6904 просмотра

Как себя чувствуют казахстанские авиаперевозчики во время эпидемии коронавируса

До конца 2020 года о своем банкротстве могут объявить сразу несколько авиакомпаний

Иллюстрация: Мадина Сапарбаева

Распространение уханьского коронавируса продолжается – случаи заболевания зарегистрированы уже в 115 странах мира, поэтому все авиакомпании вынуждены пересматривать свое полетное расписание. После масштабного сокращения рейсов в Китай, Японию, Южную Корею, Таиланд и Малайзию последовала корректировка авиаперевозок в страны Европы и Ближнего Востока.

Уже ограничены полеты в Италию, Иран и Саудовскую Аравию. Ожидается, что в ближайшее время авиакомпании мира до минимума сведут перевозки пассажиров в США, Францию, Испанию и Германию – в каждой из этих стран вирусом COVID-19 заражены сотни людей и зафиксировано несколько десятков смертей. Немецкая авиакомпания Lufthansa сообщила на прошлой неделе, что планирует сократить программу своих полетов сразу на 50%, временно отказавшись от эксплуатации широкофюзеляжных лайнеров А380. Вчера руководство Lufthansa приняло предварительное решение об аннулировании рейсов в нашу республику с 11 до 29 марта 2020 года. Казахстанские перевозчики тоже вынуждены сокращать число полетов за рубеж.

Болезненные сокращения

Авиакомпании SCAT из-за коронавируса пришлось приостановить выполнение сразу нескольких международных рейсов, сообщила руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании Виктория Старожилова.

«Остановлены все туристические рейсы в Китай. Мы летали в Хайкоу и Санья. Остановлен регулярный рейс из Нур-Султана в Сиань, который мы удачно запустили только в конце прошлого года. Сократились частоты на Японию. Вместо двух раз – до одного раза в неделю. Сокращено количество рейсов на Баку из Актау с семи до одного. Наконец, в связи с решением властей Саудовской Аравии, более не выдающих туристические и паломнические визы, приостановлены очень популярные и хорошо заполняемые рейсы в Джидду и Медину», – рассказала «Курсиву» Виктория Старожилова, добавив, что прогнозировать развитие ситуации с авиаперевозками в настоящий момент очень сложно.

Вчера авиакомпания SCAT объявила об отмене с 11 марта рейса Нур-Султан - Улан-Батор в связи с решением Государственной комиссии по ЧС Монголии о приостановке международного сообщения из-за распространения коронавируса.

Авиакомпания Air Astana, следуя требованиям Минздрава РК, полностью остановила авиасообщение с Китаем. Ранее нацио­нальный перевозчик выполнял регулярные рейсы в Пекин, Урумчи и Гонконг. Ограничено число рейсов в Сеул до одного в неделю из Нур-Султана и Алматы вместо прежних двух из столицы Казахстана и пяти из крупнейшего мегаполиса страны. При этом перевозят в Южную Корею и обратно только граждан Казахстана. Отменены рейсы из Нур-Султана в Париж и Баку. Один раз в неделю вместо трех теперь обслуживается маршрут Алматы – Баку – Алматы. С 14 апреля полностью останавливается авиасообщение с Куала-Лумпуром, его частота уже сокращена с трех до двух в неделю. На неопределенный срок приостановлен запуск рейса Алматы – Мумбаи, открытие которого планировалось на лето текущего года. 

«Для нас все эти сокращения рейсов оказались очень болезненными, поскольку у них была очень высокая заполняемость. Но сказать, какие убытки мы понесли, пока сложно. Более-менее это станет известно по итогам полугодия. В настоящий момент наши планировщики активно работают по поиску альтернативы потерянным частотам. А это, как вы понимаете, дело не одного дня. Только получение разрешения на выполнение рейсов занимает достаточно много времени. Можно лишь сказать, что пока более-менее решен вопрос об увеличении частот в Турцию – в Стамбул, Анталью, Бодрум и, возможно, в Анкару. Пока, это потому, что пока в Турции случаев заражения коронавирусом не зарегистрировано», – рассказали «Курсиву» в руководстве авиакомпании Air Astana. 

Логика запретов у каждого своя

Требования Министерства здравоохранения о сокращении авиационных частот вызывают у представителей отрасли некоторое недоумение. Им не совсем понятно, почему дана команда уменьшить число рейсов в Азербайджан, где зарегистрировано только 9 случаев заражения вирусом COVID-19, но нет никаких ограничений на авиасообщение с Египтом (59 случаев), ОАЭ (45 случаев) или Чехией (38 случаев). 

Не всегда видна логика и в действиях зарубежных государственных структур. С 9 марта в Израиле в соответствии с постановлением премьер-министра Бенджамина Нетаньяху (постановление основано на рекомендациях ВОЗ по «агрессивному сдерживанию инфекций») всех без исключения прилетевших из-за рубежа людей помещают на двухнедельный домашний карантин. Возглавляемое Джузеппе Конти правительство Италии поместило всю страну на карантин под лозунгом «сидим дома», но в то же время не стало закрывать международные аэропорты. В результате отдельные авиакомпании продолжают обслуживать регулярные рейсы в Рим и обратно, в Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Абу-Даби, Торонто, Прагу и другие города мира. Правда, эти еще недавно прибыльные маршруты в один миг стали убыточными, поскольку заполняемость авиалайнеров очень низкая. Повсеместно фиксируется массовая отмена бронирования с одновременным отказом на неопределенный срок от ранее запланированной поездки.

Два сценария от IATA: плохо и очень плохо

По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), заражение все большего числа людей вирусом COVID-19 в целом приведет к спаду авиаперевозок по всему миру. В настоящий момент рассматриваются два сценария – умеренный и негативный. Оба ничего хорошего авиакомпаниям не сулят. Согласно первому сценарию после резкого снижения спроса на авиаперелеты все-таки последует восстановление. Примером может служить ситуация в Китае, где вместе с увеличением числа выздоровевших и все более редкой регистрацией новых случаев заражения уханьским коронавирусом авиакомпании постепенно возвращаются к прежнему графику работы. Тем не менее даже в таком случае спрос на авиаперевозки упадет в целом на 11%, а общие потери авиакомпаний мира составят $63 млрд. Это сопоставимо с потерями отрасли в период общемирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 годов. 

Негативный сценарий IATA рассматривает вариант, при котором Всемирная организация здравоохранения объявит о пандемии. В этом случае вероятно катастрофическое падение спроса на авиаперелеты не только на международных направлениях, но и на внутренних маршрутах разных стран. Предполагается, что в Европе пассажиропоток может снизиться минимум на 24%, а в странах Азии – на 23%. В итоге общие потери гражданской авиации могут составить от $113 млрд до $115 млрд, что поставит немалое количество, особенно небольших, авиакомпаний в крайне сложное положение, вплоть до объявления банкротства и прекращения своей деятельности.

«Правительства должны принять это к сведению. Авиакомпании делают все возможное, чтобы оставаться на плаву, выполняя жизненно важную задачу объединения экономик мира. Поскольку правительства предполагают принять меры по стимулированию авиационной отрасли, необходимо будет в этот кризис рассмотреть вопрос о снижении налогов, сборов и распределения слотов», – заявил генеральный директор IATA Александр де Жюняк.

Особенности банкротства по-новому

Пока правительства не спешат помогать терпящим огромные убытки авиакомпаниям, и уже есть выбывший участник рынка. Это относительно небольшая авиакомпания Flybe, которая летала в 85 городов Европы и занимала 38% авиационного рынка Великобритании, ежегодно обслуживая 8 млн пассажиров. 5 марта Flybe объявила себя банкротом в связи с резким падением спроса на авиаперевозки из-за распространения коронавируса COVID-19 и отказом правительства Великобритании выделить ей кредит размером 100 млн фунтов стерлингов. 
Flybe была крупнее любой из казахстанских авиакомпаний. В ее авиапарке до сих пор значатся 64 воздушных судна со средним возрастом 11 лет 8 месяцев. Для сравнения: у авиакомпании Air Astana 36 самолетов со средним возрастом флота 6,5 года. У авиа­компании SCAT – 20 самолетов, средний возраст флота 21 год, но самый новый борт стоит на приколе уже второй год из-за введенного запрета на эксплуа­тацию всех лайнеров модели Boeing 737 MAX. 

Дальнейшее усиление мер по борьбе с распространением коронавируса со стороны как Министерства здравоохранения РК, так и государственных структур других стран может окончательно приземлить отечественные авиакомпании. Направлений для полетов остается все меньше – органы здравоохранения предлагают казахстанцам до июня текущего года воздержаться от поездок в 80 стран мира. Из популярных у сограждан направлений в этом списке пока отсутствуют только Турция и Узбекистан. Пока материал готовился к печати, в Турции был выявлен первый случай заражения вирусом COVID-19.

4-прогнозы-iata-01.png

banner_wsj.gif

99 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg