Перейти к основному содержанию
548 просмотров

Аэропорт Усть-Каменогорска оштрафовали за навязывание дополнительных услуг

Доказано нарушение прав грузополучателей

Фото: aeroport.kz

Акционерное общество «Аэропорт Усть-Каменогорска» проиграло суд по делу о нарушении законодательства в сфере защиты конкуренции. В ходе судебного заседания доказан факт злоупотребления АО доминирующим положением. Предприятие оштрафовано на 400 тысяч тенге.

История, приведшая к судебным искам, началась с конфликта между руководством воздушной гавани и транспортно-экспедиторской компанией ТОО «Asia Freight». Представитель ТОО Еркебулан Курмангазиев отправил из Алматы в Усть-Каменогорск груз весом 355 кг, за что оплатил оговоренную сумму 50 тыс. тенге. Однако, когда груз прибыл в конечный пункт, городской аэропорт потребовал с получателя еще 14,8 тыс. тенге.

Обоснование дополнительных трат было следующим. Чтобы перевезти такой объемный груз из стерильной зоны грузового терминала в зону выдачи, потребовалось использовать автомобиль Газель, принадлежащий аэропорту. Машину получателя груза использовать можно было бы только при определенных условиях - наличии специального удостоверения на право вождения и оборудование авто проблесковыми маячками. Данные услуги включены в прейскурант аэропорта с 1 января 2020 года. Все изложенные факты указаны в решении Специализированного межрайонного экономического суда ВКО (СМЭС).

Бизнесмен оплатил дополнительную сумму и сразу обратился с жалобой в департамент комитета по защите и развитию конкуренции по ВКО (ДКЗРК). Представители ведомства провели расследование и пришли к выводу – аэропорт допустил факт злоупотребления доминирующим положением, выраженный в навязывании дополнительных платных услуг потребителям. Контролирующим органом предписано прекратить нарушение закона.

Представители АО «Аэропорт Усть-Каменогорска» не согласились с требованиями ДКЗРК и попытались через суд обжаловать предписание. Основным контраргументом стал тезис о том, что на территории ВКО есть и другие аэропорты, а, значит, воздушная гавань Усть-Каменогорска не может быть монополистом или доминантным игроком на рынке. Данный довод был оспорен в суде. Кроме того, по мнению представителя АО, услуги по перевозке груза по территории аэропорта не являются регулируемыми. И главное – доступ посторонних лиц к грузовым и багажным комплексам органичен в целях авиационной безопасности.

Судья СМЭС ВКО Кайрат Ильясов, рассмотрев доводы сторон, встал на сторону проверяющих.

«Что касается доводов истца (АО) о том, что перемещение груза весом более 50 кг из стерильной зоны грузового терминала в зону выдачи груза путем его перемещения на автомобиле вокруг здания обусловлено требованиями обеспечения авиационной безопасности. Суд полагает, что эти технологические проблемы являются искусственно созданными», - объяснил свою позицию судья.

В итоге, предписание ДКЗРК о нарушении АО «Аэропорт Усть-Каменогорска» законодательства о защите конкуренции, признано законным. На основании данного решения, специалисты ДКЗРК подали на предприятие иск в специализированный административный суд Усть-Каменогорска (САД) для привлечения его к ответственности.

29 апреля постановлением САД признано, что АО нарушило статью 159 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» и оштрафовано на 407 тыс. тенге за злоупотребление субъектом рынка доминирующим или монопольным положением. Сумма высчитана как 5% от выручки аэропорта, полученной в результате осуществления монополистической деятельности (а это 8,1 млн тенге).

Судебное постановление о привлечении к ответственности вступило в законную силу.

АО «Аэропорт Усть-Каменогорска» является дочерним предприятием АО «СПК «Ертыс» и принадлежит акимату Восточно-Казахстанской области.

banner_wsj.gif

3934 просмотра

Падение цен на нефть и девальвация трехкратно сократили прибыль «КазМунайГаза»

Компания вынуждена на ходу сокращать расходы и корректировать ожидаемую прибыль

Фото: пресс служба АО НК «КазМунайГаз»

После нефтяного кризиса 2014–2015 годов «КазМунайГаз» попытался свести к минимуму влияние волатильности на рынке на свою финансовую состоятельность, уменьшив валютные долги и другие обязательства. 

Только в первом квартале выручка национальной компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 21%, до 1,4 трлн тенге, а чистая прибыль сократилась в три раза – с 309 млрд тенге в прошлом году до 100 млрд в этом. Сильнее всего пострадали доходы от доли в совместных предприятиях, сократившись более чем в четыре раза, до 53 млрд тенге. «В основном это связано со снижением цены на нефть, но также и с изменением курса, особенно на конец квартала. У нас есть валютные обязательства на уровне совместных предприятий, и мы признали по ним отрицательную валютную переоценку, то есть бухгалтерский убыток», – сообщил на брифинге в начале мая заместитель председателя правления и финансовый директор АО «НК «КазМунайГаз» (КМГ) Даурен Карабаев.

То есть падение цен на нефть нанесло по КМГ двойной удар. Сначала в виде сокращения выручки от продажи сырья, а потом еще и в виде девальвации национальной валюты, которая в свою очередь обесценилась из-за снижения стоимости нефти.

С начала года цена на Brent снизилась почти в три раза и достигала минимальных значений за последние 18–20 лет. Если с января по март средняя стоимость эталонной марки составила около $50 за баррель, то уже в апреле она упала до $18,5. Карабаев отметил, что результаты первого квартала еще не отражают в полной мере негативного влияния падения цены на нефть на показатели КМГ.

Реакцией компании на сложившуюся ситуацию стало сокращение затрат. К примеру, операционные и административные расходы на этот год снижены почти на 40 млрд тенге, капитальные затраты в 2020 году уменьшатся на 15%, или на 84,7 млрд тенге, а в течение ближайших пяти лет – на 400 млрд. 

Представитель КМГ признался, что сейчас сложно давать какие-то прогнозы относительно будущего. Но текущая ситуация однозначно окажет негативное влияние на финансовые показатели компании. Он отметил, что ряд дочерних компаний и сов­местных предприятий, а также нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) показали убытки в первом квартале; менее подверженными влиянию цен на нефть оказались блок транспортировки нефти и газовая сфера. 

Кроме того, ожидается значительное снижение дивидендов от совместных предприятий. «И в целом по 2020 году наш свободный денежный поток будет отрицательным. Вероятнее всего, нам придется частично использовать имеющийся запас ликвидности с целью поддержания деятельности наших предприятий», – отметил финдиректор КМГ.

 

ресурсы копия-1.jpg

И швец, и жнец…

Пандемия коронавируса, вспыхнувшая в начале этого года, нанесла серьезный ущерб только восстановившемуся после кризиса 2014–2015 годов глобальному нефтяному рынку. По итогам первого квартала многие мировые производители нефти объявили о значительных потерях. Чистая прибыль Shell за январь – март упала на 46%, ExxonMobil – на 31%, Saudi Aramco – на 25%. И снижение показателей у небольшого по мировым меркам «КазМунайГаза» выглядит неудивительным. Тем не менее некоторые участники рынка все же смогли не только не снизить, но и повысить доходы. К примеру, Chevron за тот же период увеличила чистую прибыль более чем на 35%. В американской компании сумели сбалансировать доходы и расходы так, чтобы иметь возможность быстро реагировать на рыночные изменения и сохранять устойчивость бизнеса. Chevron уже более 25 лет работает и в Казахстане, а также является партнером КМГ по Тенгизскому проекту – именно он обеспечил более трети чистой прибыли национальной компании в 2019 году.

«КазМунайГаз» на сегодня – это вертикально интегрированная нефтегазовая компания, на которую приходится 26% годового производства нефти и конденсата в республике (90,5 млн тонн в 2019 году), 81% – переработки нефти, 15% – добычи газа, 57%  – транспортировки нефти и 79% – газа. Компания имеет свой небольшой флот нефтеналивных танкеров грузоподъемностью 12, 13 и 115 тысяч тонн, предприятия по бурению скважин. У компании было даже свое высшее учебное заведение – Казахстанско-Британский технический университет, который продали в прошлом году за 11,3 млрд тенге. Как и многие крупные компании в Казахстане, особенно сырьевые, КМГ помогает стране в реализации социальных проектов: в прошлом году по поручению правительства выделил 22,8 млрд тенге на строительство стадиона, конгресс-холла и амфитеатра в городе Туркестане.

По итогам прошлого года выручка от продажи нефти при средней цене $64 за баррель составила чуть более 3 трлн тенге, что занимает свыше 45% совокупного дохода компании. На второй строчке – поступления от продажи нефтепродуктов: более 28%, или 1,9 трлн тенге. И только потом идут доходы от реализации газа – около 13%, или свыше 874 млрд тенге.

Результаты последних лет демонстрируют, что наиболее рентабельным сегментом становится реализация и транспортировка газа. В прошлом году доходы от продажи газа выросли на 13,6%, тогда как по двум другим отраслям (нефти и нефтепродуктам), наоборот, произошло снижение. Выручка от газа выросла главным образом благодаря увеличению на 14% средней цены и росту поставок в Китай на 29%, до 7 млрд куб. м.

Увеличились также поступления от транспортировки газа более чем на 49%, до 209,6 млрд тенге. Рост произошел благодаря повышению доходов от международного транзита и транспортировки газа на экспорт за счет роста курса тенге к доллару.

Кругом должен

В КМГ отмечают, что производство товарного газа является одним из перспективных направлений. По прогнозу управления энергетической информации США, в 2018–2050 годах мировое потребление природного газа вырастет более чем на 40%, а в странах, не входящих в ОЭСР, оно увеличится на 70%.

В прошлом году КМГ пересмотрел свою стратегию относительно транспортировки и маркетинга газа. В частности, компания намерена увеличить пропускную способность магистральных газопроводов Бейнеу – Бозой – Шымкент (ББШ) и Казахстан – Китай, чтобы нарастить экспортные поставки товарного газа в КНР до 10 млрд куб. м в год. Кроме того, компания задумалась об экспорте продуктов переработки газа с высокой добавленной стоимостью и, соответственно, строительстве газоперерабатывающих заводов (ГПЗ). А это требует больших финансовых вложений. При том, что при строительстве того же ББШ «КазТрансГаз» (дочернее предприятие КМГ) в 2018 году пришлось брать кредит от синдиката банков в размере свыше 65,8 млрд тенге, или около $200 млн.

Тем временем другое дочернее предприятие – Атырауский НПЗ вынужден выпускать облигации и брать кредит, чтобы закрыть (частично) валютные займы от Банка развития Казахстана и китайского Эксимбанка, полученные на строительство комплекса глубокой переработки нефти. Общий долг самой национальной компании на конец квартала составил $10,6 млрд. Вопрос, найдутся ли в закромах КМГ деньги для инвестиций в газопереработку или ему снова придется влезать в долги, пока остается без ответа.

Национальной компании пришлось сильно потрудиться, чтобы за последние два года снизить общую задолженность на $5,3 млрд, досрочно погашая платежи по еврооблигациям и рефинансируя долларовые займы в тенговые, чтобы снизить нагрузку на дочерние предприятия, не имеющие валютной выручки. Снижение общего долга произошло в том числе и за счет списания займа на общую сумму $290 млн от партнеров по блоку «Жемчужина», отказавшихся от реализации проекта.
В рамках реализации антикризисной стратегии КМГ объявил, что сократит численность персонала центрального аппарата на 34%, с 729 до 480 человек.

При этом программа капитальных вложений за последние годы сузилась в два раза, и сейчас она составляет примерно $1,2 млрд в год. 

Для повышения финансовой устойчивости и сокращения общих затрат в 2017–2019 годах в КМГ были интегрированы субхолдинги «КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг» и «Разведка Добыча «КазМунайГаз».

«Эти меры, конечно, нам помогают сейчас, и можно сказать, что КМГ с финансовой точки зрения сейчас находится в сравнительно лучшем положении, чем в предыдущие периоды падения цен на нефть», – говорит Даурен Карабаев, но с сожалением признает, что в этот раз падение цен на нефть оказалось более глубоким, чем в 2014–2015 годах.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png