2022 просмотра

McDonald’s: из чего это сделано?

Офелия Жакаева

Как часто, покупая ту или иную вещь или продукт, вы задумывались, из чего и как он сделан? Думаю, часто. Особенно, когда речь идет о продуктах питания. Да еще и овеянных таким количеством легенд, как McDonald’s. Сегодня у нас есть возможность увидеть, как и из чего готовят самые знаменитые в мире бургеры.

McDonald’s стал неотъемлемой частью нашей жизни. Что бы люди ни говорили о ресторанах быстрого обслуживания, а возможностью поесть быстро (простите за тавтологию) и вкусно регулярно пользуются все. К тому же зачастую именно McDonald’s  - то место, куда ты идешь пообедать или поужинать в незнакомой стране, с кухней которой ты еще незнаком. Потому что McDonald’s – везде McDonald’s.

И как любое культовое место, рестораны быстрого обслуживания становятся средоточием всевозможных мифов. Для того, чтобы разобраться, что из них соответствует истине, а что нет, и вообще кто, из чего и как производит те самые знаменитые «булочки с кунжутом» и иже с ними, мы поехали на расположенный неподалеку от Алматы производственно-логистический комплекс Food Town Almaty.

AS_ 101.jpg

Комплекс спроектирован и построен по принципу «стена к стене» и объединяет пекарню, цех по нарезке и упаковке салатов и логистический центр класса «А».  И именно здесь начинают свой путь бургеры, наггетсы, картофель фри  - в общем, все блюда - казахстанских McDonald’s.

Какие-то из них попадают сюда уже в готовом виде. К примеру, те же котлеты приезжают из России.  А часть производятся здесь. Да-да, в бургерах, которые мы регулярно едим в наших алматинских McDonald’s, довольно высока доля казахстанского содержимого. Некоторые из них удалось локализовать до 40-50%. И, как нас заверили, уровень локализации со временем будет только расти.

Впрочем, давайте по порядку.

Итак, для начала… Для начала, если уж вы решили увидеть производство своими глазами, вам придется помыть руки. Потом еще раз. И еще пару-тройку раз. И ноги тоже. Перед входом в любой цех  установлены аппараты для мытья и дезинфекции рук и обуви (рабочим, очевидно, выдается специальная обувь, рассчитанная на частые водные процедуры). И пока умная техника не убедиться, что все процедуры пройдены, турникет не откроется и в цех вы не попадете.

DSC00003.jpg

Помимо этого, прежде чем зайти в это царство стерильности придется снять все украшения, которые могут ненароком оказаться в емкостях с продуктами и облачиться в шапочки-халаты-бахилы-перчатки. И можете быть уверены, сотрудник, выполняющий роль экскурсовода, очень внимательно проследит за выполнением всех гигиенических процедур.

Все без исключения помещения оснащены лампами для борьбы с насекомыми и ловушками для грызунов. Впрочем, говорят, последних тут не видели.

DSC00037.jpg

В общем, чистота на производстве, как в операционной, возведена в культ.

Более того, к примеру, в салатном цехе, без дополнительной санобработки невозможно пройти из «грязной» части в «чистую». Под «грязной» частью подразумевается территория, где «Айсберг» проходит первичную обработку. Здесь у салата вырезается кочерыжка, удаляются покровные листья и поврежденные участки. Затем он поступает на механическую резку.  А дальше он отправляются уже в «чистую» часть, где проходит две степени очистки: сначала промывается в обычной воде, температура которой не превышает три градуса. После - в ванне со специальной очищенной водой. Здесь же его фасуют и проверяют. Каждая партия, в частности,  обязательно проходит через металлодетектор, который остановит линию, если увидит что-то инородное в упаковке.

DSC00074.jpg

Вакуумная упаковка позволяет салату долго сохранять свежесть. Однако больше семи дней его никто не хранит. То, что не успели использовать – безжалостно утилизируется. 

Как вы уже поняли, именно с овощного цеха мы решили начать свое путешествие. Салат, морковные палочки, свежие томаты, огурцы, яблочные дольки и нарезанный лук для ресторанов McDonald’s готовит компания “Мультименю” Казахстан.

DSC00084.jpg

Надо сказать, быть подрядчиком известного бренда, оказывается, не только престижно, но и крайне сложно. Помимо плановых и внеплановых аудитов (а проверяют не только качество продукции, но и удовлетворенность сотрудников) самого подрядчика, от “Мультименю” Казахстан требуют ответственного подхода к выбору партнеров. То есть прежде чем заключить договор с фермерским хозяйством, к примеру, на поставки моркови, следует убедиться, что оно не только выращивает хороший корнеплод, но и социально ответственно. То есть вовремя платит зарплату сотрудникам, не использует труд несовершеннолетних или заключенных  – короче говоря, «от» и «до» соблюдает трудовой кодекс.

DSC09935.jpg

Если учесть, что на данный момент практически все овощи закупаются в Казахстане, удается найти компании, готовые соответствовать требуемым стандартам.

Исключением стали салат «Айсберг» и… яблоки. С салатом все более-менее понятно: в Казахстане его сложно выращивать круглогодично, а долго он не хранится. Кроме того, производитель салата должен пройти сертификацию, а при имеющихся объемах производства это удовольствие не из дешевых.

А вот яблоки… Местные производители не готовы заниматься калибровкой плодов (из всего урожая надо выбрать одинаковые по форме, размеру и  цвету фрукты) при относительно небольших объемах продаж - McDonald’s пока не готов покупать более 200-300 кг в неделю. Так что пока яблоки к нам приезжают из Сербии. Отборные – одно к одному.

DSC09929.jpg

Следующий цех, который мы посетили – пекарня, где создают те самые булочки с кунжутом.  Даже если вам не покажут, как туда пройти, найти его можно по невероятному запаху. А свежеиспеченная булочка – это что-то вообще невероятное по вкусу. Несмотря на довольно плотный завтрак, сил отказаться от дегустации не найдется, пожалуй, даже у самого стойкого фаната правильного питания.

Производство булок начинается со склада ингредиентов. Из привозных продуктов здесь только дрожжи и собственно кунжут. Во-первых, он в Казахстане не растет. Во-вторых, по стандартам McDonald’s  использовать можно только кунжут определенных поставщиков, привезенный из Мексики или Гватемалы. Масло, мука, соль, сахар – привычные нам, отечественные.

Перед тем, как попасть в тесто все сыпучие ингредиенты тщательно просеиваются. Готовое тесто поступает в формы, а затем и в  печь. Из печи готовые булочки попадают на «карусель», которая их охладит. Горячие булки по внутренней спирали поднимаются наверх, а оттуда спускаются вниз, по внешней. За это время они остывают. И отправляются на контроль. Так же как и в салатном цехе, на линии установлен металлодетектор, который регулярно проверяют специальной тестовой булочкой.

 

Производительность завода — 360 килограммов хлебобулочных изделий в час. Однако не все они станут основой для бургеров. Выпеченные булочки проходят строгий контроль. При обнаружении малейшего дефекта, изделие отправляется в корзину с браком. А  потом на корм животным.

 

После контроля булочки ждет упаковка заморозка и склад, откуда они поедут в рестораны McDonald’s.

 

Пора и нам отправляться дальше. Следующая точка нашего маршрута - царство автопогрузчиков, стеллажей и паллет. Склад HAVI, который занимается всем, что связано с перевозкой и хранением. Именно сюда стекаются все заготовки – и отечественные и привозные.

DSC09991.jpg

Склад поделен на несколько зон. В сухой зоне (5-25 градусов) хранится все то, что не требует пониженных температур. В «холодной» части (+2-4 градуса) «живут» молочные продукты, а в морозильнике (температура здесь не поднимается выше -18 градусов) ждут своего часа замороженные котлеты, булочки и другие плохо переносящие жару продукты. Температура в каждой зоне фиксируется каждые 10 минут. Перед тем, как принять продукты на хранение, сотрудники HAVI проверят термоотчет, чтобы быть уверенными, что продукция ехала сюда без нарушений температурного режима.

У McDonald’s разработаны строгие стандарты по срокам хранения. За сроком годности продуктов на складе следит «умная» техника, которая вперед выдвигает продукты с меньшим сроком годности. Все, что просрочено – безжалостно утилизируется.

В общем, кто бы и что бы ни говорил о ресторанах быстрого обслуживания,  McDonald’s – это педанты. Фанаты чистоты и правил. Как положено западной компании.  И знаете, это здорово. Для потребителя так уж точно. Потому что покупая любимый бургер, ты можешь на все 100% быть уверен, в том, что он «правильный».  Приготовлен в полном соответствии с технологиями, ГОСТами, санитарными нормами и прочими правилами. Хочется надеяться, что через поставщиков, партнеров и подрядчиков эта культура – педантичный контроль качества и социальной ответственности -  распространиться и на остальные предприятия страны.

*Партнерский материал

AS_ 265.jpg

AS_ 343.jpgAS_ 38.jpgAS_ 103.jpg

banner_wsj.gif

108 просмотров

«Казахтелеком» рассчитывает на рост капитализации

Выручка компании выросла в 2019 году в два раза

Фото: Константин Белан

Группа компаний АО «Казахтелеком» рассчитывает на дальнейший рост стоимости своих активов, сообщил 15 июля член правления, главный финансовый директор крупнейшего телекоммуникационного оператора страны Асхат Узбеков.

«На наш взгляд, из финансовых показателей АО «Казахтелеком» можно сделать вывод, что компания недооценена, но мы надеемся, что в ближайшее время операционные показатели станут еще лучше, и капитализация компании наконец пойдет вверх», - сказал Узбеков в ходе Дня эмитента - встречи с инвесторами и СМИ на площадке KASE.

Из продемонстрированных на мероприятии слайдов следовало, что специалисты оператора прогнозируют по итогам 2020 года получение компанией доходов на уровне 480-500 млрд тенге. Показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам и займам, налогов и амортизации) по итогам текущего года сложится на уровне 200-215 млрд тенге, капитальные затраты составят по году сумму в 105-117 млрд тенге.

Узбеков.jpg

Представитель компании подчеркнул, что эти прогнозы достаточно консервативны; тем не менее, они полностью соответствуют динамике финансовой картины в компании за последние годы. Так, в 2019 году выручка составила 428 млрд тенге, увеличившись по сравнению с 2018 годом практически в два раза (с 223 млрд тенге). Причем, заметил Узбеков, если считать выручку группы компаний с условной консолидацией ТОО МТС (ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») за первое полугодие 2019-го, то этот показатель приближается к 470 млрд тенге.

«EBITDA очень сильно подросла – 177 миллиардов тенге в 2019 году. Это показатель, который рассчитан по МФСО. Условная EBITDA в 2019 году с учетом полной консолидации ТОО МТС за год превысила 200 миллиардов тенге. Это существенный прирост, если сравнивать с 76 миллиардов в 2018 году», - отметил главный финансовый директор АО «Казахтелеком».

Сравнение показателей I квартала текущего года с аналогичным периодом 2019 года также демонстрирует существенный рост: выручка поднялась с 89 млрд до 122 млрд тенге, показатель EBITDA - с 35 млрд до 57 млрд тенге. Показатели полугодия АО «Казахтелеком» обещает раскрыть в срок до 10 августа этого года, но, по словам Узбекова, группа компаний перевыполнила все запланированные на этот период результаты.

«Могу заверить, что мы находимся в достаточно комфортной зоне. Соответственно, мы можем гарантировать, что инвесторов ожидают приятные сюрпризы по итогам публикации полугодового отчета, - заявил спикер. - Одним из опасений, которые рынок испытывал в момент приобретения нами сотовых операторов, было то, справится ли компания с долговой нагрузкой. По данным 2018-19 годов мы видим, что леверидж находится в достаточно комфортной для нас зоне. По итогам 2019 года он составил 2,1, в прошлом месяце рейтинговое агентство Fitch Ratings пересмотром кредитного рейтинга подтвердило приемлемость нашего уровня долговой нагрузки для компании телеком-сектора и даже повысило кредитный рейтинг до инвестиционного уровня ВВВ-».

При этом группа компаний «Казахтелеком» не подвержена валютным рискам, поскольку не имеет заимствований в иностранной валюте, все ее долговые обязательства выражаются в тенге. Валютная составляющая операционной деятельности компании также незначительна, к тому же оператор, по словам Узбекова, старается держать наибольшую часть своих денежных запасов в валюте, что дает ей возможность снижать негативные последствия курсовых колебаний.

«По финансовой отчетности 2018 года можно убедиться, что положительная курсовая разница составила около 10 миллиардов тенге в эквиваленте. Соответственно, мы любые негативные колебания имеем возможность обратить в пользу наших акционеров», - подчеркнул представитель АО «Казахтелеком».

Отметим, что телекоммуникационный сектор республики в первом полугодии текущего года стал единственным сегментом в секторе услуг, фактически замороженным в период карантина, показавшим положительную динамику – рост в 9%. Значительная часть этого роста сектора телекоммуникаций была обусловлена деятельностью «Казахтелекома», который обладает самой разветвленной магистральной сетью (34 тыс. км с перспективой увеличения ее до конца года на 14 тыс. км за счет проекта строительства оптоволоконных сетей в сельских населенных пунктах), 24 стыками с международными операторами и долей в 76% на внутреннем рынке широкополосного доступа.

В сегменте платного телевидения «Казахтелеком» успешно конкурирует с «Алма ТВ», имея более 700 тыс. подписчиков. В мобильном сегменте две его дочерние сотовые компании обслуживают более 60% абонентов и намерены нарастить эту долю за счет проекта по покрытию мобильной сетью всех сел с населением в 250 и более человек до конца года.

«Мы представлены во всех рабочих радиочастотах в стране, что дает нам неоспоримое преимущество в плане оптимизации наших капзатрат: чем больше ширина частотного спектра, используемого компанией, тем меньше затрат надо нести оператору для построения качественной сети, и мы контролируем самый большой пул частот в республике. Две сотовые компании не объединены юридически, но у нас есть интегрированная сеть, которая дает большое покрытие», - отметил спикер.

Оператор представлен и на рынке ИКТ-услуг, где он развернул сеть из дата-центров по всей стране, включая ЦОД третьего уровня в Павлодаре – единственный во всей Центральной Азии. Главное же – «Казахтелеком» постоянно актуализирует свою деятельность с точки зрения формата и качества предоставления их клиентам с учетом всех привходящих обстоятельств, главным из которых является сейчас коронавирус.

«Карантин стал главным драйвером цифровизации нашей компании, как и всего рынка, - говорит Узбеков. - Мы в марте-апреле испытывали колоссальнейшую нагрузку и на сеть, и на обслуживание. В части подключений: в марте объем подключений по отношению к февралю вырос в 1,5 раза, в апреле по отношению к февралю - более чем в 2,5 раза. Мы справлялись с этим ростом, закрыв все пункты сервисного обслуживания и работая над запросами исключительно в режиме онлайн. Для этого были открыты каналы в соцсетях и в мессенджерах, где сейчас обслуживается более 90% наших потребителей.

Мы дорабатываем личный кабинет, буквально накануне, 15 июля, состоялось тестирование нового его варианта. Но мы понимаем, что он еще не полностью отвечает запросам наших клиентов, поэтому продолжаем прилагать все усилия для обеспечения наилучшим сервисом клиентов даже в условиях отсутствия физического контакта», - заверил он.

По его словам, все эти факторы - сильный операционный профиль, владение разветвленной инфраструктурой и нахождение левериджа под уверенным контролем компании при постоянном улучшении операционных показателей - стали основными причинами повышения кредитного рейтинга со стороны Fitch Ratings. Они же указывают на возможность увеличения капитализации компании, положительная динамика по которой за время кризиса составила порядка 10%. И этот рост будет продолжаться, уверен главный финансовый директор крупнейшего телекоммуникационного оператора страны.

«В условиях карантина мы, наверное, одна из немногих компаний, которые чувствуют себя хорошо, у которой бизнес растет - и в первую очередь растет бизнес, связанный с розничным сегментом, с физическими лицами. Люди переоценили возможности фиксированной связи, домашнего интернета, в шкале ценностей даже эти терявшие свои позиции в последнее время услуги очень сильно приподнялись у многих людей, и для нас это стратегически выгодно», - заключил Узбеков.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg