9126 просмотров

Как «Шымбулак» попал в портфель Фонда проблемных кредитов

Нереализованный проект застройки стал причиной большого долга у горнолыжного курорта

Иллюстрация: Мадина Сапарбаева

Отель Radisson и «альпийская деревня» с ресторанами и кафе на Медеу, новая восьмиэтажная гостиница и апартаменты с обслуживанием на Шымбулаке – это ожидания начала XXI века, благодаря которым алматинский горнолыжный курорт должен был войти в число лучших в мире. Реальность ограничилась строительством гондольной дороги от Медео до Шымбулака, установкой новых канатных дорог на самом курорте и перепрофилированием склонов. «Шымбулак» успешно принял соревнования Азиады-2011, но одни только новые канатки не позволяют курорту генерировать такой денежный поток, который закроет обслуживание кредита, взятого на реконструкцию.

Какими должны были стать «Медеу» и «Шымбулак»

Проект реконструкции курор­тов «Медеу» и «Шымбулак» в преддверии Азиады 2011 года инициировал владелец курорта –компания Capital Partners. Спортивная составляющая не была главной – речь шла об амбициозном бизнес-проекте, нацеленном на создание в республике первого курорта международного уровня.

Проект предусматривал со­оружение скоростной канатной дороги от Медеу до Шымбулака и многоуровневой подземной автостоянки на «Медеу» на 4 тыс. машиномест – на практике там теперь двухуровневый крытый паркинг под зданием канатной дороги и несколько обширных открытых парковок. Последние частично занимают место предполагаемой застройки – основное строительство на Медеу планировалось сосредоточить вокруг базовой станции новой канатной дороги. Если судить по имеющимся в открытом доступе документам (исполнительское резюме ОВОС, оценки воздействия проекта на окружающую среду от ТОО «Каспи Эколоджи Инвайроментал Сервисез»), общая площадь застройки должна была составить 225,5 тыс. кв. м.

Реконструкция и благоустройство территории «Медеу» предусматривали создание парковой зоны на берегу Малой Алматинки, строительство так называемой альпийской деревни – жилых, гостиничных и коммерческих объектов – ресторанов, баров, кафе, ТРЦ, спорт-центра с открытым бассейном. Иногородние (в первую очередь – иностранные) лыжники и сноубордисты не должны тратить время и деньги на городские места размещений и развлечений – все будет тут же, в горах. «Звездный» Radisson заявлялся на месте снесенной гостиницы «Медео» – шестиэтажный отель со SPA-центром и площадью 19 тыс. кв. м и роскошные обслуживаемые апартаменты в семи отдельно стоящих зданиях – еще 24 тыс. кв. м. На Шымбулаке должна была появиться новая восьмиэтажная гостиница со 120 номерами на 240 человек и 77 апартаментов квартирного типа с обслуживанием на 150 человек. Для сравнения – номерной фонд существующей сейчас на Шымбулаке гостиницы – 50 номеров. «Дополнительно в горной части будут построены трехэтажные лесные коттеджи (135 единиц на площади 5,3 га)» – это цитата из исполнительского резюме ОВОС.

Инвестиции в проект реконструкции курортов «Медеу» и «Шымбулак» ожидались в размере $1,37 млрд, период строительства рассчитывался на четыре года (2007–2010). На декабрь 2007 года планировались запуск канатной дороги и открытие первой очереди подземного паркинга, 2008 год отводился на реконструкцию и модернизацию инфраструктуры и систем коммунальных служб, до 2010 года должно было завершиться капитальное строительство жилых и коммерческих объектов. О серьезности намерений инвестора говорит хотя бы тот факт, что к планируемым срокам начала строительства компания Medeu Development («дочка» Capital Partners) выкупила едва ли не половину квартир в четырех трехэтажках в районе Медеу (дома №550, 554, 558 и 564 по ул. Керей-Жаныбек Хандар), на месте которых должна была расположиться часть «альпийской деревни».

Что пошло не так

Гондольную дорогу от комплекса «Медеу» до горнолыжного курорта «Шымбулак» компания Chimbulak Development (еще одна «дочка» Capital Partners) запустила только в ноябре 2010 года. Опоры этой канатки установили значительно раньше, но работы были приостановлены из-за проблем с финансированием. Кредитором проекта выступал Казкоммерцбанк, и он успел частично (около $100 млн) профинансировать первый этап работ. Кризис 2008 года внес коррективы в планы – получить дальнейшее финансирование девелопер не смог, банки тогда практически перестали кредитовать строительство. 

11-Курорт-на-триллион.png

Закончить возведение гондольной дороги было необходимо – у Chimbulak Development были связанные с Азиадой обязательства перед государством. Ахметжан Есимов, на тот момент аким Алматы, даже угрожал процедурой банкротства и возвращением «Шымбулака» в госсобственность, если компания не активизирует работы на своем объекте. Кредит еще на $100 млн Chimbulak Development предоставил Банк развития Казахстана. В результате объем инвестиций составил немногим более $200 млн, а проект реализован частично, коммерческая и жилая недвижимость построены не были. И все же «Шымбулак» получил гондольную дорогу, которая быстро доставляла посетителей от «Медеу» до горнолыжного курорта, новые современные подъемники на склоне, расширенные трассы (не обошлось без нюансов – травяной покров на перепрофилированных склонах только начал восстанавливаться). На территории курорта было построено здание проката с камерами хранения, открылись новые кафе и рестораны. Но с масштабами первоначального замысла все это было несравнимо.

Долговая нагрузка

Число посещений «Шымбулака» растет – если в зимнем сезоне 2017/2018 на курорте побывали более 377 тыс. гостей, то показатель прошлого сезона – более 430 тыс. зимних визитеров. В полугодовой давности разговоре с «Курсивом» Ержан Еркинбаев, сейчас предправления национальной компании Kazakh Tourism, а до октября прошлого года – генеральный директор ТОО «Chimbulak Development», посетовал на неравномерную загрузку курорта. 

«Происходит что у нас: в выходные дни мы перезаполнены, принимаем больше людей, чем можем это сделать. В этом мало хорошего – страдает сервис, перенасыщен склон, травматизм. Естественно, большие очереди на подъемник. А в будние дни, даже если даешь большие скидки, кому на работу – тот идет на работу, кому в школу – тот в школу. Мы должны ждать только иностранного туриста, а иностранный турист сюда не едет, потому что гостиница всего лишь на 50 номеров», – объяснял Еркинбаев.

Он считает, что построенные по первоначальному проекту деревни Медео и Шымбулак позволили бы – и за счет продажи жилой недвижимости, и за счет запуска новых отелей – обеспечить поток средств для погашения кредита. Сейчас же получается, что очень дорогостоящая в обслуживании инфраструктура готова, но физически курорт не может принять достаточное количество посетителей (в гостинице нет мест), а долг в долларах только растет.

Сегодняшний кредитор «Шымбулака» – Фонд проблемных кредитов (ФПК), который выкупил кредит у БВУ. На вопрос «Курсива» о займе, выданном Chimbulak Development, в ФПК ответили, что эти данные являются информацией с ограниченным доступом и не могут быть предоставлены. Ержан Еркинбаев в августе 2019 года назвал размер долга «Шымбулака»: «На сегодняшний день мы должны Фонду проблемных кредитов больше триллиона тенге» и объяснил, откуда такая астрономическая сумма. «Девальвация, и процентная ставка была коммерческая – в то время деньги раздавались по коммерческой ставке 15% годовых в долларах». Закрыть такой долг из операционных доходов «Шымбулака» нереально. 

«Фонд и Минфин пытаются что-то сделать – зафиксировать долг, не начислять (проценты – «Курсив»). Мы по мере возможности тоже пытаемся обслуживать микрочасть долга, но это капля в море», – констатировал Ержан Еркинбаев.

ФПК продолжает поиск инвестора, который займется развитием горнолыжного курорта «Шымбулак» так, как это предполагалось в начале 2000-х – построит отели и жилую недвижимость.

banner_wsj.gif

102 просмотра

«Казахтелеком» рассчитывает на рост капитализации

Выручка компании выросла в 2019 году в два раза

Фото: Константин Белан

Группа компаний АО «Казахтелеком» рассчитывает на дальнейший рост стоимости своих активов, сообщил 15 июля член правления, главный финансовый директор крупнейшего телекоммуникационного оператора страны Асхат Узбеков.

«На наш взгляд, из финансовых показателей АО «Казахтелеком» можно сделать вывод, что компания недооценена, но мы надеемся, что в ближайшее время операционные показатели станут еще лучше, и капитализация компании наконец пойдет вверх», - сказал Узбеков в ходе Дня эмитента - встречи с инвесторами и СМИ на площадке KASE.

Из продемонстрированных на мероприятии слайдов следовало, что специалисты оператора прогнозируют по итогам 2020 года получение компанией доходов на уровне 480-500 млрд тенге. Показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам и займам, налогов и амортизации) по итогам текущего года сложится на уровне 200-215 млрд тенге, капитальные затраты составят по году сумму в 105-117 млрд тенге.

Узбеков.jpg

Представитель компании подчеркнул, что эти прогнозы достаточно консервативны; тем не менее, они полностью соответствуют динамике финансовой картины в компании за последние годы. Так, в 2019 году выручка составила 428 млрд тенге, увеличившись по сравнению с 2018 годом практически в два раза (с 223 млрд тенге). Причем, заметил Узбеков, если считать выручку группы компаний с условной консолидацией ТОО МТС (ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») за первое полугодие 2019-го, то этот показатель приближается к 470 млрд тенге.

«EBITDA очень сильно подросла – 177 миллиардов тенге в 2019 году. Это показатель, который рассчитан по МФСО. Условная EBITDA в 2019 году с учетом полной консолидации ТОО МТС за год превысила 200 миллиардов тенге. Это существенный прирост, если сравнивать с 76 миллиардов в 2018 году», - отметил главный финансовый директор АО «Казахтелеком».

Сравнение показателей I квартала текущего года с аналогичным периодом 2019 года также демонстрирует существенный рост: выручка поднялась с 89 млрд до 122 млрд тенге, показатель EBITDA - с 35 млрд до 57 млрд тенге. Показатели полугодия АО «Казахтелеком» обещает раскрыть в срок до 10 августа этого года, но, по словам Узбекова, группа компаний перевыполнила все запланированные на этот период результаты.

«Могу заверить, что мы находимся в достаточно комфортной зоне. Соответственно, мы можем гарантировать, что инвесторов ожидают приятные сюрпризы по итогам публикации полугодового отчета, - заявил спикер. - Одним из опасений, которые рынок испытывал в момент приобретения нами сотовых операторов, было то, справится ли компания с долговой нагрузкой. По данным 2018-19 годов мы видим, что леверидж находится в достаточно комфортной для нас зоне. По итогам 2019 года он составил 2,1, в прошлом месяце рейтинговое агентство Fitch Ratings пересмотром кредитного рейтинга подтвердило приемлемость нашего уровня долговой нагрузки для компании телеком-сектора и даже повысило кредитный рейтинг до инвестиционного уровня ВВВ-».

При этом группа компаний «Казахтелеком» не подвержена валютным рискам, поскольку не имеет заимствований в иностранной валюте, все ее долговые обязательства выражаются в тенге. Валютная составляющая операционной деятельности компании также незначительна, к тому же оператор, по словам Узбекова, старается держать наибольшую часть своих денежных запасов в валюте, что дает ей возможность снижать негативные последствия курсовых колебаний.

«По финансовой отчетности 2018 года можно убедиться, что положительная курсовая разница составила около 10 миллиардов тенге в эквиваленте. Соответственно, мы любые негативные колебания имеем возможность обратить в пользу наших акционеров», - подчеркнул представитель АО «Казахтелеком».

Отметим, что телекоммуникационный сектор республики в первом полугодии текущего года стал единственным сегментом в секторе услуг, фактически замороженным в период карантина, показавшим положительную динамику – рост в 9%. Значительная часть этого роста сектора телекоммуникаций была обусловлена деятельностью «Казахтелекома», который обладает самой разветвленной магистральной сетью (34 тыс. км с перспективой увеличения ее до конца года на 14 тыс. км за счет проекта строительства оптоволоконных сетей в сельских населенных пунктах), 24 стыками с международными операторами и долей в 76% на внутреннем рынке широкополосного доступа.

В сегменте платного телевидения «Казахтелеком» успешно конкурирует с «Алма ТВ», имея более 700 тыс. подписчиков. В мобильном сегменте две его дочерние сотовые компании обслуживают более 60% абонентов и намерены нарастить эту долю за счет проекта по покрытию мобильной сетью всех сел с населением в 250 и более человек до конца года.

«Мы представлены во всех рабочих радиочастотах в стране, что дает нам неоспоримое преимущество в плане оптимизации наших капзатрат: чем больше ширина частотного спектра, используемого компанией, тем меньше затрат надо нести оператору для построения качественной сети, и мы контролируем самый большой пул частот в республике. Две сотовые компании не объединены юридически, но у нас есть интегрированная сеть, которая дает большое покрытие», - отметил спикер.

Оператор представлен и на рынке ИКТ-услуг, где он развернул сеть из дата-центров по всей стране, включая ЦОД третьего уровня в Павлодаре – единственный во всей Центральной Азии. Главное же – «Казахтелеком» постоянно актуализирует свою деятельность с точки зрения формата и качества предоставления их клиентам с учетом всех привходящих обстоятельств, главным из которых является сейчас коронавирус.

«Карантин стал главным драйвером цифровизации нашей компании, как и всего рынка, - говорит Узбеков. - Мы в марте-апреле испытывали колоссальнейшую нагрузку и на сеть, и на обслуживание. В части подключений: в марте объем подключений по отношению к февралю вырос в 1,5 раза, в апреле по отношению к февралю - более чем в 2,5 раза. Мы справлялись с этим ростом, закрыв все пункты сервисного обслуживания и работая над запросами исключительно в режиме онлайн. Для этого были открыты каналы в соцсетях и в мессенджерах, где сейчас обслуживается более 90% наших потребителей.

Мы дорабатываем личный кабинет, буквально накануне, 15 июля, состоялось тестирование нового его варианта. Но мы понимаем, что он еще не полностью отвечает запросам наших клиентов, поэтому продолжаем прилагать все усилия для обеспечения наилучшим сервисом клиентов даже в условиях отсутствия физического контакта», - заверил он.

По его словам, все эти факторы - сильный операционный профиль, владение разветвленной инфраструктурой и нахождение левериджа под уверенным контролем компании при постоянном улучшении операционных показателей - стали основными причинами повышения кредитного рейтинга со стороны Fitch Ratings. Они же указывают на возможность увеличения капитализации компании, положительная динамика по которой за время кризиса составила порядка 10%. И этот рост будет продолжаться, уверен главный финансовый директор крупнейшего телекоммуникационного оператора страны.

«В условиях карантина мы, наверное, одна из немногих компаний, которые чувствуют себя хорошо, у которой бизнес растет - и в первую очередь растет бизнес, связанный с розничным сегментом, с физическими лицами. Люди переоценили возможности фиксированной связи, домашнего интернета, в шкале ценностей даже эти терявшие свои позиции в последнее время услуги очень сильно приподнялись у многих людей, и для нас это стратегически выгодно», - заключил Узбеков.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg