Перейти к основному содержанию
6224 просмотра

Сделка по продаже аэропорта Алматы затягивается

Переговоры с инвесторами должны были завершиться в первом квартале этого года

Фото:shutterstock

Как сообщает азербайджанское издание Trend, переговорный процесс между нынешними владельцами Алматинского аэропорта – Steppe Capital Pte. Ltd и TAV Airports Holding – должны были завершиться до конца марта текущего года. Однако этого не произошло. Представитель инвестора заявил, что дата завершения переговорного процесса названа быть не может, «однако TAV Airports надеется на скорейшее достижение договоренности». 

В пресс-службе АО «Международный аэропорт Алматы» не смогли предоставить kursiv.kz оперативный комментарий. 

О том, что такие переговоры ведутся, стало известно еще летом прошлого года. Участники сделки конкретных сумм не называли. По мнению экспертов, тогда речь могла идти о $180-$200 млн. 

Вероятно, затянувшийся процесс переговоров может быть связан с общей ситуацией в мировой транспортной отрасли, которая из-за пандемии и закрытия множества воздушных направлений переживает сейчас не лучшие времена. 

В начале марта TAV Airports объявил об обратном выкупе акций на 200 млн турецких лир (примерно $30 млн). Эта мера, как отмечают в компании, направлена на сдерживание рыночных колебаний из-за пандемии коронавируса. С начала года акции компании на Стамбульской фондовой бирже потеряли в цене половину своей стоимости. После объявления о выкупе акции компании немного отыграли в цене. По состоянию на 8 апреля они торгуются на уровне 17 лир за бумагу против 29,3 лиры в первых числах января.   

TAV Airports Holding – крупнейший оператор аэропортов Турции, дочерняя компания международной группе ADP, контролируемой французским правительством. Компания также управляет некоторыми аэропортами в Хорватии, Латвии, Тунисе, Саудовской Аравии и Македонии. Два крупнейших аэропорта Грузии – в Тбилиси и Батуми – также находятся под контролем турецкой компании. 

По данным компании, в 2019 году через аэропорты TAV Airports прошли почти 90 млн пассажиров. Это на 7% больше, чем годом ранее. Половина из них – это туристы из европейских стран и России. Доход компании за прошлый год составил 764 млн евро (рост с предыдущим годом на 8%). 

Единственным акционером АО «Международный аэропорт Алматы» является компания Venus Airport Investments B.V., зарегистрированная в Амстердаме. В свою очередь Venus Airport Holdings B.V. (также находящаяся в нидерландской юрисдикции), как отмечается в документе, владеет, пользуется и распоряжается 10%-ной и более долей единственного акционера аэропорта. Эта компания полностью принадлежит сингапурской Steppe Capital Pte. Ltd, контролируемой Тимуром Кулибаевым. 

По данным на 1 октября прошлого года, активы АО «Международный аэропорт Алматы» оценивались в 84,9 млрд тенге при совокупных обязательствах в 14,2 млрд тенге. На этот же период компания показывала чистую прибыль в 7,4 млрд тенге. 

Акционерное общество «Международный аэропорт Алматы» было создано в 1995 году. Тогда единственным акционером общества являлась Национальная авиационная компания «Қазақстан əуе жолы». Через два года права пользования и управления акциями компании были переданы Air Finance Europe Limited (Каймановы острова) сроком на 10 лет. В 1998 году Казкоммерцбанк предоставил аэропорту заем, получив в залог весь пакет акций компании. Из-за того, что Air Finance Europe Limited не выполнила обязательства по погашению займа, акции перешли в собственность Казкоммерцбанка, который затем продал их ЗАО «Алматы Аэропорт Перевозки».

В 2004 году новыми собственниками аэропорта стали ТОО «Meridian Capital» (50,001 %) и ТОО «Фирма Алмэкс» (49,999%). После того, как в 2005 году «Фирма Алмэкс» докупила одну акцию, доли владельцев в АО «Международный аэропорт Алматы» разделились пополам. 

В августе 2005 года «Фирма Алмэкс» продала свою долю ТОО «SAT Infosystems». В апреле 2011 года Meridian Capital и SAT Infosystems продали свои акции нынешнему владельцу компании. По данным KASE, сумма сделки составила 12,6 млрд тенге при стоимости одной простой акции 160,7 тыс. тенге.

С 1 апреля аэропорт Алматы приостановил выполнение всех пассажирских международных рейсов. Такое решение было принято на фоне распространения в мире пандемии коронавируса и введения в Казахстане чрезвычайного положения, в рамках которого в стране ограничены международные и внутренние перелёты.      

banner_wsj.gif

3995 просмотров

Падение цен на нефть и девальвация трехкратно сократили прибыль «КазМунайГаза»

Компания вынуждена на ходу сокращать расходы и корректировать ожидаемую прибыль

Фото: пресс служба АО НК «КазМунайГаз»

После нефтяного кризиса 2014–2015 годов «КазМунайГаз» попытался свести к минимуму влияние волатильности на рынке на свою финансовую состоятельность, уменьшив валютные долги и другие обязательства. 

Только в первом квартале выручка национальной компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 21%, до 1,4 трлн тенге, а чистая прибыль сократилась в три раза – с 309 млрд тенге в прошлом году до 100 млрд в этом. Сильнее всего пострадали доходы от доли в совместных предприятиях, сократившись более чем в четыре раза, до 53 млрд тенге. «В основном это связано со снижением цены на нефть, но также и с изменением курса, особенно на конец квартала. У нас есть валютные обязательства на уровне совместных предприятий, и мы признали по ним отрицательную валютную переоценку, то есть бухгалтерский убыток», – сообщил на брифинге в начале мая заместитель председателя правления и финансовый директор АО «НК «КазМунайГаз» (КМГ) Даурен Карабаев.

То есть падение цен на нефть нанесло по КМГ двойной удар. Сначала в виде сокращения выручки от продажи сырья, а потом еще и в виде девальвации национальной валюты, которая в свою очередь обесценилась из-за снижения стоимости нефти.

С начала года цена на Brent снизилась почти в три раза и достигала минимальных значений за последние 18–20 лет. Если с января по март средняя стоимость эталонной марки составила около $50 за баррель, то уже в апреле она упала до $18,5. Карабаев отметил, что результаты первого квартала еще не отражают в полной мере негативного влияния падения цены на нефть на показатели КМГ.

Реакцией компании на сложившуюся ситуацию стало сокращение затрат. К примеру, операционные и административные расходы на этот год снижены почти на 40 млрд тенге, капитальные затраты в 2020 году уменьшатся на 15%, или на 84,7 млрд тенге, а в течение ближайших пяти лет – на 400 млрд. 

Представитель КМГ признался, что сейчас сложно давать какие-то прогнозы относительно будущего. Но текущая ситуация однозначно окажет негативное влияние на финансовые показатели компании. Он отметил, что ряд дочерних компаний и сов­местных предприятий, а также нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) показали убытки в первом квартале; менее подверженными влиянию цен на нефть оказались блок транспортировки нефти и газовая сфера. 

Кроме того, ожидается значительное снижение дивидендов от совместных предприятий. «И в целом по 2020 году наш свободный денежный поток будет отрицательным. Вероятнее всего, нам придется частично использовать имеющийся запас ликвидности с целью поддержания деятельности наших предприятий», – отметил финдиректор КМГ.

 

ресурсы копия-1.jpg

И швец, и жнец…

Пандемия коронавируса, вспыхнувшая в начале этого года, нанесла серьезный ущерб только восстановившемуся после кризиса 2014–2015 годов глобальному нефтяному рынку. По итогам первого квартала многие мировые производители нефти объявили о значительных потерях. Чистая прибыль Shell за январь – март упала на 46%, ExxonMobil – на 31%, Saudi Aramco – на 25%. И снижение показателей у небольшого по мировым меркам «КазМунайГаза» выглядит неудивительным. Тем не менее некоторые участники рынка все же смогли не только не снизить, но и повысить доходы. К примеру, Chevron за тот же период увеличила чистую прибыль более чем на 35%. В американской компании сумели сбалансировать доходы и расходы так, чтобы иметь возможность быстро реагировать на рыночные изменения и сохранять устойчивость бизнеса. Chevron уже более 25 лет работает и в Казахстане, а также является партнером КМГ по Тенгизскому проекту – именно он обеспечил более трети чистой прибыли национальной компании в 2019 году.

«КазМунайГаз» на сегодня – это вертикально интегрированная нефтегазовая компания, на которую приходится 26% годового производства нефти и конденсата в республике (90,5 млн тонн в 2019 году), 81% – переработки нефти, 15% – добычи газа, 57%  – транспортировки нефти и 79% – газа. Компания имеет свой небольшой флот нефтеналивных танкеров грузоподъемностью 12, 13 и 115 тысяч тонн, предприятия по бурению скважин. У компании было даже свое высшее учебное заведение – Казахстанско-Британский технический университет, который продали в прошлом году за 11,3 млрд тенге. Как и многие крупные компании в Казахстане, особенно сырьевые, КМГ помогает стране в реализации социальных проектов: в прошлом году по поручению правительства выделил 22,8 млрд тенге на строительство стадиона, конгресс-холла и амфитеатра в городе Туркестане.

По итогам прошлого года выручка от продажи нефти при средней цене $64 за баррель составила чуть более 3 трлн тенге, что занимает свыше 45% совокупного дохода компании. На второй строчке – поступления от продажи нефтепродуктов: более 28%, или 1,9 трлн тенге. И только потом идут доходы от реализации газа – около 13%, или свыше 874 млрд тенге.

Результаты последних лет демонстрируют, что наиболее рентабельным сегментом становится реализация и транспортировка газа. В прошлом году доходы от продажи газа выросли на 13,6%, тогда как по двум другим отраслям (нефти и нефтепродуктам), наоборот, произошло снижение. Выручка от газа выросла главным образом благодаря увеличению на 14% средней цены и росту поставок в Китай на 29%, до 7 млрд куб. м.

Увеличились также поступления от транспортировки газа более чем на 49%, до 209,6 млрд тенге. Рост произошел благодаря повышению доходов от международного транзита и транспортировки газа на экспорт за счет роста курса тенге к доллару.

Кругом должен

В КМГ отмечают, что производство товарного газа является одним из перспективных направлений. По прогнозу управления энергетической информации США, в 2018–2050 годах мировое потребление природного газа вырастет более чем на 40%, а в странах, не входящих в ОЭСР, оно увеличится на 70%.

В прошлом году КМГ пересмотрел свою стратегию относительно транспортировки и маркетинга газа. В частности, компания намерена увеличить пропускную способность магистральных газопроводов Бейнеу – Бозой – Шымкент (ББШ) и Казахстан – Китай, чтобы нарастить экспортные поставки товарного газа в КНР до 10 млрд куб. м в год. Кроме того, компания задумалась об экспорте продуктов переработки газа с высокой добавленной стоимостью и, соответственно, строительстве газоперерабатывающих заводов (ГПЗ). А это требует больших финансовых вложений. При том, что при строительстве того же ББШ «КазТрансГаз» (дочернее предприятие КМГ) в 2018 году пришлось брать кредит от синдиката банков в размере свыше 65,8 млрд тенге, или около $200 млн.

Тем временем другое дочернее предприятие – Атырауский НПЗ вынужден выпускать облигации и брать кредит, чтобы закрыть (частично) валютные займы от Банка развития Казахстана и китайского Эксимбанка, полученные на строительство комплекса глубокой переработки нефти. Общий долг самой национальной компании на конец квартала составил $10,6 млрд. Вопрос, найдутся ли в закромах КМГ деньги для инвестиций в газопереработку или ему снова придется влезать в долги, пока остается без ответа.

Национальной компании пришлось сильно потрудиться, чтобы за последние два года снизить общую задолженность на $5,3 млрд, досрочно погашая платежи по еврооблигациям и рефинансируя долларовые займы в тенговые, чтобы снизить нагрузку на дочерние предприятия, не имеющие валютной выручки. Снижение общего долга произошло в том числе и за счет списания займа на общую сумму $290 млн от партнеров по блоку «Жемчужина», отказавшихся от реализации проекта.
В рамках реализации антикризисной стратегии КМГ объявил, что сократит численность персонала центрального аппарата на 34%, с 729 до 480 человек.

При этом программа капитальных вложений за последние годы сузилась в два раза, и сейчас она составляет примерно $1,2 млрд в год. 

Для повышения финансовой устойчивости и сокращения общих затрат в 2017–2019 годах в КМГ были интегрированы субхолдинги «КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг» и «Разведка Добыча «КазМунайГаз».

«Эти меры, конечно, нам помогают сейчас, и можно сказать, что КМГ с финансовой точки зрения сейчас находится в сравнительно лучшем положении, чем в предыдущие периоды падения цен на нефть», – говорит Даурен Карабаев, но с сожалением признает, что в этот раз падение цен на нефть оказалось более глубоким, чем в 2014–2015 годах.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png