Авиакомпания Emirates не знает, что делать с суперджетами

Модель Airbus А380 не пользуется большим спросом в мире

Фото: Shutterstock

Еще год назад авиакомпания Fly Emirates была уверена, что решила проблему с A380, урезав свой заказ на последнюю партию. Теперь коронавирус раскрыл новую проблему с суперджетами.

С учетом того, что спрос на поездки, вероятнее всего, будет понижен еще много лет, гигантский реактивный самолет, построенный Airbus SE, рискует стать обузой и уступить своим более скромным по размеру собратьям.

Emirates могут, конечно, уволить какую-то часть своих сотрудников, занятых на А380. Но для авиакомпании, которая строит свой бизнес вокруг не очень популярных двухэтажных моделей самолетов, возможности для разгрузки самолетов ограничены, пишет Bloomberg.

Отменить особые заказы

Флот Emirates состоит из 115 самолетов A380. В 2021 году ожидаются еще восемь. Источники сообщают, что с производителем ведутся переговоры по отмене пяти из восьми заказанных самолетов.

Однажды авиакомпания уже меняла контракт, уменьшив дополнительный заказ на 39 самолетов в феврале прошлого года, поскольку Airbus перешел к завершению программы на фоне нехватки других покупателей. Эта сделка показала, что Emirates нацелилась на другие самолеты Airbus, но в нынешних условиях это не лучший выбор.

Поскольку производство последних A380 было очень продвинутым (последний комплект крыльев был отправлен из Великобритании на сборочную линию в Тулузе три месяца назад), отказ от доставки привел бы к штрафам в размере до 257 млн дирхамов ($70 млн) за каждый самолет. Вместо этого в Airbus предложили отложить поставки или платежи.

Ускорить списание

Президент Emirates Тим Кларк в сентябре заявил, что компания начала готовить к списанию старые модели A380 и может сократить размер флота до 90 к середине 2020-х годов, отказавшись от 30 самолетов. По информации Bloomberg, в гораздо более близкие сроки компания спишет до 65 самолетов.

Еще более радикальным решением было бы сохранить около 30 самолетов A380 с двигателями Rolls-Royce Holdings Plc, возраст которых не превышает 3,5 лет, и вывести 90 самолетов с турбинами от альянса General Electric Co.-Pratt & Whitney, самый старый из которых пробыл в эксплуатации десять лет.

Конец эры

59 самолетов A380 авиакомпания арендует. Кларк указал, что их можно вернуть по истечении срока эксплуатации. Еще 56 находятся в полном владении Emirates. Подвох в том, что, в отличие от почти любого другого пассажирского самолета, A380 не очень-то котируется на рынке подержанных моделей из-за вместимости в 450 посадочных мест и крайне объемного четырехмоторного дизайна.

Найти на них покупателя будет, мягко говоря, проблематично, особенно после того, как другие перевозчики начали списывать свои A380 из-за проблем, к которым привела пандемия. В среду, 20 мая, Air France-KLM объявила, что отказывается от девяти самолетов, которые должны были выйти к концу 2022 года.

Переход к грузоперевозкам

Не так уж часто случается, чтобы старые самолеты обретали новую жизнь, став грузовиками. При этом A380 – крайне неподходящий для этого вариант: то, что он двухпалубный, оставляет мало места и возможностей для грузов, переделывать его в грузовик сложно и финансово затратно. Более того, компания Boeing Co. уже предложила карго-версию самолета 747-8, который оказался даже более подходящим для грузовых, нежели пассажирских перевозок.

И все-таки A380 можно переделать, считает специалист Jefferies International Сэнди Моррис, но программа конверсии грузов должна быть конкурентна конверсии Boeing 777, запущенной в прошлом году Israel Aerospace Industries по заказу на лизинг.

Компания Emirates могла бы использовать лишние A380 как спецтранспорт по доставке на недельный хадж и круглогодичную Умру, которые собирают миллионы мусульман в Саудовской Аравии.

Malaysia Airlines Bhd. - единственный оператор суперджетов, который вышел на рынок после того, как не смог найти покупателя для своих шести самолетов. А380 эксплуатируются подразделением компании Amal, которое стремится захватить часть рынка паломничества в Индонезии, а также ориентировано на исламское население Китая.

Запчасти

Распродажа старых самолетов по запчастям тоже может оказаться прибыльной. Но для Emirates, которая остается единственным и главным оператором самолетов A380, найти покупателей на запчасти будет очень и очень сложно.

Кларк, который собирается в следующем месяце уйти на пенсию, в прошлом году заявлял, что запчасти от списанных самолетов компания будет использовать сама – эдакий вариант каннибализма во флоте.

Консервация

Как видно, вариантов у Emirates не так уж и много. Пока что авиакомпания может просто ничего не предпринимать и следить за развитием событий до тех пор, пока не станет ясно, к чему привела нас пандемия.

Моррис считает, что A380 может простоять до полугода, «но это не означает, что самолеты будут тянуть компанию вниз весь год». Расходы будут ограничены периодическим обслуживанием и платой за парковку.

Исполнительный директор Airbus Гийом Фори считает, что спрос на крупные самолеты может не вернуться до 2023-2025 годов. В таком случае это может стать закатом для эры A380.

Напомним, ранее сообщалось, что авиакомпания Air Canada, чтобы выйти из кризиса, сократит до 20 тыс. сотрудников, а британский авиаперевозчик объявил о полном завершении своих рейсов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Коронавирус обвалил доходы нефтяных компаний

О каких убытках объявили «КазМунайГаз», Chevron, ExxonMobil и Shell

Фото: «КазМунайГаз»

Национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) в первом полугодии 2020 года зафиксировала снижение объемов почти во всех сегментах производства. Особенно сильно пострадали переработка сырья и выпуск нефтепродуктов. КМГ был вынужден снизить объемы переработки нефти и выпуска нефтепродуктов, чтобы избежать затоваривания заводских складов.

Крупные мировые частные неф­тяные компании, работающие в Казахстане, такие как Chevron, ExxonMobil и Shell, объявили о многомиллиардных убытках. 

Upstream

Уровень добычи нефти и газового конденсата в КМГ, имеющем доли участия в ряде крупных и контролирующем несколько средних добывающих компаний, за первое полугодие уменьшился на 3,1%, до 11,3 млн тонн. Тенгиз, Кашаган и Карачаганак дали национальной компании чуть более 4 млн тонн нефти и
3 млрд куб. м газа, что превышает прошлогодние показатели за аналогичный период на 2,2% и 4,3% соответственно. Однако почти на 6% снизилось производство нефти на операционных активах КМГ. Компания объясняет, что снижение объемов нефти здесь «в основном обусловлено естественным падением уровня добычи на месторождениях «Казгермунай» (на 29,6%) и «ПетроКазахстан Инк» (на 22,9%).

Корпорация Chevron, основной акционер ТОО «Тенгизшевройл», в первом полугодии в среднем добывала свыше 3,1 млн баррелей нефтяного эквивалента (бнэ) в сутки, что на 1,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, если считать показатели второго квартала, то они оказались на 3% ниже по сравнению с прошлым годом, и на 8% – в сравнении с первым кварталом. Компания вынуждена была снизить производство в ответ на падение спроса. Из-за аналогичных проблем снизил добычу другой американский нефтяной гигант – ExxonMobil, сократив суточное производство нефти на 2,6%, до 3,8 млн бнэ. При этом по сравнению с первым кварталом во втором добыча снизилась на 7%.

«Рыночные цены на сырую нефть выросли после резкого падения в конце первого квартала. Тем не менее реализация сырой нефти и природного газа во втором квартале была значительно ниже, что отражает сохраняющееся избыточное предложение на рынке и влияние COVID-19 на мировой спрос», – отметили в ExxonMobil.

Англо-голландская Shell во втором квартале снизила добычу на 5,6%, до 3,3 млн баррелей в сутки. В компании отметили, что уменьшение добычи было связано с падением спроса и сокращениями в рамках инициатив ОПЕК+.

8 полоса_Добыча нефти в первом полугодии 2020 года-1.jpg

Downstream

Отрасль переработки нефти оказалась наиболее пострадавшей из всех сегментов нефтегазовой промышленности. Из-за снижения спроса на топливо в первом полугодии общий объем переработки углеводородного сырья снизился на заводах КМГ на 17,1%, до около 8,3 млн тонн.

В Казахстане на Атырауском НПЗ объем переработки уменьшился на 2,4%, на Павлодарском нефтехимическом заводе – почти на 17%, на Шымкентском заводе ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» – на 14%. На заводах «Петромидия» и «Вега» в Румынии – на 32,3% и 23,6% соответственно. Если на казахстанских заводах сокращение объемов КМГ объясняет намеренным снижением производства во избежание затоваривания, то на румынских заводах оно произошло из-за остановки производства на заводе «Петромидия» из-за проведения планового капремонта. В результате объем производства нефтепродуктов на казахстанских и румынских заводах уменьшился на 18,3%, до свыше 7,6 млн тонн. На казахстанских НПЗ он упал на 11,3%, до 5,4 млн тонн, а на румынских – на 31,5%, до чуть выше 2,2 млн тонн.

Объем переработки на заводах Chevron в первом полугодии снизился на 10,3%, до 1,385 млн баррелей в сутки. Операции в США принесли убыток в $538 млн против прибыли в $682 млн годом ранее. Тогда как нефтеперерабатывающие компании, расположенные в других странах, увеличили прибыль на 111%, до $631 млн. При этом во втором квартале переработка и доходы компании упали как в Штатах, так и за пределами страны. В США переработка нефти принесла компании убыток в $988 млн по сравнению с $465 млн прибыли годом ранее. Международные операции дали убыток в $22 млн по сравнению с прибылью в $264 млн в прошлом году. Сокращение объемов переработки и снижение выручки произошло в основном из-за снижения маржи от продаж нефтепродуктов, объяснили в компании.

Переработка нефти на заводах ExxonMobil в первом полугодии снизилась на 10%, до 3,788 млн баррелей в сутки. При этом показатели по переработке в США принесли убыток в $202 млн по сравнению с прибылью в $149 млн годом ранее, а международные операции, наоборот, увеличили прибыль более чем в 12 раз, до $567 млн. Многократный рост за пределами США компания объясняет более высокой маржей и низкими затратами. Вместе с тем во втором квартале маржа промышленного топлива была значительно ниже, чем в первом квартале, отражая влияние COVID-19 на спрос на бензин и авиационное топливо. Средняя загрузка НПЗ значительно снизилась – на 30% по сравнению с первым кварталом из-за падения спроса.

У англо-голландской Shell переработка нефти в первом полугодии также снизилась – на 18%, до 2,170 млн баррелей в сутки. А объемы продажи нефтепродуктов сократились на 29%, до 4,659 млн баррелей в сутки. При этом прибыль от переработки составила $811 млн, падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 132%. Снижение доходов было связано с глобальным падением спроса на нефтепродукты из-за пандемии коронавируса. Во втором и первом кварталах загруженность НПЗ составила 70% и 76% соответственно.

Доходы

В результате падения спроса на энергоресурсы в первом полугодии доходы нефтяных компаний значительно уменьшились. КМГ публикует финансовые результаты несколько позднее производственных, поэтому сейчас сложно сказать, насколько сильно упали доходы компании. Известно, что в первом квартале этого года чистая прибыль компании сократилась более чем в четыре раза, до 69,5 млрд тенге, по сравнению с 309,2 млрд тенге, заработанными в январе – марте прошлого года.

Корпорация Chevron по итогам первого полугодия получила чистый убыток в размере свыше $4,6 млрд против прибыли годом ранее в размере $6,9 млрд.

«Экономические последствия реакции на COVID-19 значительно снизили спрос на нашу продукцию и снизили цены на товары», – говорит председатель совета директоров и главный исполнительный директор Chevron Майкл Вирт.

Средняя цена продажи компании за баррель сырой нефти и природного газа во втором квартале составляла $19 по сравнению с $52 годом ранее. При этом в компании отмечают, что «несмотря на то, что спрос и цены на сырьевые товары показали признаки восстановления, они не вернулись к уровню, существовавшему до пандемии, и финансовые результаты могут по-прежнему снижаться в третьем квартале 2020 года».

ExxonMobil объявила по итогам шести месяцев убыток в $1,6 млрд против прибыли в $5,4 млрд годом ранее.

«Глобальные условия пандемии и избыточного предложения значительно повлияли на наши финансовые результаты за второй квартал благодаря более низким ценам, марже и объемам продаж», – сказал Даррен Вудс, председатель и главный исполнительный директор ExxonMobil.

Капитальные затраты и расходы на геологоразведку за шесть месяцев были сокращены на 16,6%, до $12,4 млрд. Компания определила значительный потенциал для дополнительных сокращений и проводит комплексную оценку активов по предприятиям в каждой отдельной стране.

По оценке экспертов Bloomberg, Chevron зафиксировала свои самые слабые результаты как минимум за три последних десятилетия, а убыток ExxonMobil во втором квартале был самым глубоким с момента его слияния в 1998 году с корпорацией Mobil.

Чистый убыток англо-голландской Shell в первом полугодии достиг $18,1 млрд по сравнению с чистой прибылью в $9 млрд за аналогичный период прошлого года. При этом результаты включают также убытки от обесценения активов в размере $16,8 млрд после налогообложения. В компании отметили, что во втором квартале этого года Shell пересмотрела свои среднесрочные и долгосрочные прогнозы по ценам и марже переработки с учетом ожидаемых последствий пандемии COVID-19 и связанных с ней макроэкономических, а также фундаментальных показателей спроса и предложения на рынке энергоносителей. В результате была проведена проверка значительной части материальных и нематериальных активов в области разведки, добычи и переработки нефти и газа.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg