1639 просмотров

Почему homo sapiens выбирает синергию

Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Фото: Shutterstock/Team Oktopus

Суммарное время всех разговоров в сети Tele2/Altel в прошлом году превысило 21 миллиард минут. Аналитики подсчитали: если перевести показатель длительности всех разговоров в сети за 2019 год из минут в годы, то он составит 40 тысяч лет.

За один последний год абоненты ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» наговорили по своим соткам на период, начало которого приходится на доисторические времена. Генеральный директор этой компании Роман Володин утверждает, что если 21 млрд минут представить в виде одного беспрерывного разговора, то он должен был начаться со времен расселения по Земле homo sapiens – человека разумного. 

Наращивание объемов использования голосовых сервисов – лишь часть прошлогоднего успеха брендов Tele2/Altel, которые в 2019 году получили возможность тесно сотрудничать с еще одним крупным мобильным оператором, АО «Kcell», благодаря объединению под «зонтиком» АО «Казахтелеком».

Что дает плюс на плюс

Соглашение о приобретении «Казахтелекомом» 49% доли шведского мобильного оператора Tele2 AB в совместном предприятии Khan Tengri Holding B. V. стало ключевым событием 2019 года на внутреннем телеком-рынке. Долю в 75% в АО «Кселл» наша компания приобрела в декабре 2018 года, основной целью такого шага было улучшение качества управления этими активами и качества предоставляемых услуг за счет внедрения материнской структурой системы жестких KPI. Изначально предполагалось, что операционные результаты сотовых операторов как минимум останутся прежними, но расчет на синергию усилий двух компаний давал основания полагать, что эти показатели улучшатся.

Обнародованные прошлогодние финансовые и операционные результаты ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», представляющего бренды Tele2 и Altel, подтвердили справедливость таких ожиданий. Уже упомянутый «разговор», уходящий по продолжительности в доисторические времена, показал востребованность казахстанской аудиторией продуктов и услуг компании, зашедшей под один «зонтик» с другим крупным оператором мобильной связи. Абонентская база продемонстрировала рост к предыдущему году и составила 7 млн 254 тыс. 612 пользователей, на конец 2019 года 75,7% населения страны имели доступ к стандарту беспроводной высокоскоростной передачи данных LTE Advanced в сети Tele2/Altel.

Этот стандарт поддерживает передачу данных на скоростях до 3 Гбит/с и позволяет оператору внедрять новые сервисы для своих абонентов. Не случайно в прошлом году рост потребления трафика передачи данных клиентами этой компании составил 68%, а потребление трафика передачи данных перешагнуло порог квинтиллиона байт и составило 1,3 эксабайта – и это гораздо более актуальный показатель, чем 40 тыс. лет разговоров. Суммарно же новые возможности компании после синергии с АО «Кселл», включая запуск инициатив в сфере Big Data, привели к тому, что выручка ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» увеличилась на 17% и достигла 143,3 млрд тенге.

В направлении 5G

«Мобайл Телеком-Сервис» стал активнее вкладываться в будущее: в прошлом году на треть были увеличены капитальные затраты, которые составили 16 млрд тенге. В результате за 2019 год было модернизировано более четверти сайтов сети радиодоступа, что особенно важно в свете предстоящего разворачивания в стране в ближайшем будущем сетей 5G.

Стандарт LTE Advanced, предоставляемый ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», включает в себя несколько новых технологий, связанных с 5G: речь идет о технологиях 256-QAM, Massive MIMO, LTE-Unlicensed и LTE IoT. Это позволяет существующим LTE-A Pro сетям в дальнейшем поддерживать распространение 5G по всему Казахстану в сотрудничестве с АО «Кселл» на мощностях «Казахтелекома». Последний способен предоставить своим мобильным операторам еще и сильную аналитическую и рыночную экспертизу, а также пополнить их инструментарий инновационными инициативами.

Это те выгоды от синергии, которые получат клиенты операторов, собранных под одним операционным зонтиком. Сами компании, судя по итогам прошлого года, уже получают пре­имущества за счет оптимизации расходов на обслуживание сети, объединения и повышения рентабельности каналов дистрибуции, получения групповых скидок от поставщиков услуг и оборудования. Активное взаимодействие в технической интеграции в сетях структур АО «Казахтелеком» дало значительный эффект по оптимизации капитальных затрат. Ну, и, наконец, утверждение «Казахтелекома» в качестве стопроцентного акционера ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» дало этой компании новые возможности в части привлечения более интересных и выгодных источников внешнего финансирования за счет снижения рисков и, как следствие, уменьшения процентных ставок. Кроме того, расширяются возможности компании по применению альтернативных финансовых инструментов привлечения дополнительного капитала во внебанковском секторе.

Аналогичными финансовыми возможностями располагает теперь и АО «Кселл» – и это особенно важно с точки зрения дальнейшего инновационного и технологического развития как самих компаний, так и телекоммуникационного рынка республики в целом. Главным событием на этом рынке в прошлом году стал запуск первой в столице Казахстана сети 5G: технология пятого поколения доступна в сети Altel на территории международного технопарка IT-стартапов Astana Hub.

Во время тестов были достигнуты пиковые скорости в 1,8 Гбит/c – и этот проект был бы невозможен без тесного взаимодействия с АО «Казахтелеком» и использования технических и кадровых возможностей единственного акционера ТОО «Мобайл Телеком-Сервис». Когда-то марка Altel первой в Казахстане запустила сети стандартов 3G и 4G, но потянуть проекты, связанные со стандартом 5G, в одиночку ни технически, ни финансово не способен ни один оператор. 

Время командной работы

На рынке наступило время синергии – время дорогих и масштабных инновационных проектов, требующих сотрудничества всех игроков этого рынка. Да и пользу от обмена опытом никто не отменял: ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» в прошедшем году продолжило стратегию расширения экосистемы мобильных приложений, которые позволяют улучшать клиентский опыт абонентов оператора. В этих приложениях развивались возможности более удобного управления тарифными планами, услугами и сервисами, и на конец 2019 года каждый пятый абонент Tele2/Altel являлся пользователем мобильных приложений компании. Благодаря интуитивно понятному интерфейсу и удобству в использовании, на базе приложения Tele2 было проведено более полумиллиона операций обмена ресурсами по тарифному плану линейки «Меняй всё» (в рамках этого тарифного плана абоненты имеют возможность настроить необходимое соотношение «sms-минут-гигабайт» за выбранную ими плату). В результате использование транзакций в приложении выросло до 671 тыс. операций. Рост этих показателей положительно повлиял на цифровую выручку мобильных приложений Altel и Tele2, которая за 2019 год увеличилась более чем на 30% – и этот опыт может быть востребован на рынке.

banner_wsj.gif

98 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg