Перейти к основному содержанию
2477 просмотров

Казахстанские авиакомпании терпят миллиардные убытки

Восстановления отрасли придется ждать долго

Фото: Аскар Ахметуллин

Авиаперевозчики Казахстана терпят миллиардные убытки. Пассажиропоток в апреле снизился на 97%. По оптимистичному сценарию руководство Авиационной администрации Казахстана надеется восстановить отрасль пассажирских авиаперевозок внутри страны со 2 по 15 мая. Сроки запуска международных рейсов казахстанскими авиакомпаниями зависят от эпидситуации.

Международная организация гражданской авиации «ИКАО» прогнозирует в первом полугодии 2020 года снижение количества перевезенных пассажиров на 593 млн человек (по сравнению с началом года). Ожидается, что отчеты августа покажут падение пассажиропотока на 1,2 млрд человек.

«По имеющимся оценкам, пропускная способность международной авиационной сети может сократиться на две трети по сравнению с прогнозом на первые три квартала этого года. Это приведет к падению доходов авиакомпаний на $160-253 млрд за январь-сентябрь. В наибольшей степени пострадают пропускная способность и доходы Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной Америки», – говорится в сообщении, распространенном ИКАО.

Доходы идут на посадку 

Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК оценило убытки казахстанских авиаперевозчиков, которые они понесут до конца 2020 года, в 300 млрд тенге. Напомним, ранее Kursiv.kz приводил данные Комитета по статистике МНЭ РК о доходах всех официально зарегистрированных авиакомпаний страны. За 2019 год они составили 394 млрд тенге.

Авиакомпания Air Astana в ответ на запрос «Курсива» сообщила о снижении пассажиропотока в марте на 50%, в апреле – на 97% (прогнозные данные). Крупнейший авиаперевозчик разработал антикризисный план. В частности, в него входит сокращение количества эксплуатируемых бортов и вывод из эксплуатации старых самолетов. Возможно, навсегда.

«Когда будут сняты ограничения, Air Astana сфокусируется в основном на обслуживании ключевых внутренних и международных деловых маршрутов. Мы ожидаем, что спрос сначала вернется на внутренние рейсы, так как люди будут возвращаться на свои рабочие места. Основной поток работников из нефтяных, горнодобывающих и промышленных центров будет способствовать возобновлению некоторого международного спроса. Абсолютно точно – туристические направления будут восстанавливаться медленнее всех», – отмечают в пресс-службе авиакомпании.

Другой участник рынка – компания SCAT – произвела оценку финансовых потерь за время карантина. Включая затраты на поддержание летной годности воздушных судов, налоговые и другие обязательства, возврат оплаченных билетов, расходы по репатриационным рейсам, выплату заработной платы сотрудникам эта сумма за март и апрель превысила 5,6 млрд тенге. С учетом недополученной прибыли за два месяца убытки составили более 18 млрд тенге. Такие данные предоставила пресс-служба компании в ответ на запрос корреспондента Kursiv.kz.

«Возобновление авиасообщения позволит SCAT восстановить все существовавшие направления, об открытии новых направлений мы сможем говорить лишь с возвращением отрасли в прежнее русло», – говорится в ответе пресс-службы.

Компания ввела систему ваучеров на перелеты. Она предполагает, что пассажиры могут бесплатно перебронировать свои билеты в долгосрочной перспективе на любую дату. Также можно вернуть деньги. По данным на 24 апреля, в офисы компании поступило около 20 тыс. заявок на возврат оплаченных билетов. Из них 1,5 тыс. уже обработаны и 44 млн тенге возвращены пассажирам.

С 22 марта авиакомпания АО «QAZAQ AIR» работает в режиме вынужденного простоя, проводя крупные плановые работы. По данным пресс-службы АО, в первом квартале пассажиропоток сократился на 30%. Антикризисная программа, которую запустила компания в период карантина, включила в себя реструктуризацию лизинговых договоров, пересмотр схем поставок запчастей и поддержания летной годности. Сокращение флота или маршрутной сети не планируется. В 2020 году в компании презентуют разработанную систему лояльности клиентов IQ Bonus, начнет работу новая система бронирования и дистрибуции с запуском электронных билетов.

«С учетом рецессии в авиационной индустрии компания будет вынуждена перенести свои планы по открытию международных рейсов на лето 2021 года», – сообщили представители АО «QAZAQ AIR».

Сроки восстановления

Авиационная администрация Казахстана (ААК) создала собственный план восстановления казахстанской авиаиндустрии. Он был разработан еще в середине апреля. Его первый пункт включал запуск авиасообщения между Алматы и Нур-Султаном со 2 мая. 

Исходя из озвученной 27 апреля Касым-Жомартом Токаевым информации, руководство страны согласилось с оптимистичным сценарием ААК, разрешив запуск авиасообщения между двумя финансовыми центрами уже с начала мая.

Согласно информации президента ААК Питера Гриффитса, для восстановления авиаиндустрии Казахстана «важно как можно скорее запустить отрасль, но это зависит от эпидситуации и решения властей».

«Первые сроки восстановления – 2 мая. Если события будут развиваться по оптимистичному сценарию, то внутренние полеты мы сможем восстановить со 2 по 15 мая текущего года. Далее, учитывая все риски, мы сможем запустить международные рейсы. Это будет полностью зависеть от оценки ситуации в здравоохранении», – сказал Питер Гриффитс в своем онлайн-выступлении перед авиаперевозчиками.

Планируется, что международные перевозки будут запускать поэтапно. Предположительно в мае будут открыты рейсы в Юго-Восточную Азию, далее – в страны Ближнего Востока, после – в западные государства.

banner_wsj.gif

3896 просмотров

Падение цен на нефть и девальвация трехкратно сократили прибыль «КазМунайГаза»

Компания вынуждена на ходу сокращать расходы и корректировать ожидаемую прибыль

Фото: пресс служба АО НК «КазМунайГаз»

После нефтяного кризиса 2014–2015 годов «КазМунайГаз» попытался свести к минимуму влияние волатильности на рынке на свою финансовую состоятельность, уменьшив валютные долги и другие обязательства. 

Только в первом квартале выручка национальной компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 21%, до 1,4 трлн тенге, а чистая прибыль сократилась в три раза – с 309 млрд тенге в прошлом году до 100 млрд в этом. Сильнее всего пострадали доходы от доли в совместных предприятиях, сократившись более чем в четыре раза, до 53 млрд тенге. «В основном это связано со снижением цены на нефть, но также и с изменением курса, особенно на конец квартала. У нас есть валютные обязательства на уровне совместных предприятий, и мы признали по ним отрицательную валютную переоценку, то есть бухгалтерский убыток», – сообщил на брифинге в начале мая заместитель председателя правления и финансовый директор АО «НК «КазМунайГаз» (КМГ) Даурен Карабаев.

То есть падение цен на нефть нанесло по КМГ двойной удар. Сначала в виде сокращения выручки от продажи сырья, а потом еще и в виде девальвации национальной валюты, которая в свою очередь обесценилась из-за снижения стоимости нефти.

С начала года цена на Brent снизилась почти в три раза и достигала минимальных значений за последние 18–20 лет. Если с января по март средняя стоимость эталонной марки составила около $50 за баррель, то уже в апреле она упала до $18,5. Карабаев отметил, что результаты первого квартала еще не отражают в полной мере негативного влияния падения цены на нефть на показатели КМГ.

Реакцией компании на сложившуюся ситуацию стало сокращение затрат. К примеру, операционные и административные расходы на этот год снижены почти на 40 млрд тенге, капитальные затраты в 2020 году уменьшатся на 15%, или на 84,7 млрд тенге, а в течение ближайших пяти лет – на 400 млрд. 

Представитель КМГ признался, что сейчас сложно давать какие-то прогнозы относительно будущего. Но текущая ситуация однозначно окажет негативное влияние на финансовые показатели компании. Он отметил, что ряд дочерних компаний и сов­местных предприятий, а также нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) показали убытки в первом квартале; менее подверженными влиянию цен на нефть оказались блок транспортировки нефти и газовая сфера. 

Кроме того, ожидается значительное снижение дивидендов от совместных предприятий. «И в целом по 2020 году наш свободный денежный поток будет отрицательным. Вероятнее всего, нам придется частично использовать имеющийся запас ликвидности с целью поддержания деятельности наших предприятий», – отметил финдиректор КМГ.

 

ресурсы копия-1.jpg

И швец, и жнец…

Пандемия коронавируса, вспыхнувшая в начале этого года, нанесла серьезный ущерб только восстановившемуся после кризиса 2014–2015 годов глобальному нефтяному рынку. По итогам первого квартала многие мировые производители нефти объявили о значительных потерях. Чистая прибыль Shell за январь – март упала на 46%, ExxonMobil – на 31%, Saudi Aramco – на 25%. И снижение показателей у небольшого по мировым меркам «КазМунайГаза» выглядит неудивительным. Тем не менее некоторые участники рынка все же смогли не только не снизить, но и повысить доходы. К примеру, Chevron за тот же период увеличила чистую прибыль более чем на 35%. В американской компании сумели сбалансировать доходы и расходы так, чтобы иметь возможность быстро реагировать на рыночные изменения и сохранять устойчивость бизнеса. Chevron уже более 25 лет работает и в Казахстане, а также является партнером КМГ по Тенгизскому проекту – именно он обеспечил более трети чистой прибыли национальной компании в 2019 году.

«КазМунайГаз» на сегодня – это вертикально интегрированная нефтегазовая компания, на которую приходится 26% годового производства нефти и конденсата в республике (90,5 млн тонн в 2019 году), 81% – переработки нефти, 15% – добычи газа, 57%  – транспортировки нефти и 79% – газа. Компания имеет свой небольшой флот нефтеналивных танкеров грузоподъемностью 12, 13 и 115 тысяч тонн, предприятия по бурению скважин. У компании было даже свое высшее учебное заведение – Казахстанско-Британский технический университет, который продали в прошлом году за 11,3 млрд тенге. Как и многие крупные компании в Казахстане, особенно сырьевые, КМГ помогает стране в реализации социальных проектов: в прошлом году по поручению правительства выделил 22,8 млрд тенге на строительство стадиона, конгресс-холла и амфитеатра в городе Туркестане.

По итогам прошлого года выручка от продажи нефти при средней цене $64 за баррель составила чуть более 3 трлн тенге, что занимает свыше 45% совокупного дохода компании. На второй строчке – поступления от продажи нефтепродуктов: более 28%, или 1,9 трлн тенге. И только потом идут доходы от реализации газа – около 13%, или свыше 874 млрд тенге.

Результаты последних лет демонстрируют, что наиболее рентабельным сегментом становится реализация и транспортировка газа. В прошлом году доходы от продажи газа выросли на 13,6%, тогда как по двум другим отраслям (нефти и нефтепродуктам), наоборот, произошло снижение. Выручка от газа выросла главным образом благодаря увеличению на 14% средней цены и росту поставок в Китай на 29%, до 7 млрд куб. м.

Увеличились также поступления от транспортировки газа более чем на 49%, до 209,6 млрд тенге. Рост произошел благодаря повышению доходов от международного транзита и транспортировки газа на экспорт за счет роста курса тенге к доллару.

Кругом должен

В КМГ отмечают, что производство товарного газа является одним из перспективных направлений. По прогнозу управления энергетической информации США, в 2018–2050 годах мировое потребление природного газа вырастет более чем на 40%, а в странах, не входящих в ОЭСР, оно увеличится на 70%.

В прошлом году КМГ пересмотрел свою стратегию относительно транспортировки и маркетинга газа. В частности, компания намерена увеличить пропускную способность магистральных газопроводов Бейнеу – Бозой – Шымкент (ББШ) и Казахстан – Китай, чтобы нарастить экспортные поставки товарного газа в КНР до 10 млрд куб. м в год. Кроме того, компания задумалась об экспорте продуктов переработки газа с высокой добавленной стоимостью и, соответственно, строительстве газоперерабатывающих заводов (ГПЗ). А это требует больших финансовых вложений. При том, что при строительстве того же ББШ «КазТрансГаз» (дочернее предприятие КМГ) в 2018 году пришлось брать кредит от синдиката банков в размере свыше 65,8 млрд тенге, или около $200 млн.

Тем временем другое дочернее предприятие – Атырауский НПЗ вынужден выпускать облигации и брать кредит, чтобы закрыть (частично) валютные займы от Банка развития Казахстана и китайского Эксимбанка, полученные на строительство комплекса глубокой переработки нефти. Общий долг самой национальной компании на конец квартала составил $10,6 млрд. Вопрос, найдутся ли в закромах КМГ деньги для инвестиций в газопереработку или ему снова придется влезать в долги, пока остается без ответа.

Национальной компании пришлось сильно потрудиться, чтобы за последние два года снизить общую задолженность на $5,3 млрд, досрочно погашая платежи по еврооблигациям и рефинансируя долларовые займы в тенговые, чтобы снизить нагрузку на дочерние предприятия, не имеющие валютной выручки. Снижение общего долга произошло в том числе и за счет списания займа на общую сумму $290 млн от партнеров по блоку «Жемчужина», отказавшихся от реализации проекта.
В рамках реализации антикризисной стратегии КМГ объявил, что сократит численность персонала центрального аппарата на 34%, с 729 до 480 человек.

При этом программа капитальных вложений за последние годы сузилась в два раза, и сейчас она составляет примерно $1,2 млрд в год. 

Для повышения финансовой устойчивости и сокращения общих затрат в 2017–2019 годах в КМГ были интегрированы субхолдинги «КазМунайГаз – Переработка и Маркетинг» и «Разведка Добыча «КазМунайГаз».

«Эти меры, конечно, нам помогают сейчас, и можно сказать, что КМГ с финансовой точки зрения сейчас находится в сравнительно лучшем положении, чем в предыдущие периоды падения цен на нефть», – говорит Даурен Карабаев, но с сожалением признает, что в этот раз падение цен на нефть оказалось более глубоким, чем в 2014–2015 годах.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png