Перейти к основному содержанию
937 просмотров

Мармелад на здоровом позитиве

Кондитерская фабрика «Рахат» начала выпуск десерта на основе натуральных продуктов

Фото: «Рахат»

Известный казахстанский кондитерский бренд «Рахат» запустил линию по производству натурального мармелада в Шымкенте. Это принципиальный поворот бренда в сторону поклонников здорового питания и расширения как экспорта, так и сбыта внутри страны. 

Как на эти планы повлиял форс-мажор карантина? Об этом «Курсиву» рассказал Константин Федорец, председатель правления АО «Рахат».

Мармелад может быть вкусным и полезным

Мы не удержались от того, чтобы в начале беседы поделиться скепсисом: традиции мешают воспринимать мармелад как здоровый продукт. Однако в АО «Рахат» уверены, что это мнение быстро изменится. Руководитель компании приводит такой аргумент: в Шымкенте производится именно такой мармелад, какой является лидером категории в развитых странах - Великобритании, Германии, США. 

IMG_8142.jpg

«Рахат» своевременно подхватил важный мировой кондитерский тренд на производство продукта на основе полезного сырья -  мармелада, чтобы захватить лидерство в  этой нише на рынке Казахстана и близлежащих стран. В компании видят, что популярность этого десерта растет. И расширяют эту нишу, вовлекая в нее поклонников натурального питания и в нашей стране. 

В составе десерта – натуральные продукты

В производстве мармелада на фабрике в Шымкенте используется натуральное сырье растительного происхождения – агар и пектин, а для изготовления жевательного мармелада применяется желатин, сертифицированный по стандарту Халал. Сырье закупается у производителей Германии, Италии, Индонезии, Швейцарии. 

Кто главный покупатель мармелада

Исследования показывают, что основные потребители мармелада - дети и подростки. Их привлекает необычная консистенция, интересная форма и яркие цвета. Самый популярный у них продукт - жевательный мармелад (мармелад на желатине). Люди постарше предпочитают продукты на агаре и пектине. 

Если уточнять вкусовые предпочтения, то на первом месте фруктово-ягодный и сливочный. В портфолио компании «Рахат» имеются несколько тематических мармеладных линеек: тропические вкусы, классические фруктовые, ягодные (с добавлением сливочных ноток и без), линейка вкусов жевательного мармелада для детей «ZooМixx». 

Мармелад ZooMixx компоновка.jpg

На десерт - расширение рынка

Сейчас доля мармелада в общем рынке кондитерских изделий Казахстана составляет 2%. Полезное предложение должно расширить ее значительно. Это предположение нашло доказательство сразу после запуска новой линии – новый продукт лучше покупают и в Казахстане, и на рынках соседних стран. Мармелад при этом, по отношению к другим кондитерским изделиям, недорог и полезен.
 
Текущая доля мармелада от «Рахата» на внутреннем рынке страны - 14%, на экспорт отправляется 30% произведенного продукта. Константин Федорец уверен, что в России, Узбекистане, Таджикистане мармелад фабрики «Рахат» завоевал стабильный круг лояльных покупателей и ценителей качественного продукта. Натуральная природа нового продукта прямо повлияет на расширение продаж за границей.

DSC_7346.jpg

Категория мармелада – высококонкурентная. В мировом масштабе конкурируют такие гиганты индустрии, как Haribo и Trolli (Германия), Fini и Jake (Испания). Помимо этого, в каждой стране есть сильные местные производители. В Казахстане, наряду с «Рахатом», это «Баян-Сулу». 

В целом же,  на кондитерском внутреннем рынке представлена продукция Mondelez International и Nestle, российских компаний КДВ и «Объединенные кондитеры», украинский производитель Roshen. В меньшем количестве категорий, но с большой долей рынка выступает Mars.

Почему для производства нового мармелада выбран Шымкент

Константин Федорец рассказывает, что производство мармелада в кондитерской индустрии отличается способом формования. Отливка традиционно происходит в силиконовые или металлические формы.  

На шымкентской фабрике «Рахат» установлено оборудовании германской компании Winkler. Линия позволяет производить отливку мармелада по классической технологии в крахмал, с соблюдением всех технологических параметров выстойки, что значительно повышает качество продукта. Также она предусматривает возможность отливки двухслойного мармелада, и мармелада с начинкой. 

DSC_6961.jpg

Инвестиции в производство составили 1,8 млрд тенге. Благодаря этому в Шымкенте созданы 80 дополнительных рабочих мест. Общее число работников фабрики теперь 800, средняя зарплата - 110 тыс. тенге. 

Мощность новой линии - 3 500 тонн мармелада в год, что позволяет «Рахату» нарастить производство мармелада на 50%. При этом заложенные резервы позволят увеличить производство вслед за растущим спросом. 

Шымкентскую кондитерскую фабрику «Рахат» выкупил несколько лет назад, столкнувшись с дефицитом производственных площадей на площадке в Алматы. Теперь здесь выпускается 6 видов продукции, ассортимент которых составляет 125 наименований.

Карантин переписал маркетинговые планы

В компании не скрывают, что карантин «переписал» производственные и маркетинговые планы компании. Производство продолжается, хотя и не в запланированном объеме. Ограничения коснулись всех в равной степени, в каждом регионе есть спад, связанный с закрытием оптовых рынков, сокращением работающей розницы и ограничением на свободу передвижения покупателей.

Компания серьезно отнеслась к адаптации маркетинговой стратегии к новым «карантинным» условиям. Главным инструментом для популяризации мармелада, например, выбраны цифровые средства коммуникации, влияние которых серьезно возросло. Также, компания расширила маркетинговые мероприятия в рознице, куда покупатель приходит, чтобы сделать свой выбор. Конечно, самую полную информацию о свойствах натурального мармелада он получит на упаковке. При этом, она у продукции «Рахата» очень яркая, и оптимистичная, что добавляет настроения в нелегкое время.

banner_wsj.gif

1465 просмотров

Как алюминиевый кластер Павлодарской области привлекает инвестиции

Рассказываем, какие новые производства будут открыты

Фото: Валерий Бугаев

Алюминиевый кластер появился в планах правительства РК едва ли не с самых первых дней независимости республики. Сырьевой базой кластера стал Павлодарский алюминиевый завод, сейчас АО «Алюминий Казахстана» - единственный производитель глинозема в стране. 

Крепкая база 

Глинозем – сырье для производства алюминия. В состав АО «Алюминий Казахстана» кроме Павлодарского алюминиевого завода входят известняковый рудник «Керегетас» в Павлодарской области и два бокситовых рудника: уже почти отработавший свой эксплуатационный срок Торгайский и Красно октябрьский (оба находятся в Костанайской области).

Преимущественно именно Краснооктябрьское бокситовое рудоуправление снабжает Павлодарский алюминиевый завод бокситовым сырьем. Недавно здесь открыли еще два бокситовых месторождения с общим запасом сырья в 37,5 млн т. Залежи бокситов одного из месторождений позволяют эксплуатировать его 20 лет, другое – 11 лет, рассказали в пресс-службе АО «Алюминий Казахстана». Сейчас новые рудники готовятся к запуску. 
 
В этом году на двух рудниках АО «Алюминий Казахстана» планируется добыть более 4 тыс. т бокситов (844,4 т уже добыли за I квартал). Общее производство глинозема в 2020 году должно составить 1,4 млн т (более 331 тыс. т произведено в I квартале 2020 года).

Второй элемент 

Разобщать территориально стадии алюминиевого передела не стали, и в 2000-х в Павлодаре был построен Казахстанский электролизный завод (КЭЗ) – ключевой элемент для успешного развития алюминиевого кластера. Создание единственного в республике и уникального по своей технологичности производства первичного алюминия обошлось в $900 млн. В 2003 году государственный пакет акций ОАО «Алюминий Казахстана» (31,76%) был продан  швейцарской компании Corica AG. Условие сделки: право собственности на госпакет компании Corica AG окончательно переходит только после ввода первой очереди элект ролизного завода в 2007 году. 

Договоренности были выполнены в срок – в 2007 году состоялось открытие завода. Выход производства на полную мощность проходил поэтапно, в две очереди, по 125 тыс. т алюминия в год каж дая. Вторая очередь КЭЗ была введена в 2010 году. Сегодня Казахстанский электролизный завод производит 250 тыс. т продукции в год, около 90% алюминиевых чушек уходит на экспорт. 

Сейчас рассматривается вопрос о введении третьей линии КЭЗ. По мнению Каната Баитова, который в 2019 году исполнял обязанности председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития, это позволило бы оставлять в стране до 400 тыс. т глинозема. Сейчас остается как минимум в два раза меньше. 

В прошлом году две крупные компании – одна китайская и одна арабская – начали разработку предТЭО третьей линии КЭЗ для ERG. Завершить разработку технико-экономического обоснования планировалось до конца 2019 года. Коронавирус внес некоторые коррективы в эти планы, отодвинув реализацию проекта на неопределенный срок.

Кластер начинается 

Развитие алюминиевого кластера возложили на СЭЗ «Павлодар», определив металлургию одним из основных направлений ее развития. 

Первым в казахстанской алюминиевой цепочке стал выпуск легированного жидкого алюминия. Инвестор – ТОО «Giessenhaus», дочерняя компания немецкой корпорации Euro-Energie-GmbH и российской «СибИнвестГрупп». Запуск производства мощностью 52 тыс. т легированного алюминия в год состоялся в декабре 2017 года на территории экономической зоны «Павлодар». Общая стоимость проекта составила 4,9 млрд тенге. Сырье ТОО «Giessenhaus» получает от Казахстанского электролизного завода, только не в чушках, как его обычно экспортируют, а в жидком виде. Для этого используются специальные сосуды, так называемые тигели, поддерживающие температуру в пределах 750–800 градусов, что предотвращает застывание металла. Заместитель директора по производству ТОО «Giessenhaus» Руслан Ибраев рассказал о части производственных процессов. Например, после доставки металл с тигеля переливается в печи, затем производится легирование сплава. Если металл холодный, он подогревается, если же нормальной, заданной температуры, в него производится загрузка легирующих компонентов – это кремний, магний, титан, марганец.

Заключительная стадия – химический анализ. Если все показатели в норме, продукция Giessenhaus передается в ТОО «Вектор-Павлодар». Это сосед Giessenhaus, они находятся в одном здании и прекрасно дополняют друг друга. 

Вектор на Павлодар 

«Вектор-Павлодар», используя алюминиевый сплав Giessenhaus, выпускает автомобильные диски. Общий объем инвестиций этого проекта – 6,7 млрд тенге. Проектная мощность – миллион автомобильных дисков в год. Компания заходила в СЭЗ как дочка известной российской компании K&K, которая занимает едва ли не большую часть российского рынка дисков. На ее долю приходится 3 млн дисков в год, половину из которых компания экспортирует. В экспортном списке Красноярского завода автомобильных дисков до недавних пор значился и Казахстан – сюда из Красноярска поставлялось 200 тыс. автомобильных дисков в год. 
 
Причины, по которым красноярская компания открыла производственный филиал в Казахстане, в 2017 году на тот момент генеральный директор группы компаний  K&K Сергей Куклин назвал такие: «В Павлодаре для нас большой плюс в том, что здесь уже есть предприятие, которое будет производить легированный алюминий, – это ТОО «Giessenhaus» (70 процентов стоимости автомобильных дисков – это стоимость металла, еще и поэтому россиянам оказалось гораздо выгоднее выпускать свою продукцию там, где они могут получить сырье. – «Курсив»)». 

kak-alyuminievyj-klaster-pavlodarskoj-oblasti-privlekaet-investicii-2.JPG

Фото: Валерий Бугаев

По словам инвестора, в специальной экономической зоне «Павлодар» ему предложили такие преференции, которых нет в Красноярске, где расположена основная база К&К. В 2018 году году К&К купил РУСАЛ, а Куклин возглавил ТОО «Вектор-Павлодар». В нынешнем году это предприятие уже вышло на проектную мощность в один миллион автомобильных дисков в год, отправляя свою продукцию преимущественно в Россию. Сейчас, по информации председателя правления СЭЗ «Павлодар» Альбека Несипбекова, «Вектор-Павлодар» заключает договор на поставку своей продукции для нужд «СарыаркаАвтоПром» и «АзияАвто». «С 2017 года, когда ТОО «Вектор-Павлодар» вошло в состав СЭЗ «Павлодар», они вложили в алюминиевый кластер уже 3,241 миллиарда тенге и на 3,65 миллиарда отправили на экспорт своей продукции. 

Также ТОО «Вектор-Павлодар» – один из самых крупных наших налогоплательщиков. По сумме уплаченных за три года налогов (369 миллионов тенге) они находятся на третьем месте после «Каустика» и ТОО «УПНК-ПВ», – рассказал Несипбеков. 

Процесс изготовления автомобильных дисков не менее интересен, чем выпуск легированного алюминия. Если вкратце, то он выглядит так: металл с ТОО «Giessenhaus» обязательно обрабатывается аргоном. После очистки в него добавляются стронций, титан и другие легирующие элементы. Диски производятся на литейных машинах, а затем отправляются на рентген, чтобы проконтролировать их внутреннюю структуру. Следующий этап – механическая обработка: из отливки делается колесо – сверлится, протачивается, опиливается, чтобы потребитель получил продукцию качественную, без всяких шероховатостей и неровностей. «Если у контролера нет претензий к качеству, диск отправляется на участок маркировки, где мы обязательно указываем код колеса, день, цвет. Каждое колесо получается уникальным, – рассказал Kursiv.kz менеджер производства ТОО «Вектор-Павлодар» Андрей Назаренко. До недавних пор готовые автомобильные диски в поддонах или коробках в зависимости от дизайна колеса фурами отправлялись в Тольятти, где их красили. С этого года ТОО «Вектор-Павлодар» красить свои диски тоже будет в Павлодаре. 

 

Индустрия алюминий копия-1.jpg

«Сегодня уже ведутся строительно-монтажные работы во втором цехе ТОО «Вектор-Павлодар». Скоро на территории СЭЗ «Павлодар» диски будут не только производиться, но еще и краситься. В том же количестве, что и выпускаются, – один миллион штук продукции в год. Стоимость проекта – 5 миллиардов тенге», – сообщил председатель правления специальной экономической зоны «Павлодар». 

Ввод в эксплуатацию нового производства запланирован на этот год. 

Ходовой товар 

В 2020 году начнет свою работу и завод по производству полиоксихлорида алюминия максимальной мощностью 13 тыс. т в год. Это вещество – коагулянт, использующийся для очистки питьевой воды. Сейчас его импортируют из соседних России и Китая. Местные бизнесмены, выигравшие грант Национального агентства по технологическому развитию, намерены заменить продукт более дешевым отечественным аналогом. Размер гранта составил почти половину стоимости будущего предприятия, которое обойдется в 943 млн тенге.
 
Дополнительные проекты в рамках казахстанского алюминиевого кластера принесут в Казахстан почти 24 млрд тенге инвестиций. 

В прошлом году специальная экономическая зона «Павлодар» стала выступать своего рода генератором алюминиевых идей и предлагает заинтересованным предпринимателям уже готовые бизнес-планы в рамках дальнейшего развития кластера. 

«Мы не сидим и не ждем, когда к нам в дверь зайдет инвестор. Мы сами знаем, что будем развивать. Алюминиевый кластер – это главный наш приоритет, потому что мы видим здесь хорошую перспективу. На семь миллионов тенге мы разработали семь бизнес-планов, по миллиону каждый. Планируем выпускать из алюминия профили, банки, фольгу. Один бизнес-план мы уже продали. На наш миллион, потраченный на разработку идеи, инвестор приносит свои 500 млн тенге. По остальным мы в поиске. И уверен, они принесут свой результат. Потому что алюминий – это тот товар, на который всегда найдется свой купец», – говорит Альбек Несипбеков.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png