую часть времени в течение полутора месяцев (с середины марта по конец апреля) проводят дома, было вполне предсказуемым. Но одно дело – теоретические расклады, другое – официальные данные комитета по статистике министерства национальной экономики страны. А они свидетельствуют о том, что лидерство интернет-услуг в первые четыре месяца стало более прочным, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Согласно официальным данным, структура доходов на телекоммуникационном рынке за рассматриваемый период сложилась следующим образом: наибольшую долю занимают доходы от услуг интернета – 36% (35,8% в 2019 году), затем услуги мобильной связи – 27% (27,5% в прошлом году) и прочие сопровождающие эти сегменты услуги – 20% (17,7% годов ранее). Остальной объем приходится на передачу данных (6,1%), распространение программ по инфраструктуре кабельной, по сетям беспроводным и через спутник (4,6%), на местную телефонную связь (4,2%) и на междугородную и международную телефонную связь (2,5%).

Оговорюсь сразу – в абсолютных цифрах как внутри квартала 2020 года (апрель к марту), так и в сравнении к аналогичному кварталу 2019 года объемы услуг связи по всем видам выросли. Потому что вырос общий фактический объем доходов на телекоммуникационном рынке: за период январь-апрель 2020 года он составил 281,482 млрд тенге, что по сравнению с аналогичным периодом 2019 года больше на 9,6% (год назад этот показатель составил 256,8 млрд тенге). А вот перераспределение темпов этого прироста сложилось в пользу интернет-услуг: их рост за первый квартал 2020 года на 11,6% по отношению к первому кварталу 2019-го против показателя в 5,8% в мобильном секторе, в чем «повинна», разумеется, пандемия.

И здесь мы подходим к самой интересной детали этих статистических выкладок: интернет-услуги могут предоставляться двумя способами, с помощью фиксированной и мобильной линий связи. Так вот, данные за чистый месяц карантина (апрель 2020) показывают увеличение потребления казахстанцами как услуг интернета, так и услуг междугородной и международной телефонной связи, с одновременным снижением потребления услуг мобильной связи и местной телефонии. И, самое главное, после долгой, практически пятилетней (с 2014 по 2019 год) стагнации показателей фиксированного широкополосного доступа, связанной с миграцией абонентов в мобильный интернет, впервые зафиксированы положительные приросты в объемах этих услуг на розничном сегменте.

Иными словами, переход на онлайн-режим работы/обучения увеличил спрос на фиксированные услуги (фиксированные широкополосный доступ и ТВ) в домохозяйствах. И это достаточно серьезный сигнал рынку, поскольку население является основным потребителем услуг связи, занимая на нем долю в 55,4%. «Казахтелеком», как один из доминантов рынка, эту тенденцию может подтвердить: основной объем подключений, который осуществлялся нашим персоналом в «карантинные» месяцы, касался услуг широкополосного доступа. И причины этого всплеска популярности лежат на поверхности: на один фиксированный модем можно «подцепить» сколько угодно гаджетов внутри одной квартиры, и это выйдет дешевле и надежнее в плане качества сигнала, чем «раздавать» интернет с мобильного устройства на это же количество потребителей.

Таким образом, исходя из этих статистических данных, можно сделать вывод, что самоизоляция в Казахстане действительно оказала сильное влияние на рынок, создала задатки для новых трендов и выработала новые пользовательские предпочтения. В частности, во время карантина спрос на услуги интернета стал сопоставим со спросом на предметы первой необходимости, лекарственные средства и средства дезинфекции и индивидуальной защиты. Теперь, по мере выхода страны из карантинного режима, возникает другой вопрос: сохранится ли этот тренд и если сохранится, то надолго ли и в какой динамике? Ответы на эти вопросы, безусловно, даст только время, но на примере Китая, первым в мире зашедшим в режим самоизоляции, можно увидеть, что после того, как люди вернулись к нормальной жизни, нагрузка на сети связи осталась выше, чем была до пандемии коронавируса.

А это означает, что привычка людей работать, учиться, скрашивать свой досуг и делать покупки через сети интернет в режиме онлайн способна сохраняться как минимум в среднесрочном периоде. Режим жизни онлайн, возможность которого предоставляют интернет-услуги, помимо обеспечения безопасности, имеет ведь и еще целый ряд выгод для потребителя, которые казахстанцы на карантине уже оценили. И от таких выгод, как оперативность и свобода выбора, которую несет интернет, они уже не откажутся. Думаю, что не откажутся они и от фиксированных линий, поскольку в периоды роста нагрузок на мобильные сети фиксированный ШПД позволял получать более качественную и бесперебойную картинку: радиосигнал пока в этом отношении все-таки уступает кабелю.

Что касается общей картины рынка, то можно констатировать, что потребность в услугах операторов связи останется достаточно высокой. Как уже говорилось выше, по итогам первого квартала 2020 года даже при снижении показателей отдельных направлений внутри телекоммуникационной отрасли ее доходы отрасли выросли практически на 10%, при этом ВВП страны показал незначительный прирост на уровне 2,7%, что свидетельствует о несущественном влиянии значений телекоммуникаций на этот показатель. Среди негативных тенденций можно отметить падение доходов операторов от роуминга и ритейла, а также снижение количества абонентов из числа представителей малого и среднего бизнеса – и последний сегмент является потенциальной точкой роста для нашего сектора. «Казахтелеком», занимающий на рынке долю в 57,5%, уже выдвинул новые предложения для казахстанских предпринимателей, которые позволят им оптимизировать свою деятельность и сократить затраты, снизив негативное влияние пандемии на их бизнес. В целом же, по итогам первой трети года, включившей в себя период массовой самоизоляции, можно сказать, что уровень роста телекоммуникационного сектора в текущем году будет как минимум на уровне запланированного.

banner_wsj.gif

68 просмотров

В Facebook начался бойкот рекламы

Но он не оказал большого влияния на бизнес компании

Фото: Pixabay

Свыше 240 компаний приостановили свои рекламные расходы в Facebook, объясняя свои действия обеспокоенностью по поводу распространения в этой социальной сети риторики ненависти и дезинформации. 

Многие из них приняли участие в организованном борцами за гражданские права бойкоте, который официально стартовал 1 июля. Впрочем, маловероятно, что Facebook, чья ежегодная прибыль составляет $70 млрд благодаря более чем 8 миллионам рекламодателей, получит серьезный финансовый урон, если только бойкот не станет более масштабным и компании будут поддерживать его на протяжении долгого времени.
 
Если бы с мая все 100 крупнейших американских рекламодателей компании бойкотировали бы Facebook и Instagram в течение целого года (наиболее экстремальный сценарий), это означало бы снижение дохода компании в США и Канаде на 18,6% и падение доходов на глобальном уровне примерно на 9%. Вопрос о финансовом влиянии бойкота официальный представитель Facebook на момент подготовки материала не прокомментировал.

11_WSJ Приблизительные рекламные расходы крупнейших участников бойкота-1.jpg

Ключевой источник дохода Facebook –  это миллионы субъектов малого и среднего бизнеса, использующих сложную рекламную систему компании для таргетирования своей рекламы на потенциальных клиентов. По данным Deutsche Bank, на МСБ приходится 76% всех рекламных расходов в Facebook, и, скорее всего, эти компании даже на время не станут отказываться от такого высокоэффективного маркетингового канала, особенно в условиях пандемии.

11_WSJ Рекламная прибыль Facebook (весь мир) 2019-1.jpg

Несмотря на устойчивое финансовое положение Facebook, бойкот несет для компании определенные риски. Внимание, которое крупные бренды привлекли к себе, приостановив свои рекламные кампании, может побудить пользователей Facebook и Instagram проводить меньше времени на этих платформах. Кроме того, к бойкоту могут присоединиться и небольшие семейные компании. Также негативный пиар может стать поводом для усиления контроля за компанией со стороны государства. Facebook уже испытывает на себе повышенный интерес со стороны Капитолийского холма, прежде всего демократов, которые считают, что компания не прилагает необходимых усилий для наведения порядка на своей платформе.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg