Перейти к основному содержанию

1435 просмотров

Почему homo sapiens выбирает синергию

Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Фото: Shutterstock/Team Oktopus

Суммарное время всех разговоров в сети Tele2/Altel в прошлом году превысило 21 миллиард минут. Аналитики подсчитали: если перевести показатель длительности всех разговоров в сети за 2019 год из минут в годы, то он составит 40 тысяч лет.

За один последний год абоненты ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» наговорили по своим соткам на период, начало которого приходится на доисторические времена. Генеральный директор этой компании Роман Володин утверждает, что если 21 млрд минут представить в виде одного беспрерывного разговора, то он должен был начаться со времен расселения по Земле homo sapiens – человека разумного. 

Наращивание объемов использования голосовых сервисов – лишь часть прошлогоднего успеха брендов Tele2/Altel, которые в 2019 году получили возможность тесно сотрудничать с еще одним крупным мобильным оператором, АО «Kcell», благодаря объединению под «зонтиком» АО «Казахтелеком».

Что дает плюс на плюс

Соглашение о приобретении «Казахтелекомом» 49% доли шведского мобильного оператора Tele2 AB в совместном предприятии Khan Tengri Holding B. V. стало ключевым событием 2019 года на внутреннем телеком-рынке. Долю в 75% в АО «Кселл» наша компания приобрела в декабре 2018 года, основной целью такого шага было улучшение качества управления этими активами и качества предоставляемых услуг за счет внедрения материнской структурой системы жестких KPI. Изначально предполагалось, что операционные результаты сотовых операторов как минимум останутся прежними, но расчет на синергию усилий двух компаний давал основания полагать, что эти показатели улучшатся.

Обнародованные прошлогодние финансовые и операционные результаты ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», представляющего бренды Tele2 и Altel, подтвердили справедливость таких ожиданий. Уже упомянутый «разговор», уходящий по продолжительности в доисторические времена, показал востребованность казахстанской аудиторией продуктов и услуг компании, зашедшей под один «зонтик» с другим крупным оператором мобильной связи. Абонентская база продемонстрировала рост к предыдущему году и составила 7 млн 254 тыс. 612 пользователей, на конец 2019 года 75,7% населения страны имели доступ к стандарту беспроводной высокоскоростной передачи данных LTE Advanced в сети Tele2/Altel.

Этот стандарт поддерживает передачу данных на скоростях до 3 Гбит/с и позволяет оператору внедрять новые сервисы для своих абонентов. Не случайно в прошлом году рост потребления трафика передачи данных клиентами этой компании составил 68%, а потребление трафика передачи данных перешагнуло порог квинтиллиона байт и составило 1,3 эксабайта – и это гораздо более актуальный показатель, чем 40 тыс. лет разговоров. Суммарно же новые возможности компании после синергии с АО «Кселл», включая запуск инициатив в сфере Big Data, привели к тому, что выручка ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» увеличилась на 17% и достигла 143,3 млрд тенге.

В направлении 5G

«Мобайл Телеком-Сервис» стал активнее вкладываться в будущее: в прошлом году на треть были увеличены капитальные затраты, которые составили 16 млрд тенге. В результате за 2019 год было модернизировано более четверти сайтов сети радиодоступа, что особенно важно в свете предстоящего разворачивания в стране в ближайшем будущем сетей 5G.

Стандарт LTE Advanced, предоставляемый ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», включает в себя несколько новых технологий, связанных с 5G: речь идет о технологиях 256-QAM, Massive MIMO, LTE-Unlicensed и LTE IoT. Это позволяет существующим LTE-A Pro сетям в дальнейшем поддерживать распространение 5G по всему Казахстану в сотрудничестве с АО «Кселл» на мощностях «Казахтелекома». Последний способен предоставить своим мобильным операторам еще и сильную аналитическую и рыночную экспертизу, а также пополнить их инструментарий инновационными инициативами.

Это те выгоды от синергии, которые получат клиенты операторов, собранных под одним операционным зонтиком. Сами компании, судя по итогам прошлого года, уже получают пре­имущества за счет оптимизации расходов на обслуживание сети, объединения и повышения рентабельности каналов дистрибуции, получения групповых скидок от поставщиков услуг и оборудования. Активное взаимодействие в технической интеграции в сетях структур АО «Казахтелеком» дало значительный эффект по оптимизации капитальных затрат. Ну, и, наконец, утверждение «Казахтелекома» в качестве стопроцентного акционера ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» дало этой компании новые возможности в части привлечения более интересных и выгодных источников внешнего финансирования за счет снижения рисков и, как следствие, уменьшения процентных ставок. Кроме того, расширяются возможности компании по применению альтернативных финансовых инструментов привлечения дополнительного капитала во внебанковском секторе.

Аналогичными финансовыми возможностями располагает теперь и АО «Кселл» – и это особенно важно с точки зрения дальнейшего инновационного и технологического развития как самих компаний, так и телекоммуникационного рынка республики в целом. Главным событием на этом рынке в прошлом году стал запуск первой в столице Казахстана сети 5G: технология пятого поколения доступна в сети Altel на территории международного технопарка IT-стартапов Astana Hub.

Во время тестов были достигнуты пиковые скорости в 1,8 Гбит/c – и этот проект был бы невозможен без тесного взаимодействия с АО «Казахтелеком» и использования технических и кадровых возможностей единственного акционера ТОО «Мобайл Телеком-Сервис». Когда-то марка Altel первой в Казахстане запустила сети стандартов 3G и 4G, но потянуть проекты, связанные со стандартом 5G, в одиночку ни технически, ни финансово не способен ни один оператор. 

Время командной работы

На рынке наступило время синергии – время дорогих и масштабных инновационных проектов, требующих сотрудничества всех игроков этого рынка. Да и пользу от обмена опытом никто не отменял: ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» в прошедшем году продолжило стратегию расширения экосистемы мобильных приложений, которые позволяют улучшать клиентский опыт абонентов оператора. В этих приложениях развивались возможности более удобного управления тарифными планами, услугами и сервисами, и на конец 2019 года каждый пятый абонент Tele2/Altel являлся пользователем мобильных приложений компании. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу и удобству в использовании, на базе приложения Tele2 было проведено более полумиллиона операций обмена ресурсами по тарифному плану линейки «Меняй всё» (в рамках этого тарифного плана абоненты имеют возможность настроить необходимое соотношение «sms-минут-гигабайт» за выбранную ими плату). В результате использование транзакций в приложении выросло до 671 тыс. операций. Рост этих показателей положительно повлиял на цифровую выручку мобильных приложений Altel и Tele2, которая за 2019 год увеличилась более чем на 30% – и этот опыт может быть востребован на рынке.

banner_wsj.gif

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif