Единый оператор подойдет комплексно к застройке

Фото: Аскар Ахметуллин

Единый оператор в сфере жилищного строительства займется не просто строительством жилья, но и совместной работой с другими дочерними структурами АО «НУХ «Байтерек» по планированию всех аспектов жизни людей. Такое мнение высказал на пресс-конференции 19 февраля заместитель председателя правления АО «НУХ «Байтерек» Ануар Омарходжаев.

«Если сравнивать две модели в Сингапуре и в Казахстане, то сингапурская модель более обширная. У них единый оператор не просто строитель и распределитель этого жилья. У них HDB (Housing and Development Board – Государственный совет жилищного строительства и развития) – это полностью реализатор жилищной политике в стране. Но им немного легче этим заниматься, учитывая, что это город-страна, поэтому у них строят дома с паркингами и коммерческими площадями, но оставляют их в своей собственности и под своим управлением, чтобы снизить нагрузку на инфраструктуру в городе», – сказал он.

IMG_9849.JPG

Единый оператор Сингапура – Государственный совет жилищного строительства и развития (Housing and Development Board, HDB) Сингапура – управляет в настоящее время более 1 млн квартир, 20 тыс. магазинов, паркингами и коммерческими помещениями.

«Мы в будущем эту модель тоже смотрим, потому что мы должны заниматься не просто строительством жилья. Мы позже объективно хотим влиять и на жилищную политику. Что это нам даст? Благодаря цифровым технологиям мы увидим какие-то миграционные потоки в стране», – сказал Омарходжаев. 

Он напомнил, что люди не просто переезжают из села в город или из одного города в другой – они идут за работой, за лучшими жилищными условиями, за школами и за медицинским сервисом. Поэтому, считает замглавы холдинга, при строительстве жилья все эти факторы надо учитывать. 

«Мы хотим, чтобы в будущем этот единый оператор также перешел к таким бизнес-процессам и мог отслеживать эти миграционные процессы. Мало того, «Байтерек», как институт развития, он включает в себя 11 институтов развития, как «Банк Развития Казахстана», «Даму», которые направлены на поддержку малого, среднего и крупного бизнеса. Мы хотим, чтобы единый оператор принимал участие в этом синергетическом эффекте, то есть строя жилье, зная, кто там будет жить, мы должны знать, кому какую работу предложить в этом регионе или квартале, сколько понадобится школ или больниц в этом квартале, какие дороги туда нужно провести», – сказал Омарходжаев. 

Такая масштабная работа, по его мнению, не будет сделана за два-три года, но стремиться к этому будут и «Байтерек», и государство.

Стоит отметить, что HDB на сегодня занимает практически 82% рынка Сингапура, в то время как в РК сектор госжилья занимает около 10-15%. Также сейчас Казахстан сталкивается с вызовами в виде невысоких доходов населения и высокой доли импорта в стройматериалах.

«Сам процесс строительства почему-то постоянно дорожает. Чтобы сделать жилье доступным для населения, надо повысить благосостояние населения – над этой глобальной задачей работает вся страна, правительство; а что касается нас, то мы предлагаем модель единого оператора. Через нее мы хотим, во-первых, учитывая, что большая часть населения ориентирована на социальное жилье, эту часть оптимизировать, как в части ценообразования, затрат на строительство, так и в части доступности финансовых инструментов», – сказал Омарходжаев. 

Замглавы холдинга сообщил, что, согласно поручению главы государства, ведется работа по оптимизации жилищного блока холдинга «Байтерек» путем объединения действующих операторов – АО «Байтерек девелопмент», АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Фонд гарантирования жилищного строительства» – и передачи единому оператору функции субсидирования кредитов застройщиков от фонда «Даму». До 1 июля текущего года будут внесены соответствующие изменения в законодательство. Таким образом, количество действующих пяти операторов сократится до двух – жилищный блок холдинга будет стимулировать спрос со стороны работающих граждан через займы АО «Жилстройсбербанк Казахстана» и обеспечит предложение по строительству жилья через функции единого оператора.

Омарходжаев также рассказал о результатах деятельности холдинга в 2019 году по реализации госпрограммы «Нұрлы жер».

В частности, по направлению строительства кредитного жилья через механизм выкупа облигаций у акиматов приобретены ценные бумаги на сумму 108,8 млрд тенге. За счет данных средств акиматами построено и введено в эксплуатацию 10,6 тыс. кредитных квартир по фиксированным ценам как для вкладчиков «Жилстройсбербанка», так и для участников программы «7-20-25». В текущем году планируется профинансировать акиматы на 101,2 млрд тенге, а это около 10,4 тыс. квартир.

По направлению системы жилищных строительных сбережений по итогам 2019 года «Жилстройсбербанком» населению выдано 50,3 тыс. льготных займов на 527 млрд тенге, из которых в рамках госпрограммы «Нұрлы жер» выдано 8,6 тыс. займов на 67 млрд тенге. Данные займы выданы участникам госпрограммы под 5% годовых с первоначальным взносом от 20%. На сегодня в системе «Жилстройсбербанка» числится 1,6 млн договоров с суммой накоплений свыше 806 млрд тенге. 

С июля прошлого года реализуется программа льготного ипотечного кредитования для малообеспеченных семей «Бақытты отбасы» под 2% годовых сроком до 20 лет. В 2019 году из республиканского бюджета на эти цели было выделено 50 млрд тенге. В «Жилстройсбербанк» поступило 5,2 тыс. заявок на общую сумму 51,7 млрд тенге, из них одобрено 5 тыс. заявок на 50 млрд тенге. Начиная с 2020 года ежегодный план выдачи составит 10 тыс. займов. В настоящее время «Жилстройсбербанк» совместно с министерством индустрии и инфраструктурного развития проводит работу, чтобы получить деньги из бюджета до конца первого квартала.

По направлению долевого жилищного строительства АО «Фонд гарантирования жилищного строительства» одобрены проекты на общую сумму 88,8 млрд тенге при плане в 71,4 млрд тенге. Это позволило защитить вклады населения на приобретение шести тысяч квартир на коммерческом рынке. В текущем году планируется выдать гарантии на завершение строительства на сумму свыше 90 млрд тенге.

По направлению субсидирования кредитов частных застройщиков АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» подписаны к субсидированию 47 проектов на общую сумму 49,6 млрд тенге. Стоимость коммерческих кредитов для строительных компаний была удешевлена в среднем на 50%. При этом половина построенного жилья реализуется вкладчикам «Жилстройсбербанка», участникам программы «7-20-25» и коммерческих банков по фиксированным ценам.

Омарходжаев также рассказал о применении новых методов строительства, современных материалов и технологий, принципиально иных подходах в планировании массовой застройки.

«Нами разрабатывается концепция «Маркетплейса стройматериалов», который на своей платформе объединит напрямую заказчиков и поставщиков без посредников. Также ведется работа над внедрением системы долгосрочных офтейк-контрактов по фиксированным ценам, что позволит обеспечить загруженность домостроительных комбинатов, производителей стройматериалов и проводить импортозамещение через локализацию отечественного производства, – сказал он, отметив, что данные меры позволят удешевить себестоимость строительства жилья для населения в среднем на 10%.

В свою очередь заместитель председателя правления АО «Байтерек девелопмент» Алтай Куздибаев показал, как работает специальный Ситуационный центр, разработанный в рамках «Нұрлы жер». С его помощью можно дистанционно вести мониторинг всех строящихся объектов. Также можно проводить онлайн-мониторинг освоения выделенных средств и реализации жилья, прогнозировать дату ввода объекта с возможными отклонениями.

IMG_9955.JPG

«Также есть возможность непосредственно отслеживать ход строительства каждого объекта в разрезе каждого из регионов. Ход строительства подразделяется на восемь основных этапов в соответствии со СНиПами. Можно ознакомиться с видео-, фотоматериалами с объекта, посмотреть, на каком этапе фактически находится строительство того или иного объекта, также посмотреть темпы реализации построенных объектов со стороны акиматов», – сказал Куздибаев.

Ситуационный центр интегрирован с учетной системой «Байтерек девелопмент», а также с системой ЖССБК, что позволяет отслеживать динамику приобретения/погашения облигаций, строить графики движения денег, мониторить динамику накоплений вкладчиками в разрезе регионов страны для выработки предложений по эффективному распределению свободных финансовых ресурсов среди акиматов. Обработка фото- и видео-потоков осуществляется с применением технологий компьютерного зрения и искусственного интеллекта (анализ потока рабочей силы и машин/механизмов на стройплощадке).

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Тенгизшевройл разместила евробонды на $1,25 млрд

В Moody's считают, что компания будет наращивать долги в рамках проектов будущего расширения

Фото: Tengizchevroil

Для финансирования реализации проекта будущего расширения (ПБР) ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) 15 июля разместило два выпуска евробондов на $500 миллионов и $750 миллионов со ставкой вознаграждения 2,6% и 3,2% годовых. Датой погашения обозначены 15 августа 2025 и 2030 годов. Организаторами размещения выступили Bank of China, HSBC, IMI – Intesa Sanpaolo и J.P. Morgan.

Двумя днями ранее агентство Moody’s Investors Service (Moody’s) подтвердило рейтинг Baa2 в отношении облигаций, выпущенных Tengizchevroil Finance Company International Ltd (TFCI). «Эмитент является компанией специального назначения, полностью принадлежащей ТОО «Тенгизшевройл», созданному для привлечения долга и передачи в долг поступлений ТШО», – сообщило Moody’s.

Выпуск ценных бумаг соответствует ожиданиям агентства о том, что ТШО будет регулярно наращивать долги в рамках проектов будущего расширения и управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД), реализуемых на месторождении Тенгиз.

Есть риски

В Moody’s считают, что дополнительный долг существенно не изменит кредитный профиль Тенгизшевройл, и что ее операционные показатели остаются высокими, несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом.

В качестве положительных моментов агентство отмечает то, что ТШО имеет лицензионное соглашение с правительством Казахстана, предоставляющее ей исключительные права на добычу углеводородного сырья на Тенгизском и Королевском месторождениях до 2033 года. Кроме того, предприятие является важным источником денежных средств для его акционеров, в частности корпорации Chevron, имеющей рейтинг Aa2 стабильный, и правительства Казахстана, способных поддержать компанию.

Но и риски тоже есть. В Moody’s полагают, что в 2020 году из-за снижения цен на нефть и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+ доход ТШО будет существенно ниже, чем в прошлом году. Казахстан взял на себя обязательства сократить производство нефти на 390 тыс. баррелей в день в течение мая-июля этого года. По некоторым данным, ТШО согласилось снизить суточную добычу более чем на 100 тыс. баррелей. 

Помимо этого, еще не определены сроки возобновления строительных работ на ПБР. С начала вспышки коронавируса в марте этого года ТШО значительно сократила персонал на площадке, отмечает агентство. Многие некритические работы на проекте были приостановлены. Компания рассчитывает завершить ПБР к середине 2023 года, а ПУУД – к концу 2022-го. Поэтому повторный запуск строительства на Тенгизе планируется в течение этого года. Однако сроки обратной мобилизации зависят от ситуации с коронавирусом в республике и являются неопределенными. Длительные задержки с ремобилизацией сделают достижение целевой даты завершения в середине 2023 года более сложной задачей, констатируют эксперты.

Также в качестве рисков отмечается возможный рост стоимости транспортировки нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). При этом Moody’s считает, что ТШО обладает достаточной ликвидностью, чтобы выдержать задержки с проектом расширения, и ожидает ограниченного влияния коронавируса на текущую добычу нефти.

Базовый сценарий Moody’s предполагает, что в 2020 году цены на нефть марки Brent в среднем составят $35 за баррель, а в следующем – вырастут до $45. В прошлом году средняя цена на Brent находилась в пределах $64 за баррель, поэтому агентство ожидает, что в 2020 и 2021 годах доходы компании значительно снизятся. «В настоящее время ТШО имеет непогашенный долг в размере около $7,5 млрд, в то время как верхний предел задолженности составляет $21,5 млрд, как указано в финансовых документах ТШО», – отмечает агентство. Аналитики агентства полагают, что даже при более низких доходах в этом и следующем годах компания сможет профинансировать оставшиеся капитальные затраты в размере $14 млрд за счет сочетания долговых и операционных денежных потоков без привлечения помощи акционеров.

Moody’s может понизить рейтинг облигаций, если капитальные затраты на проект расширения существенно возрастут или произойдет задержка в завершении ПБР – такое развитие ситуации намного снижает способность ТШО погасить долги в течение периода концессии. Также на рейтинг могут повлиять снижение поддержки со стороны Chevron или правительства Казахстана, низкие цены на нефть и плохие операционные показатели.

8-полоса_ТШО_карта-Казахстана.jpg

Пособия вместо зарплаты

В самой компании «Курсиву» ответили, что на сегодняшний день проект расширения завершен на 77% и что «ТШО предпринимает действия для безопасного выполнения ключевых мероприятий». Данные отчета компании о прошлогодних итогах показывают, что на конец 2019 года проект был завершен на 74%, и это значит, что за последние полгода реализация проекта продвинулась всего лишь на 3%.

Первый случай заболевания коронавирусом на Тенгизе был зарегистрирован 8 апреля. Через неделю компания приступила к эвакуации персонала с месторождения. Из-за приостановки работ сотни казахстанских и иностранных нефтесервисных компаний, около 25 тыс. работников, участвовавших в реализации проекта, были отправлены в вынужденный отпуск. «Сейчас все находятся в процессе ожидания. ТШО надеется в сентябре возобновить критические работы на ПБР», – рассказал Нурлан Жумагулов, генеральный директор «Союза нефтесервисных компаний Казахстана».
 
По его словам, до 23 июня «Тенгизшевройл» оплачивала компенсацию в размере среднемесячной заработной платы всем рабочим, находящимся на простое. Позже она предложила подрядчикам равномерно разделить оплату половины зарплаты работников, то есть 25% платит ТШО, 25% – работодатели. Но подрядчики отказались, сославшись на отсутствие денег. Тем не менее ТШО решила не оставлять рабочих совсем без денег и согласилась до сентября (до возобновления работ) платить им ежемесячные пособия в размере 42,5 тыс. тенге на человека.

Сейчас на Тенгизе трудятся 13,7 тыс. человек, включая персонал основного производства и работников ПБР и ПУУД.
С момента обнаружения первого больного по сегодняшний день среди работников месторождения зарегистрировано 3650 случаев заражения коронавирусом, из них 333 – среди работников ТШО. 2444 человека излечились от болезни. На месторождении на данный момент проходят лечение около 260 работников. Проведено более 49 тыс. тестов на наличие коронавируса. «Основное количество выявляемых на сегодняшний день случаев приходится на работников, которые проходят скрининг перед своей вахтой», – отметили в ТШО.

8-полоса_ТШО.jpg

В долг и на свои деньги

По данным КТК, за первое полугодие по трубопроводной системе было перекачано свыше 14,1 млн тонн тенгизской нефти, это на 5,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Нефтепровод является основным экспортным маршрутом ТШО и по нему транспортируется практически все добытое на Тенгизе сырье. Если учесть, что нынешние цены на нефть намного ниже прошлогодних, то прогноз Moody’s относительно прибыли компании по итогам 2020 года может подтвердиться.

Согласно данным консолидированной финансовой отчетности ТШО за 2019 год, опубликованной на сайте Комиссии США по ценным бумагам и биржам, чистая прибыль компании в прошлом году по сравнению с предыдущим сократилась почти на 17%, до $5,9 млрд, а общая выручка на 5,8%, до $16,3 млрд. При этом капитальные затраты превысили $10,2 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3%, и на 38,8% по сравнению с 2017 годом. То есть за последние три года «капексы» ТШО превысили $27,5 млрд.

Напомним, о принятии окончательного решения по финансированию ПБР и ПУУД акционеры компании объявили летом 2016 года. Тогда же стало известно, что стоимость проекта, реализация которой позволит увеличить годовую добычу нефти на 12 млн тонн (с 27 до 39 млн тонн), составит $36,8 млрд. Однако осенью прошлого года ТШО объявило об удорожании проекта более чем на 22%, до $45,2 млрд. Оператор месторождения объяснил это повышением стоимости инженерных и строительных работ. Но и эта цифра, скорее всего, не является финальной. Нурлан Жумагулов говорит, что окончательного бюджета по ПБР все еще нет.

В ТШО ответили изданию, что компания продолжает финансировать проект за счет операционного денежного потока и внешнего долга, но отказались уточнять подробности операции.

Согласно консолидированной финансовой отчетности компании, на начало 2020 года общая долгосрочная задолженность ТШО составляла $6,7 млрд, что на 67,5% больше, чем годом ранее. Из них самый большой долг у компании перед корпорацией Chevron – свыше $3,35 млрд.

Дело в том, что 27 июля 2016 год в целях привлечения средств для финансирования проекта будущего расширения TFCI выпустила облигации для институ­циональных инвесторов на $1 млрд и взяла кредит под залог в размере $2 млрд и $1 млрд у Chevron и ExxonMobil соответственно. Облигации и займы, имеющие процентную ставку 4% годовых, должны быть погашены в августе 2026 года.

Ранее в том же месяце TFCI открыла кредитную линию на $3 млрд от синдиката коммерческих банков, на $6 млрд – от Chevron, и $3 млрд – от ExxonMobil. Срок действия кредитной линии истекает в июле 2021 года, но по усмотрению товарищества может быть продлен еще на два года.

Как видно, финансирование проекта происходит за счет заемных средств, хоть и получены они в основном от двух основных акционеров. Казахстан, владеющий 20% предприятия, принимает участие в финансировании ПБР только через реинвестицию своей доли прибыли. Если в 2017–2018 годах ТШО перечислила своим акционерам в качестве дивидендов 1,4 млрд и 1,1 млрд соответственно, то в прошлом году не выплатила ничего.

Напомним, Chevron принадлежит 50% доли участия в ТШО, ExxonMobil – 25%, «КазМунайГаз» – 20%, российско-американскому СП «Lukarco» – 5%.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg