Перейти к основному содержанию
345 просмотров

Shell на две трети сократит размеры дивидендов

Чистая прибыль компании упала на 46%

Фото: shutterstock

Совет директоров Royal Dutch Shell, крупнейшей публичной нефтегазовой компании мира, 30 апреля объявил о промежуточных дивидендах за первый квартал 2020 года в размере $0,16 на одну простую акцию, что на $0,31 меньше чем за аналогичный период прошлого года.

Royal Dutch Shell сократила свои дивиденды впервые со времен Второй мировой войны. Кризис на нефтяном рынке, вызванный пандемией коронавируса, меняет энергетическую отрасль. Этот неожиданный шаг является последней иллюстрацией того, как глобальное распространение смертельной болезни вызывает самые большие потрясения. Потребление энергии переживает исторический спад, отмечает Bloomberg.

Это большой момент в истории Shell и нефтяной промышленности. Компания была самым крупным плательщиком в списке FTSE-100, обеспечивая надежный доход миллионам инвесторов пенсионных фондов. Снижение размера дивидендов на две трети, до 16 центов на акцию - «намного хуже», чем хотели или ожидали многие инвесторы.

«Конечно, это трудный день, но, с другой стороны, это также неизбежный момент, - заявил генеральный директор Shell Бен ван Берден в интервью Bloomberg TV. - Мы восстановили дивиденды до уровня, который мы считаем доступным».

По его словам, пандемия коронавируса приведет к длительным изменениям в мировом потреблении энергии, трудно сказать, вернется ли когда-нибудь спрос на нефть к уровням, которые были в 2019 году.

Всего три месяца назад глава Shell назвал высокий дивиденд ключевой привлекательностью для акционеров и заявил, что не станет его сокращать.

Компания приняла решение, потому что она сталкивается с «кризисом неопределенности» относительно потребления энергии, цен и, возможно, даже из-за жизнеспособности некоторых из ее активов, говорит ван Берден. Сокращение дивидендов было основано на «довольно мрачном сценарии» и «нам не известно, что нас ждет по другую сторону этой пандемии».

Ожидается, что за низкими доходами в первые три месяца последует еще более тяжелый второй квартал, поскольку ограничения во всем мире вызывают исторический спад спроса. Shell предупредила, что ее нефтеперерабатывающие и химические заводы могут снизить свои мощности примерно до 70%, а объем добычи нефти и газа может сократиться на треть.

Ранее британский British Petroleum и итальянская Eni уже объявили о значительном падении прибыли и росте финансового стресса. Впервые за 13 лет американский ExxonMobil заморозил свои дивиденды, только норвежская Equinor зашла так далеко, что сократила выплаты.

Аналитики, опрошенные Bloomberg, не исключают, что Shell готовится к длительному спаду и хочет сохранить свое финансовое здоровье. В долгосрочной перспективе это можно рассматривать как позитивный шаг, который позволит компании быть более мобильным. Сокращение дивидендов даст возможность ей сэкономить около $10 млрд.

В январе компания заявила, что замедлила темпы реализации программы обратного выкупа акций и вряд ли достигнет цели в $25 млрд в этом году. В марте было объявлено об отмене очередного транша закупок, поскольку серьезность пандемии стала очевидной.

Скорректированная чистая прибыль Shell в первом квартале этого года составила $2,86 млрд, что на 46% меньше, чем годом ранее.

В Казахстане компания участвует в разработке Карачаганакского и Кашаганского месторождений, где в связи со сделкой в рамках ОПЕК+ и взятых республикой обязательств, вероятно, произойдет сокращение добычи. В прошлом году Shell отказалась от участия в проекте по освоению морских месторождений Хазар и Каламакас-море, стоимостью около $5 млрд. 

banner_wsj.gif

Спасение Lufthansa правительством Германии – это палка о двух концах

Берлин хочет сохранить обширную внутреннюю сеть маршрутов авиакомпании, но это отрицательно сказывается на ее прибыльности

Фото: Pixabay

Компания-гигант в области авиа­перевозок Lufthansa получила от правительства Германии почти все, что требовала. У инвесторов эта новость вызвала как облегчение, так и новые опасения.

В понедельник официальный Берлин одобрил €9 млрд ($9,8 млрд) правительственной помощи в адрес крупнейшей по доходности авиакомпании Европы. На данный момент это один из самых крупных пакетов помощи, выделенных из-за пандемии COVID-19. Взамен правительство Германии получит 20%-ную долю в компании и два места в ее наб­людательном совете.

В США авиакомпаниям для получения помощи пришлось передать правительству лишь около 10% доли в виде варрантов. Тем не менее условия, предложенные Lufthansa, инвесторов в целом удовлетворили, поскольку правительство страны сразу сообщило о том, что планирует продать свою долю к 2023 году и не собирается вмешиваться в повседневную деятельность компании. Свой голос в компании оно намерено использовать лишь для того, чтобы заблокировать поглощение Lufthansa. Акции авиаперевозчика на этой неделе выросли примерно на 12%.

инвестиции WSJ-02.jpg

Сделке предшествовало многонедельное обсуждение деталей договора. Однако в реальности стратегия компании и видение правительства Германии всегда совпадали.

Lufthansa уже давно испытывает проблемы с прибыльностью из-за высокой стоимости рабочей силы и перенасыщения сети маршрутов. Хотя в последние годы компания активизировала усилия по решению некоторых из этих проблем, показатели ее рентабельности (рассчитанные до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации) в 2018 и 2019 годах снова упали и оказались ниже, чем у конкурентов. Кроме того, кризис, вызванный коронавирусом, Lufthansa встретила с весьма скромным резервным капиталом.

Одна из главных причин, почему европейские авиакомпании менее прибыльны в сравнении с американскими компаниями, заключается в том, что крупные города Европы расположены недалеко друг от друга, из-за чего возникает высокая конкуренция с другими авиаперевозчиками, а также с железнодорожными и автомобильными компаниями. В Германии это проявляется особенно ярко: в отличие от Великобритании и Франции, столицы которых являются безоговорочными центрами, в германской экономике большую роль играют множество городов среднего размера, включая Франкфурт и Мюнхен (где расположены узловые аэропорты Lufthansa, хотя эти города разделяет всего 305 км), а также Гамбург, Кёльн и Штутгарт.

 

инвестиции WSJ-04.jpg

Чтобы заполнить международные авиарейсы в Северную Америку и Азию, Lufthansa приходится поддерживать обширную сеть во всех этих городах и соседних странах, что объясняет приобретение ею других европейских авиакомпаний – Swiss Air Lines и Brussels Airlines. Однако на фоне конкуренции с такими соперниками, как лоукостеры Ryanair и easyJet, эта стратегия обходится крайне дорого. Неоднократно Lufthansa пыталась вывести на прибыль свое бюджетное подразделение Eurowings, но безуспешно.

Даже несмотря на все сложности, авиакомпания могла бы попытаться оптимизировать свой бизнес в Германии, вместо того чтобы агрессивно защищать его всеми возможными способами от новых игроков. При поддержке официального Берлина компания может позволить себе продолжить функционировать как прежде, хотя все другие европейские авиакомпании под влия­нием COVID-19 трансформируются. Например, British Airways может пойти на сокращение до четверти своего персонала, а также покинуть базу в аэропорту Гатвик, чтобы полностью сосредоточиться на лондонских рейсах в Хитроу. Норвежские авиалинии Air Shuttle, вероятно, ограничат свою деятельность скандинавским рынком.

Несомненно, Lufthansa тоже внедрит ряд изменений. Не исключено значительное сокращение расходов, а также то, что все планы использовать авиакомпанию Eurowings на протяженных авиамаршрутах, скорее всего, будут надолго забыты. Руководство Lufthansa уже объявило о том, что другое подразделение компании – лоукостер Germanwings – будет закрыто.

Тем не менее компания по-преж­нему нацелена на обеспечение немецких экспортеров надежным авиасообщением. Как сообщают местные СМИ, правительство страны противится дав­ле­нию со стороны Европейского союза, который требует, чтобы Lufthansa отказалась от слотов в аэропортах Франкфурта и Мюнхена.

Вне зависимости от того, подразумевает акция по спасению Lufthansa контроль со стороны правительства или нет, она преследует цель сохранить текущую сеть авиамаршрутов в Германии. И это совсем не то, что может по-настоящему восхитить инвесторов.

 

инвестиции WSJ-03.jpg

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png