590 просмотров

Facebook отказалась от планов продавать рекламу в WhatsApp

Теперь гигант соцмедиа ищет другой способ монетизировать приложение, которым пользуется 1,5 млрд людей

Фото: Andrew Harrer / Bloomberg News

Facebook отказывается от прежних планов по продаже рекламы в WhatsApp – тех самых планов, из-за которых создатели популярного мессенджера ушли со своих постов полтора года назад. Об этом говорят источники, знакомые с ситуацией.

За последние месяцы WhatsApp распустила команду, которая должна была найти оптимальные способы включить в мессенджер рекламу, говорят источники. По их словам, работа этой команды была удалена из программного кода приложения.

Таким образом, Facebook отходит от запланированного квеста по монетизации WhatsApp, который она приобрела в 2014 году за умопомрачительные $22 млрд. Однако это приобретение пока не принесло финансовых дивидендов, несмотря на то, что WhatsApp по всему миру пользуется более 1,5 млрд людей.

Созданный в 2009 году мессенджер изначально получал прибыль от загрузок приложения, а затем годовой подписки за $0,99, однако Facebook сделала сервис бесплатным после его покупки. В 2018 году Facebook раскрыла планы по получению большей прибыли от WhatsApp, в том числе с помощью продажи рекламы.

Год назад тогдашний гендиректор WhatsApp Крис Дэниелс сказал, что реклама – «первостепенный способ монетизации» для компании. В прошлом мае Facebook официально представила прообраз рекламных объявлений в статусе WhatsApp: благодаря этой функции можно делать временные публикации вроде сторис в Instagram.

Теперь эти планы заморожены на неопределенное время. Компания планирует рано или поздно добавить возможность публиковать в статусе рекламу, но пока что основаное внимание уделяется созданию инструментов для зарабатывания денег, которые позволят компаниям взаимодействовать с клиентами и лучше управлять этим взаимодействием. Об этом рассказал один из источников.

Представитель WhatsApp отказался предоставить комментарий.

Стремление Facebook продавать в WhatsApp рекламу сыграло важную роль в уходе его создателей, Яна Кума и Брайана Эктона. Они подали в отставку, не дожидаясь получения дивидендов в $1,3 млрд, как ранее сообщал The Wall Street Journal.

В 2016 году Кум и Эктон поменяли пользовательское соглашение WhatsApp, чтобы явно запретить показ рекламы в мессенджере и затруднить любые попытки сделать это в будущем, говорят осведомленные источники. По их словам, Кум и Эктон считали, что этот шаг создаст для Facebook потенциальные проблемы с имиджем, если бы компания вздумала изменить пользовательское соглашение в будущем.

Хотя Facebook и другие ее платформы не стеснялись менять пользовательские соглашения в прошлом, для того, чтобы ввести рекламу в WhatsApp так, как планировалось, потребовалось бы полное и официальное уведомление пользователей.

WhatsApp входит в четверку популярных сервисов Facebook наряду с Instagram, Messenger и самой платформой Facebook, которыми в общей сложности пользуются 2,8 млрд пользователей в месяц. Хотя одноименная социальная сеть приносит Facebook больше всего прибыли, аналитики считают, что она растет медленнее, чем Instagram и WhatsApp.

Решение сосредоточить развитие WhatsApp на взаимодействии бизнеса и потребителей отражает интересы большинства его пользователей по всему миру. В США и многих странах Европы WhatsApp в основном используется для личного общения. Но многие пользователи в развивающихся странах, которые составляют большую часть аудитории WhatsApp, также приспособились использовать мессенджер для торговли и обслуживания клиентов, и компания стремится облегчить им эту задачу.

Кроме того, что через WhatsApp компании могут отвечать на несложные клиентские запросы, его инструменты также включают сортировку и автоответчик для клиентских запросов. Также в мессенджере можно демонстрировать встроенные каталоги продукции. Рекламодатели в Facebook и Instagram могут по своему усмотрению перекидывать пользователей, которые кликнули или нажали на рекламу, сразу в диалог в WhatsApp.

Компания WhatsApp также заявила, что тестирует платежные проекты в Индии, где мессенджер имеет бешеную популярность.

Facebook и WhatsApp с самого начала были странной парой. Кум и Эктон зарекомендовали себя как сторонники конфиденциальности. Они открыто выражали презрение по отношению к коммерческому применению их сервиса. В 2012 году они написали в блоге, что реклама «оскорбляет ваш интеллект».

И наоборот, глава Facebook Марк Цукерберг стал одним из самых богатых людей планеты в основном благодаря потому, что продавал рекламные площади тем, кто присоединялся к его соцсети ради общения с друзьями и близкими.

В третьем квартале реклама составила почти 98% дохода Facebook.

Во время заключения сделки по покупке WhatsApp Цукерберг заявил, что согласен с Яном Кумом: реклама плохо сочетается с мессенджерами. Но после того, как Facebook переменила свою позицию в этом вопросе, у основателей WhatsApp произошел конфликт с Цукербергом и главным операционным директором Facebook Шерил Сэндберг. В итоге Кум и Эктон ушли из компании.

У основной платформы Facebook дела по-прежнему идут хорошо и она остается любимицей инвесторов. И это невзирая на шквал критики за то, как компания обращается с конфиденциальностью пользователей, а также распространение ложной информации и другие проблемы. За прошлые 12 месяцев акции Facebook выросли в цене более чем на 50%, практически удвоив рост в индексе S&P 500.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg