Перейти к основному содержанию
1746 просмотров

Как работают предприятия в период ЧП

АО «НУХ «Байтерек» поддержало компании в рамках госпрограмм

Фото предоставлено АО «НУХ «Байтерек»

Режим чрезвычайного положения, введенный главой государства Касым-Жомартом Токаевым с 16 марта, и карантин, действующий с 19 марта в Нур-Султане и Алматы, повлияли на деятельность компаний в этих мегаполисах. Как предприятиям удается работать в этих условиях изучил «Курсив».
  
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в рамках многих программ, в том числе «Дорожная карта бизнеса-2025», «Еңбек», «Экономика простых вещей», а также через собственные программы национальных институтов развития, ориентированных для этой работы. Количество предприятий, получивших поддержку, исчисляется тысячами, а сумма выданных кредитов сотнями миллиардов тенге. При этом сами бизнесмены отмечают эффективность госпрограмм.

Одним из основных операторов государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса является Национальный управляющий холдинг «Байтерек», который работает через свою дочернюю организацию - Фонд развития предпринимательства «Даму». В прошлом году Фондом поддержано 24,2 тыс. проектов МСБ на сумму 611,4 млрд тенге. В результате в общем объеме кредитов субъектам МСБ доля холдинга «Байтерек» за счет инструментов Фонда «Даму» составила 36%.

Например, в числе получивших господдержку Фонда - алматинское ТОО «Производственный комплекс «Аврора», созданное в 2010 году, которое занимается производством жидкой бытовой химии. Компания производит продукцию трех направлений. Первое – производство дезинфицирующих и антисептических средств для медицинских организаций. Второе направление – производство бытовой химии (различные очистители для стекол, унитазов, посуды, кафеля и различной сантехники) и косметики (жидкое мыло, гели для душа, пена для ванн, шампуни, карманные санитайзеры для населения, которыми обрабатывают руки). Третье направление – это производство чистящей и моющей химии для пищевых производств. 

_MG_5994.jpg

ПК «Аврора» входит в одноименный холдинг, где есть компании, занимающиеся телекоммуникациями, охранными услугами, торговый дом и электротехнический завод. ПК «Аврора» получил помощь через Фонд «Даму» в 2016 году по программе «Даму-Өндiрiс». В частности, она касалась пополнения оборотных средств в рамках программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере обрабатывающей  промышленности.

«Мы получили заем в размере 300 миллионов тенге по ставке 6% годовых. Потом в  конце 2017 – начале 2018 года у нас был пересмотр и повторно нас профинансировали в конце апреля 2018 года. Соответственно, опять (получили) 300 миллионов тенге. Процентная ставка 6%. Эти деньги, так как они целевые, мы тратили на закуп сырья для производства нашей продукции», - отметила финансовый директор холдинга «Аврора» Елизавета Богомолова.

_MG_6245.jpg

Кредитная линия открывается на три года, но она возобновляемая, то есть после погашения суммы по графику можно вновь получить заем. Таким образом, компания может пользоваться этими 300 млн тенге, взятыми в 2018 году, до 2021 года. 

Сбытом конечной продукции и охраной производственного комплекса занимаются сестринские компании холдинга «Аврора», поэтому ПК может сосредоточиться непосредственно на производственных вопросах. 13 марта в Казахстане был зарегистрирован первый случай заболевания коронавирусной инфекцией. Количество заболевших этим вирусом резко начало расти. На 10:00 22 апреля в Казахстане зарегистрировано уже 2025 зараженных коронавирусом, в том числе 680 в Алматы и 401 в Нур-Султане.

ПК «Аврора» на этом фоне почувствовал рост спроса на свою продукцию. В частности, речь идет об антисептике под брендом Akmasept. Генеральный директор ПК «Аврора» Данияр Алшанбаев сообщил, что компания работает в круглосуточном режиме, производя больше санитайзеров и другой продукции.

Потребителями продукции «Авроры» являются в том числе производители продовольственных товаров. Как известно, предприятия по производству продуктов продолжили свою работу в период ЧП, поэтому проблем со спросом с их стороны не было.

«На них (предприятия по производству продтоваров) больше влияет наличие и работоспособность поставщиков, которые в режиме ЧС ограничены в передвижении, ограничены в своей работе. В целом, мы получили зеленый свет и есть во всех списках, но не все наши поставщики туда попали», - сказал глава ПК. 

В связи с тем, что не все предприятия-поставщики сырья «Авроры» попали в список акимата Алматы, у компании возникли небольшие трудности с получением сырья для этой линии.

«В основном мы работаем напрямую с заводами и там проблем нет. Что касается простых вещей для пищевых моющих средств, то тут возникают иногда какие-то проблемы с открытием складов в Алматы у дистрибьюторов сырья», - сказал директор.

Несмотря на рост спроса на отдельные виды продукции, в целом мощности предприятия в настоящее время загружены на 75-80%. По антисептикам и дезинфицирующим средствам загрузка составляет до 100%. «Большую часть мы производим дезинфицирующие средства. Это не только антисептики. Это для медицины специальные дезинфицирующие средства  и средства для холодной химической стерилизации инструментов», - сообщил он.

В компании отметили рост спроса на продукцию со стороны медицинских учреждений. «Не сказать, что колоссальный спрос, но всплеск есть. Чуть больше, чем обычно, на мой взгляд», - сказал он, сообщив о затоваривании складов по отдельным видам продукции.Традиционно по дезинфицирующим средствам и бытовой химии основной сезонный всплеск приходится на весну и осень. «Второй пик осенью меньше. Если говорить о бытовой химии, то это естественно, люди начинают весной окна мыть, генеральную уборку делать и, соответственно, закупают больше бытовой химии», - отметил Алшанбаев.

Наибольшие проблемы возникли из-за введенного в Алматы карантина. Предприятие находится на окраине города в Турксибском районе – на границе с Алматинской областью, поэтому там работало много сотрудников из области. После того как ввели каран-тин около половины из них вынуждены были вернуться домой. Компания предприняла усилия, чтобы сохранить, если возможно, персонал.

«Мы провели собрание. Попросили сотрудников, кто может, остаться. Сняли им гостиницу в экстренном порядке. Вы наверно слышали, что цены на квартиры начали поднимать и гостиницы начали поднимать из-за ажиотажа. Мы сняли гостиницу и квартиры сотрудникам, которые смогли остаться. Не смогли остаться в городе процентов  50-55, может больше. Если честно, даже времени подсчитывать не было», - сказал Данияр Алшанбаев.

Даже несмотря на предложенные условия, часть сотрудников по семейным обстоятельствам, взяв отпуск, предпочла вернуться домой в область. В связи с этим компании пришлось экстренно искать сотрудников из Алматы. 

«Мы продолжаем искать сотрудников, ведем набор. Мы обеспечили их питанием. У нас предусмотрено трехразовое питание. Наняли кейтеринговую фирму, которая готовит и привозит нам еду», - подчеркнул Алшанбаев.

До введения карантина в компании работало 116 сотрудников. С открытием круглосуточной работы занято уже около 150 сотрудников. В связи с увеличением производства продукции компания пошла на аренду дополнительных складов, наем грузчиков и увеличение числа охранников. 

Другой город, где карантин был введен одновременно с Алматы, это Нур-Султан. ТОО «Производственная инновационная компания ASTANA Ютария ltd», расположенное в столичной индустриальной зоне и созданное в 2013 году, также неоднократно пользовалось поддержкой холдинга «Байтерек». Компания производит спецодежду, верхнюю одежду и другую текстильную продукцию. Кроме того, при наличии заказов предприятие может осуществлять конечную сборку швейных машин под брендом Zoje.

ютария1.jpg

«Общий размер инвестиций составил 2,5 млрд тенге, в том числе через дочернюю организацию холдинга «Байтерек» - Фонд «Даму» мы получили очень хорошую поддержку: заем 255 млн тенге под 6% годовых по второму направлению программы «субсидирование и гарантирование». В 2015 году также через Фонд «Даму» - «Даму Өндiрiс» был получен заем в 52 млн тенге. Он еще не погашен – его брали на пять лет до декабря текущего года. Мы погасим его в этом году», - рассказала финансовый директор ТОО «ПИК ASTANA Ютария ltd» Салтанат Альпаева

На предприятии есть вязальный цех, накладываются «принты», а также работает дизайнерский отдел. Общее количество работников составляет около 480 человек, в основном женщины. На предприятии есть развозка сотрудников, предоставляется питание, общежитие. 

ютария2.jpg

«На период ЧП пришлось переквалифицироваться, что мы начали поставлять продукцию для организаций здравоохранения, в том числе начали шить маски, подушки, полотенца, пижамы, халаты, матрасы, комплекты постельного белья. У нас в принципе рабочие остались, только иногородние выехали, когда объявили карантин», - сказала Альпаева. 

Вместе с тем, она отмечает, что до ЧП и карантина производственные мощности предприятия были более загруженными.

«Объемы уменьшились. На сегодняшний день мы исполняем заказы на экспорт – работаем по давальческому сырью для России», - сказала она.

В период карантина за счет того, что часть иногородних работников уехала домой, число работников сократилось до 200. Однако с меньшим количеством сотрудников компания справляется с текущими заказами.

С восстановлением рынка компания может вновь воспользоваться возможностями, предоставляемыми государством. «Нам сейчас скидывают информацию, что под 6% мы можем подать заявку по приоритетным видам деятельности и можем пройти. Мы пока думаем», - отметила Альпаева.

banner_wsj.gif

1089 просмотров

Настоящая угроза для Baidu вовсе не COVID-19

Компания восстанавливает бизнес, однако долгосрочные перспективы поисковика по-прежнему туманны

Фото: Tingshu Wang/Reuters

Китайский поисковый гигант Baidu постепенно восстанавливается после того ущерба, который был ему нанесен пандемией COVID-19. Однако пока нет никаких признаков того, что хронические проблемы компании как-то решаются. И пока эта ситуация не изменится, возможности фирмы по привлечению инвестиций могут быть ограничены.

После закрытия торгов в понедельник Baidu объявила о том, что доходы компании от рекламы в прошлом квартале упали на 19% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. Общий доход компании по сравнению с прошлым годом при этом снизился на 7%. Падение смягчила дочерняя компания – видеохостинг iQiyi, показавшая значительный рост в период, когда люди находились на самоизоляции. Однако iQiyi по-прежнему не приносит прибыли. В таких секторах экономики, как туризм и здравоохранение, бизнес сократил расходы на рекламу, поскольку в условиях карантина не осуществлял какой-либо деятельности. Также Baidu отмечает снижение расходов на рекламу со стороны малого бизнеса, который пострадал от пандемии наиболее сильно. В этом году акции Baidu упали на 15% – сильнее, чем у таких компаний, как Alibaba и Tencent.

Впрочем, инвесторы не обратили особого внимания на не­утешительные итоги за прош­лый квартал, о которых сообщила компания. Торгующиеся на NASDAQ акции Baidu после закрытия торгов в понедельник выросли на 8%, поскольку компания прогнозирует, что на смену спада активности придет рост. По итогам текущего квартала ожидается, что в рамках промежуточного прогноза по прибыли доходы компании останутся на прежнем уровне. Свою роль здесь, вероятно, сыграли невысокие ожидания. По данным S&P Global Market Intelligence, аналитики уже понизили оценки трехмесячной давности по выручке компании за этот квартал на 12%.

Дела у Baidu действительно пойдут лучше. Расходы на рекламу, очевидно, возрастут, поскольку многие предприятия в Китае вновь возобновляют свою деятельность. Однако некоторые отрасли, например туризм и малый бизнес, по-прежнему испытывают трудности.

Кроме того, пандемия обнажила и структурные проблемы Baidu, поскольку компания отстает от своих конкурентов в привлечении рекламодателей из числа интернет-компаний, которые играют все более важную роль в экономике. Например, доходы Tencent от рекламы выросли на 32% в сравнении с прошлым кварталом. Преимущество этой компании в том, что она владеет крупнейшей социальной сетью в Китае – WeChat и является крупнейшей игровой компанией в мире. В последние годы Baidu уступает свою долю рынка конкурентам, в частности Bytedance, которая владеет видеохостингом для создания коротких видео TikTok.

Вероятно, худшая из пандемий для Baidu закончилась, однако теперь перед компанией стоит гораздо более сложная задача – наверстать упущенное и догнать своих соперников.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png