Перейти к основному содержанию

5183 просмотра

Как себя чувствуют казахстанские авиаперевозчики во время эпидемии коронавируса

До конца 2020 года о своем банкротстве могут объявить сразу несколько авиакомпаний

Иллюстрация: Мадина Сапарбаева

Распространение уханьского коронавируса продолжается – случаи заболевания зарегистрированы уже в 115 странах мира, поэтому все авиакомпании вынуждены пересматривать свое полетное расписание. После масштабного сокращения рейсов в Китай, Японию, Южную Корею, Таиланд и Малайзию последовала корректировка авиаперевозок в страны Европы и Ближнего Востока.

Уже ограничены полеты в Италию, Иран и Саудовскую Аравию. Ожидается, что в ближайшее время авиакомпании мира до минимума сведут перевозки пассажиров в США, Францию, Испанию и Германию – в каждой из этих стран вирусом COVID-19 заражены сотни людей и зафиксировано несколько десятков смертей. Немецкая авиакомпания Lufthansa сообщила на прошлой неделе, что планирует сократить программу своих полетов сразу на 50%, временно отказавшись от эксплуатации широкофюзеляжных лайнеров А380. Вчера руководство Lufthansa приняло предварительное решение об аннулировании рейсов в нашу республику с 11 до 29 марта 2020 года. Казахстанские перевозчики тоже вынуждены сокращать число полетов за рубеж.

Болезненные сокращения

Авиакомпании SCAT из-за коронавируса пришлось приостановить выполнение сразу нескольких международных рейсов, сообщила руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании Виктория Старожилова.

«Остановлены все туристические рейсы в Китай. Мы летали в Хайкоу и Санья. Остановлен регулярный рейс из Нур-Султана в Сиань, который мы удачно запустили только в конце прошлого года. Сократились частоты на Японию. Вместо двух раз – до одного раза в неделю. Сокращено количество рейсов на Баку из Актау с семи до одного. Наконец, в связи с решением властей Саудовской Аравии, более не выдающих туристические и паломнические визы, приостановлены очень популярные и хорошо заполняемые рейсы в Джидду и Медину», – рассказала «Курсиву» Виктория Старожилова, добавив, что прогнозировать развитие ситуации с авиаперевозками в настоящий момент очень сложно.

Вчера авиакомпания SCAT объявила об отмене с 11 марта рейса Нур-Султан - Улан-Батор в связи с решением Государственной комиссии по ЧС Монголии о приостановке международного сообщения из-за распространения коронавируса.

Авиакомпания Air Astana, следуя требованиям Минздрава РК, полностью остановила авиасообщение с Китаем. Ранее нацио­нальный перевозчик выполнял регулярные рейсы в Пекин, Урумчи и Гонконг. Ограничено число рейсов в Сеул до одного в неделю из Нур-Султана и Алматы вместо прежних двух из столицы Казахстана и пяти из крупнейшего мегаполиса страны. При этом перевозят в Южную Корею и обратно только граждан Казахстана. Отменены рейсы из Нур-Султана в Париж и Баку. Один раз в неделю вместо трех теперь обслуживается маршрут Алматы – Баку – Алматы. С 14 апреля полностью останавливается авиасообщение с Куала-Лумпуром, его частота уже сокращена с трех до двух в неделю. На неопределенный срок приостановлен запуск рейса Алматы – Мумбаи, открытие которого планировалось на лето текущего года. 

«Для нас все эти сокращения рейсов оказались очень болезненными, поскольку у них была очень высокая заполняемость. Но сказать, какие убытки мы понесли, пока сложно. Более-менее это станет известно по итогам полугодия. В настоящий момент наши планировщики активно работают по поиску альтернативы потерянным частотам. А это, как вы понимаете, дело не одного дня. Только получение разрешения на выполнение рейсов занимает достаточно много времени. Можно лишь сказать, что пока более-менее решен вопрос об увеличении частот в Турцию – в Стамбул, Анталью, Бодрум и, возможно, в Анкару. Пока, это потому, что пока в Турции случаев заражения коронавирусом не зарегистрировано», – рассказали «Курсиву» в руководстве авиакомпании Air Astana. 

Логика запретов у каждого своя

Требования Министерства здравоохранения о сокращении авиационных частот вызывают у представителей отрасли некоторое недоумение. Им не совсем понятно, почему дана команда уменьшить число рейсов в Азербайджан, где зарегистрировано только 9 случаев заражения вирусом COVID-19, но нет никаких ограничений на авиасообщение с Египтом (59 случаев), ОАЭ (45 случаев) или Чехией (38 случаев). 

Не всегда видна логика и в действиях зарубежных государственных структур. С 9 марта в Израиле в соответствии с постановлением премьер-министра Бенджамина Нетаньяху (постановление основано на рекомендациях ВОЗ по «агрессивному сдерживанию инфекций») всех без исключения прилетевших из-за рубежа людей помещают на двухнедельный домашний карантин. Возглавляемое Джузеппе Конти правительство Италии поместило всю страну на карантин под лозунгом «сидим дома», но в то же время не стало закрывать международные аэропорты. В результате отдельные авиакомпании продолжают обслуживать регулярные рейсы в Рим и обратно, в Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Абу-Даби, Торонто, Прагу и другие города мира. Правда, эти еще недавно прибыльные маршруты в один миг стали убыточными, поскольку заполняемость авиалайнеров очень низкая. Повсеместно фиксируется массовая отмена бронирования с одновременным отказом на неопределенный срок от ранее запланированной поездки.

Два сценария от IATA: плохо и очень плохо

По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), заражение все большего числа людей вирусом COVID-19 в целом приведет к спаду авиаперевозок по всему миру. В настоящий момент рассматриваются два сценария – умеренный и негативный. Оба ничего хорошего авиакомпаниям не сулят. Согласно первому сценарию после резкого снижения спроса на авиаперелеты все-таки последует восстановление. Примером может служить ситуация в Китае, где вместе с увеличением числа выздоровевших и все более редкой регистрацией новых случаев заражения уханьским коронавирусом авиакомпании постепенно возвращаются к прежнему графику работы. Тем не менее даже в таком случае спрос на авиаперевозки упадет в целом на 11%, а общие потери авиакомпаний мира составят $63 млрд. Это сопоставимо с потерями отрасли в период общемирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов. 

Негативный сценарий IATA рассматривает вариант, при котором Всемирная организация здравоохранения объявит о пандемии. В этом случае вероятно катастрофическое падение спроса на авиаперелеты не только на международных направлениях, но и на внутренних маршрутах разных стран. Предполагается, что в Европе пассажиропоток может снизиться минимум на 24%, а в странах Азии – на 23%. В итоге общие потери гражданской авиации могут составить от $113 млрд до $115 млрд, что поставит немалое количество, особенно небольших, авиакомпаний в крайне сложное положение, вплоть до объявления банкротства и прекращения своей деятельности.

«Правительства должны принять это к сведению. Авиакомпании делают все возможное, чтобы оставаться на плаву, выполняя жизненно важную задачу объединения экономик мира. Поскольку правительства предполагают принять меры по стимулированию авиационной отрасли, необходимо будет в этот кризис рассмотреть вопрос о снижении налогов, сборов и распределения слотов», – заявил генеральный директор IATA Александр де Жюняк.

Особенности банкротства по-новому

Пока правительства не спешат помогать терпящим огромные убытки авиакомпаниям, и уже есть выбывший участник рынка. Это относительно небольшая авиакомпания Flybe, которая летала в 85 городов Европы и занимала 38% авиационного рынка Великобритании, ежегодно обслуживая 8 млн пассажиров. 5 марта Flybe объявила себя банкротом в связи с резким падением спроса на авиаперевозки из-за распространения коронавируса COVID-19 и отказом правительства Великобритании выделить ей кредит размером 100 млн фунтов стерлингов. 
Flybe была крупнее любой из казахстанских авиакомпаний. В ее авиапарке до сих пор значатся 64 воздушных судна со средним возрастом 11 лет 8 месяцев. Для сравнения: у авиакомпании Air Astana 36 самолетов со средним возрастом флота 6,5 года. У авиа­компании SCAT – 20 самолетов, средний возраст флота 21 год, но самый новый борт стоит на приколе уже второй год из-за введенного запрета на эксплуа­тацию всех лайнеров модели Boeing 737 MAX. 

Дальнейшее усиление мер по борьбе с распространением коронавируса со стороны как Министерства здравоохранения РК, так и государственных структур других стран может окончательно приземлить отечественные авиакомпании. Направлений для полетов остается все меньше – органы здравоохранения предлагают казахстанцам до июня текущего года воздержаться от поездок в 80 стран мира. Из популярных у сограждан направлений в этом списке пока отсутствуют только Турция и Узбекистан. Пока материал готовился к печати, в Турции был выявлен первый случай заражения вирусом COVID-19.

4-прогнозы-iata-01.png

banner_wsj.gif

4094 просмотра

Как «Казахтелеком» поддерживает бизнес в условиях ЧП

В стране ожидается рост нагрузки на сети до 30%

После объявления в Казахстане чрезвычайного положения и перевода на дистанционную работу большинства предприятий страны резко выросла нагрузка на телекоммуникационный сегмент. При этом крупнейший телекоммуникационный оператор республики сработал на упреждение, увеличив пропускную способность сети, и предоставляет бизнесу дополнительные сервисы, заявил в интервью kursiv.kz генеральный директор Дивизиона по корпоративному бизнесу АО «Казахтелеком» Рафаэль Абыханов.

Ситуация с нагрузками на сеть сейчас примерно одинакова во всем мире: население уходит на карантин, на дистанционную работу, вследствие чего нагрузка резко возрастает. В настоящее время, по данным провайдеров, та же картина наблюдается и в Казахстане: нагрузка на сети с 10 марта выросла на 5%, при этом опыт стран, которые ранее «сели» на карантин, показывает, что объем потребления трафика увеличился до 30%. В «Казахтелекоме» констатируют, что страна постепенно движется в сторону этих же показателей: уже сейчас в домохозяйствах потребление трафика и нагрузка на сети в дневное время сопоставима с пиковыми показателями вечернего времени в январе – феврале, когда не было ограничений, связанных с режимом ЧП.

 

a22b2cb9-0d02-4633-92d3-9d1469110769.jpg

Одновременно наблюдается рост потребностей корпоративных клиентов, то есть бизнес-сектора, в увеличении емкости каналов связи. Это неудивительно, поскольку при дистанционной работе все бизнес-процессы, включая простейшие операции, которые ранее осуществлялись путем устных переговоров сотрудниками компаний в офисах, теперь переходят в сеть. Связь становится важнейшим условием ведения бизнеса в Казахстане – и на работе «Казахтелекома» и других операторов и провайдеров сейчас в буквальном смысле завязана экономика страны. По словам г-на Абыханова, компания действует упреждающими методами – в частности, ею еще перед введением режима ЧП были задействованы дополнительные мощности для обеспечения бесперебойной связью всей республики.

Мощностей хватает на всех

«Что касается пропускной способности и объема трафика для локальных операторов связи, на текущий момент, проведены работы по увеличению пропускной способности канала доступа к сети интернет для провайдера "Сеть Казахстан" на 30%, во второй декаде марта организован канал доступа к сети интернет для спутникового оператора АО "Астел". Операторы сотовой связи обеспечены всей необходимой канальной ёмкостью, для предоставления бесперебойного доступа услуг к собственным базовым станциям по средствам коммуникаций АО "Казахтелеком". Особо хотелось бы отметить, что благодаря слаженной работе команды удалось достичь договоренности с крупнейшими российскими провайдерами Мегафон и Ростелеком по увеличению емкости каналов с международными операторами», – говорит генеральный директор Дивизиона по корпоративному бизнесу АО «Казахтелеком».

Помимо этого, компанией в кратчайшие сроки были проведены работы по подключению каналов Сети Передачи Данных с высокой пропускной способностью и увеличению скорости на существующих каналах для организаций, участвующих в жизнеобеспечении казахстанцев. Речь идет, в частности, о государственных организациях, энергетическом, банковском и промышленном секторе, торговых сетях. Также были организованы резервные каналы для группы авиакомпаний, осуществляющих международные репатриационные рейсы.

Важно, что в нынешних условиях при повышенной нагрузке на сети «Казахтелеком» обеспечивает всех своих клиентов, в том числе – и крупных, бесперебойной связью, отмечает менеджер отдела телекоммуникаций АО «Казпочта» Шанжархан Бержанов.

«Для нас канал связи критичен, у нас сеть отделений почтовой связи по всей стране, «Казпочта» зачастую является единственным оператором в некоторых уголках страны, - отмечает представитель «Казпочты». - И связь с этими отделениями через наземные каналы, через 4G модемы обеспечивает нам «Казахтелеком». Канал должен бесперебойно работать в режиме 7 на 24, понятно, что в жизни случаются форс-мажоры, но наши заявки отрабатываются компанией сразу же по всему Казахстану», - добавляет он.

shutterstock_1585522519.jpg

 

Понятно, что в первую очередь оператор создал все необходимые условия для работы государственных служб, обеспечивающих процедуры регистрации в стране. Поскольку их работа в одинаковой степени важна как для населения, так и для бизнеса: в частности, в целях снижения нагрузки на колл-центр «Правительства для граждан» на период действия карантина в Нур-Султане организованы sip-trank каналы для принятия одновременно 1000 голосовых вызовов. 

FMC-телефония: Простой способ сэкономить для бизнеса

Впервые на рынке была апробирована и услуга FMC-телефонии (Fixed Mobile Convergence), объединяющая фиксированный и мобильный вид связи в единую корпоративную сеть, которая может быть особенно востребована казахстанскими предприятиями в условиях карантина. К этой услуге уже подключены 600 сотрудников казахстанских Центров обслуживания населения, по мере роста нагрузки планируется подключение дополнительно 800 сотрудников ЦОНов. Но в «Казахтелекоме» ожидают массового спроса на нее со стороны казахстанских предпринимателей, отмечая высокую заинтересованность бизнеса в данной услуге. 

«Услуга FMC позволяет создать единую сеть офисных и мобильных телефонов с общим планом короткой нумерации, как на городские, так и на мобильные номера, - поясняет Абыханов. -  Так, при звонке на один короткий номер сотрудник может отвечать с разных устройств по выбору: со стационарного телефона или смартфона. Технология позволяет создать сеть коротких номеров без использования реальной офисной АТС, при этом персоналу доступна дополнительная функциональность, присущая обычным офисным АТС. При этом абоненты могут пользоваться ею из любой точки страны или мира, что позволяет связываться бизнесменам с иностранными партнерами», - подчеркивает он.

Важно, что при подключении услуги FMC сотрудники организаций получают неограниченное время на междугородние разговоры и на звонки на номера абонентов Altel и Tele2. Фактически «Казахтелеком» предлагает бизнесу услугу, которая позволит ему обеспечить бесперебойную связь между работниками, а персоналу избежать лишних трат. В результате, считают в компании, в стране уже сейчас создается определенная предпринимательская культура оплаты расходов своих сотрудников на мобильную связь как в крупных корпорациях, так и в среднем бизнесе. Причем с прицелом на отдаленное будущее: карантин рано или поздно закончится, а привязанность к услуге, которая обеспечивает бесперебойную связь по разумной цене, останется.

shutterstock_379989589.jpg

«Мы в короткие сроки совершили несколько сотен подключений к FMC, благодаря чему, даже находясь дома, сотрудники одной из самых востребованных для казахстанцев организаций продолжают обслуживать входящие звонки, - комментирует Абыханов опыт ЦОНов. – И уже очевидно, что, благодаря этой услуге, крупный корпоративный сегмент может работать из дома, так же как в офисе, не теряя своего функционала. Для этого сегмента предусмотрены услуги не только услуги телефонии, но и удалённых серверов как для хранения данных, так и для установки ПО, обслуживающего все процессы предприятия или компании, виртуальных колл-центров, чтобы не терять связь с клиентами и обслуживать их в полной мере. Также для удовлетворения потребностей клиентов запущена услуга видеоконференции на базе Cisco WebEx для важных совещаний», - добавляет он.

Что получил малый бизнес: от «Универсального номера» до видеобезопасности

Впрочем, то, что подходит для крупного и среднего бизнеса, не всегда востребовано бизнесом малым. Однако в «Казахтелекоме» и здесь нашли выход: сделали бесплатный апгрейд услуги «Универсальный номер», привязывающей виртуальный офисный городской номер к мобильному телефону. При этом на номерах, привязанных к этой услуге, в два раза увеличен объём мобильного интернета и количество минут разговора – таким образом, представители самого чувствительного сектора экономики получили реальную возможность быть «на связи» со своими партнерами, не присутствуя физически в офисе.

Пользователи «Казахтелекома» на карантине могут воспользоваться и услугой «Облачная видеоконференция, которая без установки специального программного обеспечения позволит провести переговоры и оперативные совещания с большим кругом сотрудников и партнеров. Компания также предлагает бизнесу воспользоваться ее системами хранения данных – комплексными решениями по организации надежного хранения информационных ресурсов и представления гарантированного доступа к ним. Система обеспечит непрерывность бизнес-процессов и защиту информации от действия злоумышленников. Компаниям также предоставляется возможность развернуть собственный виртуальный дата центр (VDC) – полностью изолированное «облако» для размещения их корпоративной инфраструктуры.

shutterstock_1689338029.jpg

Помимо этого, в тестовом бесплатном режиме на 30 дней крупнейшим телекоммуникационным оператором предлагается услуга по онлайн-видеонаблюдению за офисами, причем видеокамеры могут быть установлены на нескольких объектах. Картинку с них пользователь может получать на свой смартфон или персональный компьютер. Видеоданные хранятся на защищенном сервере до 30 дней, в течение этого срока можно скачать любой фрагмент записи. 

 

«Казахтелеком» всегда на связи

Наконец, «Казахтелеком» открыл для бизнеса целый ряд онлайн сервисов, собранных в Личных кабинетах пользователей, которые размещаются на цифровой платформе ismet.kz. 

лого_на фоне_1080.jpg

В частности, благодаря разработкам оператора, казахстанские предприниматели могут заключать электронные договора и дополнительные соглашения, получать электронные счета-фактуры и акты выполненных работ и сверок, а также дистанционно оплачивать счета за услуги связи. Для всех зарегистрированных пользователей портала, включая предпринимателей, уже доступны функции онлайн-заявлений по основным сервисам, в частности, по отсрочке платежей, устранению повреждений и переезду.

Для того, чтобы воспользоваться этими сервисами необходимо пройти регистрацию на портале ismet.kz с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) - функция получения в онлайн-режиме ЭЦП для юридических лиц, напомним, размещается на портале электронного правительства РК. Подключиться к услугам можно с помощью дистанционной заявки, обратившись  на единый контакт-центр по номеру 160 (внутренний 2) или по номеру 8 800 080 0807 (бесплатно с мобильных и городских номеров). 

Отметим, что, несмотря на вынужденное закрытие или временные ограничения в режиме работы центров обслуживания «Казахтелекома», клиенты могут решить все свои вопросы через контакт-центры компании, рабочий график которых продлен, и теперь они работают с 9-00 до 20-00 в рабочие дни и до 23-00 - в выходные. Также заявку можно оставить на портале ismet.kz. 

«Мы уверены, что совместно мы преодолеем этот непростой этап в истории Казахстана и продемонстрируем единство и сплоченность всех казахстанцев! Biz birgemiz!», - заключает Рафаэль Абыханов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif