Перейти к основному содержанию

2138 просмотров

«Байтерек» усилит поддержку отечественных экспортеров

Фото: Аскар Ахметуллин

АО «НУХ «Байтерек» усилит работу по поддержке экспорта продукции казахстанских компаний. Об этом на расширенном заседании коллегии министерства индустрии и инфраструктурного развития 18 февраля сообщил председатель правления АО «НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов.

«Поддержка экспорта является третьим стратегическим направлением холдинга. В 2019 году оказана страховая поддержка экспортеров на сумму 97,1 млрд тенге, осуществлено торговое финансирование на сумму 10,4 млрд тенге и предэкспортное финансирование на сумму 11,8 млрд тенге», – сказал он.

В марте 2019 года была проведена капитализация АО «ЭСК «KazakhExport» на 34 млрд тенге. Также в прошлом году вступили в силу изменения в законодательстве, подразумевающие внедрение механизма государственного гарантирования по поддержке экспорта. 

IMG_9755.JPG

«Это означает, что государственные гарантии будут распространяться также на обязательства компании KazakhExport», – отметил Арифханов.

В результате 27 декабря 2019 года между KazakhExport и министерством финансов заключен договор гарантии по поддержке экспорта на сумму 102 млрд тенге на 10 лет.

KazakhExport была открыта сети представителей за рубежом в городах Ташкент (Узбекистан), Душанбе (Таджикистан), Новосибирск (РФ), Екатеринбург (РФ) и Бишкек (Кыргызстан) – в 2018 году KazakhExport назначены представители в городах Казань (РФ) и Сиань (КНР). Данные меры, считает глава холдинга, позволят обеспечить дальнейший рост объема несырьевого экспорта.

IMG_9729.JPG

В 2020 году планируется продолжить работу по расширению сети представительств KazakhExport – речь идет об открытии офисов представителей в городах Москва, Урумчи и Минск. Кроме того, ожидается внесение изменений в нормативно-правовые акты для вывода KazakhExport из-под регулирования Национального банка РК.

Также «Байтерек» продолжает работу по созданию единого оператора в жилищной сфере, а также оптимизацию собственных расходов. 

«Согласно пункту 77 Общенационального плана мероприятий по реализации послания главы государства, холдингу поручено принять меры по сокращению количества операторов жилищных программ. Планируется создать единого оператора путем реорганизации компаний «Байтерек девелопмент», «Казахстанской ипотечной компании», «Фонда гарантирования жилищного строительства» и передачей единому оператору функции субсидирования по кредитам частных застройщиков «Фонда «Даму» по модели HDB (Housing and Development Board) Сингапура», – сказал Арифханов.

IMG_9711.JPG

Консолидация активов и переформатирование инструментов жилищного блока позволит привлекать капитал на рыночных условиях, микшировать с текущими финансовыми потоками и удешевлять стоимость фондирования для акиматов и частных застройщиков, в том числе через механизмы субсидирования и гарантирования.

По его словам, единый оператор будет комплексно оказывать прямую поддержку, начиная от стратегического планирования до полного сопровождения проектов на всех этапах реализации, включая инжиниринг, цифровой мониторинг и последующую эксплуатацию.

«Оптимизация деятельности жилищного блока холдинга увеличит капитал на 120%, активы на 70% и позволит сократить общие административные расходы на 25-30%», – сказал Арифханов.

При этом «Жилстройсбербанк», как единственный банк в стране, развивающий систему жилищно-строительных сбережений, продолжит свои функции по выдаче населению льготных жилищных займов.

Таким образом, количество действующих пяти операторов сократится до двух – жилищный блок холдинга будет стимулировать строительство жилья через единого оператора и обеспечит спрос на жилье через займы «Жилстройсбербанка».

Эта работа будет проведена в два этапа. На первом этапе – до конца 2019 года – начата работа по слиянию АО «Байтерек девелопмент» и АО «Казахстанская ипотечная компания» путем принятия соответствующих корпоративных решений. На втором этапе – до 1 июля 2020 года – планируется обеспечить внесение соответствующих законодательных изменений и принятие необходимых корпоративных решений по присоединению АО «Фонд гарантирования жилищного строительства» в состав единого оператора.

В 2020 году, в соответствии с поручениями главы государства, озвученных в послании и на расширенном заседании правительства, а также принимая во внимание утверждение государственных программ, будет принята актуализированная стратегия развития холдинга. Стратегия включает реализацию государственных программ по пяти стратегическим направлениям: поддержка крупного бизнеса, малого и среднего бизнеса, экспорта, обеспечение финансовой доступности жилья и развитие долевого инвестирования.

До конца 2020 года по линии АО «Банк Развития Казахстана» планируется профинансировать проекты крупного бизнеса на сумму 430,9 млрд тенге, а также запустить 11 проектов стоимостью 573 млрд тенге. По линии АО «Фонда развития предпринимательства «Даму» – поддержать 15,4 тыс. проектов малого и среднего бизнеса. Также до конца года будет оказана поддержка экспортерам в размере 125 млрд тенге. 

IMG_9707.JPG

В текущем году планируется предоставить жилищные займы на 420 млрд тенге, приобрести облигации акиматов на 101,2 млрд тенге, прогарантировать долевое строительство на 65,8 млрд тенге, просубсидировать кредиты застройщиков на 20 млрд тенге.

На данный момент холдингом прорабатываются вопросы развития проектного финансирования, путем предоставления синдицированных кредитов с участием «Банка Развития Казахстана» и банков второго уровня. «Планируем начать финансирование проектов через данные инструменты уже в текущем году», – сказал Арифханов.

Кроме того, АО «Казына Капитал Менеджмент» впервые станет оператором государственной программы индустриально-инновационного развития по направлению финансирования проектов через инструмент Private Equity и будет продолжена работа по финансированию корпоративного бизнеса через инструменты долевого участия в капитале с обязательством по обратному выкупу. 

В предыдущие годы были внесены изменения в законодательные акты по вопросам венчурного финансирования и преобразована компания QazTechVentures. Кроме того, в рамках визита главы государства в США было подписано соглашение о создании совместного фонда с американским фондом венчурных инвестиций (500 Startups). «Данная мера обеспечит привлечение новых инвестиций. Ожидаем, что уже в апреле текущего года будет профинансирован первый проект совместного фонда. Отмечу также планы на текущий год по созданию казахстанского венчурного фонда», – сообщил Арифханов.

Напомним, холдинг «Байтерек» был создан семь лет назад с целью обеспечения диверсификации экономики и привлечения инвестиций. В него входят 11 компаний в сфере индустриально-инновационного развития, продвижения несырьевого экспорта, развития малого и среднего предпринимательства и реализации задач в жилищно-строительном секторе. Объединение данных направлений позволили холдингу стать уникальным институтом развития, не имеющим аналогов в мире.

По итогам деятельности за 2019 год чистая прибыль холдинга составила 40 млрд тенге по сравнению с 34,7 млрд тенге в 2018 году. Активы «Байтерека» составляют 5,3 трлн тенге по сравнению с 4,7 трлн в 2018 году. При этом доля кредитного и инвестиционного портфелей в активах в 2019 году составила 76,1% по сравнению с 73,16% в 2018 году.

banner_wsj.gif

602 просмотра

Как коронавирус повлиял на сервисы по подписке: от игрушек для взрослых до ПО для бизнеса

Компании, предоставляющие услуги потокового телевидения и онлайн-обучения процветают, другие же массово теряют клиентов

Тематический набор по подписке от компании Heart + Honey, продающей товары для взрослых. ФОТО: HEART + HONEY

Существующая на рынке вот уже три года компания Heart + Honey продает по подписке тематические наборы для взрослых. Еще в начале марта дела компании шли в гору, однако затем американская экономика начала ощущать негативное влияние коронавируса. 16 марта, всего за один день, число отписок от услуг Heart + Honey оказалось рекордным.

Хотя благодаря последующим промо-акциям с раздачей образцов компании удалось привлечь новых клиентов, по словам основательницы Heart + Honey Невады Вулф, в сравнении с февралем количество подписчиков в марте снизилось на 12%.

«Заказов было так много, как никогда, все шло прекрасно и от этого сейчас только тяжелее», – говорит она.

За последние десять лет на формат продаж по подписке перешли самые разные компании, поставляющие буквально все: от зубных щеток до ПО для бизнеса. Однако из-за пандемии коронавируса миллионы людей потеряли работу, многие вынуждены сидеть по домам: в такое время у одних сервисов дела идут лучше, у других – хуже.

Например, сервисы потокового телевидения сейчас процветают, поскольку люди не выходят из дома и пытаются таким образом развеяться. И хотя большинство компаний не раскрывают данные по числу подписчиков, некоторые признают, что количество зрителей резко возросло. К примеру, по данным WarnerMedia (дочерней компании AT&T), зрители HBO Now стали проводить на этой платформе на 40% больше времени по сравнению со средним месячным показателем.

По данным компании Recurly Inc., предоставляющей различные услуги, включая биллинг, для тысяч компаний работающих по подписке, популярность подобного формата оплаты потокового ТВ и видеотрансляций на неделе 16 марта выросла на 32% в с сравнении с предыдущей неделей.

Индустрия онлайн-образования также сегодня отлично себя чувствует, тогда как многие традиционные школы оказались закрыты.

Количество платных подписок в этом сегменте выросло на 24,1%, сообщает Recurly.

«У людей не было выбора, им пришлось приспособиться и изменить подход к работе, учебе, покупке продуктов и других предметов первой необходимости, общению, спорту и развлечениям», – говорит Дэн Буркхарт, глава Recurly.

«Нам также нельзя забывать, что по мере усугубления ситуации с коронавирусом многие потребители, семьи и небольшие предприятия столкнулись с финансовыми трудностями», – отмечает он.

В компании Age of Learning, которой принадлежат несколько платных образовательных сервисов для детей, например, ABCmouse, говорят, что учли особенности ситуации и предприняли все необходимые меры. Так, компания зафиксировала акционную стоимость для своих сервисов, а также предложила учащимся на карантине бесплатный доступ к ним через школы и учителей.

В рамках инициативы Age of Learning по обеспечению непрерывного учебного процесса в настоящее время свыше миллиона учащихся бесплатно используют ABCmouse и другие продукты компании. И это не считая еще одного миллиона учеников, которые также бесплатно обучались по этим программам в школах, отмечают в Age of Learning. Кроме того, ранее отписавшиеся подписчики стали возвращаться со скоростью в 10 раз превышающие обычные темпы притока клиентов.

Сервисы по доставке еды по подписке также преуспевают, поскольку чиновники от здравоохранения рекомендуют населению как можно реже выходить из дома.

Стартап Freshly Inc доставляет свежеприготовленные блюда, и как говорят в компании, среди клиентов много как старых, так и новых подписчиков. По оценкам компании, в марте Freshly доставила 5 млн обедов – намного больше в сравнении с 3,5 млн доставок в феврале.

На сегодня Freshly сократила объем рекламы и больше общается с подписчиками через такие каналы, как электронная почта, отмечает Майур Гупта, директор компании по маркетингу .

«Люди напуганы, они нервничают. Меньше всего мы хотим надоедать им своими предложениями: купите то, купите это», - говорит он.

Подписки вошли в режим ожидания

Некоторые компании, особенно в индустрии развлечений, оказавшись под замком пытаются сохранить хотя бы то, что у них есть сейчас. Сеть кинотеатров Cinemark Holdings временно закрыла 345 своих кинотеатров в США и заморозила действие бонусной системы для подписчиков ее «Киноклуба». Со своей стороны Национальная баскетбольная ассоциация, которая также приостановила проведение всех игр, сделала подписку на видео-трансляции матчей League Pass бесплатной до 22 апреля.

«Одно из лучших решений для компаний в нынешней ситуации – это оперативно разработать альтернативное предложение по подписке», – говорит Гай Марион, соучредитель и исполнительный директор компании Brightback, оказывающей сервисам по подписке услуги по удержанию клиентов. Как говорят в Brightback, компания работает с сервисами, которые предлагают самые разные товары, например, продукты питания, товары для питомцев, медиа-продукты, программное обеспечение для бизнеса, а также предметы моды и стиля.

По словам Мариона, за неделю до 23 марта среднее число отписок для клиентов Brightback возросло на 50% в сравнении с началом месяца. Наибольшее число отписок пришлось на программное обеспечение как услугу для малого и среднего бизнеса, поскольку сейчас компании пытаются снизить свои расходы, отмечает он.

Компания Salesforce.com, провайдер ПО как услуги, на прошлой неделе сообщила о том, что на три месяца обеспечит представителям малого бизнеса бесплатный доступ к ряду своих продуктов. Некоторые другие продукты будут бесплатны для всех категорий бизнеса. Впрочем, представитель компании отказался говорить о том, как изменилось число подписчиков.

Главное - что в коробке

Руководители компаний, предлагающих своим клиентам тематические наборы по подписке, пока не знают, как пойдут дела дальше.

По словам директора компании God's Glory Box Джейка Тетро, пока все идет хорошо. Ежемесячно компания отправляет товары для верующих. Реклама в Facebook работает эффективнее, чем обычно, поскольку люди больше времени проводят в соцсетях, а некоторые фирмы-конкуренты вышли из борьбы за целевую аудиторию, отмечает Тетро.

Однако он не уверен, что компания сумеет сохранить этот темп.

«Мы полностью готовы к предстоящим отпискам и запросам на возврат средств, поскольку проблемы сейчас во всей экономике страны. Пока что финансовое положение большей части людей не дошло до крайности. Но как только уровень безработицы пойдет вверх, естественно, что люди задумаются о том, чтобы отказаться от многих несущественных вещей, вроде большинства сервисов подписки», - комментирует Тетро.

В компании Barkbox Inc, которая предлагает месячную подписку на лакомства и игрушки для собак, говорят, что кое-кто из подписчики уже отказался от услуг сервиса, однако в целом ситуация с отписками не намного хуже, чем год назад. Компания разрешает клиентам приостанавливать подписку до тех пор, пока они не почувствуют, что снова твердо стоят на ногах.

«Наша цель – оставаться гибкими и проявлять понимание, ведь для всех нас это пока что неизведанная территория», – говорит Мэтт Микер, исполнительный директор и соучредитель Barkbox.

В настоящее время количество подписчиков все еще растет, отмечают в компании.

«Сейчас дела идут даже лучше, чем в марте прошлого года», – комментирует Питер Камали, технический директор Barkbox, отметив при этом, что товары для домашних животных были востребованы и в период предыдущих экономических кризисов.

Тем не менее, Камали признает, что в компании «внимательно следят за развитием ситуации».

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif