17132 просмотра

Лего-дома спасут Казахстан от жилищного кризиса

Но пойдут ли на это строительные компании?

Фото: meunierd

Современная концепция модульного строительства с учетом экономических реалий и изменения мышления привлекает беспрецедентную волну интереса и инвестиций, отмечает McKinsey & Company в отчете 2019 года «Модульная конструкция: от проектов до продуктов».

Строительство недвижимости – самая капиталоемкая отрасль экономики (60%). И в то же время это самая консервативная отрасль: в течение десятилетий строительство отставало от других секторов в производительности и нововведениях. По мнению экспертов McKinsey, именно модульное строительство дает отрасли возможность сделать шаг вперед.

Плюсы и минусы лего-домов

Модульная конструкция, или prefab (pre-fabricated), предполагает производство стандартизированных компонентов конструкции на заводе за пределами площадки, а затем их сборку на месте. Можно сравнить модульный дом с набором Lego: элементы можно складывать и комбинировать друг с другом по желанию заказчика.

По оценкам McKinsey, модульные технологии могут снизить себестоимость строительства за счет уменьшения сроков на 20–50%, сокращения рабочих-строителей до нескольких человек и устранения необходимости в субподрядчиках на стройплощадке. Еще одно преимущество – сокращение эксплуатационных расходов за счет повышения точности и качества конструкций, выполненных в заводской среде. Так, клиенты новых модульных домов отмечают снижение счетов за электроэнергию на 25%. Сокращение сроков строительства и возможность более точно планировать временные и финансовые затраты выглядят очень привлекательно для инвес­торов, так как позволяют раньше начать получать доход и снизить риски рыночного цикла.

Другая сторона модульного строительства – более высокие первоначальные затраты на проектирование и затраты на качественные материалы, которые должны обеспечить целостность модуля при перевозке и установке; логистические издержки могут дойти до 10% от стоимости проекта. Профессор архитектуры Калифорнийского университета в Беркли Дана Бентрок отмечает, что стоимость доставки модулей может составлять десятки и сотни тысяч долларов, в зависимости от их размера и расстояния до места назначения. Кроме того, необходимо учитывать затраты на строительство завода.

Получается, что технология prefab выглядит привлекательной при высоком уровне повторяемости, больших масштабах и условиях, при которых экономия от переноса производства на завод перевешивает затраты на логистику. Выгодными могут стать проекты стандартизированного и воспроизводимого строительства, например доступного или студенческого жилья, объектов социальной инфраструктуры. Также эта технология может быть востребована в промышленном строительстве.

Мировая практика модульного строительства

История индустрии архитектуры не раз предпринимала попытки изменить мир строительства жилья с помощью модульных домов. Модульная конструкция была экономически выгодным вариантом в США в 1940–1950-х годах и в Великобритании в 1960-х годах. Тогда, в послевоенный период, возникла необходимость в быстрой реконструкции и социальном жилье; заводы военного времени были пустыми, а рабочей силы не хватало. Пос­левоенные дома строились как временные, без особого внимания к качеству и внешнему виду. Как следствие, популярность такого жилья пошла на убыль, когда спрос и предложение начали выравниваться. Негативную репутацию быстровозводимым домам создало трагическое обрушение в 1968 году многоквартирной башни Ronan Point в Великобритании. Такие примеры стали причиной устоявшегося мнения о том, что модульное жилье – это трейлер-парки, или ненадежные временные конструкции для тех, кто лишился дома.

В XXI веке тоже были не­удачные проекты модульного строительства. Известный американский архитектор Мишель Кауфманн закрыла свою студию по производству модульного жилья в 2009 году, после семи лет работы. В 2016 году застройщик Forest City Ratner после пяти лет стройки модульного здания в 32 этажа, которое планировал возвести за 18 месяцев, продал свое подразделение модульного строительства.

Развитие цифровых инструментов в последние годы радикально изменило предложение по модульной конструкции. Представление потребителей о сборных домах начинает меняться в лучшую сторону благодаря тому, что застройщики все чаще задумываются о качестве, экологичности и эстетике, а новые, более разнообразные материалы улучшают визуальную привлекательность сборных домов. В некоторых районах Австралии, Германии, Великобритании и США модульное строительство актуально из-за неудовлетворенного спроса на жилье. Япония сделала сильный акцент на качество и сейсмостойкость, в результате чего модульные дома там часто продаются по большей стоимости, чем традиционные. В Швеции модульные подходы стали хорошей альтернативой обычному строительству из-за короткого светового дня и холодной погоды, затрудняющих работу на строительных площадках. В Республике Коми (Россия) возвели модульный вокзал – климатические условия и удаленность территории затрудняли поставку туда материалов и оборудования для традиционного строительства. А богатые юго-восточные страны, тяготеющие к эпитетам «самый-самый», возводят модульные небоскребы. Так, в Сингапуре в июле 2019 года возвели самые высокие в мире здания по модульной технологии – жилой комплекс класса люкс Clement Canopy, состоящий из двух 40-этажных домов, 140 мет­ров высотой каждый.

Крупные инвесторы, в числе которых SoftBank, Alphabet (материнская компания Google) и даже Amazon, финансируют компании, стремящиеся встряхнуть строительную отрасль, например Katerra, RAD Urban и Factory OS. И это свидетельствует о новой волне внимания к модульному строительству.

Модульное строительство в Казахстане

Для использования всех пре­имуществ модульной конструкции главное – найти стратегически правильную нишу, где можно достичь масштаба и повторяемости. На рынке Казахстана высокий спрос на бюджетное жилье, доказательством этому служит активный отклик населения на ипотечные госпрограммы, нацеленные на то, чтобы сделать более доступной покупку именно такой недвижимости. По данным Комстата РК, за 2019 год объем продаж жилья вырос на 21%. Показатель обеспеченности жильем в стране сейчас – 21,9 кв. метров на человека.

Еще один фактор влияния – урбанизация. Из более чем 18,5 млн населения уже сейчас почти 60% живет в городах, а к 2050 году, по прогнозам ООН, этот показатель достигнет 70%. Нур-Султан и Алматы показывают самые высокие темпы прироста населения – плюс 62 тыс. и 58 тыс. человек за 11 месяцев 2019 года соответственно. С учетом урабанизационного тренда и планов государства довести показатель обеспеченности жильем к 2030 году до 30 кв. метров на человека модульное домостроение может стать решением по преодолению жилищного кризиса в стране.

Потенциальная точка роста привлекла внимание компании BI Group, которая в сентябре 2019 года заявила о строительстве в Нур-Султане завода модульного домостроения ModeX. Завод производит 3D-модули для жилых домов, и по планам, озвученным на открытии завода, за счет их использования срок строительства жилья сократится в четыре раза. Председатель совета директоров BI Group Айдын Рахимбаев отметил высокую экологичность индустриального модульного домостроения – этому способствует использование керамзитобетона и ведения «грязных» работ непосредственно в заводском цехе. Качественные показатели тепло- и шумоизоляции, превышающие требования госстандартов и СНиПов, достигаются за счет двойных стен, полов и потолков.

За ближайшие два года BI собирается построить в Нур-Султане три очереди завода общей проектной мощностью более 450 тыс. кв. м жилья в год и уже в этом году начать строительство домостроительных комбинатов в Алматы. Одновременно со строительством завода BI Group начала возводить в Нур-Султане первый модульный 16-этажный дом комфорт-класса в жилом комплексе «7Я». По прогнозам компании, озвученным на открытии завода директором ModeX Кайратом Каскановым, для возведения 16-этажного одноподъездного дома в чистовой отделке потребуется три-четыре месяца. Рахимбаев в своей презентации на Almaty Investment Forum в конце ноября 2019 года оценил снижение стоимости строительства квадратного метра жилья при переходе с монолитного строительства на модульные технологии с 365 тыс. тенге до 280 тыс. тенге за квадратный метр, то есть на 30%.

Пока неизвестно, когда первые лего-квартиры будут доступны для покупки, специалисты офиса продаж ЖК «7Я» затрудняются назвать сроки начала продаж и стоимость жилья. Желающих приобрести такую квартиру лишь вносят в лист ожидания, обещая перезвонить после начала продаж.

Будущее модульного строительства

Стоим ли мы на пороге глобальных изменений в строительстве или это лишь очередная несостоятельная попытка изменить будущее отрасли? Аналитики McKinsey ожидают, что на этот раз тенденция окажется устойчивой благодаря активному развитию цифровых технологий и качественному развитию строительных материалов. Застройщики, по мнению исследователей, смогут добиться экономии средств и повышения производительности за счет использования модульного подхода в финансируемых государством крупномасштабных проектах с повторяющимися элементами – речь идет, например, о школах и доступном жилье.

На практике рынку еще только предстоит узнать, смогут ли руководители строительного сектора реализовать свое видение. Как сказал исполнительный директор Legacy Partners (клиент компании Katerra) Дин Генри, «они говорят нам, что могут строить быстрее. Время покажет. Мы верим, что так и будет, но они этого еще не сделали».

infmodul1.png

banner_wsj.gif

122 просмотра

Как телеком-операторы завоевывают доверие клиентов

Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Фото: Pixabay

Любой телекоммуникационный оператор мечтает о том, чтобы его абонентская база стабильно прирастала в объеме за счет превышения прихода новых абонентов над оттоком действующих. При этом снизить отток до абсолютного ноля – это утопия, а вот сократить этот отток в разы на казахстанском рынке оказалось вполне возможно. Для этого было достаточно всего лишь гарантировать потребителю услуг стабильность.

Начиная с 2019 года в базе нашей компании наблюдается постепенное и стабильное снижение объемов оттока абонентов. При этом ранее АО «Казахтелеком» ежегодно наблюдало сезонный тренд по росту оттока абонентов – физических лиц в январе-феврале, однако в текущем году впервые за последние 10 лет в этот период не было зафиксировано всплеска оттока абонентов. Более того, по итогам первого полугодия мы ожидаем снижения суммарного оттока пользователей наших основных услуг на 39%.

Причины сезонного оттока

Прежде чем аргументировать наши ожидания, сначала поясним, с чем связана традиционная сезонность оттока. Дело, на мой взгляд, даже не в снижении платежеспособности населения, изрядно потратившегося на новогодние праздники. Люди просто привыкли к тому, что именно в постновогодний период в стране происходит повышение тарифов – и массированный отток абонентов, наблюдавшийся в эти два месяца, являлся отчасти ответной реакцией потребителя на поведение рынка.

Форма этой протестной реакции была проста: она выражалась в принципиальном отказе от покупок или от дальнейшего сотрудничества с поставщиком тех или иных услуг. При этом зачастую под раздачу попадали и те поставщики товаров и услуг, которые свои тарифы не повышали, – потребитель просто демонстративно затягивал пояс в отношении всего рынка. И, надо признать, такая потребительская позиция отчасти способствовала дальнейшему снижению цен за счет падения спроса.

Другой вопрос, что с этим делать тем производителям и компаниям, тарифы на товары и услуги которых в постновогодний период не повышаются, но которые страдают от затягивания потребительских поясов не меньше, чем конкуренты, поднявшие цены? Очевидно, что нужно было выходить на рынок с каким-то внятным и взаимовыгодным для компании и ее клиента предложением, ценность которого перевешивала бы январские абонентские настроения «отморозить уши назло маме», то есть отказаться от выгодного предложения просто из принципа «экономлю на всем».

Чего хотят клиенты 

Первоначально нужно было понять, чего хочет клиент телеком-сектора от своего оператора в плане тарифной составляющей. И здесь нам пригодилось живое общение с нашей клиентурой, в ходе которого мы пришли к неожиданному для себя выводу: абонента интересует не столько то, какую сумму он будет платить ежемесячно, сколько то, что он получит за свои деньги и на какой гарантированный (понятие «гарантированный» здесь, пожалуй, ключевое) срок.

К этому выводу нас подтолкнула работа с клиентами в офисах: сотрудники утверждали, что при подборе тарифных планов для абонентов наиболее выгодными предложениями они считают не более низкие по абсолютной цене, а содержащие в себе целый набор услуг – и за счет этого «опта» позволяющие снижать стоимость каждой услуги отдельно. То есть абонент в принципе готов платить за пакет больше, чем за отдельную наиболее востребованную им услугу, в том случае, если он уверен в оптимальном и справедливом сочетании параметров пакета услуг и тарифов на него.

Однако и это еще не все поведенческие особенности наших клиентов, которые удалось установить в ходе живого общения. Мы обратили внимание на то, что абсолютно все заключающие с нами пакетные предложения люди в обязательном порядке интересуются стабильностью этих пакетов. Поскольку с их стороны в обязательном порядке звучали вопросы типа: «Как долго будут действовать эти условия?», «Не отменят ли данную акцию?», «Не поднимутся ли тарифы в скором времени?». Вывод лежит на поверхности: клиенты ждали – и ждут – от поставщиков товаров, работ и услуг стабильности, причем стабильности не только ценовой.

Дело в том, что потребитель, на наш взгляд, просто устал от постоянного поиска более выгодных предложений на рынке: мониторинг акционных предложений в поисках самого выгодного «съедает» много времени, которое все научились ценить. Проблема в том, что акции, как правило, краткосрочны, и потребителя раздражает даже не то, что спустя неделю – месяц – полгода он должен платить за услугу больше, чем во время действия акции, а то, что ему снова надо приспосабливаться к изменившимся правилам игры. Дело в том, что попытки заключать контракты на срок до года на рынке уже были, но они не гарантировали сохранения тарифа. Соответственно, эти правила игры надо было сделать более долгосрочными – на год, на два года, на три, и одновременно решить – а вытянет ли сама компания свои долгосрочные скидки и если да, то при каких условиях.

В связи с этим важно было понять, что получаем мы в результате введения новой модели долгосрочных отношений с клиентами. Понятно, что любой поставщик услуг, удовлетворив данные запросы клиентов первым, получит значимое конкурентное преимущество на рынке, сопровождающееся ростом продаж и, самое главное, гарантированной долгосрочной лояльностью абонентов. Лояльность же клиентов означает снижение расходов на поддержание и на рост абонентской базы. Если отток снижается, не надо тратить много средств на продвижение, продажи и организацию новой клиентской базы. Снижаются расходы на материалы для подключения услуг – кабель, грубо говоря, уже проложен, снижаются расходы на заработную плату инсталляторов и монтеров – и компании остается следить за тем, чтобы величина этих накладных расходов, которых удалось избежать, покрывала объемы скидок, предоставляемых ее клиентам.

Чем дольше – тем выгоднее

В итоге баланс между интересами компании и клиентов был найден в виде вывода на рынок системы долгосрочных тарифных планов с более высоким средним чеком и маржинальностью – и с гарантией неповышения цены. Проблема была в том, что относительно высокий чек по сравнению с альтернативными предложениями конкурентов снижал привлекательность новых планов в части уровня тарифов. Но мы решили и эту задачу, включив в пакеты услуг в рамках новой тарифной линейки такой перечень и такие параметры услуг, которые являются либо трудно копируемыми, либо вообще недостижимыми для конкурентов. В частности, речь идет о наличии технической возможности ухода в недосягаемый для крупных альтернативных операторов уровень скоростей доступа в интернет и передачи данных в диапазоне от 200 до 500 Мбит/с.

Также в рамках создания уникального продукта были предложены премиальные пакеты с труднокопируемым набором каналов и видеоконтентом в услугах цифрового ТВ (с партнерами по организации совместной услуги IP TV) и возможности по созданию конкурентоспособных параметров мобильных услуг в новой линейке тарифов.

В результате у нас получилось не только дать клиентам гарантию неповышения тарифов на срок один, два или три года, но и ввести новую линейку пакетов, тарифы на которые снижаются в зависимости от увеличения срока контракта, а набор услуг и их параметры улучшаются. При этом чем больше срок контракта, выбранный клиентом, тем больше скидка на тарифы и выше скорость доступа в интернет, тем лучше параметры других услуг, шире набор каналов ТВ и каналов в формате HD.

Первые тарифные планы данной линейки были введены в октябре 2018 года, а ее реальные массовые продажи достигнуты только к середине 2019 года. Зато уже к концу 2019 года каждый пятый абонент АО «Казахтелеком» (это более 0,5 млн человек) имел долгосрочный контракт на получение услуг со скидкой на базовый тариф и гарантией неповышения цены, причем 71% долгосрочных контрактов в 2019 году был заключен сроком на три года. Отсюда и нынешнее январское снижение оттока абонентов, ведь доля клиентов, подключившихся во втором полугодии 2019 года без заключения контракта с гарантией неповышения цены, составляла только 2%.

Как это будет действовать дальше? Цель компании на 2020 год – перевести на долгосрочные контракты минимум 40% абонентов, и к середине 2021 года – более 80% клиентов. При этом нам уже не приходится заморачиваться с рекламой данного пакетного предложения, за нас на рынке работает «сарафанное радио»: наши клиенты уже без особых усилий с нашей стороны по продвижению линейки сами обращаются к нам с просьбой переключить их на новые условия с долгосрочными контрактами. Первоначальным источником сведений для них служат их родственники, друзья, знакомые и сослуживцы, так что практическая реализация новой линейки продемонстрировала возможность экономить еще и на рекламе. И показала способ обеспечения качественного роста на рынке, где вроде бы все уже открыто и известно: как выяснилось, иногда для этого достаточно прислушаться к потребителю.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg