Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Канадец отсудил у Казахстана почти $53 млн

Его компания должна была заниматься поставками казахстанского урана

Фото: Christie Vuong

Горнопромышленный управляющий из Канады Пол Кэрролл десятки лет судился с Республикой Казахстан из-за того, что в 1997 году его компания не получила обещанную лицензию на экспорт казахстанского урана. В октябре 2019 года арбитражный трибунал присудил ему выплату $52,6 миллионов, но 78-летний Кэрролл не видит причин праздновать. Об этом сообщает канадский журнал Macleans.

До 80-х гг прошлого века казахстанский город Степногорск в Целиноградской области (ныне Акмолинская область) был закрытым и не отмечался на картах. В городе производились боевые штаммы сибирской язвы. После распада Советского Союза Степногорск переключился на разработку обширных урановых месторождений региона. 

Пол Кэрролл сначала не интересовался казахстанским ураном: 25 лет назад он отправился в Казахстан на поиски месторождений золота. Он давно уже сделал себе имя в горнодобывающей промышленности Канады и в 1995 году рискнул отправиться в Центральную Азию, так как молодой независимый Казахстан стремился приватизировать добычу природных ресурсов после долгих лет советской власти.

Поиски золота не увенчались успехом, но зато у Кэрролла появилась другая возможность, связанная с ураном. Казахстан стоял на пороге бума уранового экспорта, и компания Кэрролла World Wide Minerals (WWM) заключила выгодную сделку с властями Казахстана на обработку и экспорт урана.

«Если бы мы тогда добились успеха, сейчас мы бы были одним из крупнейших, если не самым крупным производителем урана в мире», – утверждает Кэрролл.

В 1996 году WWM согласилась управлять операциями Целинного горно-химического комбината (ЦГХК), комплекса по обработке урана, находившегося в упадке. Канадская компания заняла Казахстану миллионы долларов, чтобы возродить ЦГХК и выплатить задолженности по зарплатам и пенсиям. В свою очередь, по словам Кэрролла, Казахстан обещал позволить WWM экспортировать уран мировым покупателям. Компания подписала контракты с американской компанией Consumers Energy и с тайваньской Taiwan Power. Однако в 1997 году правительство РК отказалось предоставить компании Кэрролла лицензию на экспорт, необходимую для начала экспортных поставок урана. В течение года WWM свернула операции, по заявлению Кэрролла – их «вышвырнули из страны».

Правительство Казахстана заявляет, что лицензия не была выдана в интересах граждан РК. В пресс-релизе Министерства юстиции РК, опубликованном после вынесения арбитражного решения, заявлялось, что в апреле 1997 года истцы из WWM «начали периодически нарушать условия Соглашения о доверительном управлении, не выплачивая заработную плату сотрудникам».

«Работа многих цехов ЦГХК была приостановлена, запасы угля были исчерпаны, что вызвало нарастание социального напряжения среди населения. Была провалена подготовка к отопительному сезону в г. Степногорск, а город находился на грани катастрофы. В таких условиях Республикой было принято решение о расторжении соглашения о доверительном управлении», – говорится в пресс-релизе.

Кэрролл давно утверждает, что он, напротив, помог Степногорску возродиться.

«Мы выплатили часть задолженности по зарплате и пенсиям. Работы в цехах ЦГХК не велись по меньшей мере два года до того, как мы взяли на себя управление», – заявил Кэрролл, свидетельствуя в Палате общин Канады в Оттаве в апреле 2000 года.

Минюст РК не ответил на многократные просьбы издания предоставить комментарий. Также не ответила американская юридическая фирма ReedSmith, представляющая интересы Казахстана.

World Wide уходила с боем. Компания пыталась окупить свои инвестиции и доказать, что Казахстан нарушил обещание разрешить ей экспортировать уран. Когда не получилось урегулировать вопрос вне суда, Кэрролл обратился в суд США, но и нижестоящий, и апелляционный суды заявили, что вопрос находится вне их юрисдикции. В 2003 году Верховный суд США отказался рассматривать дело, и тогда WWM обратилась в арбитраж. В 2010 году арбитр отклонил требования компании на основании того, что она действовала недостаточно быстро и у ее жалобы, согласно казахстанскому законодательству, истек срок действия.

Наконец один из юристов Кэрролла предложил идею, которая в итоге принесла ему победу в суде. В заявке на арбитраж 2015 года World Wide обратилась к старому двустороннему договору между Канадой и СССР от 1989 года. По его условиям требования World Wide должны были быть удовлетворены применительно к Казахстану в качестве государства-правопреемника. В конце концов арбитраж согласился с этим, и четыре года спустя, в октябре 2019 года, Кэрроллу присудили выплату $52,6 млн.

Однако Кэрролл разочарован результатом. Сейчас он восстанавливается от травмы позвоночника, которую получил, когда узнал о победе. Но стоила ли победа затраченных усилий? Изначально сумма иска составляла намного больше $1 млрд. Оставшиеся 4 000 акционеров World Wide получат лишь ничтожную долю выплаты – «несравнимо с тем, ради чего мы боролись 21 год», говорит Кэрролл.

Дело еще не закрыто окончательно. В пресс-релизе МЮ РК заявило, что рассматривает позицию по обжалованию присужденного истцам ущерба. Процедура обжалования может занять до двух лет.

Министерство также объявило окончание арбитражного разбирательства «значительным успехом» для Республики Казахстан, учитывая относительно небольшой размер выплаты.

1138 просмотров

Топ потребительских трендов-2020

В том числе роботы, конопля и самокаты

Фото: Getty Images

Какие крупные потребительские тренды ожидают нас в 2020 году? Развитие технологий будет способствовать многим из перемен, считают в Euromonitor International, занимающейся исследованиями рынка.

Нам станет труднее сохранять конфиденциальность в сети, так как мы стали больше полагаться на умные домашние устройства и искать более удобные способы передвижения, а также мы ожидаем, что цифровая связь будет высоко персонализированной. Об этом говорится в ежегодном докладе Euromonitor о тенденциях рынка. Как считают аналитики, в наступившем году можно ожидать роста борьбы за чистый воздух, повышенного спроса на многоразовые товары и большей инклюзивности для всех категорий покупателей.

С 2010 года Euromonitor, которая базируется в Лондоне и проводит глобальные рыночные исследования, делает прогнозы на новый год. Четыре года назад Euromonitor правильно предугадала, что возрастет спрос на «покупку времени»: как отмечалось, потребители хотят, чтобы приложения и онлайн-инструменты экономили им время. В 2018 году Euromonitor также отметила рост числа поборников «чистой жизни», то есть потребителей, которые выбирают более здоровый и этичный образ жизни.

Но еще не все прогнозы компании сбылись: в 2018 году вышел прогноз, что потребители будут участвовать в процессе создания продуктов, но в том году тенденция «сыграла не такую большую роль». Euromonitor отмечает, что прогноз всё еще может исполниться в предстоящие годы. Тенденция компаний использовать персонализацию на основе ДНК тоже не набрала обороты в 2018 году, как прогнозировалось, но к 2019 году активность в этой отрасли увеличилась, сообщают аналитики.

Вот прогнозы Euromonitor по крупнейшим мировым потребительским трендам на 2020 год.

Рост опасений о приватности

Всё больше потребителей ожидают, что бренды будут подгонять под них товары и услуги, и в то же время они колеблются, когда во имя персонализации приходится открывать доступ к личным данным. Потребители по-прежнему подозрительно настроены к деятельности по сбору данных. Более 40% потребителей считают, что целевые рекламные объявления (основанные на истории поиска) нарушают их приватность, говорится в исследовании Euromonitor 2019 года. Более юные потребители охотнее делятся данными в обмен на персонализированные предложения продуктов и услуг, но они хотят прозрачности в вопросе использования их данных.

Euromonitor прогнозирует, что законодатели передадут потребителям больше контроля над приватностью. Люди смогут заранее проявлять несогласие с тем, чтобы компании следили за их цифровыми привычками, если сбор данных не будет явно приносить им пользу.

«Определенно, потребители будут всё меньше доверять компаниям, собирающим и использующим их данные без прозрачности, адекватных мер безопасности и возможности отказаться от сбора данных», – сообщает Euromonitor.

top-potrebitelskih-trendov-20201.png

Больше роботов

Потребители начинают привыкать к тому, что роботы и другие формы искусственного интеллекта могут выполнять работу, которую традиционно делали люди. Они чаще покупают «умную» технику для дома и виртуальных помощников, вроде Alexa от Amazon, в связи с чем у них появляются новые привычки, в том числе использование голосовых команд.

«Хотя для полного доверия и всеобщего доступа к этой технологии потребуется больше времени, люди принимают идею использования роботов с ИИ для своего благополучия, удобства и комфорта», – заявляют в Euromonitor.

Домоседство

Во времена экономической, политической или личной неопределенности потребители часто стремятся укрыться в своих домах. В наше время высокоскоростной интернет, популярность услуг на дому и сокращение времени доставки привели к тому, что больше людей становятся полноценными домоседами. Доля домохозяйств с широкополосным доступом в интернет с 2010 года удвоилась, благодаря чему многие потребители могут работать из дома.

«Если не нужно выходить из дома на работу, потребители вообще не стремятся покидать жилище по любой причине, – говорят в Euromonitor. – В результате удаленные сотрудники способствуют росту таких отраслей, как интернет-торговля, фитнес на дому, доставка готовых блюд и продуктов – за счет традиционных магазинов, спортзалов и ресторанов».

top-potrebitelskih-trendov-20202.png

Мгновенное удовлетворение

Меньшая способность к концентрации внимания означает, что люди хотят, чтобы информация была максимально доступна максимально срочно. Euromonitor называет эту тенденцию «поймать за считанное мгновение», отмечая бренды, которые используют систему дропов, то есть практикуют кратковременные продажи эксклюзивных товаров. Кроме того, чаще предлагается возможность ускоренного просмотра видео, благодаря чему потребители могут просмотреть больше контента за меньшее время. Самыми доверенными источниками становятся друзья, семья и независимые покупатели, когда потребители пытаются быстро вычленить самое важное из огромного потока информации.

top-potrebitelskih-trendov-20202.jpg

Фото: Krisztian Bocsi / Bloomberg News

Более эффективное передвижение

Так как население мира становится всё более урбанизированным, жители городов всё хуже относятся к загруженным дорогам и переполненному общественному транспорту. Всё больше людей пользуются навигаторами, чтобы планировать маршрут и в режиме реального времени получать обновления о предпочтительном способе передвижения – на поезде, такси, электровелосипеде, самокате, вертолете или всём сразу в зависимости от времени, бюджета, погоды и случая.

«В 2020 году потребители хотят, чтобы транспорт в городах был многообразным и отвечал их индивидуальным потребностям, так как они вступают в переполненный мир, в котором первое место больше не принадлежит автомобилю», – говорят в Euromonitor.

top-potrebitelskih-trendov-20203.png

Инклюзивность

Потребители чаще хотят, чтобы товары не только удовлетворяли их потребности, но и отражали их ценности. Поэтому бренды меняют свои товары и услуги, чтобы они были доступны для большего числа людей, и подключают маркетинг для людей, не попадающих под определение мейнстрима. Больше продуктов и услуг рекламируется под лозунгом «инклюзивность для всех», включая людей с инвалидностью или психическими расстройствами.

«От моды, игрушек и игр до индустрии питания и дизайна помещений – бренды реагируют на общественный призыв к переменам», – говорят в Euromonitor.

Местная гордость

Больше потребителей стремятся покупать местные товары и у местных компаний, так как считают, что они более подлинные и лучше представляют их индивидуальность. Потребителей мотивирует не только гордость за местные продукты и аппетит на нишевые бренды, но также и опасения за экологию.

«В Северной Америке шоппинг в торговых центрах и сетевых магазинах становится однообразным и всё менее привлекательным, – отмечает Euromonitor. – Люди хотят снова ощущать связь со своей местностью и поддерживать местных независимых торговцев».

Борьба за чистоту воздуха

Загрязнение воздуха всё больше влияет на решения потребителей о покупках и побуждает всё больше компаний к тому, чтобы позиционировать себя в качестве экологически сознательных. Во многих городах превышен предел загрязнения воздуха, и покупатели стремятся приобретать более экологичные продукты, благодаря чему испытывают меньше вины за состояние экологии.

Euromonitor прогнозирует, что климатические активисты ужесточат свою позицию по выбросам углекислого газа, из-за чего потребители и компании в наступившем году будут еще больше стремиться внести свой эко-вклад. Аналитики считают, что бренды будут делить рынок в зависимости от того, насколько активно они вкладываются в защиту окружающей среды.

«Веганский, этичный, натуральный – эти качества становятся обязательными атрибутами бренда», – говорят в Euromonitor.

Повторное использование

Новые замкнутые бизнес-модели продвигают совместное использование, повторное использование, перезаправку и аренду продуктов, чтобы уменьшить количество мусора. За этими мерами стоит растущая осведомленность о нашем влиянии на окружающую среду, особенно среди младших поколений, которые ставят впечатления выше обладания той или иной вещью.

Тем не менее, если компании пытаются использовать эту тенденцию, они должны нащупать баланс между экологичностью и удобством, так как потребители по-прежнему отдают предпочтение эффективности, пользе и эстетичности. Euromonitor рекомендует, чтобы бренды поощряли покупателей переходить на многразовые или перезаправляемые продукты: они одновременно удобны и доступны по цене.

«Когда больше компаний включат в свои товарные линейки многоразовую упаковку, этот вариант перестанет быть конкурентным преимуществом и станет скорее обязательным условием», – утверждает Euromonitor.

top-potrebitelskih-trendov-20203.jpg

Фото: Fiona Goodall / Getty Images

Продукты для улучшения настроения

Потребители всё чаще принимают решения о покупке, продиктованные проблемами вроде чувства тревожности или низких запасов энергии. Они ищут продукты, которые улучшают настроение или стимулируют работу мозга. Легальная марихуана является лидером в отрасли по уходу за психическим здоровьем. Мировой рынок легального каннабиса, по оценке Euromonitor, к 2025 году достигнет $166 млрд. Компания прогнозирует, что на рынке еды и напитков появится больше функциональных растительных продуктов, включая куркуму, грибы и чай матча, а также более популярными станут гормональные стимуляторы в косметических средствах.

«Десятки лет люди по всему миру использовали вещества вроде табака и алкоголя для саморегуляции психического здоровья, невзирая на последствия, – говорит Euromonitor. – Однако продвинутые потребители стремятся найти более разнообразное, тонкое и направленное решение извечной проблемы психического благополучия».

Перевод: Халида Каирбекова 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance