Перейти к основному содержанию
1445 просмотров

Технологические гиганты проходят тест на прочность

На фоне пандемии квартальная отчетность покажет все сильные и слабые стороны компаний

Из-за пандемии компании Apple пришлось закрыть все свои магазины, включая флагманский магазин на Пятой авеню в Нью-Йорке. Фото: Evan Agostini / Associated Press

Из-за пандемии COVID-19 востребованность продуктов и услуг многих технологических компаний возросла, что может укрепить отрасль в целом, даже если это не сразу отразится на ее финансовых результатах.

Продуктовые интернет-магазины, видеоконференции и облачные вычисления – компании вроде Amazon, Microsoft и Intel демонстрируют в этих областях бурный рост бизнеса, иногда настолько бурного, что в обычных условиях на это ушли бы годы. Это позволит им пережить экономический кризис лучше других компаний, а также обеспечит преимущество, когда общество начнет возвращаться к нормальной жизни.

Компания-производитель микросхем Micron Technology, чьи результаты и прогнозы в прошлом месяце превзошли ожидания Уолл стрит, ожидает, что рост в сегменте электронной коммерции, онлайн-игр и потокового вещания еще долгое время будет обеспечивать повышенный спрос на их серверные продукты.

«В условиях экономики удаленных работников определенно возросла нагрузка на центры хранения и обработки данных», – отмечает исполнительный директор Micron Санджай Мехротра.

Тем не менее, учитывая влияние текущей ситуации, ожидается, что финансовые показатели технологических компаний за первые три месяца года в целом будут неоднозначными. К примеру, Facebook и материнская компания Google, холдинг Alphabet, пострадали из-за падения доходов от рекламы. Apple предупредила инвесторов о снижении прибыли – редкое для нее событие, а Amazon увеличила расходы на обеспечение безопасности сотрудников складов и наем новых работников.

Совсем скоро инвесторы смогут увидеть более полную картину, так как крупные технологические компании, включая International Business Machines и Intel, на текущей неделе опубликуют свою квартальную отчетность. Компании Apple, Facebook, Alphabet, Amazon и Microsoft опубликуют свою отчетность на следующей неделе.

Ожидания высоки, поскольку акции технологических гигантов показали себя лучше, чем рынок в целом. 16 апреля акции Amazon достигли рекордно высокого уровня. Акции Microsoft в этом году выросли на 13,3%, в то время как индекс S&P 500 упал на 12,8%. Даже акции Apple, которая была вынуждена закрыть свои магазины, в этом году подешевели всего на 3,7%.

Более того, благодаря кризису технологические компании получили возможность улучшить свой имидж, изрядно пострадавший в результате многолетней критики со стороны политиков, регуляторов и потребителей. Часто эти компании обвинялись в нарушении принципов конкуренции, трудовых правоотношений и конфиденциальности данных. Однако компании Кремниевой долины одними из первых постарались защитить свой персонал путем перевода людей на удаленную работу, также пообещав выплатить зарплату неработающим сотрудникам с почасовой оплатой труда. Многие компании используют свои технологии, чтобы помочь в борьбе с пандемией.

«Если сначала мы восхищались технологическими компаниями вроде Facebook, Google и Amazon, то потом стали задаваться вопросом о том, может ли частная корпорация в принципе обладать такой информацией и властью. Учитывая их незамедлительную и эффективную реакцию на кризис, думаю, что маятник общественного мнения слегка качнулся назад в сторону нейтрального или даже положительного отношения к ним», – говорит Марк Шмулик, аналитик технологических компаний в инвестиционной компании Sanford C. Bernstein.

17 апреля антимонопольное ведомство Великобритании одобрило инвестиции Amazon в британский стартап по доставке еды Deliveroo, хотя раньше власти не скрывали своих опасений по поводу возможной монополизации рынка. Как пояснило британское Управление по защите конкуренции и рынкам, учитывая ухудшение финансового состояния Deliveroo, имевшее место в последние несколько недель, уход этой компании с рынка «имел бы более негативные последствия для конкуренции, чем инвестиции со стороны Amazon». 

В США население стало больше полагаться на технологические решения.

По данным компании Comscore Inc, которая измеряет показатели медийной отрасли, в марте посещаемость сайта Amazon выросла более чем на 30% в сравнении с прошлым годом. Число пользователей сервиса Zoom Video Communications в конце прошлого года составляло всего 10 млн в день, но уже в апреле их число выросло до 200 млн пользователей в день. Фактически в одночасье из сервиса конференц-связи для бизнеса Zoom превратился в популярнейшее средство для коммуникаций с родными. По сообщению Microsoft, 31 марта в ее онлайн-сервисе для совместной работы Teams был отмечен суточный рекорд – 2,7 млрд минут совещаний, что в три раза больше показателя середины марта.

Facebook также сообщила, что в странах, больше всего пострадавших от нового коронавируса, общий объем сообщений на ее платформе увеличился на 50%. Объем видеосообщений увеличился более чем в два раза. Однако рост активности пользователей Facebook необязательно приведет к росту доходов, так как компания уже предупредила инвесторов о снижении доходов от цифровой рекламы. По данным рекламных агентств, цена за тысячу показов (CPM) пользователям Facebook с февраля по март снизилась на 15-25%.

С подобной проблемой столкнулись и в компании Google, которая большую часть своих доходов получает от продажи рекламы. Как заявил на прошлой неделе генеральный директор Google Сундар Пичаи, компания замедлит темпы приема на работу новых сотрудников.

Показатели Apple, как ожидается, тоже ухудшатся. 30 апреля компания должна отчитаться о результатах за первые три месяца года: по данным FactSet, продажи компании за этот период упали почти на 4%. На прошлой неделе Goldman Sachs понизила рейтинг акций Apple до уровня «продавать», прогнозируя, что средняя цена iPhone упадет на 6%, запуск модели с поддержкой 5G будет отложен, а потребители будут дольше полагаться на имеющиеся устройства.

tekhnologicheskie-giganty-prohodyat-test-na-prochnost.png

Впрочем, по данным FactSet, продажи Amazon, наоборот, вырастут на 22%, в первую очередь, благодаря росту розничных продаж и тому факту, что Amazon является крупнейшим в мире провайдером облачных вычислений. Так, многие компании столкнулись с куда более высоким спросом на онлайн-услуги, чем они могли предусмотреть, из-за чего они стали активнее пользоваться облачными сервисами, говорит Дэрил Пламмер, вице-президент и руководитель исследований облачных вычислений в компании Gartner.

В феврале Microsoft сообщила о том, что сбой в цепочках поставок из-за пандемии негативно отразится на продажах персональных компьютеров (ПК) по итогам квартала. Однако аналитики по-прежнему прогнозируют, что гигант в области программного обеспечения покажет рост продаж на 11%, когда 29 апреля опубликует свою отчетность. Спад в сегменте ПК, вероятно, будет компенсирован ростом в сегменте облачных сервисов Azure, считают аналитики UBS.

По мнению опрошенных FactSet аналитиков, продажи компании Intel, как ожидается, вырастут на 16%, учитывая слабые продажи в прошлом году. Продажи корпорации IBM по прогнозам снизятся лишь на 2,9%: аналитики ожидают, что у облачного сегмента показатели будут лучше, чем у более традиционных сегментов бизнеса компании.

На пороге периода неопределенности финансовые результаты технологических компаний оказались лучше, чем у большинства крупных корпораций. Более того, Microsoft, Alphabet, Apple, Facebook и Amazon входят в число публичных американских компаний с наибольшими запасами свободных средств. В январе Apple заявляла о том, что располагает суммой в размере свыше $200 млрд. 

Хотя в дальнейшем дела у технологических компаний могут сложиться по-разному, стойкие приверженцы индустрии технологий надеются, что относительная устойчивость этих компаний во время кризиса надолго убедит людей в их значимости.

«Только представьте себе нынешнюю пандемию, но без существующих технологий», – заявил по этому поводу бывший председатель и исполнительный директор Google Эрик Шмидт, выступая на прошлой неделе в Экономическом клубе Нью-Йорка.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

908 просмотров

Спасение Lufthansa правительством Германии – это палка о двух концах

Берлин хочет сохранить обширную внутреннюю сеть маршрутов авиакомпании, но это отрицательно сказывается на ее прибыльности

Фото: Pixabay

Компания-гигант в области авиа­перевозок Lufthansa получила от правительства Германии почти все, что требовала. У инвесторов эта новость вызвала как облегчение, так и новые опасения.

В понедельник официальный Берлин одобрил €9 млрд ($9,8 млрд) правительственной помощи в адрес крупнейшей по доходности авиакомпании Европы. На данный момент это один из самых крупных пакетов помощи, выделенных из-за пандемии COVID-19. Взамен правительство Германии получит 20%-ную долю в компании и два места в ее наб­людательном совете.

В США авиакомпаниям для получения помощи пришлось передать правительству лишь около 10% доли в виде варрантов. Тем не менее условия, предложенные Lufthansa, инвесторов в целом удовлетворили, поскольку правительство страны сразу сообщило о том, что планирует продать свою долю к 2023 году и не собирается вмешиваться в повседневную деятельность компании. Свой голос в компании оно намерено использовать лишь для того, чтобы заблокировать поглощение Lufthansa. Акции авиаперевозчика на этой неделе выросли примерно на 12%.

инвестиции WSJ-02.jpg

Сделке предшествовало многонедельное обсуждение деталей договора. Однако в реальности стратегия компании и видение правительства Германии всегда совпадали.

Lufthansa уже давно испытывает проблемы с прибыльностью из-за высокой стоимости рабочей силы и перенасыщения сети маршрутов. Хотя в последние годы компания активизировала усилия по решению некоторых из этих проблем, показатели ее рентабельности (рассчитанные до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) в 2018 и 2019 годах снова упали и оказались ниже, чем у конкурентов. Кроме того, кризис, вызванный коронавирусом, Lufthansa встретила с весьма скромным резервным капиталом.

Одна из главных причин, почему европейские авиакомпании менее прибыльны в сравнении с американскими компаниями, заключается в том, что крупные города Европы расположены недалеко друг от друга, из-за чего возникает высокая конкуренция с другими авиаперевозчиками, а также с железнодорожными и автомобильными компаниями. В Германии это проявляется особенно ярко: в отличие от Великобритании и Франции, столицы которых являются безоговорочными центрами, в германской экономике большую роль играют множество городов среднего размера, включая Франкфурт и Мюнхен (где расположены узловые аэропорты Lufthansa, хотя эти города разделяет всего 305 км), а также Гамбург, Кёльн и Штутгарт.

 

инвестиции WSJ-04.jpg

Чтобы заполнить международные авиарейсы в Северную Америку и Азию, Lufthansa приходится поддерживать обширную сеть во всех этих городах и соседних странах, что объясняет приобретение ею других европейских авиакомпаний – Swiss Air Lines и Brussels Airlines. Однако на фоне конкуренции с такими соперниками, как лоукостеры Ryanair и easyJet, эта стратегия обходится крайне дорого. Неоднократно Lufthansa пыталась вывести на прибыль свое бюджетное подразделение Eurowings, но безуспешно.

Даже несмотря на все сложности, авиакомпания могла бы попытаться оптимизировать свой бизнес в Германии, вместо того чтобы агрессивно защищать его всеми возможными способами от новых игроков. При поддержке официального Берлина компания может позволить себе продолжить функционировать как прежде, хотя все другие европейские авиакомпании под влия­нием COVID-19 трансформируются. Например, British Airways может пойти на сокращение до четверти своего персонала, а также покинуть базу в аэропорту Гатвик, чтобы полностью сосредоточиться на лондонских рейсах в Хитроу. Норвежские авиалинии Air Shuttle, вероятно, ограничат свою деятельность скандинавским рынком.

Несомненно, Lufthansa тоже внедрит ряд изменений. Не исключено значительное сокращение расходов, а также то, что все планы использовать авиакомпанию Eurowings на протяженных авиамаршрутах, скорее всего, будут надолго забыты. Руководство Lufthansa уже объявило о том, что другое подразделение компании – лоукостер Germanwings – будет закрыто.

Тем не менее компания по-преж­нему нацелена на обеспечение немецких экспортеров надежным авиасообщением. Как сообщают местные СМИ, правительство страны противится дав­ле­нию со стороны Европейского союза, который требует, чтобы Lufthansa отказалась от слотов в аэропортах Франкфурта и Мюнхена.

Вне зависимости от того, подразумевает акция по спасению Lufthansa контроль со стороны правительства или нет, она преследует цель сохранить текущую сеть авиамаршрутов в Германии. И это совсем не то, что может по-настоящему восхитить инвесторов.

 

инвестиции WSJ-03.jpg

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png