1753 просмотра

Более 1 000 казахстанских сел обеспечат скоростным мобильным интернетом

Казахстанские сотовые операторы заключили соответствующий меморандум

Фото: Аскар Ахметуллин

Меморандум между казахстанскими операторами мобильной связи был подписан в рамках сегодняшней встречи с министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Аскаром Жумагалиевым.

Операторы сотовой связи АО «Кселл» и ТОО «Мобайл телеком-сервис», входящие в группу компаний АО «Қазақтелеком», и ТОО «Кар-Тел» договорились о совместном строительстве сети и использовании частот для обеспечения высокоскоростной мобильной связью всех сел страны с населением более 250 человек до конца 2020 года. Проект реализуется по поручению Елбасы, в рамках предвыборной программы главы государства и государственной программы «Цифровой Казахстан».

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев отметил, что сельские населенные пункты будут обеспечиваться высокоскоростным мобильным интернетом по утвержденному совместно с местными акиматами графику. Реализация проекта позволит ликвидировать так называемый «цифровой разрыв» между жителями городов и сел, предоставив последним высокоскоростную мобильную связь.

Дизайн без названия (1)_1.png

«Мы долго обсуждали эту тему, было много встреч с коллегами-операторами связи, потому что вложить миллиарды тенге - это процесс сложный. Мы понимаем, что в сельских населенных пунктах пользователей не так много, и, следовательно, окупаемость этих проектов не так велика. И я рад, что мы пришли к единению и подписываем соответствующий меморандум, который позволит еще больше населения охватить широкополосным доступом и выполнить все поручения Елбасы. Уже в этом году мы собираемся охватить широкополосным доступом все населенные пункты, где живет 250 жителей и выше», - сказал министр, отметив, что для стимулирования деятельности рассматривается возможность соответствующих налоговых льгот.

Председатель правления АО «Қазақтелеком» Куанышбек Есекеев сообщил, что реализовывать данный проект операторы мобильной связи намерены за счет собственных средств. Точная сумма инвестиций еще рассчитывается, но уже известны доли сторон.

Дизайн без названия.png

«Это действительно очень амбициозный инфраструктурный проект, который будет реализовываться за счет самих сотовых операторов. Группа компаний АО «Қазақтелеком» возьмет на себя 65% всех расходов на строительство мобильных сетей», - сказал он.

Кроме того, сообщил Есекеев, планируется реализация проекта 50+, когда высокоскоростная мобильная связь придет и в сельские населенные пункты с численностью более 50 человек. Его претворение в жизнь займет три года, начиная с текущего года.

«Там будут разные виды связи, думаю, начнем с базовых технологий для того, чтобы какую-то форму связи для малокомплектных школ подать. Мы надеемся на налоговые льготы, о которых говорил министр. Если это будет, то проект будет идти для нас ноль в ноль. Плотность населения небольшая, но в целом когда смартфонизация увеличится, то понятно, что и трафик будет увеличиваться», - сказал он.

Председатель правления и главный исполнительный директор АО «Кселл» Каспарс Кукелис обратил внимание на социальную важность проекта.

«Несмотря на то, что проект по покрытию сельских населенных пунктов является достаточно инвестиционно емким, это большой социальный проект, который будет способствовать повышению общего уровня жизни. Совместное строительство сети и использование частот не только поможет снизить затраты операторам, но, главное, создаст синергию, необходимую для того, чтобы обеспечить покрытие сел в короткие сроки», - сказал он.

Кроме того, Кукелис отметил, что каждый из операторов сделает многомиллиардные инвестиции.

«Проект достаточно сложный. В первый раз в Казахстане делается совместный проект трех операторов с совместным использованием базовой инфраструктуры и частотного ресурса, с совместным внесением операционных расходов. Точность стоимость проекта я сейчас не готов заявить, но это многомиллиардные инвестиции со стороны каждого из операторов», - сказал он.

На сегодняшний день идет уточнение радиопланирования и других технических моментов.

«Многие из этих сел оказались неохваченными в силу того, что там есть препятствия с техническими возможностями. Начиная от банальных, таких как стабильное энергоснабжение, наличие самих сооружений для расположения базовой станции, и заканчивая, наличием оптоволоконных кабелей или возможности организации скоростного радиодоступа», - сказал Кукелис.

В частности, такие сложности есть в сельских населенных пунктах, которые удалены от областных центров.

В свою очередь генеральный директор ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» Роман Володин сообщил, что проект будет разбит на несколько фаз и время, когда в конкретном сельском населенном пункте появится высокоскоростной мобильный интернет, будет зависеть от текущего состояния сети в нем.

«Объем инвестиций мы по ряду причин раскрыть не можем, но могу сказать, что он составляет несколько десятков миллиардов тенге и эти деньги операторы будут инвестировать как раз в создание совместной инфраструктуры. Эффект, который мы ожидаем, безусловно, это расширение зоны покрытия и увеличение процента населения, которое живет в зоне с высокоскоростным мобильным интернетом. Детальные цифры мы сейчас считаем, но мы ожидаем, что для около 1,8 млн жителей страны станет доступен высокоскоростной мобильный интернет от всех трех операторов уже до конца этого года», - сказал он.

По его словам, в первую очередь речь идет о предоставлении услуги 4G в сельских населенных пунктах.

«В первую очередь мы смотрим на развитие стандарта 4G. Он доказал уже свою эффективность. Мы понимаем, что эта технология дает очень хорошее качество доступа как для пользователей смартфонов, так и для пользователей ноутбуков, роутеров и так далее», - сказал Володин, отметив, что зона покрытия 4G увеличится к концу 2020 года до 87-90% населения с 76% в настоящее время.

Что касается проекта 50+, то в него войдет несколько сотен сельских населенных пунктов с совокупной численностью населения менее одного миллиона человек.       

Отметим, что проект реализуется в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» в целях развития телекоммуникационной инфраструктуры. По итогам реализации этого проекта, до конца 2020 года, широкополосным доступом к сети Интернет будет охвачено 93,5% жителей сел. 

Дизайн без названия (2)_0.png

banner_wsj.gif

123 просмотра

Как телеком-операторы завоевывают доверие клиентов

Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Фото: Pixabay

Любой телекоммуникационный оператор мечтает о том, чтобы его абонентская база стабильно прирастала в объеме за счет превышения прихода новых абонентов над оттоком действующих. При этом снизить отток до абсолютного ноля – это утопия, а вот сократить этот отток в разы на казахстанском рынке оказалось вполне возможно. Для этого было достаточно всего лишь гарантировать потребителю услуг стабильность.

Начиная с 2019 года в базе нашей компании наблюдается постепенное и стабильное снижение объемов оттока абонентов. При этом ранее АО «Казахтелеком» ежегодно наблюдало сезонный тренд по росту оттока абонентов – физических лиц в январе-феврале, однако в текущем году впервые за последние 10 лет в этот период не было зафиксировано всплеска оттока абонентов. Более того, по итогам первого полугодия мы ожидаем снижения суммарного оттока пользователей наших основных услуг на 39%.

Причины сезонного оттока

Прежде чем аргументировать наши ожидания, сначала поясним, с чем связана традиционная сезонность оттока. Дело, на мой взгляд, даже не в снижении платежеспособности населения, изрядно потратившегося на новогодние праздники. Люди просто привыкли к тому, что именно в постновогодний период в стране происходит повышение тарифов – и массированный отток абонентов, наблюдавшийся в эти два месяца, являлся отчасти ответной реакцией потребителя на поведение рынка.

Форма этой протестной реакции была проста: она выражалась в принципиальном отказе от покупок или от дальнейшего сотрудничества с поставщиком тех или иных услуг. При этом зачастую под раздачу попадали и те поставщики товаров и услуг, которые свои тарифы не повышали, – потребитель просто демонстративно затягивал пояс в отношении всего рынка. И, надо признать, такая потребительская позиция отчасти способствовала дальнейшему снижению цен за счет падения спроса.

Другой вопрос, что с этим делать тем производителям и компаниям, тарифы на товары и услуги которых в постновогодний период не повышаются, но которые страдают от затягивания потребительских поясов не меньше, чем конкуренты, поднявшие цены? Очевидно, что нужно было выходить на рынок с каким-то внятным и взаимовыгодным для компании и ее клиента предложением, ценность которого перевешивала бы январские абонентские настроения «отморозить уши назло маме», то есть отказаться от выгодного предложения просто из принципа «экономлю на всем».

Чего хотят клиенты 

Первоначально нужно было понять, чего хочет клиент телеком-сектора от своего оператора в плане тарифной составляющей. И здесь нам пригодилось живое общение с нашей клиентурой, в ходе которого мы пришли к неожиданному для себя выводу: абонента интересует не столько то, какую сумму он будет платить ежемесячно, сколько то, что он получит за свои деньги и на какой гарантированный (понятие «гарантированный» здесь, пожалуй, ключевое) срок.

К этому выводу нас подтолкнула работа с клиентами в офисах: сотрудники утверждали, что при подборе тарифных планов для абонентов наиболее выгодными предложениями они считают не более низкие по абсолютной цене, а содержащие в себе целый набор услуг – и за счет этого «опта» позволяющие снижать стоимость каждой услуги отдельно. То есть абонент в принципе готов платить за пакет больше, чем за отдельную наиболее востребованную им услугу, в том случае, если он уверен в оптимальном и справедливом сочетании параметров пакета услуг и тарифов на него.

Однако и это еще не все поведенческие особенности наших клиентов, которые удалось установить в ходе живого общения. Мы обратили внимание на то, что абсолютно все заключающие с нами пакетные предложения люди в обязательном порядке интересуются стабильностью этих пакетов. Поскольку с их стороны в обязательном порядке звучали вопросы типа: «Как долго будут действовать эти условия?», «Не отменят ли данную акцию?», «Не поднимутся ли тарифы в скором времени?». Вывод лежит на поверхности: клиенты ждали – и ждут – от поставщиков товаров, работ и услуг стабильности, причем стабильности не только ценовой.

Дело в том, что потребитель, на наш взгляд, просто устал от постоянного поиска более выгодных предложений на рынке: мониторинг акционных предложений в поисках самого выгодного «съедает» много времени, которое все научились ценить. Проблема в том, что акции, как правило, краткосрочны, и потребителя раздражает даже не то, что спустя неделю – месяц – полгода он должен платить за услугу больше, чем во время действия акции, а то, что ему снова надо приспосабливаться к изменившимся правилам игры. Дело в том, что попытки заключать контракты на срок до года на рынке уже были, но они не гарантировали сохранения тарифа. Соответственно, эти правила игры надо было сделать более долгосрочными – на год, на два года, на три, и одновременно решить – а вытянет ли сама компания свои долгосрочные скидки и если да, то при каких условиях.

В связи с этим важно было понять, что получаем мы в результате введения новой модели долгосрочных отношений с клиентами. Понятно, что любой поставщик услуг, удовлетворив данные запросы клиентов первым, получит значимое конкурентное преимущество на рынке, сопровождающееся ростом продаж и, самое главное, гарантированной долгосрочной лояльностью абонентов. Лояльность же клиентов означает снижение расходов на поддержание и на рост абонентской базы. Если отток снижается, не надо тратить много средств на продвижение, продажи и организацию новой клиентской базы. Снижаются расходы на материалы для подключения услуг – кабель, грубо говоря, уже проложен, снижаются расходы на заработную плату инсталляторов и монтеров – и компании остается следить за тем, чтобы величина этих накладных расходов, которых удалось избежать, покрывала объемы скидок, предоставляемых ее клиентам.

Чем дольше – тем выгоднее

В итоге баланс между интересами компании и клиентов был найден в виде вывода на рынок системы долгосрочных тарифных планов с более высоким средним чеком и маржинальностью – и с гарантией неповышения цены. Проблема была в том, что относительно высокий чек по сравнению с альтернативными предложениями конкурентов снижал привлекательность новых планов в части уровня тарифов. Но мы решили и эту задачу, включив в пакеты услуг в рамках новой тарифной линейки такой перечень и такие параметры услуг, которые являются либо трудно копируемыми, либо вообще недостижимыми для конкурентов. В частности, речь идет о наличии технической возможности ухода в недосягаемый для крупных альтернативных операторов уровень скоростей доступа в интернет и передачи данных в диапазоне от 200 до 500 Мбит/с.

Также в рамках создания уникального продукта были предложены премиальные пакеты с труднокопируемым набором каналов и видеоконтентом в услугах цифрового ТВ (с партнерами по организации совместной услуги IP TV) и возможности по созданию конкурентоспособных параметров мобильных услуг в новой линейке тарифов.

В результате у нас получилось не только дать клиентам гарантию неповышения тарифов на срок один, два или три года, но и ввести новую линейку пакетов, тарифы на которые снижаются в зависимости от увеличения срока контракта, а набор услуг и их параметры улучшаются. При этом чем больше срок контракта, выбранный клиентом, тем больше скидка на тарифы и выше скорость доступа в интернет, тем лучше параметры других услуг, шире набор каналов ТВ и каналов в формате HD.

Первые тарифные планы данной линейки были введены в октябре 2018 года, а ее реальные массовые продажи достигнуты только к середине 2019 года. Зато уже к концу 2019 года каждый пятый абонент АО «Казахтелеком» (это более 0,5 млн человек) имел долгосрочный контракт на получение услуг со скидкой на базовый тариф и гарантией неповышения цены, причем 71% долгосрочных контрактов в 2019 году был заключен сроком на три года. Отсюда и нынешнее январское снижение оттока абонентов, ведь доля клиентов, подключившихся во втором полугодии 2019 года без заключения контракта с гарантией неповышения цены, составляла только 2%.

Как это будет действовать дальше? Цель компании на 2020 год – перевести на долгосрочные контракты минимум 40% абонентов, и к середине 2021 года – более 80% клиентов. При этом нам уже не приходится заморачиваться с рекламой данного пакетного предложения, за нас на рынке работает «сарафанное радио»: наши клиенты уже без особых усилий с нашей стороны по продвижению линейки сами обращаются к нам с просьбой переключить их на новые условия с долгосрочными контрактами. Первоначальным источником сведений для них служат их родственники, друзья, знакомые и сослуживцы, так что практическая реализация новой линейки продемонстрировала возможность экономить еще и на рекламе. И показала способ обеспечения качественного роста на рынке, где вроде бы все уже открыто и известно: как выяснилось, иногда для этого достаточно прислушаться к потребителю.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg