Перейти к основному содержанию

14935 просмотров

Лего-дома спасут Казахстан от жилищного кризиса

Но пойдут ли на это строительные компании?

Фото: meunierd

Современная концепция модульного строительства с учетом экономических реалий и изменения мышления привлекает беспрецедентную волну интереса и инвестиций, отмечает McKinsey & Company в отчете 2019 года «Модульная конструкция: от проектов до продуктов».

Строительство недвижимости – самая капиталоемкая отрасль экономики (60%). И в то же время это самая консервативная отрасль: в течение десятилетий строительство отставало от других секторов в производительности и нововведениях. По мнению экспертов McKinsey, именно модульное строительство дает отрасли возможность сделать шаг вперед.

Плюсы и минусы лего-домов

Модульная конструкция, или prefab (pre-fabricated), предполагает производство стандартизированных компонентов конструкции на заводе за пределами площадки, а затем их сборку на месте. Можно сравнить модульный дом с набором Lego: элементы можно складывать и комбинировать друг с другом по желанию заказчика.

По оценкам McKinsey, модульные технологии могут снизить себестоимость строительства за счет уменьшения сроков на 20–50%, сокращения рабочих-строителей до нескольких человек и устранения необходимости в субподрядчиках на стройплощадке. Еще одно преимущество – сокращение эксплуатационных расходов за счет повышения точности и качества конструкций, выполненных в заводской среде. Так, клиенты новых модульных домов отмечают снижение счетов за электроэнергию на 25%. Сокращение сроков строительства и возможность более точно планировать временные и финансовые затраты выглядят очень привлекательно для инвес­торов, так как позволяют раньше начать получать доход и снизить риски рыночного цикла.

Другая сторона модульного строительства – более высокие первоначальные затраты на проектирование и затраты на качественные материалы, которые должны обеспечить целостность модуля при перевозке и установке; логистические издержки могут дойти до 10% от стоимости проекта. Профессор архитектуры Калифорнийского университета в Беркли Дана Бентрок отмечает, что стоимость доставки модулей может составлять десятки и сотни тысяч долларов, в зависимости от их размера и расстояния до места назначения. Кроме того, необходимо учитывать затраты на строительство завода.

Получается, что технология prefab выглядит привлекательной при высоком уровне повторяемости, больших масштабах и условиях, при которых экономия от переноса производства на завод перевешивает затраты на логистику. Выгодными могут стать проекты стандартизированного и воспроизводимого строительства, например доступного или студенческого жилья, объектов социальной инфраструктуры. Также эта технология может быть востребована в промышленном строительстве.

Мировая практика модульного строительства

История индустрии архитектуры не раз предпринимала попытки изменить мир строительства жилья с помощью модульных домов. Модульная конструкция была экономически выгодным вариантом в США в 1940–1950-х годах и в Великобритании в 1960-х годах. Тогда, в послевоенный период, возникла необходимость в быстрой реконструкции и социальном жилье; заводы военного времени были пустыми, а рабочей силы не хватало. Пос­левоенные дома строились как временные, без особого внимания к качеству и внешнему виду. Как следствие, популярность такого жилья пошла на убыль, когда спрос и предложение начали выравниваться. Негативную репутацию быстровозводимым домам создало трагическое обрушение в 1968 году многоквартирной башни Ronan Point в Великобритании. Такие примеры стали причиной устоявшегося мнения о том, что модульное жилье – это трейлер-парки, или ненадежные временные конструкции для тех, кто лишился дома.

В XXI веке тоже были не­удачные проекты модульного строительства. Известный американский архитектор Мишель Кауфманн закрыла свою студию по производству модульного жилья в 2009 году, после семи лет работы. В 2016 году застройщик Forest City Ratner после пяти лет стройки модульного здания в 32 этажа, которое планировал возвести за 18 месяцев, продал свое подразделение модульного строительства.

Развитие цифровых инструментов в последние годы радикально изменило предложение по модульной конструкции. Представление потребителей о сборных домах начинает меняться в лучшую сторону благодаря тому, что застройщики все чаще задумываются о качестве, экологичности и эстетике, а новые, более разнообразные материалы улучшают визуальную привлекательность сборных домов. В некоторых районах Австралии, Германии, Великобритании и США модульное строительство актуально из-за неудовлетворенного спроса на жилье. Япония сделала сильный акцент на качество и сейсмостойкость, в результате чего модульные дома там часто продаются по большей стоимости, чем традиционные. В Швеции модульные подходы стали хорошей альтернативой обычному строительству из-за короткого светового дня и холодной погоды, затрудняющих работу на строительных площадках. В Республике Коми (Россия) возвели модульный вокзал – климатические условия и удаленность территории затрудняли поставку туда материалов и оборудования для традиционного строительства. А богатые юго-восточные страны, тяготеющие к эпитетам «самый-самый», возводят модульные небоскребы. Так, в Сингапуре в июле 2019 года возвели самые высокие в мире здания по модульной технологии – жилой комплекс класса люкс Clement Canopy, состоящий из двух 40-этажных домов, 140 мет­ров высотой каждый.

Крупные инвесторы, в числе которых SoftBank, Alphabet (материнская компания Google) и даже Amazon, финансируют компании, стремящиеся встряхнуть строительную отрасль, например Katerra, RAD Urban и Factory OS. И это свидетельствует о новой волне внимания к модульному строительству.

Модульное строительство в Казахстане

Для использования всех пре­имуществ модульной конструкции главное – найти стратегически правильную нишу, где можно достичь масштаба и повторяемости. На рынке Казахстана высокий спрос на бюджетное жилье, доказательством этому служит активный отклик населения на ипотечные госпрограммы, нацеленные на то, чтобы сделать более доступной покупку именно такой недвижимости. По данным Комстата РК, за 2019 год объем продаж жилья вырос на 21%. Показатель обеспеченности жильем в стране сейчас – 21,9 кв. метров на человека.

Еще один фактор влияния – урбанизация. Из более чем 18,5 млн населения уже сейчас почти 60% живет в городах, а к 2050 году, по прогнозам ООН, этот показатель достигнет 70%. Нур-Султан и Алматы показывают самые высокие темпы прироста населения – плюс 62 тыс. и 58 тыс. человек за 11 месяцев 2019 года соответственно. С учетом урабанизационного тренда и планов государства довести показатель обеспеченности жильем к 2030 году до 30 кв. метров на человека модульное домостроение может стать решением по преодолению жилищного кризиса в стране.

Потенциальная точка роста привлекла внимание компании BI Group, которая в сентябре 2019 года заявила о строительстве в Нур-Султане завода модульного домостроения ModeX. Завод производит 3D-модули для жилых домов, и по планам, озвученным на открытии завода, за счет их использования срок строительства жилья сократится в четыре раза. Председатель совета директоров BI Group Айдын Рахимбаев отметил высокую экологичность индустриального модульного домостроения – этому способствует использование керамзитобетона и ведения «грязных» работ непосредственно в заводском цехе. Качественные показатели тепло- и шумоизоляции, превышающие требования госстандартов и СНиПов, достигаются за счет двойных стен, полов и потолков.

За ближайшие два года BI собирается построить в Нур-Султане три очереди завода общей проектной мощностью более 450 тыс. кв. м жилья в год и уже в этом году начать строительство домостроительных комбинатов в Алматы. Одновременно со строительством завода BI Group начала возводить в Нур-Султане первый модульный 16-этажный дом комфорт-класса в жилом комплексе «7Я». По прогнозам компании, озвученным на открытии завода директором ModeX Кайратом Каскановым, для возведения 16-этажного одноподъездного дома в чистовой отделке потребуется три-четыре месяца. Рахимбаев в своей презентации на Almaty Investment Forum в конце ноября 2019 года оценил снижение стоимости строительства квадратного метра жилья при переходе с монолитного строительства на модульные технологии с 365 тыс. тенге до 280 тыс. тенге за квадратный метр, то есть на 30%.

Пока неизвестно, когда первые лего-квартиры будут доступны для покупки, специалисты офиса продаж ЖК «7Я» затрудняются назвать сроки начала продаж и стоимость жилья. Желающих приобрести такую квартиру лишь вносят в лист ожидания, обещая перезвонить после начала продаж.

Будущее модульного строительства

Стоим ли мы на пороге глобальных изменений в строительстве или это лишь очередная несостоятельная попытка изменить будущее отрасли? Аналитики McKinsey ожидают, что на этот раз тенденция окажется устойчивой благодаря активному развитию цифровых технологий и качественному развитию строительных материалов. Застройщики, по мнению исследователей, смогут добиться экономии средств и повышения производительности за счет использования модульного подхода в финансируемых государством крупномасштабных проектах с повторяющимися элементами – речь идет, например, о школах и доступном жилье.

На практике рынку еще только предстоит узнать, смогут ли руководители строительного сектора реализовать свое видение. Как сказал исполнительный директор Legacy Partners (клиент компании Katerra) Дин Генри, «они говорят нам, что могут строить быстрее. Время покажет. Мы верим, что так и будет, но они этого еще не сделали».

infmodul1.png

1 просмотр

Bek Air использовала поддельные сертификаты об обучении пилотов

Авиационная администрация Казахстана завершила внеплановую проверку компании

Фото: Shutterstock.com

Авиакомпания Bek Air использовала поддельные сертификаты об обучении пилотов для получения допуска на тип воздушного судна, составляла фиктивные документы о выполнении технического обслуживания самолетов. Об этом сообщили в комитете гражданской авиации МИИР РК.

Также в КГА сообщили, что по итогам проверки дополнительно выявлено множество других существенных нарушений и недостатков, которые являются основанием для приостановления действия сертификатов авиакомпании. 

Bek Air не указала реальную причину авиационного инцидента, произошедшего 25.12.2019 г. с воздушным судном Фоккер-100 UP-F1017.

«После вылета с Международного аэропорта Нур-Султан по направлению города Шымкент командир судна обнаружил отказ гидросистемы №1 в связи с полным вытеканием гидрожидкости, что приводит к отказу выпуска закрылок, управлением передней стойки шасси, руля высоты, элеронов, реверсов и других оборудований в полете. Несмотря на критическую ситуацию, командир судна продолжил полет, используя аварийную гидросистему №2, и после приземления в аэропорту Шымкента диспетчеру управления воздушным движением сообщил недостоверную информацию как отказ управления передней стойки шасси», – говорится в сообщении КГА.

Кроме того, авиакомпания выдавала пилотам формальные сертификаты об окончании курса переподготовки по авиационной безопасности и перевозкам опасных грузов. При проверке выяснилось, что на момент проведения занятий и сдачи тестирования по предмету они находились на полётном задании в других регионах страны.

«Выявлены факты подделки двумя пилотами авиакомпании сертификатов переобучения на тип воздушного судна Фоккер 70/100. При обучении в учебном центре Латвии они не смогли сдать практический экзамен, в связи с чем им выдали лишь сертификат о прослушивании курса, который не дает им право получить допуск на управление указанным типом судна. Для получения соответствующей отметки о допуске в лицензии пилота они предоставили в уполномоченный орган фиктивный сертификат об успешном завершении курса. Учебный центр подтвердил факт фальсификации сертификатов.
В настоящее время решается вопрос об отзыве свидетельства авиационного персонала», – говорится в сообщении.

В КГА отметили, что Bek Air не имеет действующего контракта на поддержку от завода-изготовителя авиационных двигателей Rolls Royce. К тому же в нарушение Руководства по инженерным процедурам эксплуатационные данные авиационных двигателей не отправлялись заводу-изготовителю для их обработки, также они не обрабатывались Bek Air самостоятельно. Таким образом, авиакомпания не проводила мониторинг состояния авиационных двигателей, соответственно, не владела информацией об их надежности и рисках отказа в полете.

Также по итогам проверки стало известно, что авиакомпания самостоятельно, без утверждения уполномоченным органом, присваивала инженерам категории допуска, а также инженерам, не имеющим соответствующего допуска, позволяла проводить технические и эксплуатационные работы на воздушных судах.

«Выявлен факт фиктивного составления документа о техническом обслуживании самолета Фоккер-100 UP-F1014 двумя инженерами авиакомпании в аэропорту города Алматы. На день выполнения этих работ борт выполнял полеты на территории Афганистана. Результаты внеплановой проверки деятельности АО «Бек Эйр» Авиационной администрацией Казахстана направлены в авиакомпанию», – говорится в сообщении.

В КГА добавили, что авиакомпания в течение 10 дней должна будет предоставить в Авиационную администрацию Казахстана план корректирующих действий по устранению всех нарушений. В случае если нарушения не будут устранены в течение шести месяцев, сертификат эксплуатанта и сертификаты летной годности будут отозваны.

Напомним, пассажирский самолет Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр» потерпел крушение 27 декабря 2019 года (07.22, рейс №Z2100 по направлению Нур-Султан – Алматы) близ Алматы сразу после взлета. В результате крушения погибли 12 человек, в том числе командир экипажа, пострадали 49 человек. На борту воздушного судна находились 93 пассажира и пять членов экипажа. 28 декабря в Казахстане был объявлен общенациональный траур. В МВД Казахстана сообщили, что в качестве трех основных причин авиакатастрофы рассматривались техническая неисправность самолета, возможные ошибки при пилотировании и работа навигационных служб. Потерпевший крушение самолет был выпущен в Нидерландах 9 апреля 1996 года. Авиакомпания имеет десять самолетов Fokker-100 в конфигурации до 108 кресел, в том числе девять с действующим сертификатом летной годности.

Комиссия, расследующая причины крушения самолета Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр», оставила одну причину – обледенение воздушного судна.

27 декабря 2019 года сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании «Бек Эйр» были приостановлены Авиационной администрацией Казахстана. Согласно ААК, у Bek Air выявили две основные проблемы, касающиеся летной годности авиакомпании. Установлено, что Bek Air не смогла контролировать поддержание летной годности воздушного флота путем полного и надлежащего ведения учета.

Компания Bek Air снимала компоненты с одного воздушного судна на другое, из-за чего возникали проблемы с регистрацией часов эксплуатации.

Согласно сведениям Национального реестра бизнес-идентификационных номеров, ТОО «BEK AIR» зарегистрировано 12 мая 2011 года. Руководителем являлся Монахов Владимир Михайлович, учредителем – Жаркимбаев Сакен Токпаевич. 18 апреля 2017 года произведена перерегистрация в связи со сменой учредителя (Шуленбаев Дамир Маратович). С начала деятельности трижды произведена смена руководителя: 29 августа 2013 года – Жумасултанова Айгуль Файзуллаевна, 18 июля 2016 года – Жумасултанова Дина Нурлановна, 25 апреля 2019 года – Бияхметов Рустам Ильясович.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif