Перейти к основному содержанию

1798 просмотров

McDonald’s: из чего это сделано?

Офелия Жакаева

Как часто, покупая ту или иную вещь или продукт, вы задумывались, из чего и как он сделан? Думаю, часто. Особенно, когда речь идет о продуктах питания. Да еще и овеянных таким количеством легенд, как McDonald’s. Сегодня у нас есть возможность увидеть, как и из чего готовят самые знаменитые в мире бургеры.

McDonald’s стал неотъемлемой частью нашей жизни. Что бы люди ни говорили о ресторанах быстрого обслуживания, а возможностью поесть быстро (простите за тавтологию) и вкусно регулярно пользуются все. К тому же зачастую именно McDonald’s  - то место, куда ты идешь пообедать или поужинать в незнакомой стране, с кухней которой ты еще незнаком. Потому что McDonald’s – везде McDonald’s.

И как любое культовое место, рестораны быстрого обслуживания становятся средоточием всевозможных мифов. Для того, чтобы разобраться, что из них соответствует истине, а что нет, и вообще кто, из чего и как производит те самые знаменитые «булочки с кунжутом» и иже с ними, мы поехали на расположенный неподалеку от Алматы производственно-логистический комплекс Food Town Almaty.

AS_ 101.jpg

Комплекс спроектирован и построен по принципу «стена к стене» и объединяет пекарню, цех по нарезке и упаковке салатов и логистический центр класса «А».  И именно здесь начинают свой путь бургеры, наггетсы, картофель фри  - в общем, все блюда - казахстанских McDonald’s.

Какие-то из них попадают сюда уже в готовом виде. К примеру, те же котлеты приезжают из России.  А часть производятся здесь. Да-да, в бургерах, которые мы регулярно едим в наших алматинских McDonald’s, довольно высока доля казахстанского содержимого. Некоторые из них удалось локализовать до 40-50%. И, как нас заверили, уровень локализации со временем будет только расти.

Впрочем, давайте по порядку.

Итак, для начала… Для начала, если уж вы решили увидеть производство своими глазами, вам придется помыть руки. Потом еще раз. И еще пару-тройку раз. И ноги тоже. Перед входом в любой цех  установлены аппараты для мытья и дезинфекции рук и обуви (рабочим, очевидно, выдается специальная обувь, рассчитанная на частые водные процедуры). И пока умная техника не убедиться, что все процедуры пройдены, турникет не откроется и в цех вы не попадете.

DSC00003.jpg

Помимо этого, прежде чем зайти в это царство стерильности придется снять все украшения, которые могут ненароком оказаться в емкостях с продуктами и облачиться в шапочки-халаты-бахилы-перчатки. И можете быть уверены, сотрудник, выполняющий роль экскурсовода, очень внимательно проследит за выполнением всех гигиенических процедур.

Все без исключения помещения оснащены лампами для борьбы с насекомыми и ловушками для грызунов. Впрочем, говорят, последних тут не видели.

DSC00037.jpg

В общем, чистота на производстве, как в операционной, возведена в культ.

Более того, к примеру, в салатном цехе, без дополнительной санобработки невозможно пройти из «грязной» части в «чистую». Под «грязной» частью подразумевается территория, где «Айсберг» проходит первичную обработку. Здесь у салата вырезается кочерыжка, удаляются покровные листья и поврежденные участки. Затем он поступает на механическую резку.  А дальше он отправляются уже в «чистую» часть, где проходит две степени очистки: сначала промывается в обычной воде, температура которой не превышает три градуса. После - в ванне со специальной очищенной водой. Здесь же его фасуют и проверяют. Каждая партия, в частности,  обязательно проходит через металлодетектор, который остановит линию, если увидит что-то инородное в упаковке.

DSC00074.jpg

Вакуумная упаковка позволяет салату долго сохранять свежесть. Однако больше семи дней его никто не хранит. То, что не успели использовать – безжалостно утилизируется. 

Как вы уже поняли, именно с овощного цеха мы решили начать свое путешествие. Салат, морковные палочки, свежие томаты, огурцы, яблочные дольки и нарезанный лук для ресторанов McDonald’s готовит компания “Мультименю” Казахстан.

DSC00084.jpg

Надо сказать, быть подрядчиком известного бренда, оказывается, не только престижно, но и крайне сложно. Помимо плановых и внеплановых аудитов (а проверяют не только качество продукции, но и удовлетворенность сотрудников) самого подрядчика, от “Мультименю” Казахстан требуют ответственного подхода к выбору партнеров. То есть прежде чем заключить договор с фермерским хозяйством, к примеру, на поставки моркови, следует убедиться, что оно не только выращивает хороший корнеплод, но и социально ответственно. То есть вовремя платит зарплату сотрудникам, не использует труд несовершеннолетних или заключенных  – короче говоря, «от» и «до» соблюдает трудовой кодекс.

DSC09935.jpg

Если учесть, что на данный момент практически все овощи закупаются в Казахстане, удается найти компании, готовые соответствовать требуемым стандартам.

Исключением стали салат «Айсберг» и… яблоки. С салатом все более-менее понятно: в Казахстане его сложно выращивать круглогодично, а долго он не хранится. Кроме того, производитель салата должен пройти сертификацию, а при имеющихся объемах производства это удовольствие не из дешевых.

А вот яблоки… Местные производители не готовы заниматься калибровкой плодов (из всего урожая надо выбрать одинаковые по форме, размеру и  цвету фрукты) при относительно небольших объемах продаж - McDonald’s пока не готов покупать более 200-300 кг в неделю. Так что пока яблоки к нам приезжают из Сербии. Отборные – одно к одному.

DSC09929.jpg

Следующий цех, который мы посетили – пекарня, где создают те самые булочки с кунжутом.  Даже если вам не покажут, как туда пройти, найти его можно по невероятному запаху. А свежеиспеченная булочка – это что-то вообще невероятное по вкусу. Несмотря на довольно плотный завтрак, сил отказаться от дегустации не найдется, пожалуй, даже у самого стойкого фаната правильного питания.

Производство булок начинается со склада ингредиентов. Из привозных продуктов здесь только дрожжи и собственно кунжут. Во-первых, он в Казахстане не растет. Во-вторых, по стандартам McDonald’s  использовать можно только кунжут определенных поставщиков, привезенный из Мексики или Гватемалы. Масло, мука, соль, сахар – привычные нам, отечественные.

Перед тем, как попасть в тесто все сыпучие ингредиенты тщательно просеиваются. Готовое тесто поступает в формы, а затем и в  печь. Из печи готовые булочки попадают на «карусель», которая их охладит. Горячие булки по внутренней спирали поднимаются наверх, а оттуда спускаются вниз, по внешней. За это время они остывают. И отправляются на контроль. Так же как и в салатном цехе, на линии установлен металлодетектор, который регулярно проверяют специальной тестовой булочкой.

 

Производительность завода — 360 килограммов хлебобулочных изделий в час. Однако не все они станут основой для бургеров. Выпеченные булочки проходят строгий контроль. При обнаружении малейшего дефекта, изделие отправляется в корзину с браком. А  потом на корм животным.

 

После контроля булочки ждет упаковка заморозка и склад, откуда они поедут в рестораны McDonald’s.

 

Пора и нам отправляться дальше. Следующая точка нашего маршрута - царство автопогрузчиков, стеллажей и паллет. Склад HAVI, который занимается всем, что связано с перевозкой и хранением. Именно сюда стекаются все заготовки – и отечественные и привозные.

DSC09991.jpg

Склад поделен на несколько зон. В сухой зоне (5-25 градусов) хранится все то, что не требует пониженных температур. В «холодной» части (+2-4 градуса) «живут» молочные продукты, а в морозильнике (температура здесь не поднимается выше -18 градусов) ждут своего часа замороженные котлеты, булочки и другие плохо переносящие жару продукты. Температура в каждой зоне фиксируется каждые 10 минут. Перед тем, как принять продукты на хранение, сотрудники HAVI проверят термоотчет, чтобы быть уверенными, что продукция ехала сюда без нарушений температурного режима.

У McDonald’s разработаны строгие стандарты по срокам хранения. За сроком годности продуктов на складе следит «умная» техника, которая вперед выдвигает продукты с меньшим сроком годности. Все, что просрочено – безжалостно утилизируется.

В общем, кто бы и что бы ни говорил о ресторанах быстрого обслуживания,  McDonald’s – это педанты. Фанаты чистоты и правил. Как положено западной компании.  И знаете, это здорово. Для потребителя так уж точно. Потому что покупая любимый бургер, ты можешь на все 100% быть уверен, в том, что он «правильный».  Приготовлен в полном соответствии с технологиями, ГОСТами, санитарными нормами и прочими правилами. Хочется надеяться, что через поставщиков, партнеров и подрядчиков эта культура – педантичный контроль качества и социальной ответственности -  распространиться и на остальные предприятия страны.

*Партнерский материал

AS_ 265.jpg

AS_ 343.jpgAS_ 38.jpgAS_ 103.jpg

banner_wsj.gif

8039 просмотров

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif