Amazon получил шанс победить в битве за небо

Опубликовано
Компания получила отличную возможность расширить свой парк грузового авиа­транспорта в период, когда процесс поставок дает сбой

Господство в небе оказывалось ключом к победе во многих войнах. И, похоже, сейчас самое время Amazon создать собственные воздушные силы.

Гигант электронной торговли – одна из немногих компаний, ко­торые извлекли выгоды из кризиса, вызванного COVID-19. И хотя из-за связанных с пандемией расходов инвесторы были слегка разочарованы результатами за I квар­тал, акции компании в этом году выросли на 34%. Главным драй­вером роста стало увеличение продаж, поскольку потребители начали привыкать и работать, и со­вершать покупки не выходя из дома.

Screenshot_1_4.png

Другим победителем в этой игре, как это ни удивительно, стала авиакомпания. Акции компании Atlas Air в этом году выросли на 19%. Для сравнения: общеотраслевой индекс Dow Jones U.S. Airlines Index обрушился на 54%. Но сильная сторона Atlas – в обслуживании и сдаче в аренду грузовых самолетов. Оказалось, что владеть крылатым грузовым транспортом сегодня очень выгодно.

В начале текущего года на волне предшествовавших десяти лет, беспрецедентно успешных с точки зрения доходности, коммерческая авиация еще не испытывала трудностей. В то же время доходность грузовых авиаперевозок неуклонно снижалась из-за избыточного предложения (оно автоматически возрастало по мере приобретения перевозчиками новых самолетов для того, чтобы удовлетворить спрос на авиаперевозки) и снижения объемов международной торговли, в первую очередь за счет Китая. 

Запрет на авиасообщение и карантин все изменили. Теперь такие перевозчики, как немецкая Lufthansa, демонтируют пассажирские кресла на некоторых своих самолетах для того, чтобы обеспечить больше места для грузов – единственного, что сегодня может свободно летать. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), спрос на грузоперевозки упал на 16%, однако объем поставок снизился еще сильнее – на 25%.

Происходящее может сыграть на руку амбициям Amazon, желаю­щему стать крупным игроком в логистическом бизнесе, который сейчас испытывает трудности.

Технологический гигант потратил годы на то, чтобы избавиться от зависимости от FedEx и UPS из-за растущих затрат на доставку и необходимости более жесткого контроля над скоростью доставки – ключевого преимущества для сервиса Prime. Грузовой авиапарк Amazon Air, который к 2021 году должен вырасти до 70 самолетов, включает в себя узкофюзеляжные Boeing 737 и широкофюзеляжные Boeing 767. Все самолеты арендованы и обслуживаются другими компаниями, например Atlas и Air Transport Services Group (ATCG).

Однако авиапарк Amazon по-прежнему уступает паркам конкурентов. Так, у UPS свыше 260 самолетов, а у FedEx – 396 (не считая небольших самолетов). Многие из них – это более крупные модели, такие как Boeing 777.

COVID-19 вынудил авиакомпании избавляться от старых самолетов. По данным международной консалтинговой компании Ishka, арендные ставки снижаются: аренда грузового Boeing 747-8 сейчас на 13% дешевле, чем это было в январе. Amazon может даже рассмотреть возможность использовать свои значительные запасы наличных ($27 млрд по состоянию на конец марта), чтобы приобрести собственный авиапарк. Как сообщает Ishka, рыночная стоимость пятилетних лайнеров Boeing 777 и Airbus 330 в этом году снизилась почти на 10%.

«Порой мы единственные, к кому авиакомпании могут обратиться, потому что никто сейчас не заинтересован в широкофюзеляжных самолетах. На месте Amazon я бы обратил на них внимание», – говорит Джеймс Мун, исполнительный директор лизинговой компании AerMoon.

Переделка пассажирского лайнера в грузовое судно может стоить около $15 млн за один самолет. Однако рост прибыльности грузовых авиаперевозок все равно делает эту сделку выгодной. Также Amazon могла бы выкупить и своих поставщиков логистических услуг: в рамках сделок по лизингу у компании есть право приобрести контрольные пакеты акций Atlas и ATSG.

FedEx и UPS оказались в затруднительном положении, поскольку пандемия негативно отразилась на их прибыльном бизнесе по доставке товаров в офисы и магазины. И этой ситуацией Amazon вполне может воспользоваться не только на земле, в сфере потребительской экономики, но и в небе.
 

Читайте также