Перейти к основному содержанию
1466 просмотров

Почему стабилен интернет в Казахстане

Нагрузка на сети возросла во всем мире на 30-50%

Фото: Shutterstock.com

Во время периода карантина во всем мире предсказуемо резко возросло количество потребляемой информации: как показывают исследования Global Web Index, больше 80% абонентов по всему миру увеличили потребление контента с начала марта, что привело к росту нагрузки на коммуникационные сети в среднем на 30% по всему миру. В Казахстане эти показатели аналогичны, но сеть работает без крупных сбоев.
 
Замеры телекоммуникационных операторов страны показывают, что Казахстан не является исключением из общего правила: к началу апреля трафик в сетях группы компаний «Казахтелеком» вырос на 20% при общемировом тренде в 30-50%. По прогнозам экспертов группы компаний АО «Казахтелеком», в ближайшее время рост нагрузки достигнет тех самых 30%, которые являются среднемировым показателем. Поскольку накануне режим чрезвычайного положения в стране продлен как минимум до конца апреля – и многие пользователи начнут осваивать некоторые сегменты интернета, которые до сих пор ими не охватывались.
 
Отметим, что, по данным казахстанских операторов, сетевой трафик растет как на международных каналах связи, которые используются для доставки внешнего для нашей страны трафика, так и на локальных ресурсах, в частности, на кеширующих серверах глобальных поставщиков контента. К чему привел этот скачок за рубежом? Данные свидетельствуют о том, что перегрузки смогли пройти далеко не все системы: так, 16 марта, когда начался карантин в европейских странах и миллионы людей начали подключаться к различным сервисам удаленной работы, пользователи сервиса Microsoft Teams испытывали проблемы в течении 2-х часов.
 
Аналитическое подразделение Deepfields компании Nokia утверждает, что в сетях некоторых операторов связи США трафик видеоконференций ZOOM вырос в 7 раз. И казахстанские пользователи сами могли убедиться, что произошло в результате с этим ресурсом, поскольку с его помощью казахстанское министерство образования и науки пыталось провести первый пробный дистанционный урок 1 апреля. И ZOOM просто «лег» под многомиллионным натиском пользователей со всего мира. Надо понимать, что вины разработчиков ресурса в этом нет: видеоконференции — это тяжелый трафик для телекома, видео передается в обоих направлениях в отличие от просмотра фильмов, когда информация идет в одном направлении от сервера к потребителю. И выстоять под одновременными миллионными посещениями этот ресурс просто не мог.
 
Таким образом, сейчас на первый план выходит способность компаний обеспечить, грубо говоря, бесперебойность широкополосного доступа своим абонентам. Как с этим обстоят дела в Казахстане, может понять любой пользователь с помощью любого доступного ему гаджета: сеть работает бесперебойно. Как поясняют в компании, масштабных сбоев в сети интернет в Казахстане нет, поскольку половина трафика Интернет, который мог бы загружать внешние каналы связи, была заблаговременно локализована внутри страны, что значительно улучшило качество доступа к контенту многих ресурсов для абонентов «Казахтелеком».
 
«Почему локализация так важна? Потому что интернет-провайдеры отвечают за качество сигнала и скорость, как правило, только в пределах «последней мили» - так в телекоммуникациях называют канал, который идет от узла связи непосредственно к потребителю, - поясняет председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев. - Прогнозировать и гарантировать скорость за пределами своей системы очень сложно, информация может проходить по сетям разных операторов в разных странах, пока не попадет от источника к потребителю – и поэтому мы изначально решили эту техническую проблему путем локализации, то есть расширения охвата зоны нашей ответственности», - добавляет он.
 
При этом в целом, за счет договоренностей с иностранными партнерами «Казахтелеком» еще в марте увеличили пропускные возможности своей сети на 30%, поэтому сам объем трафика нынче полностью покрывает потребности страны. Но объем трафика, который может, грубо говоря, пройти по проводам – это всего лишь техническая характеристика. Или образно говоря, вместительный книжный шкаф, который надо заполнять книгами – контентом, причем разнообразным, поскольку, согласно все тем же исследованиям Global Web Index разные категории пользователей используют разную информацию.
 
Понятно, что большинство пользователей сети интернет во всем мире (68%) сейчас регулярно сидят на новостных сайтах, где ищут информацию о развитии ситуации с коронавирусом. Этот интерес – единственное, что сейчас связывает совершенно разновозрастную аудиторию инета. А вот за пределами новостного контента пристрастия аудитории начинают сильно разниться. Люди потребляют широкий спектр развлекательного контента в Интернете: музыку (58%), просмотр фильмов / шоу (49%), просмотр смешных видео (42%), игры на мобильном телефоне (40%) и просмотр мемов (32%).
 
Примечательно, что некоторые из этих действий связаны с поиском юмористического контента, который в такое время очень необходим. И молодое поколение потребляет больше развлекательного контента, чем более старшие пользователи. Изначально группа компаний «Казахтелеком» могла бы сосредоточиться на технической стороне обеспечения пользователей – и не вникать в проблемы обеспечения их качественным и разнообразным контентом. Иными словами, крепкий и надежный книжный шкаф оператор выстроил, а покупка книг для заполнения полок этого шкафа формально не входит в его функционал. Однако, по словам г-на Есекеева, компания не может сейчас подходить к своим обязанностям формально, а потому занимается и вопросами контента.
 
«В нынешней ситуации каждый участник рынка должен делать по возможности гораздо больше, чем предполагают его «должностные обязанности», - поясняет председатель правления. - В связи с чем наша компания запустила целый ряд интернет-проектов, которые уже широко востребованы казахстанцами», - подчеркивает он.
 
Речь идет о проектах в сети интернет, которые компании «Казахтелекома» реализуют в содружестве со своими партнерами, учитывая все возрастные пристрастия своих клиентов. С самого начала режима чрезвычайного положения в Казахстане оператор запустил проект «Звезда на карантине», в рамках которого уже прошло 20 онлайн-концертов казахстанских звезд. Причем благодаря «живой» связи исполнителей и зрителей пользователи «Казахстелекома» могли не только насладиться живым исполнением своих кумиров, но и задать им любые вопросы. В итоге с начала проекта концерты казахстанских звезд, согласившихся работать на интернет-площадках «Казахтелекома» бесплатно уже собрали суммарно 716 тысяч 985 просмотров. И учитывая, что проект будет длиться как минимум до конца карантина, новые дистанционные концерты и выложенные в инете записи уже прошедших выступлений, количество просмотров перевалит за миллион.
 
Другая сфера, к разработке контента активно приступили в подразделениях «Казахтелекома» - это киберспорт. Отметим, что согласно исследованиям все того же Global Web Index показывает, что пятая часть респондентов в возрасте от 38-ми до 56 лет сейчас нацелена на просмотр прямых эфиров киберспортивных состязаний. И при поддержке «Казахтелкома» уже запущены онлайн-турнир по 11 кибердисциплинам «Аламан» и первый онлайн-турнир по блиц-шахматам Uide Bol Cup. Первый из них собрал 6,5 тыс. участников, в шахматном турнире с призовым фондом в 2 млн тенге от оператора Кселл с 11 апреля участвует более 2 тыс. любителей шахмат республики.
 
Наконец, согласно выкладкам исследователей, порядка 40% респондентов в возрасте от 38-ми до 56 лет сейчас увеличило просмотр онлайн ТВ/ видео. Крупнейший телекоммуникационный оператор Казахстана еще в марте предвидел этот «скачок» - и тогда предоставил свободный доступ всем пользователям iDTV к полному объему этого продукта. В настоящее время казахстанским абонентам iDTV, вне зависимости от того, какой пакет был ими оплачен, доступны порядка 170 каналов различных жанров: более 60 казахстанских, более 30 – фильмовых, большое количество познавательных, развлекательных, спортивных, детских и музыкальных телеканалов.
 
«Таким образом, «Казахтелеком» не просто обеспечивает техническую поддержку сети, мы пытаемся формировать и пакет контента для всех категорий наших пользователей», - заключает Есекеев.

banner_wsj.gif

1425 просмотров

Как алюминиевый кластер Павлодарской области привлекает инвестиции

Рассказываем, какие новые производства будут открыты

Фото: Валерий Бугаев

Алюминиевый кластер появился в планах правительства РК едва ли не с самых первых дней независимости республики. Сырьевой базой кластера стал Павлодарский алюминиевый завод, сейчас АО «Алюминий Казахстана» - единственный производитель глинозема в стране. 

Крепкая база 

Глинозем – сырье для производства алюминия. В состав АО «Алюминий Казахстана» кроме Павлодарского алюминиевого завода входят известняковый рудник «Керегетас» в Павлодарской области и два бокситовых рудника: уже почти отработавший свой эксплуатационный срок Торгайский и Красно октябрьский (оба находятся в Костанайской области).

Преимущественно именно Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление снабжает Павлодарский алюминиевый завод бокситовым сырьем. Недавно здесь открыли еще два бокситовых месторождения с общим запасом сырья в 37,5 млн т. Залежи бокситов одного из месторождений позволяют эксплуатировать его 20 лет, другое – 11 лет, рассказали в пресс-службе АО «Алюминий Казахстана». Сейчас новые рудники готовятся к запуску. 
 
В этом году на двух рудниках АО «Алюминий Казахстана» планируется добыть более 4 тыс. т бокситов (844,4 т уже добыли за I квартал). Общее производство глинозема в 2020 году должно составить 1,4 млн т (более 331 тыс. т произведено в I квартале 2020 года).

Второй элемент 

Разобщать территориально стадии алюминиевого передела не стали, и в 2000-х в Павлодаре был построен Казахстанский электролизный завод (КЭЗ) – ключевой элемент для успешного развития алюминиевого кластера. Создание единственного в республике и уникального по своей технологичности производства первичного алюминия обошлось в $900 млн. В 2003 году государственный пакет акций ОАО «Алюминий Казахстана» (31,76%) был продан  швейцарской компании Corica AG. Условие сделки: право собственности на госпакет компании Corica AG окончательно переходит только после ввода первой очереди элект ролизного завода в 2007 году. 

Договоренности были выполнены в срок – в 2007 году состоялось открытие завода. Выход производства на полную мощность проходил поэтапно, в две очереди, по 125 тыс. т алюминия в год каж дая. Вторая очередь КЭЗ была введена в 2010 году. Сегодня Казахстанский электролизный завод производит 250 тыс. т продукции в год, около 90% алюминиевых чушек уходит на экспорт. 

Сейчас рассматривается вопрос о введении третьей линии КЭЗ. По мнению Каната Баитова, который в 2019 году исполнял обязанности председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития, это позволило бы оставлять в стране до 400 тыс. т глинозема. Сейчас остается как минимум в два раза меньше. 

В прошлом году две крупные компании – одна китайская и одна арабская – начали разработку предТЭО третьей линии КЭЗ для ERG. Завершить разработку технико-экономического обоснования планировалось до конца 2019 года. Коронавирус внес некоторые коррективы в эти планы, отодвинув реализацию проекта на неопределенный срок.

Кластер начинается 

Развитие алюминиевого кластера возложили на СЭЗ «Павлодар», определив металлургию одним из основных направлений ее развития. 

Первым в казахстанской алюминиевой цепочке стал выпуск легированного жидкого алюминия. Инвестор – ТОО «Giessenhaus», дочерняя компания немецкой корпорации Euro-Energie-GmbH и российской «СибИнвестГрупп». Запуск производства мощностью 52 тыс. т легированного алюминия в год состоялся в декабре 2017 года на территории экономической зоны «Павлодар». Общая стоимость проекта составила 4,9 млрд тенге. Сырье ТОО «Giessenhaus» получает от Казахстанского электролизного завода, только не в чушках, как его обычно экспортируют, а в жидком виде. Для этого используются специальные сосуды, так называемые тигели, поддерживающие температуру в пределах 750–800 градусов, что предотвращает застывание металла. Заместитель директора по производству ТОО «Giessenhaus» Руслан Ибраев рассказал о части производственных процессов. Например, после доставки металл с тигеля переливается в печи, затем производится легирование сплава. Если металл холодный, он подогревается, если же нормальной, заданной температуры, в него производится загрузка легирующих компонентов – это кремний, магний, титан, марганец.

Заключительная стадия – химический анализ. Если все показатели в норме, продукция Giessenhaus передается в ТОО «Вектор-Павлодар». Это сосед Giessenhaus, они находятся в одном здании и прекрасно дополняют друг друга. 

Вектор на Павлодар 

«Вектор-Павлодар», используя алюминиевый сплав Giessenhaus, выпускает автомобильные диски. Общий объем инвестиций этого проекта – 6,7 млрд тенге. Проектная мощность – миллион автомобильных дисков в год. Компания заходила в СЭЗ как дочка известной российской компании K&K, которая занимает едва ли не большую часть российского рынка дисков. На ее долю приходится 3 млн дисков в год, половину из которых компания экспортирует. В экспортном списке Красноярского завода автомобильных дисков до недавних пор значился и Казахстан – сюда из Красноярска поставлялось 200 тыс. автомобильных дисков в год. 
 
Причины, по которым красноярская компания открыла производственный филиал в Казахстане, в 2017 году на тот момент генеральный директор группы компаний  K&K Сергей Куклин назвал такие: «В Павлодаре для нас большой плюс в том, что здесь уже есть предприятие, которое будет производить легированный алюминий, – это ТОО «Giessenhaus» (70 процентов стоимости автомобильных дисков – это стоимость металла, еще и поэтому россиянам оказалось гораздо выгоднее выпускать свою продукцию там, где они могут получить сырье. – «Курсив»)». 

kak-alyuminievyj-klaster-pavlodarskoj-oblasti-privlekaet-investicii-2.JPG

Фото: Валерий Бугаев

По словам инвестора, в специальной экономической зоне «Павлодар» ему предложили такие преференции, которых нет в Красноярске, где расположена основная база К&К. В 2018 году году К&К купил РУСАЛ, а Куклин возглавил ТОО «Вектор-Павлодар». В нынешнем году это предприятие уже вышло на проектную мощность в один миллион автомобильных дисков в год, отправляя свою продукцию преимущественно в Россию. Сейчас, по информации председателя правления СЭЗ «Павлодар» Альбека Несипбекова, «Вектор-Павлодар» заключает договор на поставку своей продукции для нужд «СарыаркаАвтоПром» и «АзияАвто». «С 2017 года, когда ТОО «Вектор-Павлодар» вошло в состав СЭЗ «Павлодар», они вложили в алюминиевый кластер уже 3,241 миллиарда тенге и на 3,65 миллиарда отправили на экспорт своей продукции. 

Также ТОО «Вектор-Павлодар» – один из самых крупных наших налогоплательщиков. По сумме уплаченных за три года налогов (369 миллионов тенге) они находятся на третьем месте после «Каустика» и ТОО «УПНК-ПВ», – рассказал Несипбеков. 

Процесс изготовления автомобильных дисков не менее интересен, чем выпуск легированного алюминия. Если вкратце, то он выглядит так: металл с ТОО «Giessenhaus» обязательно обрабатывается аргоном. После очистки в него добавляются стронций, титан и другие легирующие элементы. Диски производятся на литейных машинах, а затем отправляются на рентген, чтобы проконтролировать их внутреннюю структуру. Следующий этап – механическая обработка: из отливки делается колесо – сверлится, протачивается, опиливается, чтобы потребитель получил продукцию качественную, без всяких шероховатостей и неровностей. «Если у контролера нет претензий к качеству, диск отправляется на участок маркировки, где мы обязательно указываем код колеса, день, цвет. Каждое колесо получается уникальным, – рассказал Kursiv.kz менеджер производства ТОО «Вектор-Павлодар» Андрей Назаренко. До недавних пор готовые автомобильные диски в поддонах или коробках в зависимости от дизайна колеса фурами отправлялись в Тольятти, где их красили. С этого года ТОО «Вектор-Павлодар» красить свои диски тоже будет в Павлодаре. 

 

Индустрия алюминий копия-1.jpg

«Сегодня уже ведутся строительно-монтажные работы во втором цехе ТОО «Вектор-Павлодар». Скоро на территории СЭЗ «Павлодар» диски будут не только производиться, но еще и краситься. В том же количестве, что и выпускаются, – один миллион штук продукции в год. Стоимость проекта – 5 миллиардов тенге», – сообщил председатель правления специальной экономической зоны «Павлодар». 

Ввод в эксплуатацию нового производства запланирован на этот год. 

Ходовой товар 

В 2020 году начнет свою работу и завод по производству полиоксихлорида алюминия максимальной мощностью 13 тыс. т в год. Это вещество – коагулянт, использующийся для очистки питьевой воды. Сейчас его импортируют из соседних России и Китая. Местные бизнесмены, выигравшие грант Национального агентства по технологическому развитию, намерены заменить продукт более дешевым отечественным аналогом. Размер гранта составил почти половину стоимости будущего предприятия, которое обойдется в 943 млн тенге.
 
Дополнительные проекты в рамках казахстанского алюминиевого кластера принесут в Казахстан почти 24 млрд тенге инвестиций. 

В прошлом году специальная экономическая зона «Павлодар» стала выступать своего рода генератором алюминиевых идей и предлагает заинтересованным предпринимателям уже готовые бизнес-планы в рамках дальнейшего развития кластера. 

«Мы не сидим и не ждем, когда к нам в дверь зайдет инвестор. Мы сами знаем, что будем развивать. Алюминиевый кластер – это главный наш приоритет, потому что мы видим здесь хорошую перспективу. На семь миллионов тенге мы разработали семь бизнес-планов, по миллиону каждый. Планируем выпускать из алюминия профили, банки, фольгу. Один бизнес-план мы уже продали. На наш миллион, потраченный на разработку идеи, инвестор приносит свои 500 млн тенге. По остальным мы в поиске. И уверен, они принесут свой результат. Потому что алюминий – это тот товар, на который всегда найдется свой купец», – говорит Альбек Несипбеков.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png