Перейти к основному содержанию

617 просмотров

Угроза ужесточения правил ударила по мировому табачному бизнесу

Но отрасль может быть более устойчивой, чем думают инвесторы

Фото: Getty Images

Акции табачных компаний не падали так сильно уже 20 лет, с момента всплеска числа судебных исков, урегулирование которых стоило отрасли миллиарды долларов. Однако похоже, что проблемы, с которыми индустрия столкнулась сегодня, будут развиваться медленнее, чем того ожидают инвесторы.

Последние пару лет крупные производители сигарет наблюдали, как стоимость их акций резко падает на фоне плохих новостей. Регулирование табачной отрасли ужесточается, прежде всего речь идет о США, где Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) намерено запретить ароматизаторы c ментолом, а также снизить содержание никотина в сигаретах, чтобы они вызывали меньшую зависимость. Срочным вопросом для регулятора стала проблема популярности электронных сигарет среди учащихся старших классов в США. По данным исследования National Youth Tobacco Survey за 2019 год, 28% учеников используют вейп, который способен вызывать заболевания легких.

 

inf1.png

Тем временем инвесторы пытаются понять, как на классическую модель бизнеса повлияют такие новые продукты, как электронные сигареты от Juul Labs и нагреваемый табак IQOS от Philip Morris International. Эта бездымная альтернатива способна помочь компаниям стать менее зависимыми от горючих сигарет, потребление которых в долгосрочной перспективе продолжит снижаться. Однако пока рано говорить о том, смогут ли новинки обеспечить такую же операционную маржу в 40%, как традиционные табачные изделия, каким налогом они будут облагаться и как много курильщиков последуют за новым трендом. Кроме того, разработка подобных альтернативных решений обходится недешево – например, на создание бездымных сигарет компания Philip Morris потратила свыше $6 млрд.

Эта неопределенность стала настоящим ударом для давней репутации табачной индустрии как надежного, даже немного «сонного» объекта для инвестирования. Два десятка лет подряд, до середины 2017 года табачный индекс S&P 500 показывал среднегодовую доходность, которая превышала основной бенчмарк почти в 2 раза. Во многом это происходило благодаря тому, что производители упорно повышали цены, а также использовали для снижения затрат и накопления средств сделки по слиянию. С тех пор две оставшиеся табачные компании в США, чьи акции торгуются на бирже, Philip Morris International и Altria, потеряли примерно одну треть своей стоимости.

Акции еще нескольких табачных компаний сегодня торгуются на уровне, близком к уровням оценки начала 2000-х годов, когда в рамках самого масштабного судебного разбирательства в истории США представители отрасли подписали Генеральное соглашение об урегулировании споров. На лондонской бирже акции компании Imperial Brands, в чей портфель входят такие бренды, как Winston и Kool, сегодня торгуются с коэффициентом 6 к прогнозной прибыли, что меньше прежнего минимума стоимости акций, когда в начала 2000-х они торговались с коэффициентом 7.

Активная рекламная деятельность табачных компаний говорит о том, что они не собираются сдаваться.

Прежде всего они, как и раньше, могут повышать цены. В этом году Altria повышала стоимость продукции своих брендов трижды, хотя обычно цены поднимались лишь дважды в год. По данным Bernstein, с 1960 года производители сигарет повышали цены в США в среднем на 7% в год, что выше роста индекса потребительских цен на 3,8%. Благодаря этому, несмотря на неуклонное снижение объема продаваемых в мире сигарет, доходы табачных компаний выросли. И это ключевой фактор в обеспечении роста прибыли в дальнейшем.

Не исчезли и другие атрибуты, благодаря которым табачные компании были в прошлые годы настолько привлекательными для инвестиций. Большую часть прибыли компании по-прежнему распределяют среди акционеров. В условиях низкой оценки на бирже дивидендная доходность в индустрии в среднем составляет 8%, что в 4 раза выше средней доходности компаний из индекса S&P 500.

inf2.png

Ожидается, что кризис вейпинга в США станет причиной сохранения неопределенности в течение еще как минимум 18 месяцев, однако более жесткое регулирование для крупных табачных компаний в конечном счете может быть выгодным. В частности, небольшие вейп-бренды вряд ли смогут позволить себе дорогостоящий процесс получения одобрения FDA, а это необходимо для того, чтобы продукция оставалась на рынке. Например, недавно для регистрации только одного из своих продуктов компания British American Tobacco подала заявку на 150 тыс. страниц. По оценке Imperial Brands, этот процесс может обойтись в 20 млн фунтов стерлингов ($26 млн). Так что шансы оказаться в лучшем положении и стать в будущем доминирующей силой на рынке вейпинга гораздо выше у компаний, обладающих большими ресурсами.

Потребители начинают опасаться вейпинга, и из-за этого большие табачные компании могут рассчитывать на некоторое улучшение даже на фоне спада продаж сигарет в США. По данным Nielsen, количество электронных сигарет, проданных в магазинах у дома за последние четыре недели до
2 ноября, в сравнении с прошлым годом сократилось на 1%.

Это плохая новость для Juul Labs и Altria, за $13 млрд купившей год назад 35%-ную долю в этом ведущем вейпинговом бренде, однако для других крупных табачных брендов это скорее хорошо. Так, спад продаж сигарет в США на 5,5%, зафиксированный Imperial Brands в последний финансовый год, на четверть был вызван тем, что курильщики переключились на продукты, производимые JUUL и его более мелкими конкурентами.

Более того, пока FDA озабочено разрешением кризиса с электронными сигаретами, другие меры приниматься, скорее всего, не будут. В последнем перечне регуляторных приоритетов администрации президента Дональда Трампа на предстоящий год о снижении уровня никотина ничего не говорится.

Индустрия, которая делает деньги на зависимости, никогда не будет популярной, однако ее боссы играют вдолгую. По крайней мере, с точки зрения инвестиций табак полезнее, чем кажется.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

1426 просмотров

Почему инвесторы выдвигают новые требования к технологическим стартапам

Uber, DoorDash и им подобные должны сосредоточиться на прибыли, а не на привлечении клиентов, считают они

Postmates недавно раздала скидочные купоны в $100 на доставку для новых клиентов. Фото: Heather Somerville / The Wall Street Journal

Многие технологические стартапы пытаются привлечь новых клиентов через скидки и подарки, в числе которых и бесплатная доставка обедов, и косметика за $3, и выгодные поездки на такси. Но этот подход больше не пользуется популярностью у инвесторов – они теряют терпение, ведь компании, предлагающие эти скидки, не добились успехов в получении прибыли.

В последние десять лет на рынке произошел настоящий бум субсидируемых венчурным капиталом продуктов и услуг, так как инвесторы наперегонки пытались найти нового гиганта – производителя потребительских технологий. Предполагалась следующая схема: в лидера рынка компания вырастает за счет аудитории постоянных клиентов, привлеченных выгодными сделками в мобильном приложении. Как только компания станет достаточно крупной, прибыль потечет рекой и субсидии можно сворачивать.

Теперь инвесторы в стартапы переосмысливают такой подход. Этому способствует год негативных результатов технологических компаний, которые в значительной степени субсидировались венчурным капиталом. И теперь инвесторы и члены правления давят на такие компании, требуя, чтобы они нашли более рентабельную бизнес-модель, говорят специалисты по технологическим сделкам и основатели стартапов.

Инвесторы хотят, чтобы стартапы стали меньше использовать привлеченный капитал на покрытие расходов, на скидки для клиентов. Эти пожелания касаются, например, стартапа электронной коммерции Brandless, который продает товары для дома и красоты дешевле стоимости доставки, сервисов такси Uber и Lyft, предлагающих поездки со скидкой, и службы доставки еды Postmates, которая предложила купоны со скидкой в $100 на доставку.

«Пузырь субсидирования для привлечения нового капитала лопнул, – заявил Уэсли Чан, управляющий директор компании FelicisVentures. – Приходит осознание того, что субсидии часто приводят к катастрофе для стартапов, которые на них полагаются».

Служба доставки еды DoorDash, Uber, Lyft и WeCo (материнская компания коворкингового сервиса WeWork) в 2019 году в общей сложности потеряли свыше $13 млрд. Все эти компании стали лидерами отрасли после того, как привлекли миллиарды долларов инвестиций на субсидирование своих расходов. Но ни один из этих стартапов не приносит прибыли.

«Вы можете добиться роста искусственно, но вы не можете искусственно добиться прибыли», – заявил Райан Кулп, который прежде работал в отрасли венчурного капитала, а теперь руководит маркетинговым стартапом Fomo.

Компания DoorDash из Сан-Франциско за последние два года привлекла почти $2 млрд и использовала этот капитал, чтобы расширить свою географию с 600 городов в 2018 году до более чем 4 тыс. городов в 2019 году, заявил осведомленный источник. Но, по его словам, около 75% рынков DoorDash не приносят прибыли.

По данным аналитической фирмы SecondMeasure, DoorDash является лидером на американском рынке доставки еды с долей в 37%. DoorDash осуществляет бесплатную доставку по небольшому проценту заказов, говорит источник, а рестораны – партнеры компании покрывают убытки по другим бонусам для клиентов частично или полностью.

DoorDash нарастила свой рынок несмотря на то, что некоторые члены совета директоров призывали сосредоточиться на получении прибыли с каждого покупателя, рассказывает другой источник. По его словам, ожидается, что в 2019 году DoorDash понесет убытки примерно в $450 млн. В презентации для инвесторов 2015 года (The Wall Street Journal делал ее обзор) компания прогнозировала, что в конце 2018 года достигнет валовой годовой прибыли в $450 млн.

«Четыре года назад (больше половины жизни компании) у нас было примерно 100 сотрудников и мы работали менее чем в пяти штатах, – заявил представитель компании. – С тех пор мы помогли сотням тысяч продавцов привлечь миллионы покупателей».

В 2020 году DoorDash планирует выйти на IPO, говорят люди, знакомые с планами компании по первичному размещению. При этом публичные рынки не слишком благосклонны к аналогичным сервисам, например, акции Grubhub торгуются на 30% ниже, чем год назад. Президент и финансовый директор Grubhub Адам Девитт обвиняет в этом безудержные субсидии со стороны конкурентов, которые «проникают повсюду явно и неявно». Из-за них компания была вынуждена перейти на менее прибыльные стратегии, например сотрудничать с ресторанами, которые не платят за то, чтобы высвечиваться в приложении Grubhub.

«В итоге потребитель видит цену, которая не является рентабельной», – сказал Девитт о своих конкурентах.

Служба доставки Postmates планировала IPO на первую половину 2019 года и уже даже подала заявку, но отложила задуманное на фоне ценовой войны с конкурентами.

Большинство заказов Postmates приносит прибыль, так как основная часть ресторанов платит комиссию за пользование ее услугами, заявляют в компании. Эти сборы, как правило, покрывают расходы на водителей доставки и позволяют Postmates удерживать цену на доставку на весьма низком уровне в 99 центов.

Служба проката автомобилей ShareNow в декабре 2019 года объявила, что с февраля 2020 года прекратит работу в Северной Америке и в некоторых городах Европы и больше не будет предлагать на этих рынках прокат машин по цене 30 центов в минуту. ShareNow сосредоточится на тех европейских рынках, где компания видит наилучший потенциал для прибыльного роста. Об этом заявил Майкл Кун, старший менеджер DaimlerMobility, которая владеет ShareNow совместно с BMW.

Прошлой осенью приложение для аренды автомобилей Fair увеличило первоначальный взнос для клиентов с пары сотен долларов до нескольких тысяч. Как говорят бывшие сотрудники компании, Fair переплатила за автомобили, а потом сдавала их в аренду со скидкой.

Fair могла предлагать клиентам такие скидки благодаря инвесторам, включая SoftBankGroup, которая в конце 2018 года профинансировала Fair более чем на $380 млн. Большую часть этих денег, по словам бывших работников, Fair потратила менее чем за год.

Представитель Fair сказал, что компания намеренно отталкивает клиентов с помощью высоких цен, так как реструктурирует свой бизнес, чтобы найти более рентабельную модель. Компания намерена возобновить аренду с более низким первоначальным взносом в начале 2020 года. 

Но даже с более критичным отношением со стороны инвесторов субсидии никуда не исчезнут. Индустрия венчурного капитала сейчас может предложить больше денег, чем когда-либо, а процентные ставки остаются на исторически низком уровне. Так что многие инвесторы захотят вложиться в частные технологические компании даже невзирая на то, что те полагаются на частные средства, чтобы платить по счетам и предлагать крупные скидки.

Инвесторы охотно субсидировали компании из-за «большого обмана рынка» – так происходящее назвали почетный профессор Брэд Корнелл из Калифорнийского университета в Лос-Анд­желесе и профессор Асват Дамодаран из Нью-Йоркского университета.

Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи, например, публично сравнил свою компанию с Amazon и заявил, что Uber станет поставщиком услуг на всех видах транспорта по умолчанию. Президент Lyft Джон Циммер публично заявил, что его компания завоюет большую часть рынка США путем создания транспортного «суперприложения».

В заявке на IPO Uber оценила свои рыночные возможности на $6 трлн – это стоимость пробега всех личных автомобилей и общественного транспорта во всем мире. WeWork разрекламировала оценку своих рыночных возможностей в $3 трлн. DoorDash в презентации для инвесторов 2015 года оценила свой общий адресуемый рынок в $275 млрд – примерно во столько оценивается индустрия еды на вынос в США.

Но в этих оценках не учтено противодействие со стороны регуляторов и предложение практически идентичных продуктов со стороны конкурентов. Есть и другая проблема: привлечение новых клиентов в бизнес, который уже не является прибыльным, не означает, что он неожиданно начнет приносить прибыль.

«В теории у вас может быть бесконечное число клиентов, и вы все равно никогда не выйдете на прибыль», – указал Дэниел Маккарти, доцент маркетинга в Университете Эмори и соучредитель исследовательской фирмы ThetaEquityPartners.

Uber существует уже десять лет. Но и в первом, и во втором, и в третьем кварталах 2019 финансового года компания потратила на дополнительные меры стимулирования водителей больше, чем по сравнению с годом ранее. В результате расходы на привлечение водителей превысили прибыли от поездок. Однако сейчас компания начала ограничивать эти расходы.

Uber и Lyft сказали, что в 2021 году они начнут приносить прибыль до учета процентов, налогов, износа и амортизации. Почти весь прошлый год компании демонстрировали поквартальный рост прибыли за поездку. Хотя обе компании призывали к более целесообразному ценообразованию по отрасли, они не торопились повышать цены и отменять скидки.

«По мере того как сдувается пузырь субсидий, цены начинают расти, – говорит Джавад Миан, главный редактор StrayReflections, инвестиционного издания для хедж-фондов и управляющих активами. – Многие из этих компаний не смогут достичь целей, необходимых для нового раунда финансирования при более высокой оценке».

Еще один пример – компания Brandless из Сан-Франциско, которая предлагает своим покупателям все – от органического кокосового масла и обеденных тарелок до лавандового мыла для рук за $4 или меньше за штуку. Этот стартап интернет-торговли привлек почти $300 млн венчурных инвестиций. Сейчас, заявил представитель компании, Brandless переходит на более высокодоходные товары, например блендеры за $180. Также компания приостановила расходы на маркетинг в течение летнего периода. Ее продажи по состоянию на август 2019 года снизились примерно вдвое по сравнению с годом ранее.

«Если люди могут себе это позволить, не значит, что они будут платить», – резюмировал Райан Кулп из маркетинговой фирмы Fomo.

pochemu-investory-vydvigayut-novye-trebovaniya-k-tekhnologicheskim-startapam.png

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance