Акции Berkshire не дотянули до индекса S&P

Опубликовано
Уоррен Баффет стремится успокоить инвесторов

89-летний Баффет – председатель и главный исполнительный директор Berkshire – широко известен благодаря своему продолжительному успеху в качестве инвестора и активного участника фондового рынка. Однако в последние годы по динамике доходности акции Berkshire рынок превзойти не сумели.

В 2019 году суммарная доходность S&P 500, включая дивиденды, составила 31,5%, акции же Berkshire выросли лишь на 11%, что стало наихудшим показателем для Berkshire с 2009 года. 

Впрочем, сам Баффет всегда говорил, что инвесторы должны фокусироваться на долгосрочной динамике доходности компаний, игнорируя краткосрочные колебания на фондовом рынке.

Ряд инвесторов призывали Berkshire использовать свои значительные запасы наличности для обратного выкупа акций или выплаты дивидендов. Также они просили больше прислушиваться к тому, что говорят Аджит Джейн и Грег Абель, вице-президенты Berkshire, являющиеся основными претендентами на пост руководителя компании после того, как его покинет Баффет.

В своем ежегодном послании акцио­нерам, опубликованном в прошлую субботу, Баффет постарался обойти тему невпечатляющей динамики доходности Berkshire в сравнении с остальным рынком. Однако он заявил, что акционерам не стоит беспокоиться о будущем Berkshire после того, как он или Чарли Мангер, его 96-летний деловой партнер, вице-президент Berkshire, уйдут на вечный покой.

«Ваша компания на 100% готова к нашему отбытию», – заявил Баффет.

Он также сообщил, что на ежегодном собрании акционеров Berkshire в мае желающие смогут задать вопросы как Джейну, так и Абелю. Это будет отличать данное мероприятие от предыдущих собраний, когда комментарии от лица Berkshire, как правило, давали Баффет и Мангер.

«Меня это по-настоящему будоражит. Думаю, это потрясающая идея», – говорит Томас Руссо, партнер фирмы Gardner Russo & Gardner, который уже давно владеет акциями Berkshire. По его мнению, было бы полезно, чтобы акционеры получили информацию о контроле за деятельностью компаний из портфеля Berkshire непосредственно от Джейна и Абеля.

Согласно данным Berkshire, в IV квартале прошлого года компания увеличила объемы обратного выкупа акций до $2,2 млрд, доведя общий объем выкупа за год до $5 млрд. Однако это не сильно повлияло на огромные запасы наличных денег Berkshire, которые по состоянию на 31 декабря 2019 года составили $128 млрд, что несколько ниже рекордных $128,2 млрд на конец III квартала прошлого года, сообщает компания.

Безымянный_122.png

В своем письме Баффет посетовал на сложности в поиске привлекательных по стоимости объектов для приобретения, достаточно больших, чтобы это имело положительные последствия для Berkshire.

«Возможность сделать крупное приобретение по тем критериям, которые мы предъявляем, предоставляется довольно редко», – говорит он.

Крупнейшей сделкой Berkshire в 2019 году стало инвестирование $10 млрд в слияние компании Occidental Petroleum Corp. с Anadarko Petroleum Corp.

Некоторые из 60 с лишним дочерних компаний Berkshire также делали приобретения, но эти сделки, как правило, были невелики. В 2019 году, сообщает Berkshire, на приобретение новых активов компания потратила $1,7 млрд. В предыдущем году за эти цели был затрачен лишь $1 млрд.

«Полагаю, сейчас есть хорошие возможности для обратного выкупа акций», – говорит Джеймс Шанахан, старший аналитик фондового рынка инвестиционной компании Edward Jones. «Нет никаких сомнений в том, что значительные запасы денежных средств стали неординарным препятствием для получения прибыли», – отмечает он.

По данным конгломерата из Омахи (штат Небраска), его чистая прибыль составила $29,2 млрд, или $17 909 на акцию класса А. Для сравнения: годом ранее был зафиксирован убыток в $25,4 млрд, или $15 457 на акцию. Доходность Berkshire главным образом была обеспечена за счет нереализованного прироста инвестиций, тогда как результаты за предыдущий год оказались подорваны неожиданным списанием убытков в Kraft Heinz Co.

Операционная прибыль Berkshire составила $4,4 млрд, что меньше аналогичного показателя в $5,7 млрд годом ранее ввиду более низких показателей в страховом бизнесе и ряде других, менее крупных компаний Berkshire. Операционная прибыль при этом не включает некоторые инвестиционные результаты, и, по словам Баффета, она в большей степени отражает результаты Berkshire в целом, чем чистую прибыль, которая из-за нереализованной прибыли или убытков может колебаться в довольно широких пределах.

При закрытии торгов в прошлую пятницу стоимость акций Berkshire класса А составила $343 499, что по итогам года выше на 1,1%. Впрочем, индекс S&P 500 за этот же период вырос на 3,3%.

По мнению Кэти Сейферт, аналитика фондового рынка компании CFRA Research, Уоррен Баффет должен был более детально затронуть тему результатов Berkshire в сравнении с индексом.

«Легко сказать, что вы не обеспокоены краткосрочными показателями, однако такое краткосрочное отставание вполне может превратиться в долгосрочное», – говорит она. 

В своем письме Баффет также затронул тему советов директоров корпораций, которые, по его словам, зачастую плохо подготовлены для надзора за компаниями и не мотивированы ставить серьезные задачи перед их руководством. Отметив, что лично он побывал директором в 21 публичной компании в течение последних 62 лет, Баффет пожаловался, что члены совета директоров зачастую слишком сильно привязаны к своему доходу, чтобы выступать в роли независимых кураторов по-настоящему.

Кроме того, по его словам, многие члены совета директоров не являются экспертами в области финансов или инвестиций. 

«Почти все директора, с которыми я встречался на протяжении многих лет, были порядочными, симпатичными и умными, – говорит Баффет. – Тем не менее многие из этих добрых душ – это люди, которым я бы никогда не доверил решение вопросов, связанных с деньгами или бизнесом. Это просто не их игра».

Сегодня Berkshire управляет крупным страховым бизнесом, а также железными дорогами, коммунальными службами, промышленными производствами и ретейлерами. Так, в состав холдинга входят такие узнаваемые бренды, как Dairy Queen, Duracell, Fruit of the Loom, Geico и See’s Candies.

Однако в основе «машины по производству денег» Berkshire лежит страховой бизнес. Страхование приносит миллиарды долларов, получаемые в виде авансовых выплат со стороны клиентов, и Berkshire инвестирует эти деньги с выгодой для себя.

Также Berkshire владеет крупными пакетами акций различных компаний, в том числе Apple Inc. и Wells Fargo & Co.

Читайте также