Перейти к основному содержанию

7049 просмотров

Коронавирус обнажил глубину зависимости Apple от Китая

Введение карантина, торговые пошлины и падение продаж стали поводом для опасений вокруг Apple, так как большая часть её продуктов производится в Китае

Тим Кук в Пекине в 2018 г. Фото: Cai Yang / Xinhua / Associated Press

Даже задолго до вспышки коронавируса операционные менеджеры Apple указывали на опасную зависимость технологического гиганта от Китая.

Некоторые операционные менеджеры Apple еще в 2015 году предлагали, чтобы компания перенесла производство хотя бы одного из своих продуктов во Вьетнам. Таким образом Apple могла бы начать многолетнее обучение работников и создать новый кластер производителей комплектующих за пределами самой населённой страны мира. Об этом сообщают лица, знакомые с обсуждением.

Старшие менеджеры компании отвергли эту идею. Apple было слишком тяжело отказаться от Китая – второго по величине рынка её потребителей и места сборки большинства её продуктов.

Зависимость Apple от Китая уже давно раздражает сотрудников компании, а в последнее время вызывает обеспокоенность и у инвесторов. Эпидемия коронавируса стала уже третьим серьёзным ударом для Apple в Китае за короткое время: два других – это последствия торговой напряжённости, включая введение пошлин, а также более низкие, чем ожидалось, продажи iPhone в Китае.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya1.jpg

Сотрудники вновь открывшегося Apple Store в Пекине. Фото: Mark Schiefelbein / Associated Press

Производство встало, так как Китай приостановил работу заводов, чтобы сдержать распространение вируса, и Apple пришлось предупредить инвесторов, что она не достигнет своих прогнозов продаж в текущем квартале. После этого предупреждения рыночная стоимость компании снизилась более чем на $100 млрд.

«Ни один руководитель не признает публично, что должен был позаботиться об этом раньше, – говорит о зависимости Apple от Китая Бурак Казаз, профессор по цепочкам поставок в Сиракузском университете и бывший исследователь IBM. – Но оправданий этому больше нет».

Китай сыграл решающую роль в росте рыночной стоимости Apple. КНР обеспечивает стабильную, эффективную и недорогую производственную базу с обширной сетью поставщиков, которые помогли Apple закрепить прибыльность.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya.PNG

Генеральный директор Apple Тим Кук по-прежнему преуменьшает необходимость серьезно пересмотреть цепочку поставок Apple. В интервью для Fox Business Network он заявил, что непредсказуемые события являются частью современного бизнеса. Также он отметил, что управление операциями Apple уже сталкивалось с последствиями землетрясений, цунами и другими испытаниями.

«Мы должны отвечать на следующий вопрос: могла цепочка поставок оправиться от потрясений или нет? И нужно ли нам что-то менять? – сказал Кук. – С моей точки зрения, если уж говорить о переменах, то это будет небольшая корректировка, а не какие-то фундаментальные изменения».

Недавно Apple начала экспериментировать с небольшими переносами производства из Китая. В том числе компания планирует собирать беспроводные наушники во Вьетнаме и производить айфоны в Индии, а также компьютеры Mac Pro в США. Но в этих начинаниях она столкнулась с рядом проблем.

Apple не может совсем порвать с Китаем. Корпорация полагается на рабочую силу из более чем 3 млн китайских вспомогательных рабочих. Её ведущий контрактный производитель, тайваньская Foxconn Technology Group, нанимает в Китае сотни тысяч сезонных работников. Многие из них во время сборки айфонов вручную вставляют крохотные винтики и тончайшие печатные платы, говорят источники, знакомые с этим процессом. За этой работой наблюдают десятки тысяч опытных инженеров-технологов.

Найти столько неквалифицированных и квалифицированных работников где-либо ещё просто невозможно, говорит бывший топ-менеджер Foxconn Дэн Панзика. Населённость Китая позволяет поставщикам строить заводы вместимостью более 250 тыс. человек. Число сезонных рабочих из Китая, которые производят большую часть продукции Apple, превышает всё 100-миллионное население Вьетнама. Индия ближе всего к Китаю по населению, но её дороги, порты и инфраструктура не идут ни в какое сравнение с китайскими.

«Нигде больше вы не сможете построить такие колоссальные заводы, – пояснил Панзика. – Вам придётся их разукрупнять».

Перенос производства также может поставить под угрозу продажи Apple в Китае, где она получает почти 20% совокупного дохода. Apple получила доступ к китайскому рынку потому, что нанимает так много местных рабочих. Любое сокращение этой рабочей силы может подорвать её репутацию у китайских властей. По словам исследователя технологий Нила Моустона из фирмы Strategy Analytics, власти оказывают огромное влияние на восприятие мировых брендов в Китае.

Хотя у бренда Apple по-прежнему сильные позиции в Китае, его доля на местном рынке смартфонов снизилась до 7,5% с пикового уровня 2015 года в 12,5%. Этому способствовало давление китайских конкурентов, таких как Huawei Technologies, по данным компании Canalys, занимающейся исследованиями рынка.

Тим Кук, который пришел в Apple в 1998 году, является архитектором её бизнеса в Китае. Будучи операционным директором, он взял на себя ответственность за компанию, которая имела избыточные запасы и зависела от своих производственных предприятий в США. Следуя практикам Dell, Compaq и других компьютерных брендов, Кук начал отдавать производство на аутсорсинг в Азию.

Около 2000 года он встретил основателя Foxconn Терри Гоу, который впоследствии стал самым крупным контрактным производителем в Азии. Foxconn заключила с Apple сделку и стала одним из немногих производителей iPod, впервые представленного в 2001 году, а также первым производителем iPhone, представленного в 2007 году. Пекин оказывал поддержку технологическому производству, потому что хотел, чтобы на фабриках Китая производились более продвинутые товары, нежели пластиковые игрушки или одежда. В 2001 году Apple официально зашла в Китай с шанхайской торговой компанией.

По мере роста продаж айфонов Apple, Foxconn и Китай стали спешно удовлетворять спрос. В 2010 году Китай взял под контроль сельскохозяйственные угодья в Чжэнчжоу, и спустя всего несколько месяцев там появился завод Foxconn для 250 тыс. рабочих. Правительство также помогло направить рабочую силу в Foxconn, разместив уведомления в сети.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya3.jpg

Фабрика Foxconn в китайской провинции Гуйчжоу, 2018 г. Фото: Aleksandar Plavevskiepa / Shutterstock

Условия в Китае стали вызовом для Apple. Самоубийства на фабриках Foxconn и сообщения о рабочих неделях, превышающих 60 часов, вызвали критику Apple. Компания публикует ежегодный отчёт об ответственности поставщиков, в котором оцениваются условия труда на их предприятиях. Apple утверждает, что придерживается самых строгих по отрасли стандартов для поставщиков.

Со временем Apple, Foxconn и Китай образовали взаимозависимый треугольник. Apple стала зависеть от Foxconn, которая производила её продукты, и от китайских потребителей, которые их покупали. Foxconn построила свой бизнес, опираясь на мощную рабочую силу Китая и его контроль над землёй, необходимой для строительства заводов. А Китай стал должником Foxconn, как крупнейшего работодателя в частном секторе, и Apple, которая обучала производителей новых технологий.

Эта ситуация напрягала некоторых управляющих Apple, которые предлагали руководству компании обратить взоры за пределы Китая, чтобы снизить риски в случае забастовок в Китае или изменения отношения властей к Apple.

Политика президента Трампа также пошатнула отношения Apple и Пекина. После победы на выборах Трамп рассказал журналу Time о том, что он заявил Тиму Куку. А именно, что он хочет, чтобы Apple «построила огромный завод – свой лучший и самый большой завод, пусть даже только на фут больше, чем где-то в Китае». Позднее Белый дом начал вводить пошлины на товары из Китая.

Кук сумел избежать пошлин на самый популярный продукт Apple, iPhone. Он сказал Трампу, что такая мера поставит компанию в невыгодное положение по сравнению с её крупнейшим конкурентом – южнокорейской Samsung Electronics. Но Apple не удалось избежать пошлин на наушники и другие устройства.

Продукция Samsung не подпадает под действие американских пошлин, так как в последнее время она перенесла большую часть производства смартфонов из Китая. Сейчас фирменные телефоны Samsung собираются на заводах во Вьетнаме, Индии и собственно Южной Корее.

Перенос случился после того, как доля Samsung на китайском рынке смартфонов рухнула вниз. В 2014 году южнокорейский гигант продавал каждый пятый телефон в Китае, но за пять лет его доля снизилась до менее 1%: китайские конкуренты обошли его. Кроме того, Пекин негативно отреагировал на план установки американской системы противоракетной обороны в Южной Корее, из-за чего китайские потребители отвернулись от Samsung.

Сборка телефона Samsung Galaxy во Вьетнаме – это менее трудоёмкий процесс по сравнению с iPhone, потому что Samsung использует более крупные и предварительно собранные комплектующие, например дисплеи, по словам бывших операционных менеджеров компании. Кроме того, детали смартфонов Samsung склеиваются вместе – этот процесс легче поддаётся автоматизации, чем закручивание крохотных винтиков в айфоне. Так утверждает Кайл Винс, основатель компании iFixit, которая анализирует смартфоны.

Конструкторы Apple уже давно придерживаются философии бывшего главного дизайнера компании Джони Айва. Он считает, что качественный продукт внутри проработан также тщательно и точно, как снаружи.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya4.jpg

Рабочие Foxconn из подразделения iPhone выходят с фабрики в Чжэнчжоу во время пересменки, 2017 г. Фото: Adam Dean / The Wall Street Journal

«Это крайне сложные и затейливые устройства», – говорит бывший сотрудник Foxconn Панзика.

Пошлины на наушники побудили Apple перенести производство беспроводных наушников AirBuds Pro из Китая во Вьетнам, говорит Джефф Луо, аналитик цепочек поставок из исследовательской фирмы Isaiah Research. Он сказал, что в конце прошлого года китайские контрактные производители Luxshare Precision Industry и GoerTek получили указание к марту наладить работу фабрик, которые смогут производить 4 млн пар AirPods Pro ежемесячно.

Luxshare сказала, что не может давать комментарии по конкретным заказчикам или продуктам. GoerTek не ответила на запрос о комментарии.

Производство AirPods легче перенести из Китая, потому что у них в три раза меньше компонентов, чем у айфона, у которого их почти тысяча. Детали AirPods склеиваются вместе, а не прикручиваются, говорит Луо.

Коммунистический Вьетнам обладает некоторыми из преимуществ Китая для Apple. Труд в стране стоит дёшево, а власти поощряют строительство индустриальных парков с налоговыми льготами.

У Вьетнама есть и недостатки. Очень немногие говорят по-английски, а производственными линиями обычно руководят люди из Китая, из-за чего возникает взаимное непонимание. Производственные процессы в целом чуть менее эффективны, и рабочие на фабриках всё ещё обучаются некоторым процессам, например, последовательности операций, согласно заявлениям операционных менеджеров, которые посетили заводы во Вьетнаме.

Что касается Индии, Apple наладила там производство айфонов частично для того, чтобы избежать 20%-ного налога на импорт. Компания также стремится соблюдать закон, согласно которому монобрендовые зарубежные ритейлеры должны закупать по меньшей мере 30% производственных материалов в Индии.

После нескольких лет планирования в 2017 году Apple завершила пробный пуск и впервые произвела айфон в Индии – самую недорогую модель iPhone SE. Сборку осуществил ;тайваньский контрактный производитель Wistron Corp. С тех пор Apple начала производить айфоны на фабрике Foxconn поблизости от города Ченнаи.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya2.jpg

Flex производит настольные компьютеры Mac Pro в Техасе для поставки в страны Северной и Южной Америки. Фото: Tom Brenner / Reuters

Apple проявляет осторожность, пока индийские рабочие набираются опыта. В прошлом году компания поспешила с намерением производить новый iPhone 11 в Индии – это был серьёзный шаг для Apple, которая долгое время полагалась на Китай для сборки новейших моделей.

Но техногиганту пришлось отказаться от этих планов, по словам источника, знакомого с данным вопросом. Индия оказалась не готова предоставить квалифицированную рабочую силу или надёжную инфраструктуру, на которые рассчитывала Apple. Вместо этого Apple решила собирать iPhone 11 в Китае.

Как говорит лицо, знакомое с зарубежными операциями Foxconn, в этом году Apple вряд ли перенесёт производство самых дорогих айфонов в Индию хотя бы частично. По его словам, необходимая цепочка поставок отсутствует, а рабочие в Индии не готовы собирать премиумные устройства с OLED-экранами. Foxconn не ответила на запрос о комментарии.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya1.PNG

С попытками возобновить производство в США тоже не всё гладко. Фабрика, которая производит нишевый настольный компьютер Mac Pro в Остине, Техас, с 2013 года поставляет только в Северную и Южную Америку. Модели, продаваемые в остальном мире, производятся в Китае.

А когда пришло время выбирать, где производить новую модель iPhone, компания вновь остановилась на Китае.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

8057 просмотров

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif