Перейти к основному содержанию

723 просмотра

Угроза ужесточения правил ударила по мировому табачному бизнесу

Но отрасль может быть более устойчивой, чем думают инвесторы

Фото: Getty Images

Акции табачных компаний не падали так сильно уже 20 лет, с момента всплеска числа судебных исков, урегулирование которых стоило отрасли миллиарды долларов. Однако похоже, что проблемы, с которыми индустрия столкнулась сегодня, будут развиваться медленнее, чем того ожидают инвесторы.

Последние пару лет крупные производители сигарет наблюдали, как стоимость их акций резко падает на фоне плохих новостей. Регулирование табачной отрасли ужесточается, прежде всего речь идет о США, где Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) намерено запретить ароматизаторы c ментолом, а также снизить содержание никотина в сигаретах, чтобы они вызывали меньшую зависимость. Срочным вопросом для регулятора стала проблема популярности электронных сигарет среди учащихся старших классов в США. По данным исследования National Youth Tobacco Survey за 2019 год, 28% учеников используют вейп, который способен вызывать заболевания легких.

 

inf1.png

Тем временем инвесторы пытаются понять, как на классическую модель бизнеса повлияют такие новые продукты, как электронные сигареты от Juul Labs и нагреваемый табак IQOS от Philip Morris International. Эта бездымная альтернатива способна помочь компаниям стать менее зависимыми от горючих сигарет, потребление которых в долгосрочной перспективе продолжит снижаться. Однако пока рано говорить о том, смогут ли новинки обеспечить такую же операционную маржу в 40%, как традиционные табачные изделия, каким налогом они будут облагаться и как много курильщиков последуют за новым трендом. Кроме того, разработка подобных альтернативных решений обходится недешево – например, на создание бездымных сигарет компания Philip Morris потратила свыше $6 млрд.

Эта неопределенность стала настоящим ударом для давней репутации табачной индустрии как надежного, даже немного «сонного» объекта для инвестирования. Два десятка лет подряд, до середины 2017 года табачный индекс S&P 500 показывал среднегодовую доходность, которая превышала основной бенчмарк почти в 2 раза. Во многом это происходило благодаря тому, что производители упорно повышали цены, а также использовали для снижения затрат и накопления средств сделки по слиянию. С тех пор две оставшиеся табачные компании в США, чьи акции торгуются на бирже, Philip Morris International и Altria, потеряли примерно одну треть своей стоимости.

Акции еще нескольких табачных компаний сегодня торгуются на уровне, близком к уровням оценки начала 2000-х годов, когда в рамках самого масштабного судебного разбирательства в истории США представители отрасли подписали Генеральное соглашение об урегулировании споров. На лондонской бирже акции компании Imperial Brands, в чей портфель входят такие бренды, как Winston и Kool, сегодня торгуются с коэффициентом 6 к прогнозной прибыли, что меньше прежнего минимума стоимости акций, когда в начала 2000-х они торговались с коэффициентом 7.

Активная рекламная деятельность табачных компаний говорит о том, что они не собираются сдаваться.

Прежде всего они, как и раньше, могут повышать цены. В этом году Altria повышала стоимость продукции своих брендов трижды, хотя обычно цены поднимались лишь дважды в год. По данным Bernstein, с 1960 года производители сигарет повышали цены в США в среднем на 7% в год, что выше роста индекса потребительских цен на 3,8%. Благодаря этому, несмотря на неуклонное снижение объема продаваемых в мире сигарет, доходы табачных компаний выросли. И это ключевой фактор в обеспечении роста прибыли в дальнейшем.

Не исчезли и другие атрибуты, благодаря которым табачные компании были в прошлые годы настолько привлекательными для инвестиций. Большую часть прибыли компании по-прежнему распределяют среди акционеров. В условиях низкой оценки на бирже дивидендная доходность в индустрии в среднем составляет 8%, что в 4 раза выше средней доходности компаний из индекса S&P 500.

inf2.png

Ожидается, что кризис вейпинга в США станет причиной сохранения неопределенности в течение еще как минимум 18 месяцев, однако более жесткое регулирование для крупных табачных компаний в конечном счете может быть выгодным. В частности, небольшие вейп-бренды вряд ли смогут позволить себе дорогостоящий процесс получения одобрения FDA, а это необходимо для того, чтобы продукция оставалась на рынке. Например, недавно для регистрации только одного из своих продуктов компания British American Tobacco подала заявку на 150 тыс. страниц. По оценке Imperial Brands, этот процесс может обойтись в 20 млн фунтов стерлингов ($26 млн). Так что шансы оказаться в лучшем положении и стать в будущем доминирующей силой на рынке вейпинга гораздо выше у компаний, обладающих большими ресурсами.

Потребители начинают опасаться вейпинга, и из-за этого большие табачные компании могут рассчитывать на некоторое улучшение даже на фоне спада продаж сигарет в США. По данным Nielsen, количество электронных сигарет, проданных в магазинах у дома за последние четыре недели до
2 ноября, в сравнении с прошлым годом сократилось на 1%.

Это плохая новость для Juul Labs и Altria, за $13 млрд купившей год назад 35%-ную долю в этом ведущем вейпинговом бренде, однако для других крупных табачных брендов это скорее хорошо. Так, спад продаж сигарет в США на 5,5%, зафиксированный Imperial Brands в последний финансовый год, на четверть был вызван тем, что курильщики переключились на продукты, производимые JUUL и его более мелкими конкурентами.

Более того, пока FDA озабочено разрешением кризиса с электронными сигаретами, другие меры приниматься, скорее всего, не будут. В последнем перечне регуляторных приоритетов администрации президента Дональда Трампа на предстоящий год о снижении уровня никотина ничего не говорится.

Индустрия, которая делает деньги на зависимости, никогда не будет популярной, однако ее боссы играют вдолгую. По крайней мере, с точки зрения инвестиций табак полезнее, чем кажется.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

7950 просмотров

Чистая прибыль «Казахтелекома» установила семилетний рекорд

Рост прибыли базировался на повышении эффективности деятельности группы компаний

Фото: telecom.kz

Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» по итогам 2019 года достигла 60,3 миллиардов тенге, говорится в опубликованной акционерным обществом аудированной консолидированной отчетности за прошлый год.

«Чистая прибыль группы компаний АО «Казахтелеком» значительно возросла и достигла рекордной за последние семь лет отметки в 60,3 миллиардов тенге: рост составил 41% относительно уровня чистой прибыли группы компаний за 2018 год», – говорится в отчетности компании.

Достижение этого показателя крупнейшим телекоммуникационным оператором республики обусловлена несколькими причинами, основной из которых эксперты считают существенное повышение эффективности деятельности группы компаний.
 
Так, показатель EBITDA (показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) группы компаний увеличился в 2,3 раза по сравнению с 2018 годом, рентабельность по EBITDA составила 41,4%, закрепив стабильный рост по данному показателю в результате сделок в мобильном сегменте.
 
Помимо этого, значительно повысить чистую прибыль позволила синергия от сделок компании на телеком-рынке. В частности, аналитик АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев считает именно эти два обстоятельства ключевыми факторами успеха АО «Казахтелеком».

«Компания показала рост всех основных финансовых показателей благодаря сделкам по приобретению Кселл и Теле2, – сказал Оразбаев в разговоре с kursiv.kz. – Интересно отметить, что благодаря этим сделкам «Казахтелеком» существенно диверсифицировал свои источники дохода на фоне падающих доходов от фиксированной связи, что сделало компанию более перспективной с инвестиционной точкой зрения. Также оператор значительно увеличил объем свободных денежных потоков – на 63%, что позволит компании без особых проблем гасить долги и одновременно платить дивиденды своим акционерам. С точки зрения рентабельности отмечаем улучшение скорректированной EBITDA маржи с 32% до 35%, что говорит о более эффективной работе над прибыльностью», – добавляет он.

Напомним, что одним из ключевых событий 2019 года стало завершение сделки «Казахтелеком» по приобретению 49% доли Tele2 AB в совместном предприятии, по итогам которой «Казахтелеком» стал владельцем 100% в мобильном операторе Алтел/Tele2. Это событие наряду с приобретением в декабре 2018 года контрольного 75% пакета акций «Кселл» позволило «Казахтелекому» стать ключевым оператором, контролирующим более 60% рынка мобильной связи страны.
 
Полный выкуп СП с Tele2 позволил АО «Казахтелеком» консолидировать мобильного оператора с сильными финансовыми показателями, приобрести опытную команду управленцев и лучшую мобильную сеть в Республике Казахстан, что положительно сказалось на консолидированных финансовых результатах за 2019 год. Так, например, размер активов группы превысил один триллион тенге, увеличившись на 36% по сравнению с началом 2019 года. В целом приобретение мобильных активов позволило «Казахтелеком» выйти на более быстрорастущий и рентабельный сегмент связи.
 
Эксперт АО «Фридом Финанс» считает, что с учетом позитивных тенденций в отчетности «Кселл» по сокращению операционных расходов, а также учитывая снижение конкуренции на рынке мобильной связи, вероятнее всего, в ближайшем будущем следует ожидать дальнейшее улучшение рентабельности и некоторый рост выручки как этой компании, так и всего АО «Казахтелеком».
 
Согласно аудированной консолидированной отчетности, за 12 месяцев 2019 года выручка группы компаний увеличилась практически в два раза (на 94%) по сравнению с 2018 годом и превысила 420 млрд тенге. Это обусловлено в первую очередь консолидацией показателей АО «Кселл» за полные 12 месяцев 2019 года, консолидацией показателей ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» со второго полугодия 2019 года, а также поддержанием высокого уровня доходов от основной деятельности непосредственно «Казахтелекома».
 
Председатель Правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев признает, что финансовые результаты по группе компаний за 2019 год превзошли ожидания ее руководства и акционеров.

«Вывод показателя EBITDA margin на уровень выше 40% подтверждает правильность выбранной стратегии как в части приобретения мобильных операторов, так и в части ведения собственного бизнеса компании, а также отражает результат эффективной работы по всем направлениям, – говорит Есекеев. – В прошлом году «Казахтелеком» отметил 25-летие, все эти годы компания развивалась, укрепляя свои позиции на телекоммуникационном рынке, расширяя возможности и условия для развития всех сфер жизни общества и государства.

Учитывая глобальный тренд на ускорение процесса цифровизации, обусловленный технологическими инновациями, компания продолжила реализацию ряда проектов, подтвердивших статус «Казахтелеком» как надежного партнера, способного выполнять ключевые программы в масштабах всей страны. В их числе – строительство волоконно-оптических линий связи в сельских населенных пунктах, внедрение концепции «умных городов», дальнейшее расширение сети широкополосного доступа к сети Интернет по всей территории страны. Несмотря на высокий уровень конкуренции и насыщенность рынка, «Казахтелеком» добился реализации поставленных задач и достиг намеченных планов по всем направлениям деятельности компании, значительно укрепив позиции в качестве ведущего телекоммуникационного оператора страны», – подчеркивает он.

Помимо этого, в прошлом году кредитный рейтинг «Казахтелекома» был подтвержден международными рейтинговыми агентствами Fitch Ratings и Standard&Poors на уровне «BB+», прогноз по рейтингу от Fitch Ratings «Позитивный». Финансовые результаты Группы компаний АО «Казахтелеком» за 2019 год опубликованы на корпоративном сайте самого Акционерного Общества и на сайте KASE. Аудированная отчетность предварительно утверждена Советом директоров для ее дальнейшего рассмотрения на годовом общем собрании акционеров, запланированном на 30 апреля 2020 года. 

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif