Перейти к основному содержанию

3356 просмотров

Французский Decathlon вышел на казахстанский рынок

Крупнейший в мире спортивный ритейлер начал работу с открытия шоурума и небольшого интернет-магазина

Фото: Abd. Halim Hadi

Глобальный игрок спортивного ритейла присматривался к рынку республики несколько лет. Новости о том, что Decathlon вот-вот откроет магазин в Казахстане, последние два-три года появлялись с завидной регулярностью. Выход официальных представителей французской сети на отечественный рынок прошел тихо и незаметно.

Освоение казахстанского рынка Decathlon начал с открытия шоурума в торговом центре Grand Park в Алматы. На этой неделе торговая точка сменила локацию, переехав в City Center. Параллельно Decathlon Kazakhstan запустил интернет-магазин на сайте с доменным именем kalenji.kz, хотя сайт decathlon.kz, судя по оформлению, тоже принадлежит спортивному ритейлеру. Пока ассортимент действующего в Казахстане интернет-магазина значительно уступает стандартному онлайн-магазину французской сети: здесь представлены только товары для бега и горнолыжная экипировка. 

Такой скромный формат выглядит довольно необычно для ритейлера, у которого средняя площадь магазинов составляет от 500 до 12 тыс. квадратных метров. По данным на начало 2019 года, у Decathlon более 1 500 магазинов в 51 стране мира, 275 млн клиентов по всему миру и 90 тыс. сотрудников. Последние владеют 15% акций группы, а остальные акции принадлежат семьям Мюлье и Леклерк.

Мировой объем продаж компании Decathlon в 2018 году составил 11,3 млрд евро, показав 5%-ный прирост к предыдущему году. Это довольно умеренный рост относительно 2014–2017 годов, когда французский ритейлер ежегодно генерировал двузначный рост продаж в процентном выражении. Чистая прибыль Decathlon в 2018 году – 497 млн евро, инвестиции – 620 млн евро, в том числе в открытие новых магазинов в 12 странах. 

На вопрос «Курсива», когда у французского ритейлера появится флагманский магазин в Казахстане, представители Decathlon Kazakhstan из-за переезда своего выставочного зала ответить не успели. Можно предположить, что это произойдет достаточно скоро, а текущий формат – это своего рода форпост, позволяющий обкатать процессы. Подобную стратегию Decathlon использовал, например, в Японии. Там сначала был открыт интернет-магазин, потом шоурум в Осаке и только спустя три года – крупный физический магазин. 

Своя сеть – свои бренды

История Decathlon началась более 40 лет назад, первый магазин французский ритейлер открыл в 1976 году, предложив новую для спорттоваров того времени концепцию «широкий ассортимент, низкие цены». Через несколько лет основатели компании для поддержания заданной планки «лучшее соотношение цены и качества» приняли решение о производстве спортивных товаров под собственными брендами. Благодаря правильно выбранной стратегии развития Decathlon стал серьезным игроком глобального масштаба. Сейчас среди десятков тысяч наименований ассортимента сети примерно 80% – товары собственных брендов компании. Представленная в Decathlon продукция в 2018 году охватывала 86 видов спорта, а планы на 2020 год предполагали довести это число до 100. 

Игровое поле

Спортивный ритейл в Казахстане представлен несколькими форматами: неорганизованной торговлей на базарах и рынках, небольшими разрозненными магазинами или сетями из трех-четырех магазинов небольшого формата со скромным ассортиментом либо сетями специализированных магазинов, такими как тяготеющий к теме экстрима и outdoor «Лимпопо» или «Экстремал», уделяющий большое внимание велосипедам.

В 2016 году с рынка ушла довольно крупная для Казахстана мультиформатная сеть «Мегаспорт», которая просуществовала немногим больше десяти лет. Среди участников рынка – монобрендовые сети Adidas, Reebok и Nike. Другие международные игроки периодически открывают в республике монобрендовые бутики и так же регулярно их закрывают. Из тех, кто ушел, можно отметить франшизу Columbia, из тех, кто пришел – North Face. Доля монобрендовых магазинов на рынке спортивного ритейла РК остается незначительной.

В 2011 году рыночный ландшафт в Казахстане изменило появление компании «Спортмастер». Ритейлер, начинавший в 90-х в Москве и Московской области, в начале прошлого десятилетия покорил российские регионы и Украину с Беларусью, а затем отправился в Казахстан. Компания открыла первые магазины одновременно в трех городах: Алматы, Нур-Султане и Караганде. Сейчас сеть «Спортмастер» представлена в 15 городах республики, у нее в Казахстане есть интернет-магазин более чем с 47 тыс. товаров. «Спортмастер» активно развивается как в Центральной Азии, так и в глобальных масштабах, собираясь выйти на рынок Узбекистана и приобретая сети в Европе. 

Decathlon – прямой конкурент «Спортмастера», но не исключено, что на казахстанском рынке он немного потеснит еще и узкоспециализированных игроков. Прогноз для мирового рынка спортивных товаров позитивный – в среднем 4% роста ежегодно до 2025 года. Можно сказать, что это устоявшийся тренд: в глобальных масштабах данный рынок с 2005 года рос в среднем на 4,3% (что в 1,5 раза превышает темпы роста потребительского сектора в целом). Рынок поддерживают макротенденции: люди всех возрастов по всему миру ведут более здоровый и активный образ жизни, развитые рынки сохраняют устойчивость, а развивающиеся – растут.

Но уже сейчас рыночные исследования показывают, что выигрывают от этого не все. Игроки международного масштаба и онлайн-ритейл вытесняют с рынка спорттоваров мелких и узкоспециализированных офлайн-ритейлеров.

1530 просмотров

Всплеск котировок Tesla похож на рыночные пузыри прошлых лет

С октября прошлого года бумаги компании выросли в стоимости почти в четыре раза

Фото: Fang Zhe/Zuma Press

Такой бурный рост не соответствует относительно скромным показателям Tesla, которые включают в том числе ежегодные убытки.

Однако этот рост сильно напоминает ситуацию с акциями других компаний, превратившихся в опасные пузыри. Например, бумаги Qualcomm Inc и других технологических компаний в эпоху доткомов, нефтяной сектор в 2008 году и биткоин-пузырь в 2017-м.

«Не скажу, что это потолок. Я не определял какую-то целевую цену или позицию относительно того, как сильно эти акции могут вырасти еще. Просто это очень похоже на все другие пузыри», – говорит Питер Чечини, главный стратег по рынкам финансовой компании Cantor Fitzgerald.

По его словам, взлет котировок в прошлый вторник, когда промышленный индекс Доу – Джонса вырос более чем на 400 пунктов, можно сравнить с неким «нереальным миром», где все кажется не таким, каким должно быть. Tesla при этом данный процесс возглавляет. «Рост стоимости акций – весьма символичный показатель для спекулятивного мышления», – отмечает он.

Последний этап ралли произошел сразу после публикации на позапрошлой неделе квартального отчета Tesla, когда компания раскрыла данные о рекордном количестве отгрузок в IV квартале. Суматоха среди аналитиков также способствовала росту акций, поскольку выросли целевые цены.

Похоже, что среди розничных инвесторов Tesla считается фаворитом.

По данным мобильного приложения Robinhood, которое позволяет покупать и продавать акции при помощи смартфона, на долю Tesla пришелся наибольший за последнее время прирост новых покупателей, пользующихся приложением.

У скептиков такой рост вызывает раздражение. По данным финансово-аналитической фирмы S3 Partners, несмотря на короткое покрытие за последние несколько недель, сумма ценных бумаг Tesla, проданных без покрытия, все еще составляет $14 млрд, что делает ее компанией, чьи акции наиболее часто в США торгуются без покрытия. Держатели коротких позиций занимают акции и продают их, получая прибыль в том случае, если могут выкупить их снова по более низкой цене.

«По сути это классическая, будто из учебника, ситуация с коротким сжатием, хотя и в беспрецедентно больших масштабах», – говорит Мэтт Веллер, аналитик компании Gain Capital.

Прошлой осенью продажи акций без покрытия составляли 25%. Когда цена поднялась, трейдеры были вынуждены свои акции продать, что способствовало дальнейшему росту их стоимости. Это вынудило продавать и других, что еще больше взвинтило цену», – отмечает Веллер.

Продажи без покрытия все еще составляют 13%, так что, вероятно, эта динамика сохранится. В последние несколько месяцев акции Tesla напоминают другие активы, также торговавшиеся по завышенным ценам, включая все прошлые прецеденты вплоть до пузыря «Компании Южных морей» в 1720-х годах.

В эпоху доткомов лопнули сотни фондовых пузырей, хотя мало что иллюстрирует одержимость того времени лучше, чем акции Qualcomm.

Эта компания одной из первых уловила тренд бурного роста на рынке мобильных телефонов. На всех углах аналитики кричали о том, что чипы Qualcomm – это «наилучшая технология» для рынка мобильных устройств.

В 1999 году акции компании с $5 выросли до $90 с поправкой на дробление акций.

Казалось, у компании нет конкурентов.

Впрочем, затем пузырь лопнул, экономика начала бурно развиваться и возникла конкуренция. Многие компании этого не пережили, хотя сам Qualcomm выкарабкался.

После резкого падения акции компании сегодня торгуются по цене около $88, что в сравнении с максимумами эпохи доткомов фактически означает отсутствие роста.

В нефтяном секторе в 2008 году также образовался свой собственный пузырь. Подталкиваемые растущей мировой экономикой в середине августа того года цены на нефть резко взлетели вверх. Летом 2008 года они побили рекорд, достигнув цены $145 за баррель. Такая высокая цена на нефть повсюду оказывала давление на компании и пассажиров. И без того слабая экономика обрушилась, а вслед за ней и цены на нефть.

Однако самым ярким продуктом спекуляций, пожалуй, стал биткоин-пузырь в 2017 году.

В том году криптовалюты стали чрезвычайно популярными. Но лишь немногие понимали, как они работают, и еще меньше людей использовали их на практике. Заполучить же их хотели все. С начала года биткоин торговался по цене менее $1 тыс. К декабрю его стоимость подскочила почти до $20 тыс. Впрочем, сохранялся такой расклад не слишком продолжительное время – ни один пузырь не держится долго.

Те, кому нужно рациональное объяснение, говорит Чечини, могут открыть электронную таб­лицу, ввести данные для Tesla или любой другой упомянутой компании, применить функцию, предназначенную для расчета экспоненциального роста, и построить диаграмму. А можно просто сразу увидеть спекулятивную активность.

«Конечно, все это можно объяснить при помощи математики. Но чтобы понять, насколько все это неправильно, математика не нужна», – отмечает он.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

WSJ-4-1_page-0001.jpg

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif