Перейти к основному содержанию

6398 просмотров

Оборот Chocofamily превысил 86 млрд тенге

В холдинге подведены итоги 2019 года

Фото: Shutterstock.com

Выход международных конкурентов на казахстанский рынок фудтеха, беспрецедентные для казнета инвестиции, консолидация 100% долей в тревел-направлении: СЕО холдинга Chocofamily Рамиль Мухоряпов рассказал об итогах 2019 года.

- Рамиль, какие тенденции были заметны на рынке в 2019 году?  

- Я бы отметил три момента. Оплата картами и мобилизация — победившие тренды. К примеру, в 2019 закрыли полностью прием наличных при покупке авиабилетов на Aviata.kz и Chocotravel.com — доля таких пользователей упала ниже 1%. Платежные карты теперь привязаны к приложениям — это повышает удобство и скорость оплаты. Chocofood еще три года назад 30% заказов принимали по телефону, а сейчас таких всего 1%, заказы через приложение — 87%. 

Второе — темпы роста электронной коммерции оказались даже выше наших ожиданий. В 2019 рынок точно «пробил» 700 миллиардов тенге по объему. Доля Chocofamily на рынке стабильно растет — примерно 12 из 100 тенге, что люди тратят в Казнете — тратят на наших сервисах. Наш оборот за 2019 год превысил 86 миллиардов тенге. Ожидаем минимум 20% рост рынка в 2020 году. 

Третье — экосистемы выходят на первый план. На горизонте пяти лет у пользователя будет 4-5 приложений в телефоне, которые он будет использовать 95% своего мобильного времени. Мы хотим, чтобы одним из таких приложений был наш «Рахмет», через который можно не только оплатить счет и получить в среднем около 10% кэшбека, но и среднесрочно заказать доставку еды, такси или купить авиабилеты. 

Экосистемные решения выигрывают, потому что у пользователя появляется привычка юзать одно приложение и получать все через одну точку входа. При этом клиент фактически привлекается один раз, а расходы на его привлечение делятся между сервисами, которые этот клиент использует. В этом смысле «одинокие» и закрытые приложения будут терять популярность. 

- Chocofood. Весь прошлый год рынок был взбудоражен новостями о выходе новых игроков на казахстанский рынок фудтеха. Каким прошлый год был для вашего фуд-тех сервиса? 

- Приход трех сильных международных игроков — отличный знак. Это говорит о том, что рынок Казахстана становится интересным для глобальных стратегов. Это своеобразный бенчмарк: когда одна крупная компания выходит на новый рынок, остальные начинают наблюдать и интересоваться, какие возможности этот рынок может предложить.

Мы многократно сталкивались с конкуренцией с международными игроками, в этом смысле для нас ничего нового не произошло. В 2011 году на наш рынок выходил российский скидочный сервис Biglion — они были в 120 раз больше Chocolife на тот момент, вели очень агрессивный маркетинг, но спустя два года покинули рынок. Сейчас доля Chocolife на рынке скидочных сервисов — 98%. 

Такая же история была с сервисом доставки Foodpanda — эта борьба длилась четыре года, в итоге они продали нам проект и ушли с рынка. Продолжается конкуренция и в сфере авиабилетов — с Tickets.ua, OneTwoTrip, Aviasales, локальными «Трансавиа» — но тем не менее, мы лидеры отечественного тревел-рынка.

- То есть и сейчас ожидаете такой же сценарий?

- Мы серьезно относимся к конкуренции, но страха это больше не вызывает. Такие истории всегда похожи. Зачем международные игроки выходят в конкретную страну? Чтобы зарабатывать. На новом рынке игроки готовы тратиться на старте, но этот период длится от года до пяти лет максимум. Если игрок не видит ожидаемую прибыль на новом рынке, то обычно уходит. Сейчас коллеги по рынку используют акции в виде бесплатной доставки и постоянные скидки, такие механики — убыточны и больше относятся к маркетингу. Не думаю, что кто-то будет готов в долгую играть на убыточном для них рынке. А мы можем конкурировать с новыми компаниями на протяжении, например, десяти лет — так долго никто не сможет выстоять.

К нам подключены тысячи ресторанов, имеем ряд эксклюзивов с рестораторами, интегрировали Chocofood с экосистемным «Рахметом» и нашим пользователям доступен кэшбек в 5%. Мы знаем свои конкурентные преимущества, которые дают понять, что в этой гонке у нас высокие шансы.

- Тем не менее, как изменились показатели Chocofamily после выхода новых сервисов доставки? 

- Мы выросли в два раза за полгода. Достигли цифры в 4 тысячи доставок в день. Рынок доставки непрозрачен, но думаю, мы занимаем примерно 40% в фудтехе.

Наше главное ограничение в Chocofood сегодня — это нехватка курьеров, не успеваем их набирать. В декабре мы останавливали доставку 300 раз, то есть около десяти раз в день у нас был перерыв на 10-15 минут, пока не освободятся курьеры. В феврале были перебои с поставками сумок для курьеров — из-за коронавируса граница с Китаем была закрыта.

Это борьба не с конкурентами, а с самим собой. Сейчас сосредоточены полностью на сервисе — доставлять 100% заказов вовремя, покрыть максимально зоны доставки, снизить стоимость доставки в идеале до нуля, а также на том, как помочь ресторанам зарабатывать больше вместе с Chocofood.kz. 

Уверены, что вдолгую выиграет тот, кто даст вау-сервис с точки зрения качества и предсказуемости доставки. 

Поговорим о втором большом событии на рынке. Айдын Рахимбаев инвестировал 5 миллионов долларов и приобрел долю в 10%. Прошло почти полгода с того момента, что изменилось в компании за это время? 

После входа господина Рахимбаева — компания выросла в два раза и это за полгода. Помимо Сhocofood, который удвоился, существенный вклад в общий рост внес «Рахмет» который показал 12-кратный рост за год — в феврале у нас было уже 550,000 платежей в месяц.

Строго говоря, после этой сделки у нас был еще один раунд, в котором господин Рахимбаев также участвовал — мы привлекли капитал для консолидации 100% в Aviata/Chocotravel. Сейчас у Мурата Абдрахманова — 13%, у Айдына Рахимбаева — 13%, у Тимура Турлова — 19%, у DEMUS Capital — 2,5%, оставшиеся 52,5% у менеджмента. 

Так что фактически мы провели уже пять раундов привлечения капитала на общую сумму $14,500,000, а оценка перевалила за $70,000,000 по итогам последней сделки. Львиная доля средств была направлена на сделки по консолидации рынка. Это прецедент для казахстанского рынка e-commerce, и мы рады, что инвесторы нам доверяют.

- Как вы думаете, почему Chocofamily удается заключать такие крупные сделки?

- Это микс устойчивости и скорости роста, прозрачности и корпоративного управления. Судите сами: в Казахстане и в мире мало компаний, которые показывают такой устойчивый рост: мы выросли в 24 раза за последние 5 лет, а в следующие 5 лет планируем вырасти в 18 раз. Мы платим все налоги, проводим международные аудиты у PWC, у нас сильный Наблюдательный совет, который принимает ключевые стратегические решения и в котором отличный баланс интересов миноритарных акционеров.

Три наших проекта — Chocotravel/Aviata, Chocolife, Lensmark — прибыльны, они генерируют кэш, который мы реинвестируем. По итогам 2020 года iDoctor.kz выйдет в плюс. Что касается «Рахмета» и Chocofood.kz — мы планируем инвестировать в них средства в ближайшие пару лет, в том числе путем привлечения дополнительного капитала. Сейчас ведем переговоры с инвесторами из Казахстана, России и ряда других стран, на 2020 год готовим очередной раунд. 

- Почему решили консолидировать 100% в Aviata и Chocotravel.com?

- В этом случае это было скорее желание наших партнеров продать свои доли и сконцентрироваться на развитии собственных проектов. Мы же постарались в кратчайшие сроки этот вопрос решить — сделка была закрыта всего за 1,5 месяца. 

Мы хорошо понимаем этот бизнес, объединенная компания управлялась выходцем из Choco — Николаем Мазенцевым, поэтому операционных рисков в сделке мы не видели. В прошлом году компания ускорилась в развитии и выросла на 54%. Мы продаем 160,000 авиабилетов и 180,000 ж/д билетов в месяц, вышли на первое место в b2b сегменте, где более 1200 казахстанских компаний покупают корпоративные билеты через наш сервис.

За год реализовали новую модель развития для Chocotravel/Aviata, теперь проект представляет микс онлайн тревел агентства и метапоисковика. У нас стояла задача стать точкой входа для пользователя. Поэтому мы и продаем билеты сами, и показываем, у какого агентства они могут стоить дешевле. Такой модели в СНГ еще нет, в мире — у единиц. 

- Учитывая, что на тревел-рынке у вас самая крупная доля, как на вас повлияла ситуация с Bek Air?

- В ситуации с Bek Air мы в моменте потеряли 80 миллионов тенге — сделали возврат пассажирам за свой счет, но пока так и не получили эти деньги от авиакомпании. При этом у BekAir зависло еще около 320 миллионов клиентских денег, возвраты по которым пассажиры так и не получили. BekAir ждет возобновления полетов и продаж, прямым текстом говорит, что без этого будут вынуждены подать на банкротство. Тогда компенсации пассажирам будут выплачиваться в ходе процедуры банкротства. В целом, во избежании подобных ситуаций регулятору имеет смысл поднять вопрос о страховании ответственности авиакомпаний перед пассажирами по аналогии с туроператорским бизнесом.

- Прошлый год обсудили. Какие планы у холдинга теперь? В каком направлении планируете развиваться? 

- В 2019 мы вовсю строили технологическую платформу для Choco-экосистемы: создали единый юзер ID, объединяли наши сервисы в «Рахмете», из которого строим супер-апп. Теперь все данные собираются в одном месте, в дальнейшем это позволит изучить привычки пользователя и создать для него вау-предложения. 

Сейчас дорабатываем единый ID для мерчантов — из одного приложения наши партнеры смогут оцифровывать свою текущую аудиторию «Рахметом» и управлять их лояльностью, привлекать новых клиентов сервисом Chocolife.me, управлять доставкой через Chocofood.

Я уже говорил, «Рахмет» быстро завоевывает доверие аудитории. Мы уже занимаем третье место по популярности среди финансовых приложений в стране после Каспи.kz и Homebank. А с точки зрения оценок пользователей мы — лучшее финтех-приложение в Казахстане. В Play Market у нас 4,9 из 5, в Appstore — 4,8 из 5, что существенно выше, чем у банков.

Сегодня «Рахмет» использует более 2000 партнеров и каждый новый партнер усиливает приложение, как и растущая популярность «Рахмета» дает все больше пользы самим партнерам. Экосистемы — новый вид стратегической борьбы. Хочешь выжить — объединяйся. Одиночки не выживают. Для примера, у Grab - аналога «Рахмета» в Юго-Восточной Азии — более 50 партнерств только с банками. 

Это так называемый коомпитишн (co-ompetition = cooperation + competition) —  сотрудничество и конкуренция одновременно. На казахстанском рынке у нас коомпитишн c «Яндексом», HomeCredit, Kaspi, «Сбербанком» и некоторыми телеком-операторами. Напомню, что «Рахмет» — это не банк, мы, наоборот, помогаем банкам зарабатывать, поскольку с каждой транзакции через «Рахмет», банк эмитент карты зарабатывает интерчейндж. В 2020 году планируем начать кредитовать партнеров и пользователей, но не со своего баланса, а с участием банка-партнера, зарабатывая при этом комиссию за сделку. 

- Планируете ли выходить на международные рынки? 

- С прошлого года делаем первые шаги в этом направлении.

Наш iDoctor — сервис по поиску врачей — вышел на рынок России, в его базе сейчас 550,000 местных докторов. Скоро проект запустится еще в четырех странах СНГ. Думаем, что уже в 2020 году размер международной выручки превысит размер казахстанской. 

HR messenger — уже получает 70% выручки в России, за год они выросли в шесть раз, retention rate (уровень удержания клиентов) достиг 95%, а оценка превысила 2 миллиона долларов. У них уже есть топовые клиенты ― X5 Retail Group, Hoff, H&M, Coca-Cola, «Альфа-банк», KPMG. Недавно мы объявили о том, что стартап прошел в 17 из 2000 отобранных проектов в американский b2b акселератор Alchemist. Надеюсь уже в этом году мы получим американскую выручку.

В 2020 году первые шаги за пределы Казахстана сделает Aviata, а может быть и «Рахмет». На горизонте 5 лет 90% выручки хотим иметь за пределами Казахстана. Думаем, что это правильный путь развития для любой интернет компании.

banner_wsj.gif

1252 просмотра

По вине коронавируса Голливуд стал «героем» настоящей медицинской драмы

Сервис Netflix, студии Universal Television и Paramount ставят выпуск сериалов на паузу

Фото: Matrix/Zuma Press

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Выпуск телепередач приостанавливается. Релиз фильмов также откладывается. Более того, обсуждается вопрос остановки кинопроизводства вообще. В условиях пандемии коронавируса индустрия развлечений пребывает в весьма неустойчивом положении. 

В бизнесе, где сделки заключаются при личной встрече за ланчем, а продакшн подразумевает участие десятков и даже сотен человек, обычная повседневная деятельность останавливается, вынуждая голливудских воротил и не слишком известных актеров проживать сценарий, которого еще несколько недель назад никто и представить не мог. По данным информированного источника, стриминговый гигант – компания Netflix – остановила в США и Канаде кинопроизводство на две недели. Это решение повлияет на график выхода десятков фильмов и сериалов, включая такие хиты, как «Странные дела» и «Грэйс и Фрэнки». Эти меры предосторожности были предприняты вслед за ограничениями, введенными властями городов и штатов в попытке сократить число массовых скоплений людей и обеспечить «социальную дистанцию». 

Студия Warner Bros. TV также сообщила о том, что прекратила съемки большей части из своих 70 с лишним телепрограмм. В то же время, как сообщает информированный источник, производственное подразделение компании Comcast Corp. на две недели приостановило продакшн примерно 35 своих шоу. Съемки большей части токшоу и игровых передач с участием зрителей были временно приостановлены. Так, канал NBC предоставил своим звездным ведущим вечерних шоу Джимми Фэллону и Сету Майерсу неделю отпуска, выход обоих шоу при этом запланирован на неделе с 23 марта. «Паника» – именно так глава одного из агентств по работе с талантами описывает текущие настроения. Продюсер, который готовит выпуск ток-шоу без участия зрителей в зале, а возможно и даже гостей в студии, назвал этот опыт «неизведанной территорией». 

Ранее в индустрии развлечений имел место бум нового телевизионного контента, так что многие потребители столкнулись с переизбытком доступных опций. Прекращение кинопроизводства по вине коронавируса наряду с отменой на этой неделе крупных спортивных мероприятий стало неожиданным поворотом, повлиявшим на резкое уменьшение доступного свежего контента. Впрочем, для находящихся на карантине семей телевизионного контента в обозримом будущем будет предостаточно. Кроме того, вне зависимости от того, как много съемок было прекращено и как долго это продлится, стриминговые сервисы и кабельные каналы по-прежнему будут предлагать для просмотра огромное количество старых сериалов и фильмов. Как и большая часть всего мира бизнеса, компании из сферы развлечений сворачивают деятельность лишь временно. 

Netflix закрыл один из своих офисов в Лос-Анджелесе, призвав сотрудников работать из дома. Другие студии и сети рекомендуют сделать то же самое. Агентства по привлечению талантов также в данный момент не работают. Тем временем, как сообщило издание The Wall Street Journal в прошлый четверг, все более вероятно, что крупные кинотеатры также будут закрыты. Кроме того, некоторые киностудии в прошлый четверг перенесли даты релизов фильмов, выход которых был запланирован на ближайшие недели, пытаясь таким образом предотвратить выход продукта стоимостью миллионы долларов в период кризиса. И эффект от этого решения, вероятно, будет долгосрочным. «Многие фильмы не будут сняты, обязательства по релизу не будут выполнены, а актеры не будут сниматься», – говорит Шайлер Мур, юрист в сфере индустрии развлечений и партнер компании Greenberg Glusker в Лос-Анджелесе. «Очевидно, что для Голливуда это будет действительно периодом хаоса», – отмечает он.

 

6-01.png

Студия Disney уже отложила планы по релизу трех фильмов – «Мулан», «Новые мутанты» и «Оленьи рога». Как сообщает источник, знакомый с планами компании, Disney рассчитывает перенести дату релиза на конец года. Также, по словам информированного источника, Disney приостановила производство нескольких фильмов в формате live-action (дорама), включая «Русалочку», съемки которой должны были начаться в Лондоне на этой неделе, «Шан-Чи и легенда десяти колец», а также «Один дома». Кроме того, крупные студии пытаются решить, как им поступить с большими кинофраншизами, релиз которых в кинотеатрах планировался в ближайшие недели. Принадлежащая Comcast киностудия Universal Pictures сдвинула выход F9 (сиквел фильма «Форсаж») с мая текущего года на апрель 2021 года. 

Студия Paramount Pictures компании ViacomCBS также сдвинула дату релиза триллера «Тихое место-2», запланированного на 20 марта, на неопределенную дату. Руководители многих телекомпаний и студий пытались определить степень возможного влияния приостановки продакшна на текущий и последующий телесезоны. Ведь даже если студии, телесети и стриминговые сервисы не хотят приостанавливать выход шоу, это делают за них местные власти. К примеру, в Нью-Йорке новые правила способны серьезно затруднить продолжение продакшна. В Лос-Анджелесе власти города требуют не допускать скопления людей свыше 50 человек, что станет проблемой для производства большинства фильмов. Так, компания CW Network была вынуждена прекратить съемки популярного сериала «Ривердейл», после того как один сотрудник контактировал с человеком, у которого был обнаружен вирус, сообщает продюсирующая сериал компания Warner Bros. В это время как раз снимался один из последних эпизодов нынешнего сезона «Ривердейл», остальная часть которого может попросту пойти в корзину, говорит информированный источник. Также в прошлый четверг было прекращено производство художественного сериала компании ABC «Анатомия страсти». 

im-164160.jpg

Фото: Diyah Pera/Associated Press / Сцена из популярного сериала компании CW Network «Ривердейл», производство которого было остановлено после того, как стало известно о контакте одного из работников с человеком, у которого подтвердился коронавирус

В специальном заявлении продюсеры сообщили, что эта мера была принята в соответствии с предложением мэра Лос-Андже леса Эрика Гарсетти не допускать скопления людей больше 50 человек. Производственные подразделения компании CBS (принадлежит ViacomCBS), кабельный канал Showtime и студия Paramount TV также сообщили о том, что приостановили производство нескольких шоу. Компания CBS проинформировала о том, что новых эпизодов «Позднего шоу со Стивеном Кольбером» с этой недели не будет до 30 марта. 

«Я бы предпочел оставаться с вами в этот момент, но я делаю передачу не один и должен поступить так, как лучше для всей команды. Надеюсь, мы скоро вернемся», – написал Кольбер в своем Twitter. 

В последнем выпуске шоу в прошлый четверг Кольбер расхаживал по практически пустой студии, а немногочисленные зрители возгласами поддерживали его так, как если бы зрительный зал был полон. Приостановка телепроизводства может серьезно повлиять на телевизионный сезон следующей осенью, если эта ситуация продлится более четырех месяцев. Производство пилотных серий – тестовых версий новых сериалов, которые могут быть запущены, только начинается. Как правило, производство пилотных версий заканчивалось в мае, и затем сети решали, какие именно сериалы пойдут в полноценное производство, которое обычно начинается в июле. 

Еще один ритуал, который был нарушен, – это ежегодные «предварительные» презентации, которые сети устраивают для компаний-рекламодателей. За последние несколько дней подобные мероприятия отменили каналы CBS, NBC, Fox и CW, а также кабельные сети.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif