Перейти к основному содержанию

5260 просмотров

У Boeing есть проблемы посерьезнее, чем кризис 737 MAX

Ее конкурент Airbus уже начал занимать средний сегмент на рынке

Фото: Filip Koska / Shutterstock.com

Для Boeing жизненно важно исправить недостатки 737 MAX и вернуть свой самый популярный лайнер в воздух. Но это не единственная крупная проблема Boeing. Компании также необходимо сосредоточиться на следующем поколении пассажирских самолетов, пишет Крис Исидор из CNN Business.

Авиастроительная компания ясно дала понять, в каком направлении сейчас прикладывает основные усилия – Boeing работает над тем, чтобы 737 MAX снова был допущен к полетам. Как ожидается, это произойдет к середине текущего года. Полеты 737 MAX приостановлены с марта 2019 года, после того как две крупные авиакатастрофы в Индонезии и Эфиопии унесли жизни 346 людей. Из-за кризиса, продолжающегося уже почти год, приостановлены заказы и поставки многих самолетов Boeing.

11 февраля Boeing сообщила, что не получила никаких новых заказов на пассажирские самолеты за январь, по сравнению с 45 заказами годом ранее. Кроме того, в прошлом месяце компания поставила только 13 лайнеров по сравнению с 46 единицами годом ранее.

Рост Boeing остановился из-за кризиса 737 MAX. Но в долгосрочной перспективе компании предстоит испытание еще более серьезное. Она должна создать новое поколение самолетов, чтобы оставаться конкурентоспособной в будущем.

777X

Широкофюзеляжный самолет 777X уже разработан и проходит первый этап испытательных полетов. Но его официальный дебют пришлось отложить из-за проблем с двигателем, поставляемым General Electric.

Когда разразился кризис 737 MAX, Boeing планировала начать поставки 777X в течение 2020 года. Однако в октябре прошлого года компания отложила поставки до начала 2021 года. У Boeing есть 309 заказов на 777X, которые сейчас задерживаются.

Новый лайнер

Новый самолет Boeing позиционируется для так называемого сегмента «середины рынка». Это средний вариант между узкофюзеляжными среднемагистральными самолетами, такими как 737 MAX, и широкофюзеляжными дальнемагистральными самолетами, такими как 777X и 787 Dreamliner. Как ожидается, новый лайнер будет вмещать около 250 пассажиров и иметь дальность полета почти 8 тыс. км. Этот сегмент может обслуживать авиакомпании, которым нужен более вместительный самолет с большей дальностью полета, чем у современных узкофюзеляжных самолетов с одним проходом.

В этой рыночной нише Boeing уже отстает от Airbus. В июне 2019 года концерн Airbus начал принимать заказы на A321neo-XLR, свой самолет средней категории, который должен быть введен в эксплуатацию в 2023 году.

По словам авиационного аналитика Teal Group Ричарда Абулафии, для Boeing нет ничего важнее, чем создание собственного лайнера средней категории: «Авиакомпаниям нужен более вместительный однопроходный самолет для международных рейсов, а также некоторых региональных рейсов».

Boeing уже много лет говорит о разработке, которую в компании называют NMA (новый самолет середины рынка), а в отрасли в целом часто называли «797» в соответствии с порядком наименований моделей Boeing. Компания давала понять, что новый широкофюзеляжный самолет обслуживал бы середину рынка. Однако в прошлом месяце новый генеральный директор компании Дэвид Калхун объявил, что компания начинает работать над дизайном самолета заново.

«Мы начнем с чистого листа», – сказал глава компании.

В отрасли это расценили как знак того, что в итоге новый самолет будет однопроходным и получит более длинный фюзеляж, как и модель, которую предлагает Airbus.

«Этот дизайн уже давно нужно было пересмотреть, – отмечает Абулафия. – Наблюдается сдвиг от двухпроходных самолетов в сторону однопроходных. Если раньше их соотношение составляло 50 на 50, то теперь скорее одна треть к двум третям».

Отставание от Airbus

Рынок для самолетов средней категории, вероятно, составляет около 2500-4000 единиц. Airbus уже принимает заказы на A321neo-XLR, чтобы обслуживать эту нишу. Но после того, как авиакомпании останавливают выбор на определенном самолете для рыночного сегмента, они редко меняют его в пользу конкурирующей компании.

«У конкурента Boeing уже есть какой-то продукт, – говорит Рон Эпштайн, авиационный аналитик Bank of America-Merrill Lynch. – Может быть, для Boeing уже слишком поздно? Пока трудно сказать наверняка».

Хотя Boeing заявила, что продолжает работать над новым самолетом на фоне кризиса 737 MAX, было ясно, что создание новой модели задержалось из-за того, что часть ресурсов и усилий уходит на проблемы MAX. Калхун пообещал, что компания не будет задерживать разработку нового самолета. Он также настаивает на том, что решение отказаться от старого дизайна и начать работу заново больше связано с рынком, чем с MAX.

«Если бы у нас не было проблем с MAX, я бы всё равно принял то же самое решение по NMA», – заявил он на недавней пресс-конференции.

Замена для 737 MAX?

После того, как Boeing создаст модель средней категории, ей придется снова обратить внимание на рыночную нишу, которую сейчас обслуживает 737 MAX. Причина в том, что необходимость замены этого семейства не за горами.

Тяжело сказать, как скоро 737 MAX понадобится замена. Эксперты считают, что Boeing начнет принимать заказы на самолеты-преемники MAX не раньше чем через 10 лет.

Однако если исправление недостатков 737 MAX не вернет пассажирам веру в самый продаваемый самолет Boeing, компании придется действовать быстрее. По утверждениям топ-менеджеров Boeing и многих авиакомпаний, они верят, что пассажиры снова начнут летать самолетами 737 MAX, когда их допустят к полетам.

У компании есть заказы примерно на 4 тыс. лайнеров 737 MAX, которые ей еще предстоит построить. Так что вне зависимости от начальной реакции пассажиров Boeing, скорее всего, продолжит строить 737 MAX еще несколько лет.

Но компании также нужны новые заказы, чтобы оправдать эту программу. За те 11 месяцев, что 737 MAX прикованы к земле, компания получила только 32 твердых заказа (не подлежащих отмене). При этом IAG (которой принадлежат Aer Lingus, British Airways, Iberia и другие европейские авиаперевозчики) подписала письмо-обязательство о покупке 200 лайнеров MAX во время авиасалона в Париже в июне 2019 года.

Первый Boeing 737 был выпущен более 50 лет назад, в 1967 году. MAX – это его новейшее, четвертое поколение, выпущенное в 2016 году. Даже без учета нынешнего кризиса MAX, по словам специалистов, эти лайнеры нуждаются в полном редизайне.

«История 737 заканчивается на MAX, – сказал Абулафия. – Логично, что MAX является последним в своем роде. Пятое поколение этого самолета создать невозможно».

banner_wsj.gif

7496 просмотров

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif