7509 просмотров

Коронавирус обнажил глубину зависимости Apple от Китая

Введение карантина, торговые пошлины и падение продаж стали поводом для опасений вокруг Apple, так как большая часть её продуктов производится в Китае

Тим Кук в Пекине в 2018 г. Фото: Cai Yang / Xinhua / Associated Press

Даже задолго до вспышки коронавируса операционные менеджеры Apple указывали на опасную зависимость технологического гиганта от Китая.

Некоторые операционные менеджеры Apple еще в 2015 году предлагали, чтобы компания перенесла производство хотя бы одного из своих продуктов во Вьетнам. Таким образом Apple могла бы начать многолетнее обучение работников и создать новый кластер производителей комплектующих за пределами самой населённой страны мира. Об этом сообщают лица, знакомые с обсуждением.

Старшие менеджеры компании отвергли эту идею. Apple было слишком тяжело отказаться от Китая – второго по величине рынка её потребителей и места сборки большинства её продуктов.

Зависимость Apple от Китая уже давно раздражает сотрудников компании, а в последнее время вызывает обеспокоенность и у инвесторов. Эпидемия коронавируса стала уже третьим серьёзным ударом для Apple в Китае за короткое время: два других – это последствия торговой напряжённости, включая введение пошлин, а также более низкие, чем ожидалось, продажи iPhone в Китае.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya1.jpg

Сотрудники вновь открывшегося Apple Store в Пекине. Фото: Mark Schiefelbein / Associated Press

Производство встало, так как Китай приостановил работу заводов, чтобы сдержать распространение вируса, и Apple пришлось предупредить инвесторов, что она не достигнет своих прогнозов продаж в текущем квартале. После этого предупреждения рыночная стоимость компании снизилась более чем на $100 млрд.

«Ни один руководитель не признает публично, что должен был позаботиться об этом раньше, – говорит о зависимости Apple от Китая Бурак Казаз, профессор по цепочкам поставок в Сиракузском университете и бывший исследователь IBM. – Но оправданий этому больше нет».

Китай сыграл решающую роль в росте рыночной стоимости Apple. КНР обеспечивает стабильную, эффективную и недорогую производственную базу с обширной сетью поставщиков, которые помогли Apple закрепить прибыльность.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya.PNG

Генеральный директор Apple Тим Кук по-прежнему преуменьшает необходимость серьезно пересмотреть цепочку поставок Apple. В интервью для Fox Business Network он заявил, что непредсказуемые события являются частью современного бизнеса. Также он отметил, что управление операциями Apple уже сталкивалось с последствиями землетрясений, цунами и другими испытаниями.

«Мы должны отвечать на следующий вопрос: могла цепочка поставок оправиться от потрясений или нет? И нужно ли нам что-то менять? – сказал Кук. – С моей точки зрения, если уж говорить о переменах, то это будет небольшая корректировка, а не какие-то фундаментальные изменения».

Недавно Apple начала экспериментировать с небольшими переносами производства из Китая. В том числе компания планирует собирать беспроводные наушники во Вьетнаме и производить айфоны в Индии, а также компьютеры Mac Pro в США. Но в этих начинаниях она столкнулась с рядом проблем.

Apple не может совсем порвать с Китаем. Корпорация полагается на рабочую силу из более чем 3 млн китайских вспомогательных рабочих. Её ведущий контрактный производитель, тайваньская Foxconn Technology Group, нанимает в Китае сотни тысяч сезонных работников. Многие из них во время сборки айфонов вручную вставляют крохотные винтики и тончайшие печатные платы, говорят источники, знакомые с этим процессом. За этой работой наблюдают десятки тысяч опытных инженеров-технологов.

Найти столько неквалифицированных и квалифицированных работников где-либо ещё просто невозможно, говорит бывший топ-менеджер Foxconn Дэн Панзика. Населённость Китая позволяет поставщикам строить заводы вместимостью более 250 тыс. человек. Число сезонных рабочих из Китая, которые производят большую часть продукции Apple, превышает всё 100-миллионное население Вьетнама. Индия ближе всего к Китаю по населению, но её дороги, порты и инфраструктура не идут ни в какое сравнение с китайскими.

«Нигде больше вы не сможете построить такие колоссальные заводы, – пояснил Панзика. – Вам придётся их разукрупнять».

Перенос производства также может поставить под угрозу продажи Apple в Китае, где она получает почти 20% совокупного дохода. Apple получила доступ к китайскому рынку потому, что нанимает так много местных рабочих. Любое сокращение этой рабочей силы может подорвать её репутацию у китайских властей. По словам исследователя технологий Нила Моустона из фирмы Strategy Analytics, власти оказывают огромное влияние на восприятие мировых брендов в Китае.

Хотя у бренда Apple по-прежнему сильные позиции в Китае, его доля на местном рынке смартфонов снизилась до 7,5% с пикового уровня 2015 года в 12,5%. Этому способствовало давление китайских конкурентов, таких как Huawei Technologies, по данным компании Canalys, занимающейся исследованиями рынка.

Тим Кук, который пришел в Apple в 1998 году, является архитектором её бизнеса в Китае. Будучи операционным директором, он взял на себя ответственность за компанию, которая имела избыточные запасы и зависела от своих производственных предприятий в США. Следуя практикам Dell, Compaq и других компьютерных брендов, Кук начал отдавать производство на аутсорсинг в Азию.

Около 2000 года он встретил основателя Foxconn Терри Гоу, который впоследствии стал самым крупным контрактным производителем в Азии. Foxconn заключила с Apple сделку и стала одним из немногих производителей iPod, впервые представленного в 2001 году, а также первым производителем iPhone, представленного в 2007 году. Пекин оказывал поддержку технологическому производству, потому что хотел, чтобы на фабриках Китая производились более продвинутые товары, нежели пластиковые игрушки или одежда. В 2001 году Apple официально зашла в Китай с шанхайской торговой компанией.

По мере роста продаж айфонов Apple, Foxconn и Китай стали спешно удовлетворять спрос. В 2010 году Китай взял под контроль сельскохозяйственные угодья в Чжэнчжоу, и спустя всего несколько месяцев там появился завод Foxconn для 250 тыс. рабочих. Правительство также помогло направить рабочую силу в Foxconn, разместив уведомления в сети.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya3.jpg

Фабрика Foxconn в китайской провинции Гуйчжоу, 2018 г. Фото: Aleksandar Plavevskiepa / Shutterstock

Условия в Китае стали вызовом для Apple. Самоубийства на фабриках Foxconn и сообщения о рабочих неделях, превышающих 60 часов, вызвали критику Apple. Компания публикует ежегодный отчёт об ответственности поставщиков, в котором оцениваются условия труда на их предприятиях. Apple утверждает, что придерживается самых строгих по отрасли стандартов для поставщиков.

Со временем Apple, Foxconn и Китай образовали взаимозависимый треугольник. Apple стала зависеть от Foxconn, которая производила её продукты, и от китайских потребителей, которые их покупали. Foxconn построила свой бизнес, опираясь на мощную рабочую силу Китая и его контроль над землёй, необходимой для строительства заводов. А Китай стал должником Foxconn, как крупнейшего работодателя в частном секторе, и Apple, которая обучала производителей новых технологий.

Эта ситуация напрягала некоторых управляющих Apple, которые предлагали руководству компании обратить взоры за пределы Китая, чтобы снизить риски в случае забастовок в Китае или изменения отношения властей к Apple.

Политика президента Трампа также пошатнула отношения Apple и Пекина. После победы на выборах Трамп рассказал журналу Time о том, что он заявил Тиму Куку. А именно, что он хочет, чтобы Apple «построила огромный завод – свой лучший и самый большой завод, пусть даже только на фут больше, чем где-то в Китае». Позднее Белый дом начал вводить пошлины на товары из Китая.

Кук сумел избежать пошлин на самый популярный продукт Apple, iPhone. Он сказал Трампу, что такая мера поставит компанию в невыгодное положение по сравнению с её крупнейшим конкурентом – южнокорейской Samsung Electronics. Но Apple не удалось избежать пошлин на наушники и другие устройства.

Продукция Samsung не подпадает под действие американских пошлин, так как в последнее время она перенесла большую часть производства смартфонов из Китая. Сейчас фирменные телефоны Samsung собираются на заводах во Вьетнаме, Индии и собственно Южной Корее.

Перенос случился после того, как доля Samsung на китайском рынке смартфонов рухнула вниз. В 2014 году южнокорейский гигант продавал каждый пятый телефон в Китае, но за пять лет его доля снизилась до менее 1%: китайские конкуренты обошли его. Кроме того, Пекин негативно отреагировал на план установки американской системы противоракетной обороны в Южной Корее, из-за чего китайские потребители отвернулись от Samsung.

Сборка телефона Samsung Galaxy во Вьетнаме – это менее трудоёмкий процесс по сравнению с iPhone, потому что Samsung использует более крупные и предварительно собранные комплектующие, например дисплеи, по словам бывших операционных менеджеров компании. Кроме того, детали смартфонов Samsung склеиваются вместе – этот процесс легче поддаётся автоматизации, чем закручивание крохотных винтиков в айфоне. Так утверждает Кайл Винс, основатель компании iFixit, которая анализирует смартфоны.

Конструкторы Apple уже давно придерживаются философии бывшего главного дизайнера компании Джони Айва. Он считает, что качественный продукт внутри проработан также тщательно и точно, как снаружи.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya4.jpg

Рабочие Foxconn из подразделения iPhone выходят с фабрики в Чжэнчжоу во время пересменки, 2017 г. Фото: Adam Dean / The Wall Street Journal

«Это крайне сложные и затейливые устройства», – говорит бывший сотрудник Foxconn Панзика.

Пошлины на наушники побудили Apple перенести производство беспроводных наушников AirBuds Pro из Китая во Вьетнам, говорит Джефф Луо, аналитик цепочек поставок из исследовательской фирмы Isaiah Research. Он сказал, что в конце прошлого года китайские контрактные производители Luxshare Precision Industry и GoerTek получили указание к марту наладить работу фабрик, которые смогут производить 4 млн пар AirPods Pro ежемесячно.

Luxshare сказала, что не может давать комментарии по конкретным заказчикам или продуктам. GoerTek не ответила на запрос о комментарии.

Производство AirPods легче перенести из Китая, потому что у них в три раза меньше компонентов, чем у айфона, у которого их почти тысяча. Детали AirPods склеиваются вместе, а не прикручиваются, говорит Луо.

Коммунистический Вьетнам обладает некоторыми из преимуществ Китая для Apple. Труд в стране стоит дёшево, а власти поощряют строительство индустриальных парков с налоговыми льготами.

У Вьетнама есть и недостатки. Очень немногие говорят по-английски, а производственными линиями обычно руководят люди из Китая, из-за чего возникает взаимное непонимание. Производственные процессы в целом чуть менее эффективны, и рабочие на фабриках всё ещё обучаются некоторым процессам, например, последовательности операций, согласно заявлениям операционных менеджеров, которые посетили заводы во Вьетнаме.

Что касается Индии, Apple наладила там производство айфонов частично для того, чтобы избежать 20%-ного налога на импорт. Компания также стремится соблюдать закон, согласно которому монобрендовые зарубежные ритейлеры должны закупать по меньшей мере 30% производственных материалов в Индии.

После нескольких лет планирования в 2017 году Apple завершила пробный пуск и впервые произвела айфон в Индии – самую недорогую модель iPhone SE. Сборку осуществил ;тайваньский контрактный производитель Wistron Corp. С тех пор Apple начала производить айфоны на фабрике Foxconn поблизости от города Ченнаи.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya2.jpg

Flex производит настольные компьютеры Mac Pro в Техасе для поставки в страны Северной и Южной Америки. Фото: Tom Brenner / Reuters

Apple проявляет осторожность, пока индийские рабочие набираются опыта. В прошлом году компания поспешила с намерением производить новый iPhone 11 в Индии – это был серьёзный шаг для Apple, которая долгое время полагалась на Китай для сборки новейших моделей.

Но техногиганту пришлось отказаться от этих планов, по словам источника, знакомого с данным вопросом. Индия оказалась не готова предоставить квалифицированную рабочую силу или надёжную инфраструктуру, на которые рассчитывала Apple. Вместо этого Apple решила собирать iPhone 11 в Китае.

Как говорит лицо, знакомое с зарубежными операциями Foxconn, в этом году Apple вряд ли перенесёт производство самых дорогих айфонов в Индию хотя бы частично. По его словам, необходимая цепочка поставок отсутствует, а рабочие в Индии не готовы собирать премиумные устройства с OLED-экранами. Foxconn не ответила на запрос о комментарии.

koronavirus-obnazhil-glubinu-zavisimosti-apple-ot-kitaya1.PNG

С попытками возобновить производство в США тоже не всё гладко. Фабрика, которая производит нишевый настольный компьютер Mac Pro в Остине, Техас, с 2013 года поставляет только в Северную и Южную Америку. Модели, продаваемые в остальном мире, производятся в Китае.

А когда пришло время выбирать, где производить новую модель iPhone, компания вновь остановилась на Китае.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

123 просмотра

Как телеком-операторы завоевывают доверие клиентов

Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Фото: Pixabay

Любой телекоммуникационный оператор мечтает о том, чтобы его абонентская база стабильно прирастала в объеме за счет превышения прихода новых абонентов над оттоком действующих. При этом снизить отток до абсолютного ноля – это утопия, а вот сократить этот отток в разы на казахстанском рынке оказалось вполне возможно. Для этого было достаточно всего лишь гарантировать потребителю услуг стабильность.

Начиная с 2019 года в базе нашей компании наблюдается постепенное и стабильное снижение объемов оттока абонентов. При этом ранее АО «Казахтелеком» ежегодно наблюдало сезонный тренд по росту оттока абонентов – физических лиц в январе-феврале, однако в текущем году впервые за последние 10 лет в этот период не было зафиксировано всплеска оттока абонентов. Более того, по итогам первого полугодия мы ожидаем снижения суммарного оттока пользователей наших основных услуг на 39%.

Причины сезонного оттока

Прежде чем аргументировать наши ожидания, сначала поясним, с чем связана традиционная сезонность оттока. Дело, на мой взгляд, даже не в снижении платежеспособности населения, изрядно потратившегося на новогодние праздники. Люди просто привыкли к тому, что именно в постновогодний период в стране происходит повышение тарифов – и массированный отток абонентов, наблюдавшийся в эти два месяца, являлся отчасти ответной реакцией потребителя на поведение рынка.

Форма этой протестной реакции была проста: она выражалась в принципиальном отказе от покупок или от дальнейшего сотрудничества с поставщиком тех или иных услуг. При этом зачастую под раздачу попадали и те поставщики товаров и услуг, которые свои тарифы не повышали, – потребитель просто демонстративно затягивал пояс в отношении всего рынка. И, надо признать, такая потребительская позиция отчасти способствовала дальнейшему снижению цен за счет падения спроса.

Другой вопрос, что с этим делать тем производителям и компаниям, тарифы на товары и услуги которых в постновогодний период не повышаются, но которые страдают от затягивания потребительских поясов не меньше, чем конкуренты, поднявшие цены? Очевидно, что нужно было выходить на рынок с каким-то внятным и взаимовыгодным для компании и ее клиента предложением, ценность которого перевешивала бы январские абонентские настроения «отморозить уши назло маме», то есть отказаться от выгодного предложения просто из принципа «экономлю на всем».

Чего хотят клиенты 

Первоначально нужно было понять, чего хочет клиент телеком-сектора от своего оператора в плане тарифной составляющей. И здесь нам пригодилось живое общение с нашей клиентурой, в ходе которого мы пришли к неожиданному для себя выводу: абонента интересует не столько то, какую сумму он будет платить ежемесячно, сколько то, что он получит за свои деньги и на какой гарантированный (понятие «гарантированный» здесь, пожалуй, ключевое) срок.

К этому выводу нас подтолкнула работа с клиентами в офисах: сотрудники утверждали, что при подборе тарифных планов для абонентов наиболее выгодными предложениями они считают не более низкие по абсолютной цене, а содержащие в себе целый набор услуг – и за счет этого «опта» позволяющие снижать стоимость каждой услуги отдельно. То есть абонент в принципе готов платить за пакет больше, чем за отдельную наиболее востребованную им услугу, в том случае, если он уверен в оптимальном и справедливом сочетании параметров пакета услуг и тарифов на него.

Однако и это еще не все поведенческие особенности наших клиентов, которые удалось установить в ходе живого общения. Мы обратили внимание на то, что абсолютно все заключающие с нами пакетные предложения люди в обязательном порядке интересуются стабильностью этих пакетов. Поскольку с их стороны в обязательном порядке звучали вопросы типа: «Как долго будут действовать эти условия?», «Не отменят ли данную акцию?», «Не поднимутся ли тарифы в скором времени?». Вывод лежит на поверхности: клиенты ждали – и ждут – от поставщиков товаров, работ и услуг стабильности, причем стабильности не только ценовой.

Дело в том, что потребитель, на наш взгляд, просто устал от постоянного поиска более выгодных предложений на рынке: мониторинг акционных предложений в поисках самого выгодного «съедает» много времени, которое все научились ценить. Проблема в том, что акции, как правило, краткосрочны, и потребителя раздражает даже не то, что спустя неделю – месяц – полгода он должен платить за услугу больше, чем во время действия акции, а то, что ему снова надо приспосабливаться к изменившимся правилам игры. Дело в том, что попытки заключать контракты на срок до года на рынке уже были, но они не гарантировали сохранения тарифа. Соответственно, эти правила игры надо было сделать более долгосрочными – на год, на два года, на три, и одновременно решить – а вытянет ли сама компания свои долгосрочные скидки и если да, то при каких условиях.

В связи с этим важно было понять, что получаем мы в результате введения новой модели долгосрочных отношений с клиентами. Понятно, что любой поставщик услуг, удовлетворив данные запросы клиентов первым, получит значимое конкурентное преимущество на рынке, сопровождающееся ростом продаж и, самое главное, гарантированной долгосрочной лояльностью абонентов. Лояльность же клиентов означает снижение расходов на поддержание и на рост абонентской базы. Если отток снижается, не надо тратить много средств на продвижение, продажи и организацию новой клиентской базы. Снижаются расходы на материалы для подключения услуг – кабель, грубо говоря, уже проложен, снижаются расходы на заработную плату инсталляторов и монтеров – и компании остается следить за тем, чтобы величина этих накладных расходов, которых удалось избежать, покрывала объемы скидок, предоставляемых ее клиентам.

Чем дольше – тем выгоднее

В итоге баланс между интересами компании и клиентов был найден в виде вывода на рынок системы долгосрочных тарифных планов с более высоким средним чеком и маржинальностью – и с гарантией неповышения цены. Проблема была в том, что относительно высокий чек по сравнению с альтернативными предложениями конкурентов снижал привлекательность новых планов в части уровня тарифов. Но мы решили и эту задачу, включив в пакеты услуг в рамках новой тарифной линейки такой перечень и такие параметры услуг, которые являются либо трудно копируемыми, либо вообще недостижимыми для конкурентов. В частности, речь идет о наличии технической возможности ухода в недосягаемый для крупных альтернативных операторов уровень скоростей доступа в интернет и передачи данных в диапазоне от 200 до 500 Мбит/с.

Также в рамках создания уникального продукта были предложены премиальные пакеты с труднокопируемым набором каналов и видеоконтентом в услугах цифрового ТВ (с партнерами по организации совместной услуги IP TV) и возможности по созданию конкурентоспособных параметров мобильных услуг в новой линейке тарифов.

В результате у нас получилось не только дать клиентам гарантию неповышения тарифов на срок один, два или три года, но и ввести новую линейку пакетов, тарифы на которые снижаются в зависимости от увеличения срока контракта, а набор услуг и их параметры улучшаются. При этом чем больше срок контракта, выбранный клиентом, тем больше скидка на тарифы и выше скорость доступа в интернет, тем лучше параметры других услуг, шире набор каналов ТВ и каналов в формате HD.

Первые тарифные планы данной линейки были введены в октябре 2018 года, а ее реальные массовые продажи достигнуты только к середине 2019 года. Зато уже к концу 2019 года каждый пятый абонент АО «Казахтелеком» (это более 0,5 млн человек) имел долгосрочный контракт на получение услуг со скидкой на базовый тариф и гарантией неповышения цены, причем 71% долгосрочных контрактов в 2019 году был заключен сроком на три года. Отсюда и нынешнее январское снижение оттока абонентов, ведь доля клиентов, подключившихся во втором полугодии 2019 года без заключения контракта с гарантией неповышения цены, составляла только 2%.

Как это будет действовать дальше? Цель компании на 2020 год – перевести на долгосрочные контракты минимум 40% абонентов, и к середине 2021 года – более 80% клиентов. При этом нам уже не приходится заморачиваться с рекламой данного пакетного предложения, за нас на рынке работает «сарафанное радио»: наши клиенты уже без особых усилий с нашей стороны по продвижению линейки сами обращаются к нам с просьбой переключить их на новые условия с долгосрочными контрактами. Первоначальным источником сведений для них служат их родственники, друзья, знакомые и сослуживцы, так что практическая реализация новой линейки продемонстрировала возможность экономить еще и на рекламе. И показала способ обеспечения качественного роста на рынке, где вроде бы все уже открыто и известно: как выяснилось, иногда для этого достаточно прислушаться к потребителю.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg