2120 просмотров

Почему «Казахтелеком» выбирает методологию Agile

Цифровизация всех сфер жизни требует индивидуального подхода к клиентам

Фото: Офелия Жакаева

Крупнейший телекоммуникационный оператор Казахстана АО «Казахтелеком» взял на вооружение в работе с проектами по цифровизации методологию Agile, рассказал kursiv.kz главный директор по информационным технологиям компании Марат Абдилдабеков.

По состоянию на 1 февраля 2020 года «Казахтелеком» остался доминирующим игроком на рынке телекоммуникаций республики: количество фиксированных линий составило более 2 тыс. 300 тыс. единиц, в том числе в городской телекоммуникационной сети (ГТС) - более 1 600 единиц, сельской (СТС) – более 710 тыс. единиц. При этом количество абонентов фиксированного широкополосного доступа в компании уже сейчас составляет более 1 млн 700 тыс. портов, имея тенденцию к постоянному росту, в том числе за счет промышленного сегмента. И поскольку расширение спектра услуг и продуктов, предоставляемых с помощью широкополосного доступа, остается одним из самых приоритетных направлений телекоммуникационного оператора, в «Казахтелекоме» еще в прошлом году задумались о необходимости изменений в работе с клиентами, реализующими масштабные цифровые проекты.

Методология Agile: оперативно, индивидуально, качественно

В сервисных компаниях сейчас широко распространена методология Agile (или Agile-подход), которая базируется на нескольких основных столпах. Первый из них – это фокусировка на целях клиента с четким пониманием того, что ему нужно от внедряемого продукта. Второй – это работа по внедрению продукта короткими циклами, в конце каждого из которых производится замер удовлетворенности клиента разработкой. Так сторонам удается избежать ситуации, когда продукт, внедренный стандартным «водопадным» методом, вызывал у пользователя вопросы из-за каких-то деталей.

Главное же, что в конце каждого цикла создается не просто какой-то промежуточный результат, а, пусть маленький и урезанный, но вполне работоспособный вариант продукта, которым уже можно начать пользоваться, выполняя часть операций, и благодаря этому на практике убедиться, насколько продукт в своем завершенном варианте будет отвечать потребностям заказчика. Такой метод работы позволяет вносить все необходимые корректировки на этапе формирования продукта, он также предпочтительнее прежнего метода работы в том, что позволяет включать в продукт новые разработки, появляющиеся на рынке в процессе создания продукта.

Наконец, третий столп методологии Agile – это повышение уровня человеческого капитала той компании, которая его исповедует. При разработке продукта короткими циклами и ориентированности проекта на клиента команда исполнителей не может работать строго по инструкции: схема, изложенная на бумажке, может вступить в конфликт с интересами заказчика, и тогда исполнителям задания придется самостоятельно принимать решение, как этот конфликт разрешить. Такая независимость групп, работающих над конкретными проектами, дает возможность экономить время работы над проектом за счет отказа от согласований решений на различных уровнях: согласование при Agile возможно только с одним лицом – заказчиком.

servis.jpg

В результате методология Agile делает каждый цифровой проект по-своему уникальным и индивидуальным, делает процесс создания продукта понятным и прозрачным для клиента и сокращает время ввода этого продукта в эксплуатацию. Вдобавок, клиент при разработке продукта обучается работе с ним и к окончанию проекта владеет всей информацией о предоставленных ему возможностях. «Казахтелеком» начал активно внедрять эту практику с прошлого, 2019 года, создав в качестве пилотного проекта две команды – для создания новых продуктов и для реализации инновационных проектов на основе Big Data.

333_0.png

«На казахстанском рынке активно идет цифровизация продуктов, в этой связи нами и были созданы Agile-команды, одна из которых работает над цифровыми каналами продаж, а другая реализуют комплекс проектов на основе технологии Big Data, - говорит Абдилдабеков. – В целом, это работа на ближайшую перспективу: мы и сейчас пилотируем много цифровых проектов, связанных, в частности, с IoT (интернет вещей), а в следующем году планируем выводить в тираж новые продукты в этой сфере – и к этому должны быть готовы наши цифровые каналы продаж и обслуживания клиентов», - добавляет он.

Напомним, что «Казахтелеком» является крупнейшим провайдером цифровых услуг в Казахстане и уже достаточно долго работает над централизацией данных для упрощения процедур и создания новых бизнесов – таких, как хранение и обработка данных, LoRa, «умный дом», блокчейн, Е-commerce. При этом компанией создана мощная инфраструктура в сфере Big Data, позволяющей ей анализировать потребности каждого клиента и предоставить ему наиболее релевантные предложения. Но при применении стандартных методов методах работы от запроса клиента до сдачи продукта под ключ мог потребоваться целый год – за это время ситуация на рынке и запросы клиента могли поменяться. Новая же методика позволит компании оперативно реагировать на все изменения и вносить требуемые поправки по ходу работы над продуктом. Более того, есть продукты, которые требуют постоянного совершенствования.

«Есть такие продукты, которые не имеют сроков завершения разработки: например, портал обслуживания клиентов, потому что в них постоянно расширяется функционал, постоянно появляется новый контент, - говорит представитель АО «Казахтелеком». – Поэтому работа над такими проектами должна вестись постоянно, и здесь методология Agile более эффективна, чем работа по техзаданию, ограниченному какими-то рамками. То же самое касается проекта, связанного с Big Data: мы обладаем большим массивом данных, но создать какие-то полезные сервисы на основе этих данных без запросов клиентов невозможно. И здесь Agile также может быть более эффективна, чем традиционный подход», - отмечает он.

Что касается экономии временных затрат при разработке продуктов по методологии Agile, то на разработку продукта с минимальным функционалом системы электронного документооборота для клиентов АО «Казахтелеком», которая была реализована как часть Открытой цифровой платформы Ismet.kz, у команды ушло всего полтора месяца. Напомним, что инфраструктура «Казахтелекома» - это 36 тыс. км оптоволокна по всему Казахстану, данные из которых стекаются в 17 центров обработки. Вместе с абонентской базой двух сотовых операторов, входящих в группу компаний, все это концентрирует под началом телекоммуникационного гиганта, по сути, 98% цифрового рынка республики. При этом компания делает все возможное для того, чтобы цифровые решения были доступны не только в городах, но и в сельских населенных пунктах.

Будущее села тоже будет оцифровано

VNZ_4341.jpg

В настоящее время «Казахтелеком» продолжает работу над проектом по строительству волоконно-оптической линии связи в сельских населенных пунктах – к концу текущего года широкополосным доступом будет охвачено более 2 тыс. казахстанских сел, после чего жители этих населенных пунктов смогут пользоваться всеми преимуществами высокоскоростного интернета, от дистанционного обучения в школах и телемедицины в акушерских пунктах, до получения госуслуг в режиме онлайн. При этом инфраструктура, выстроенная «Казахтелекомом», станет базой для охвата доступом широкополосным интернетом оставшихся сельских населенных пунктов. В них цифровые услуги и качественная мобильная связь станут доступны благодаря подключению к сети станций стандарта LTE800.

По итогам прошлого года компания завершила строительство 5 тыс. километров ВОЛС, обеспечив широкополосный доступ в 150 селах (1 200 сельских населенных пунктов были подключены к оптоволокну ранее). Все это позволит подключить к процессам цифровизации экономики и сельское хозяйство: напомним, что министерством сельского хозяйства республики разработана программа E-АПК, в настоящее время в стране уже действует 23 цифровые и 171 «продвинутая» ферма, автоматизировать работу которых удается благодаря широкополосному доступу – а он без ВОЛС невозможен.

Невозможен без ВОЛС и пилотный проект по внедрению точного земледелия, который реализуется в 9 казахстанских хозяйствах: «точное земледелие» основывается на глубоком и тщательном анализе состава почвы. На традиционных фермах проводят один анализ на 75 га, на «умных» фермах почву для анализа берут с каждого гектара. Такой метод помогает более точному определению объема и состава удобрений, а также определяет наиболее подходящие методы обработки земли. Помимо этого, производительность казахстанских хозяйств повышается благодаря таким технологиям, как прогнозирование оптимального времени для уборки урожая, «умный полив» и интеллектуальной системы внесения минеральных удобрений. Этот перечень IT-продуктов для АПК будет расширяться и далее, а значит, рано или поздно, методика Agile может быть востребована и при разработке контента для сельского хозяйства.

DSC_0183.JPG

banner_wsj.gif

В Facebook начался бойкот рекламы

Но он не оказал большого влияния на бизнес компании

Фото: Pixabay

Свыше 240 компаний приостановили свои рекламные расходы в Facebook, объясняя свои действия обеспокоенностью по поводу распространения в этой социальной сети риторики ненависти и дезинформации. 

Многие из них приняли участие в организованном борцами за гражданские права бойкоте, который официально стартовал 1 июля. Впрочем, маловероятно, что Facebook, чья ежегодная прибыль составляет $70 млрд благодаря более чем 8 миллионам рекламодателей, получит серьезный финансовый урон, если только бойкот не станет более масштабным и компании будут поддерживать его на протяжении долгого времени.
 
Если бы с мая все 100 крупнейших американских рекламодателей компании бойкотировали бы Facebook и Instagram в течение целого года (наиболее экстремальный сценарий), это означало бы снижение дохода компании в США и Канаде на 18,6% и падение доходов на глобальном уровне примерно на 9%. Вопрос о финансовом влиянии бойкота официальный представитель Facebook на момент подготовки материала не прокомментировал.

11_WSJ Приблизительные рекламные расходы крупнейших участников бойкота-1.jpg

Ключевой источник дохода Facebook –  это миллионы субъектов малого и среднего бизнеса, использующих сложную рекламную систему компании для таргетирования своей рекламы на потенциальных клиентов. По данным Deutsche Bank, на МСБ приходится 76% всех рекламных расходов в Facebook, и, скорее всего, эти компании даже на время не станут отказываться от такого высокоэффективного маркетингового канала, особенно в условиях пандемии.

11_WSJ Рекламная прибыль Facebook (весь мир) 2019-1.jpg

Несмотря на устойчивое финансовое положение Facebook, бойкот несет для компании определенные риски. Внимание, которое крупные бренды привлекли к себе, приостановив свои рекламные кампании, может побудить пользователей Facebook и Instagram проводить меньше времени на этих платформах. Кроме того, к бойкоту могут присоединиться и небольшие семейные компании. Также негативный пиар может стать поводом для усиления контроля за компанией со стороны государства. Facebook уже испытывает на себе повышенный интерес со стороны Капитолийского холма, прежде всего демократов, которые считают, что компания не прилагает необходимых усилий для наведения порядка на своей платформе.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg