12559 просмотров

Как «Казахтелеком» строил будущее вчера   

Инфраструктура телеоператора дала казахстанцам доступ к новым услугам

Фото: «Казахтелеком»

Компания «Казахтелеком» подвела итоги 2019 года, ключевыми результатами которого стали продолжение реализации проекта по строительству волоконно-оптических линий связи в селах, внедрение концепции Smart City, тестирование коммерческой сети 5G, развитие IoT и использование анализа Big Data на внутреннем рынке Казахстана.

Проект по строительству волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах Казахстана предназначен, в первую очередь, для сокращения цифрового разрыва между городом и селом. Напомним, что до конца 2020 года компания взяла на себя обязательства по строительству 14 тыс. 500 километров оптоволокна, что позволит обеспечить 2 тыс. 500 государственных учреждений в 828 селах страны широкополосным доступом. Отметим, что на сегодняшний день компания уже завершила строительство порядка 5 тыс. км оптических линий связи, обеспечив 506 государственных органов и бюджетных организаций в 150 селах.

Прогресс по-прежнему идет по проводам

DSC_4305.jpg

«Построенная инфраструктура позволит предоставлять полный спектр современных сервисов сельскому населению: школам станут доступны образовательные онлайн-программамы, государственные органы получат возможность предоставлять услуги для граждан - оперативно обрабатывать документы, выдавать справки, сокращая временные и финансовые затраты для поездок в город или райцентр. Наряду с этим, проложенные оптические сети станут полноценной базой для развертывания мобильных сетей, тем самым завершив полный цикл предоставления телекоммуникационных услуг на селе», - сказал председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

После завершения этого проекта суммарно на оптоволокно будет «завязано» более 2 тыс. сел в Казахстане (в настоящее время оно подведено к 1 200 сельским населенным пунктам). При этом соседние с ними небольшие населенные пункты могут быть охвачены широкополосным доступом посредством радиосигнала – и доступ к интернету будет обеспечен практически в 90% селах страны. Таким образом, в прошлом году «Казахтелеком» продолжил наращивать инфраструктурную сеть, которая позволит ему тиражировать проекты с новыми высокотехнологичными продуктами, недавно появившимися на рынке.

20190222-DSC03901.JPG

В частности, строительство ВОЛС на селе позволит расширить применение инновационной технологии Smart City, в которой управление системами жизнеобеспечения населенных пунктов осуществляется в автоматическом режиме, за счет анализа больших данных искусственным интеллектом. Прототип «умного города» на примере города Акколь был презентован в начале прошлого года Елбасы Нурсултану Назарбаеву. Тогда компания заявила о готовности масштабировать пилотный проект на более крупные населенные пункты – и уже в первом полугодии 2019-го возможности цифровой трансформации города Арыс «Казахтелеком» продемонстрировал премьер-министру Аскару Мамину.

Более того, к настоящему времени «Казахтелеком» подписал ряд меморандумов с акиматами Алматы, Мангистауской, Туркестанской и Карагандинской областей о реализации пилотных проектов Smart City. Ожидается, что совместная деятельность будет способствовать цифровой трансформации государственного и банковского секторов, повысит уровень безопасности населения и позволит применять новейшие разработки в области системы управления базами данных, облачных решений, IoT, Big Data и Blockchain. При этом охват страны волоконно-оптическими линиями связи для тиражирования этих технологий должен сопровождаться увеличением скоростных характеристик широкополосного доступа.

Путь через ВОЛС к 5G

5G-KZ-27.jpg

В этой связи «Казахтелеком» с прошлого года активно работает над внедрением в стране стандарта 5G. В прошлом году компанией было проведено 10 тестирований данной сети в полевых условиях в городах Нур-Султан и Алматы, а также в Алматинской области. Кроме того, осенью прошлого года технология 5G в сети Tele2/Altel стала доступна на территории Международного технопарка IT-стартапов в диапазоне радиочастот 3,5 ГГц. По словам главного директора по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлана Мейрманова, 5G является не просто очередным поколением связи с улучшенными характеристиками, но и эволюцией технологий радиосвязи, в архитектуре сетей и ведении бизнеса.

«Переход на 5G позволит создать технологические платформы, вокруг которых формируются экосистемы, и «Казахтелеком», являясь инфокоммуникационным оператором связи, станет провайдером сервисов, реализуемых данными IT-площадками. Таким образом, наша компания сможет создавать цифровые сервисы гораздо быстрее, а также в большем количестве и многообразии, чем на данный момент. Кроме того, внедрение промышленных сценариев использования технологии 5G и Интернета вещей станут еще одной технологической новинкой в спектре услуг «Казахтелеком», - подчеркнул Нурлан Мейрманов.

Сети 5G будут использоваться как для предоставления услуг мобильной связи и доступа в Интернет для населения, так и для кейсов IoT, «умный город» и других технологических новинок оператора. В частности, создаваемая сейчас инфраструктура позволяет «Казахтелекому» развивать внутри проекта Smart City систему безопасности, основанную на круглосуточном видеонаблюдении за жилыми комплексами. Помимо этого, крупнейший в стране провайдер цифровых услуг в 2019 году завершил 2-й этап разворачивания сети IoT/LoRa в 14 городах страны – новая сеть станет основной инфраструктурой для реализации проекта «умный город», в частности, по автоматизации сбора показаний с приборов учета ресурсов и по городскому освещению. В рамках реализации проекта было установлено 324 базовые станции, подключено более 37 тыс. многоквартирных домов и 2 млн. домохозяйств.

Помимо этого, компания активно работает над централизацией данных для упрощения процедур и создания новых бизнесов.  «Казахтелеком» располагает всеми возможностями в сфере Big Data – наличие инфраструктуры, передачей фискальных данных с контрольно-кассовых машин, сегментацией клиентской базы по фиксированным и мобильным абонентам, а также информацией о перемещении клиентов. Таким образом, используя аналитику Больших данных, компания намерена развивать такие направления, как автоматизация системы ЖКХ, транспортное планирование, управление оттоком клиентов, таргетированные SMS рассылки, анализ миграции населения и развитие туризма.

О качестве никто не забывает

IMG_0131.jpg

При этом главным приоритетом для компании остается улучшение сервиса и качества предоставляемых услуг: «Казахтелеком» внедряет новые виды сервиса, которые способны сократить время обслуживания клиентов и максимально удовлетворить их потребности. Кроме того, важным направлением в работе с абонентами остается предоставление обратной связи, а также проведение постоянного мониторинга обращений клиентов в контакт-центры по номерам «160» и «165» с принятием всех соответствующих мер. Учитывая, что по состоянию на 1 февраля 2020 года «Казахтелеком» остался доминирующим игроком на рынке телекоммуникаций республики (2 млн 300 тыс. фиксированных линий, 1 млн 700 тыс. портов фиксированного широкополосного доступа, 750 тыс. точек платного телевидения), его деятельность во многом формирует сам рынок в целом.

Деятельность «Казахтелекома» в прошлом году получила и широкое международное признание: приобретение оператором 49% доли Теле2 АВ в совместном предприятии и сделка по покупке 75% акций АО «Кселл» позволили «Казателекому» выстроить интегрированную телекоммуникационную площадку, охватывающую весь Казахстан. В результате двух проведенных сделок, эффективность работы компании в минувшем году подтвердилась высокими рейтингами международных агентств. Так, Fitch Ratings оценило рейтинг АО «Казахтелеком» на уровне ВВ+, а также сохранило «Пересмотр на повышение».

«Приобретение контрольного пакета акций АО «Кселл», второго по размеру мобильного оператора в стране, а также получение полного владения в совместном предприятии Tele2/Алтел позволит АО «Казахтелеком» стать лидером в мобильном сегменте рынка с абонентской базой, составляющей более 60% и наиболее широкой зоной покрытия сети. Тесная сетевая интеграция будет способствовать достижению значительного синергетического эффекта и обеспечить безусловное стратегическое преимущество в конкурентной борьбе», - считает Куанышбек Есекеев.

Гибкость тарифов сохранится и в 2020-м

Отметим, что приобретение 75% акций АО «Кселл» «Казахтелекомом» было признано «Сделкой года» по версии ежегодной международной премии TMT M&A Awards 2019, прошедшей в Лондоне. В минувшем году компания приняла участие во Всемирном мобильном конгрессе MWC 2019 в Барселоне, где был презентован стенд с инновационными сервисами и технологиями в сфере инфокоммуникаций – 5G, smart citу, Big Data, blockchain, NFVi/ NFV MANO, fintech и e-commerce. В ходе ивента «Казахтелеком» подписал меморандум с американской транснациональной компанией Cisco о взаимопонимании и совместной работы в сфере инфраструктуры телекоммуникаций и обработки данных.

Итоги-2019_1 (1).pngСвои возможности «Казахтелеком» продемонстрировал и на крупнейшем международном событии в сфере мобильной связи и инновационных технологий – MWC Shanghai 2019, где одной из основных тем казахстанского стенда стал транзитный потенциал: в настоящее время компания обеспечивает значительную часть транзита данных между Европой и Азией ввиду технологического преимущества и выгодного географического расположения Казахстана. Все эти достижения «Казахтелекома» стали возможны благодаря четко выстроенной и последовательной стратегии развития компании, в которой различные проекты взаимоувязаны и дополняют друг друга. Как сообщили в пресс-службе оператора, в 2020 году перед компанией стоят глобальные задачи по совершенствованию организационной структуры и развитию рынков и новых услуг.

Компания намерена разработать концепцию развития 5G в стране и продолжить развертывание своих проектов по предоставлению услуг видеонаблюдения и цифровизации в регионах, а также сконцентрироваться на обеспечении операционной эффективности. До конца текущего года «Казахтелеком» продолжит активную работу по реализации проекта ВОЛС СНП и построит более 9 тыс. километров волоконно-оптических сетей, будет работать над повышением качества сервиса и предоставляемых услуг, и намерена активно изучать потребности клиентов, прибегая при этом к формированию гибкой тарифной политики. Также в компании готовятся к внедрению новых бизнесов на основе выстроенной «Казахтелеком» инфраструктуры – крупнейшей в Казахстане и в регионе.

banner_wsj.gif

122 просмотра

Как телеком-операторы завоевывают доверие клиентов

Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Фото: Pixabay

Любой телекоммуникационный оператор мечтает о том, чтобы его абонентская база стабильно прирастала в объеме за счет превышения прихода новых абонентов над оттоком действующих. При этом снизить отток до абсолютного ноля – это утопия, а вот сократить этот отток в разы на казахстанском рынке оказалось вполне возможно. Для этого было достаточно всего лишь гарантировать потребителю услуг стабильность.

Начиная с 2019 года в базе нашей компании наблюдается постепенное и стабильное снижение объемов оттока абонентов. При этом ранее АО «Казахтелеком» ежегодно наблюдало сезонный тренд по росту оттока абонентов – физических лиц в январе-феврале, однако в текущем году впервые за последние 10 лет в этот период не было зафиксировано всплеска оттока абонентов. Более того, по итогам первого полугодия мы ожидаем снижения суммарного оттока пользователей наших основных услуг на 39%.

Причины сезонного оттока

Прежде чем аргументировать наши ожидания, сначала поясним, с чем связана традиционная сезонность оттока. Дело, на мой взгляд, даже не в снижении платежеспособности населения, изрядно потратившегося на новогодние праздники. Люди просто привыкли к тому, что именно в постновогодний период в стране происходит повышение тарифов – и массированный отток абонентов, наблюдавшийся в эти два месяца, являлся отчасти ответной реакцией потребителя на поведение рынка.

Форма этой протестной реакции была проста: она выражалась в принципиальном отказе от покупок или от дальнейшего сотрудничества с поставщиком тех или иных услуг. При этом зачастую под раздачу попадали и те поставщики товаров и услуг, которые свои тарифы не повышали, – потребитель просто демонстративно затягивал пояс в отношении всего рынка. И, надо признать, такая потребительская позиция отчасти способствовала дальнейшему снижению цен за счет падения спроса.

Другой вопрос, что с этим делать тем производителям и компаниям, тарифы на товары и услуги которых в постновогодний период не повышаются, но которые страдают от затягивания потребительских поясов не меньше, чем конкуренты, поднявшие цены? Очевидно, что нужно было выходить на рынок с каким-то внятным и взаимовыгодным для компании и ее клиента предложением, ценность которого перевешивала бы январские абонентские настроения «отморозить уши назло маме», то есть отказаться от выгодного предложения просто из принципа «экономлю на всем».

Чего хотят клиенты 

Первоначально нужно было понять, чего хочет клиент телеком-сектора от своего оператора в плане тарифной составляющей. И здесь нам пригодилось живое общение с нашей клиентурой, в ходе которого мы пришли к неожиданному для себя выводу: абонента интересует не столько то, какую сумму он будет платить ежемесячно, сколько то, что он получит за свои деньги и на какой гарантированный (понятие «гарантированный» здесь, пожалуй, ключевое) срок.

К этому выводу нас подтолкнула работа с клиентами в офисах: сотрудники утверждали, что при подборе тарифных планов для абонентов наиболее выгодными предложениями они считают не более низкие по абсолютной цене, а содержащие в себе целый набор услуг – и за счет этого «опта» позволяющие снижать стоимость каждой услуги отдельно. То есть абонент в принципе готов платить за пакет больше, чем за отдельную наиболее востребованную им услугу, в том случае, если он уверен в оптимальном и справедливом сочетании параметров пакета услуг и тарифов на него.

Однако и это еще не все поведенческие особенности наших клиентов, которые удалось установить в ходе живого общения. Мы обратили внимание на то, что абсолютно все заключающие с нами пакетные предложения люди в обязательном порядке интересуются стабильностью этих пакетов. Поскольку с их стороны в обязательном порядке звучали вопросы типа: «Как долго будут действовать эти условия?», «Не отменят ли данную акцию?», «Не поднимутся ли тарифы в скором времени?». Вывод лежит на поверхности: клиенты ждали – и ждут – от поставщиков товаров, работ и услуг стабильности, причем стабильности не только ценовой.

Дело в том, что потребитель, на наш взгляд, просто устал от постоянного поиска более выгодных предложений на рынке: мониторинг акционных предложений в поисках самого выгодного «съедает» много времени, которое все научились ценить. Проблема в том, что акции, как правило, краткосрочны, и потребителя раздражает даже не то, что спустя неделю – месяц – полгода он должен платить за услугу больше, чем во время действия акции, а то, что ему снова надо приспосабливаться к изменившимся правилам игры. Дело в том, что попытки заключать контракты на срок до года на рынке уже были, но они не гарантировали сохранения тарифа. Соответственно, эти правила игры надо было сделать более долгосрочными – на год, на два года, на три, и одновременно решить – а вытянет ли сама компания свои долгосрочные скидки и если да, то при каких условиях.

В связи с этим важно было понять, что получаем мы в результате введения новой модели долгосрочных отношений с клиентами. Понятно, что любой поставщик услуг, удовлетворив данные запросы клиентов первым, получит значимое конкурентное преимущество на рынке, сопровождающееся ростом продаж и, самое главное, гарантированной долгосрочной лояльностью абонентов. Лояльность же клиентов означает снижение расходов на поддержание и на рост абонентской базы. Если отток снижается, не надо тратить много средств на продвижение, продажи и организацию новой клиентской базы. Снижаются расходы на материалы для подключения услуг – кабель, грубо говоря, уже проложен, снижаются расходы на заработную плату инсталляторов и монтеров – и компании остается следить за тем, чтобы величина этих накладных расходов, которых удалось избежать, покрывала объемы скидок, предоставляемых ее клиентам.

Чем дольше – тем выгоднее

В итоге баланс между интересами компании и клиентов был найден в виде вывода на рынок системы долгосрочных тарифных планов с более высоким средним чеком и маржинальностью – и с гарантией неповышения цены. Проблема была в том, что относительно высокий чек по сравнению с альтернативными предложениями конкурентов снижал привлекательность новых планов в части уровня тарифов. Но мы решили и эту задачу, включив в пакеты услуг в рамках новой тарифной линейки такой перечень и такие параметры услуг, которые являются либо трудно копируемыми, либо вообще недостижимыми для конкурентов. В частности, речь идет о наличии технической возможности ухода в недосягаемый для крупных альтернативных операторов уровень скоростей доступа в интернет и передачи данных в диапазоне от 200 до 500 Мбит/с.

Также в рамках создания уникального продукта были предложены премиальные пакеты с труднокопируемым набором каналов и видеоконтентом в услугах цифрового ТВ (с партнерами по организации совместной услуги IP TV) и возможности по созданию конкурентоспособных параметров мобильных услуг в новой линейке тарифов.

В результате у нас получилось не только дать клиентам гарантию неповышения тарифов на срок один, два или три года, но и ввести новую линейку пакетов, тарифы на которые снижаются в зависимости от увеличения срока контракта, а набор услуг и их параметры улучшаются. При этом чем больше срок контракта, выбранный клиентом, тем больше скидка на тарифы и выше скорость доступа в интернет, тем лучше параметры других услуг, шире набор каналов ТВ и каналов в формате HD.

Первые тарифные планы данной линейки были введены в октябре 2018 года, а ее реальные массовые продажи достигнуты только к середине 2019 года. Зато уже к концу 2019 года каждый пятый абонент АО «Казахтелеком» (это более 0,5 млн человек) имел долгосрочный контракт на получение услуг со скидкой на базовый тариф и гарантией неповышения цены, причем 71% долгосрочных контрактов в 2019 году был заключен сроком на три года. Отсюда и нынешнее январское снижение оттока абонентов, ведь доля клиентов, подключившихся во втором полугодии 2019 года без заключения контракта с гарантией неповышения цены, составляла только 2%.

Как это будет действовать дальше? Цель компании на 2020 год – перевести на долгосрочные контракты минимум 40% абонентов, и к середине 2021 года – более 80% клиентов. При этом нам уже не приходится заморачиваться с рекламой данного пакетного предложения, за нас на рынке работает «сарафанное радио»: наши клиенты уже без особых усилий с нашей стороны по продвижению линейки сами обращаются к нам с просьбой переключить их на новые условия с долгосрочными контрактами. Первоначальным источником сведений для них служат их родственники, друзья, знакомые и сослуживцы, так что практическая реализация новой линейки продемонстрировала возможность экономить еще и на рекламе. И показала способ обеспечения качественного роста на рынке, где вроде бы все уже открыто и известно: как выяснилось, иногда для этого достаточно прислушаться к потребителю.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg