Перейти к основному содержанию

1968 просмотров

Почему «Казахтелеком» выбирает методологию Agile

Цифровизация всех сфер жизни требует индивидуального подхода к клиентам

Фото: Офелия Жакаева

Крупнейший телекоммуникационный оператор Казахстана АО «Казахтелеком» взял на вооружение в работе с проектами по цифровизации методологию Agile, рассказал kursiv.kz главный директор по информационным технологиям компании Марат Абдилдабеков.

По состоянию на 1 февраля 2020 года «Казахтелеком» остался доминирующим игроком на рынке телекоммуникаций республики: количество фиксированных линий составило более 2 тыс. 300 тыс. единиц, в том числе в городской телекоммуникационной сети (ГТС) - более 1 600 единиц, сельской (СТС) – более 710 тыс. единиц. При этом количество абонентов фиксированного широкополосного доступа в компании уже сейчас составляет более 1 млн 700 тыс. портов, имея тенденцию к постоянному росту, в том числе за счет промышленного сегмента. И поскольку расширение спектра услуг и продуктов, предоставляемых с помощью широкополосного доступа, остается одним из самых приоритетных направлений телекоммуникационного оператора, в «Казахтелекоме» еще в прошлом году задумались о необходимости изменений в работе с клиентами, реализующими масштабные цифровые проекты.

Методология Agile: оперативно, индивидуально, качественно

В сервисных компаниях сейчас широко распространена методология Agile (или Agile-подход), которая базируется на нескольких основных столпах. Первый из них – это фокусировка на целях клиента с четким пониманием того, что ему нужно от внедряемого продукта. Второй – это работа по внедрению продукта короткими циклами, в конце каждого из которых производится замер удовлетворенности клиента разработкой. Так сторонам удается избежать ситуации, когда продукт, внедренный стандартным «водопадным» методом, вызывал у пользователя вопросы из-за каких-то деталей.

Главное же, что в конце каждого цикла создается не просто какой-то промежуточный результат, а, пусть маленький и урезанный, но вполне работоспособный вариант продукта, которым уже можно начать пользоваться, выполняя часть операций, и благодаря этому на практике убедиться, насколько продукт в своем завершенном варианте будет отвечать потребностям заказчика. Такой метод работы позволяет вносить все необходимые корректировки на этапе формирования продукта, он также предпочтительнее прежнего метода работы в том, что позволяет включать в продукт новые разработки, появляющиеся на рынке в процессе создания продукта.

Наконец, третий столп методологии Agile – это повышение уровня человеческого капитала той компании, которая его исповедует. При разработке продукта короткими циклами и ориентированности проекта на клиента команда исполнителей не может работать строго по инструкции: схема, изложенная на бумажке, может вступить в конфликт с интересами заказчика, и тогда исполнителям задания придется самостоятельно принимать решение, как этот конфликт разрешить. Такая независимость групп, работающих над конкретными проектами, дает возможность экономить время работы над проектом за счет отказа от согласований решений на различных уровнях: согласование при Agile возможно только с одним лицом – заказчиком.

servis.jpg

В результате методология Agile делает каждый цифровой проект по-своему уникальным и индивидуальным, делает процесс создания продукта понятным и прозрачным для клиента и сокращает время ввода этого продукта в эксплуатацию. Вдобавок, клиент при разработке продукта обучается работе с ним и к окончанию проекта владеет всей информацией о предоставленных ему возможностях. «Казахтелеком» начал активно внедрять эту практику с прошлого, 2019 года, создав в качестве пилотного проекта две команды – для создания новых продуктов и для реализации инновационных проектов на основе Big Data.

333_0.png

«На казахстанском рынке активно идет цифровизация продуктов, в этой связи нами и были созданы Agile-команды, одна из которых работает над цифровыми каналами продаж, а другая реализуют комплекс проектов на основе технологии Big Data, - говорит Абдилдабеков. – В целом, это работа на ближайшую перспективу: мы и сейчас пилотируем много цифровых проектов, связанных, в частности, с IoT (интернет вещей), а в следующем году планируем выводить в тираж новые продукты в этой сфере – и к этому должны быть готовы наши цифровые каналы продаж и обслуживания клиентов», - добавляет он.

Напомним, что «Казахтелеком» является крупнейшим провайдером цифровых услуг в Казахстане и уже достаточно долго работает над централизацией данных для упрощения процедур и создания новых бизнесов – таких, как хранение и обработка данных, LoRa, «умный дом», блокчейн, Е-commerce. При этом компанией создана мощная инфраструктура в сфере Big Data, позволяющей ей анализировать потребности каждого клиента и предоставить ему наиболее релевантные предложения. Но при применении стандартных методов методах работы от запроса клиента до сдачи продукта под ключ мог потребоваться целый год – за это время ситуация на рынке и запросы клиента могли поменяться. Новая же методика позволит компании оперативно реагировать на все изменения и вносить требуемые поправки по ходу работы над продуктом. Более того, есть продукты, которые требуют постоянного совершенствования.

«Есть такие продукты, которые не имеют сроков завершения разработки: например, портал обслуживания клиентов, потому что в них постоянно расширяется функционал, постоянно появляется новый контент, - говорит представитель АО «Казахтелеком». – Поэтому работа над такими проектами должна вестись постоянно, и здесь методология Agile более эффективна, чем работа по техзаданию, ограниченному какими-то рамками. То же самое касается проекта, связанного с Big Data: мы обладаем большим массивом данных, но создать какие-то полезные сервисы на основе этих данных без запросов клиентов невозможно. И здесь Agile также может быть более эффективна, чем традиционный подход», - отмечает он.

Что касается экономии временных затрат при разработке продуктов по методологии Agile, то на разработку продукта с минимальным функционалом системы электронного документооборота для клиентов АО «Казахтелеком», которая была реализована как часть Открытой цифровой платформы Ismet.kz, у команды ушло всего полтора месяца. Напомним, что инфраструктура «Казахтелекома» - это 36 тыс. км оптоволокна по всему Казахстану, данные из которых стекаются в 17 центров обработки. Вместе с абонентской базой двух сотовых операторов, входящих в группу компаний, все это концентрирует под началом телекоммуникационного гиганта, по сути, 98% цифрового рынка республики. При этом компания делает все возможное для того, чтобы цифровые решения были доступны не только в городах, но и в сельских населенных пунктах.

Будущее села тоже будет оцифровано

VNZ_4341.jpg

В настоящее время «Казахтелеком» продолжает работу над проектом по строительству волоконно-оптической линии связи в сельских населенных пунктах – к концу текущего года широкополосным доступом будет охвачено более 2 тыс. казахстанских сел, после чего жители этих населенных пунктов смогут пользоваться всеми преимуществами высокоскоростного интернета, от дистанционного обучения в школах и телемедицины в акушерских пунктах, до получения госуслуг в режиме онлайн. При этом инфраструктура, выстроенная «Казахтелекомом», станет базой для охвата доступом широкополосным интернетом оставшихся сельских населенных пунктов. В них цифровые услуги и качественная мобильная связь станут доступны благодаря подключению к сети станций стандарта LTE800.

По итогам прошлого года компания завершила строительство 5 тыс. километров ВОЛС, обеспечив широкополосный доступ в 150 селах (1 200 сельских населенных пунктов были подключены к оптоволокну ранее). Все это позволит подключить к процессам цифровизации экономики и сельское хозяйство: напомним, что министерством сельского хозяйства республики разработана программа E-АПК, в настоящее время в стране уже действует 23 цифровые и 171 «продвинутая» ферма, автоматизировать работу которых удается благодаря широкополосному доступу – а он без ВОЛС невозможен.

Невозможен без ВОЛС и пилотный проект по внедрению точного земледелия, который реализуется в 9 казахстанских хозяйствах: «точное земледелие» основывается на глубоком и тщательном анализе состава почвы. На традиционных фермах проводят один анализ на 75 га, на «умных» фермах почву для анализа берут с каждого гектара. Такой метод помогает более точному определению объема и состава удобрений, а также определяет наиболее подходящие методы обработки земли. Помимо этого, производительность казахстанских хозяйств повышается благодаря таким технологиям, как прогнозирование оптимального времени для уборки урожая, «умный полив» и интеллектуальной системы внесения минеральных удобрений. Этот перечень IT-продуктов для АПК будет расширяться и далее, а значит, рано или поздно, методика Agile может быть востребована и при разработке контента для сельского хозяйства.

DSC_0183.JPG

banner_wsj.gif

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif