Перейти к основному содержанию

1013 просмотров

Техногиганты США сделали ставку на Индию, но она может не оправдаться

По примеру Китая индийские регуляторы превращают крупнейший неосвоенный цифровой рынок мира в каторгу для Walmart и Facebook

Фото: Indranil Mukherjee / Agence France-Presse / Getty Images

После того, как в прошлом году компания Walmart купила за $16 млрд крупнейший индийский стартап в электронной торговле, для гиганта розницы появились плохие новости. Индийские регуляторы начали менять правила игры на рынке электронной коммерции.

Иностранные онлайн-ритейлеры должны будут изменить свои цепочки поставок и отказаться от практики глубокого дисконта. Эти правила не касаются индийских компаний.

Индия – самый большой неосвоенный цифровой рынок мира – неожиданно стала куда более неприступной для американских и других международных компаний.

По словам отраслевых руководителей и экспертов, следящих за рынком, в течение прошлого года индийские законодатели начали воздвигать барьеры и вводить специальные требования к компаниям из США: как они структурируют свои операции, как обрабатывают данные индийских потребителей.

Индия стремится повторить успех Китая в деле защиты отечественных технологических гигантов (Alibaba Group Holding, Tencent Holdings, материнская компания TikTok Bytedabce) и все активнее покровительствует собственным компаниям. А под прицел регуляторов, помимо Walmart, попали такие компании, как Amazon, принадлежащий компании Alphabet Google, Facebook и ее мессенджер WhatsApp.

Индийские чиновники говорят, что преследуют ряд целей: защитить традиционный семейный бизнес, обезопасить пользовательские данные и обеспечить пространство для роста собственным технологическим фирмам Индии. Все это попахивает протекционизмом, считают западные руководители техносектора: по их словам, задачи Индии затрудняют прогнозирование условий для бизнеса.

Индия предпринимает эти шаги на фоне растущих популистских настроений в мире, а также растущего недоверия к американским титанам техносектора. По всему миру их деятельность подвергается тщательному рассмотрению в связи с использованием личных данных пользователей и потенциально антиконкурентных тактик. Европа тоже усилила контроль в отношении американских технокомпаний, хотя должностные лица ЕС говорят, что это делается в целях регулирования, нежели из желания защитить местные компании. В Европе не так много собственных гигантов технологичекой отрасли.

Новые индийские нормы затронут конкурента Amazon из города Бангалор Flipkart Group, которого компания Walmart приобрела, чтобы закрепиться на быстрорастущем рынке электронной коммерции Индии. Также они затронут саму Amazon, которая инвестирует в Индию $5 млрд в целях расширения собственного бизнеса.

В каждом секторе, где индийские бюрократы возводят барьеры, выигрывают компании Индии.

«Я знаю, что некоторые восхищаются китайской моделью», – сказал на сентябрьской конференции в Нью-Дели Ник Клегг, бывший заместитель премьер-министра Великобритании, ныне являющийся вице-президентом Facebook по глобальным вопросам. – «Они видят успех китайских интернет-компаний, таких как Alibaba и TikTok, и думают, что Индия может добиться успеха с таким же протекционистским подходом».

Он призвал Индию отказаться от этой модели.

Основная цель индийского правительства – стимулировать экономический рост, сказал Гунджан Багла, управляющий директор консалтинговой фирмы Amritt Inc в Малибу, Калифорния, которая помогает американским компаниям вести бизнес в Индии. По его словам, регуляторы изо всех сил пытаются справиться с быстрым темпом «подрывных инноваций вроде распространения WhatsApp или Uber».

Представительница Amazon сказала, что компания сотрудничает с индийскими законодателями и будет «внимательно следить за тем, как руководство страны определяет курс на будущее». По словам представителя Google, в компании верят, что «правительства по всему миру должны добиться правильного баланса, чтобы защищать интересы граждан и в то же время поощрять инновации». Компания Walmart отказалась предоставить комментарий.

Индийские регуляторы не согласны с тем, что их деятельность направлена на воспрепятствование иностранным компаниям. По их словам, они хотят поддержать местные компании и обезопасить данные индийских граждан, поэтому и настаивают на размещении серверов в Индии.

«Я выразился предельно ясно: мы никогда не поставим под угрозу суверенность наших данных», – сказал на правительственной конференции в октябре министр связи, электроники и информационных технологий Индии Рави Шанкар Прасад.

Представитель партии премьер-министра Нарендры Моди Бхаратия Джаната парти (БДП, Индийская народная партия) отрицает, что правительство ведет политику протекционизма или препятствует бизнесу американских технологических компаний. По его словам, правительство приветствует компании из США, но им «нельзя позволить антиконкурентное поведение»: имеется в виду конкуренция Amazon и Walmart с индийскими семейными компаниями.

«В каждой стране есть законы о защите данных и регуляторные механизмы», – сказал представитель БДП.

Индия является крупнейшим в мире рынком для людей, которых отраслевые руководители называют будущим миллиардом пользователей интернета, – людей, которые никогда в жизни не пользовались поисковиками, интернет-магазинами или онлайн-платежами.

tekhnogiganty-ssha-sdelali-stavku-na-indiyu-no-ona-mozhet-ne-opravdatsya.png

В Индии насчитывается 665 млн пользователей интернета, по данным Регуляторного органа телекоммуникаций Индии, а это значит, что еще 685 миллионам только предстоит выйти в онлайн. Согласно исследовательской фирме Forrester, продажи в индийском секторе электронной коммерции к 2022 году вырастут более чем в два раза: с $26,9 млрд в прошлом году до $68,4 млрд.

В Индии не так много стартапов-единорогов (компаний с оценкой в $1 млрд и выше), которые не сталкиваются с конкуренцией со стороны американских компаний.

«Один из уроков, которые они почерпнули у Китая, – протекционизм может работать», – заявляет исследователь из Гарвардского университета Джулиан Гевирц, который изучает Китай и следит за развитием событий в Индии. – «Они видят успех этих огромных компаний, которые становятся публичными и которые основаны на протекционизме и господдержке. Против этого аргумента спорить тяжелее всего».

Индийские технопредприниматели неоднократно создавали клоны американских компаний с индийским колоритом. В 2007 году двое бывших сотрудников Amazon создали Flipkart, которая быстро обогнала прочие сайты онлайн-торговли в Индии. Компания электронных платежей Paytm, созданная в 2010 году, позволяет потребителям платить за учебу или коммунальные услуги через свое приложение, совсем как PayPal Holdings. А индийский аналог Uber Technologies, стартап Ola от ANI Technologies Pvt, был запущен в 2011 году.

Затем в Индии начали появляться американские титаны. Amazon запустила свой веб-сайт в Индии в 2013 году. В прошлом году компания Walmart купила Flipkart. Теперь Amazon и Walmart контролируют более 80% всех онлайн-продаж в стране, оставляя индийские компании далеко позади, согласно данным Morgan Stanley.

Uber зашел на рынок Индии в 2013 году и отвоевал значительную долю рынка у Ola. Соучредитель Ola Бхавиш Аггарвал обвинил Uber в «демпинге капитала»: якобы компания несправедливо воспользовалась своей финансовой мощью для ценового демпинга, чтобы заполучить долю рынка. Представитель Uber от комментариев отказался.

tekhnogiganty-ssha-sdelali-stavku-na-indiyu-no-ona-mozhet-ne-opravdatsya1.jpg

Ola, индийский стартап пассажирских перевозок, обвиняет Uber в ценовом демпинге. Фото: Narinder Nanu / Agence France-Presse / Getty Images

Google и Facebook, у которых в Индии нет серьезных соперников, доминируют на рынке цифровой рекламы. Мессенджер WhatsApp от Facebook в Индии стал главным средством общения в онлайне – им пользуются для общения с семьей и друзьями, а компании применяют его для связи с клиентами. Но также WhatsApp использовали для распространения слухов, что привело к уличным беспорядкам: в результате правительство признало мессенджер опасным.

Когда премьер-министр Моди был избран в 2014 году, он пообещал улучшить имидж Индии в качестве страны для ведения бизнеса. Он смягчил законы о прямых иностранных инвестициях и заменил сложные налоги общенациональным сбором на товары и услуги.

Во время кампании по переизбранию Моди в прошлом году правительственные чиновники начали частно распространять черновые законопроекты по электронной коммерции и правилам, требующим хранить данные внутри страны.

Из-за требования хранить данные локально, учитывая, что вычисления часто ведутся в облаке, американские компании могут оказаться вынуждены использовать индийские дата-центры. А это может увеличить расходы и повысить вероятность того, что правительство Индии захочет получить доступ к дата-центрам.

Телекоммуникационный регулятор Индии рассматривает новые правила, согласно которым WhatsApp, возможно, будет вынужден давать правительству доступ к сообщениям пользователей по соображениям национальной безопасности, или отслеживать призывы к насилию. У WhatsApp есть политика защиты конфиденциальности пользователей путем сквозного шифрования.

В феврале 2018 года WhatsApp запустил услугу цифровых платежей для ограниченного числа пользователей. Услуга на индийской правительственной платформе позволила бы совершать платежи в реальном времени. Компания заявила тогда, что надеется вскоре распространить услугу на всю Индию.

Индийское правительство до сих пор, почти два года спустя, не разрешило запуск услуги. Это серьезный удар для компании Facebook, которая пытается получить доход от мессенджера на его крупнейшем рынке, в Индии. Официальный Нью-Дели заявляет, что план WhatsApp не соответствовал бы правилам, согласно которым все данные о платежах должны храниться в стране.

Представитель WhatsApp сказал, что компания уже «локализовала необходимые данные о платежах и ожидает утверждения правительством».

От того, что запуск услуги задерживается, выиграла индийская компания цифровых платежей Paytm.

Компанию Walmart никто не предупредил, что правила электронной коммерции в Индии изменятся после покупки ею Flipkart Group, базирующейся в Бангалоре. Согласно осведомленным источникам, Walmart и другие американские компании электронной коммерции обратились за разъяснениями после заявления правительства Индии, сделанного 26 декабря.

В январе влиятельная индуистская националистическая экономическая группа, связанная с партией премьер-министра Моди, попросила его в письме любым образом не дать американским компаниям сопротивляться или уклониться от закона. В другом письме группа, представляющая индийских торговцев, пригрозила общенациональным бойкотом Flipkart и Amazon, если новые правила не будут введены в действие.

Когда премьер-министр Моди в сентябре посетил Нью-Йорк для участия в Генеральной Ассамблее ООН, он встретился с руководителям американских компаний и другими бизнес-лидерами и призвал их и дальше инвестировать в Индию. Когда пришло время для бизнесменов дать обратную связь, первым же делом они озвучили опасения о правилах локализации данных, говорят люди, знакомые с ситуацией. Офис премьер-министра не ответил на запросы о комментариях по этому поводу.

В июне руководители сектора электронной торговли встретились с министром торговли и промышленности Индии Пиюшем Гоялом в Нью-Дели. Глава операций Amazon в Индии Амит Агарвал и CEO Flipkart Кальян Кришнамурти сказали Гоялу, что они недовольны ужесточением правил электронной торговли, согласно осведомленным источникам. Представители Amazon и Flipkart отказались от комментариев.

Бизнесмены сказали Гоялу, что они сделали крупные инвестиции в Индию, научили пользователей преимуществам онлайн-шоппинга и подняли продажи для всех компаний в секторе. По сути, они создали огромный рынок онлайн-шоппинга с нуля, сказали они.

Гоял ответил, что Индии нужны торговые площадки – открытые платформы для покупок и продаж, которыми могут пользоваться и маленькие индийские магазины, а не сайты-монолиты, которые действуют как единые рынки, по словам источников.

В октябре Гоял сказал журналистам, что правительство премьер-министра Моди «четко выразило свою позицию по защите мелких розничных торговцев Индии». По его словам, власти «беспокоятся за них и не допустят в их отношении никакого вреда».

Перевод: Халида Каирбекова

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

1164 просмотра

Топ потребительских трендов-2020

В том числе роботы, конопля и самокаты

Фото: Getty Images

Какие крупные потребительские тренды ожидают нас в 2020 году? Развитие технологий будет способствовать многим из перемен, считают в Euromonitor International, занимающейся исследованиями рынка.

Нам станет труднее сохранять конфиденциальность в сети, так как мы стали больше полагаться на умные домашние устройства и искать более удобные способы передвижения, а также мы ожидаем, что цифровая связь будет высоко персонализированной. Об этом говорится в ежегодном докладе Euromonitor о тенденциях рынка. Как считают аналитики, в наступившем году можно ожидать роста борьбы за чистый воздух, повышенного спроса на многоразовые товары и большей инклюзивности для всех категорий покупателей.

С 2010 года Euromonitor, которая базируется в Лондоне и проводит глобальные рыночные исследования, делает прогнозы на новый год. Четыре года назад Euromonitor правильно предугадала, что возрастет спрос на «покупку времени»: как отмечалось, потребители хотят, чтобы приложения и онлайн-инструменты экономили им время. В 2018 году Euromonitor также отметила рост числа поборников «чистой жизни», то есть потребителей, которые выбирают более здоровый и этичный образ жизни.

Но еще не все прогнозы компании сбылись: в 2018 году вышел прогноз, что потребители будут участвовать в процессе создания продуктов, но в том году тенденция «сыграла не такую большую роль». Euromonitor отмечает, что прогноз всё еще может исполниться в предстоящие годы. Тенденция компаний использовать персонализацию на основе ДНК тоже не набрала обороты в 2018 году, как прогнозировалось, но к 2019 году активность в этой отрасли увеличилась, сообщают аналитики.

Вот прогнозы Euromonitor по крупнейшим мировым потребительским трендам на 2020 год.

Рост опасений о приватности

Всё больше потребителей ожидают, что бренды будут подгонять под них товары и услуги, и в то же время они колеблются, когда во имя персонализации приходится открывать доступ к личным данным. Потребители по-прежнему подозрительно настроены к деятельности по сбору данных. Более 40% потребителей считают, что целевые рекламные объявления (основанные на истории поиска) нарушают их приватность, говорится в исследовании Euromonitor 2019 года. Более юные потребители охотнее делятся данными в обмен на персонализированные предложения продуктов и услуг, но они хотят прозрачности в вопросе использования их данных.

Euromonitor прогнозирует, что законодатели передадут потребителям больше контроля над приватностью. Люди смогут заранее проявлять несогласие с тем, чтобы компании следили за их цифровыми привычками, если сбор данных не будет явно приносить им пользу.

«Определенно, потребители будут всё меньше доверять компаниям, собирающим и использующим их данные без прозрачности, адекватных мер безопасности и возможности отказаться от сбора данных», – сообщает Euromonitor.

top-potrebitelskih-trendov-20201.png

Больше роботов

Потребители начинают привыкать к тому, что роботы и другие формы искусственного интеллекта могут выполнять работу, которую традиционно делали люди. Они чаще покупают «умную» технику для дома и виртуальных помощников, вроде Alexa от Amazon, в связи с чем у них появляются новые привычки, в том числе использование голосовых команд.

«Хотя для полного доверия и всеобщего доступа к этой технологии потребуется больше времени, люди принимают идею использования роботов с ИИ для своего благополучия, удобства и комфорта», – заявляют в Euromonitor.

Домоседство

Во времена экономической, политической или личной неопределенности потребители часто стремятся укрыться в своих домах. В наше время высокоскоростной интернет, популярность услуг на дому и сокращение времени доставки привели к тому, что больше людей становятся полноценными домоседами. Доля домохозяйств с широкополосным доступом в интернет с 2010 года удвоилась, благодаря чему многие потребители могут работать из дома.

«Если не нужно выходить из дома на работу, потребители вообще не стремятся покидать жилище по любой причине, – говорят в Euromonitor. – В результате удаленные сотрудники способствуют росту таких отраслей, как интернет-торговля, фитнес на дому, доставка готовых блюд и продуктов – за счет традиционных магазинов, спортзалов и ресторанов».

top-potrebitelskih-trendov-20202.png

Мгновенное удовлетворение

Меньшая способность к концентрации внимания означает, что люди хотят, чтобы информация была максимально доступна максимально срочно. Euromonitor называет эту тенденцию «поймать за считанное мгновение», отмечая бренды, которые используют систему дропов, то есть практикуют кратковременные продажи эксклюзивных товаров. Кроме того, чаще предлагается возможность ускоренного просмотра видео, благодаря чему потребители могут просмотреть больше контента за меньшее время. Самыми доверенными источниками становятся друзья, семья и независимые покупатели, когда потребители пытаются быстро вычленить самое важное из огромного потока информации.

top-potrebitelskih-trendov-20202.jpg

Фото: Krisztian Bocsi / Bloomberg News

Более эффективное передвижение

Так как население мира становится всё более урбанизированным, жители городов всё хуже относятся к загруженным дорогам и переполненному общественному транспорту. Всё больше людей пользуются навигаторами, чтобы планировать маршрут и в режиме реального времени получать обновления о предпочтительном способе передвижения – на поезде, такси, электровелосипеде, самокате, вертолете или всём сразу в зависимости от времени, бюджета, погоды и случая.

«В 2020 году потребители хотят, чтобы транспорт в городах был многообразным и отвечал их индивидуальным потребностям, так как они вступают в переполненный мир, в котором первое место больше не принадлежит автомобилю», – говорят в Euromonitor.

top-potrebitelskih-trendov-20203.png

Инклюзивность

Потребители чаще хотят, чтобы товары не только удовлетворяли их потребности, но и отражали их ценности. Поэтому бренды меняют свои товары и услуги, чтобы они были доступны для большего числа людей, и подключают маркетинг для людей, не попадающих под определение мейнстрима. Больше продуктов и услуг рекламируется под лозунгом «инклюзивность для всех», включая людей с инвалидностью или психическими расстройствами.

«От моды, игрушек и игр до индустрии питания и дизайна помещений – бренды реагируют на общественный призыв к переменам», – говорят в Euromonitor.

Местная гордость

Больше потребителей стремятся покупать местные товары и у местных компаний, так как считают, что они более подлинные и лучше представляют их индивидуальность. Потребителей мотивирует не только гордость за местные продукты и аппетит на нишевые бренды, но также и опасения за экологию.

«В Северной Америке шоппинг в торговых центрах и сетевых магазинах становится однообразным и всё менее привлекательным, – отмечает Euromonitor. – Люди хотят снова ощущать связь со своей местностью и поддерживать местных независимых торговцев».

Борьба за чистоту воздуха

Загрязнение воздуха всё больше влияет на решения потребителей о покупках и побуждает всё больше компаний к тому, чтобы позиционировать себя в качестве экологически сознательных. Во многих городах превышен предел загрязнения воздуха, и покупатели стремятся приобретать более экологичные продукты, благодаря чему испытывают меньше вины за состояние экологии.

Euromonitor прогнозирует, что климатические активисты ужесточат свою позицию по выбросам углекислого газа, из-за чего потребители и компании в наступившем году будут еще больше стремиться внести свой эко-вклад. Аналитики считают, что бренды будут делить рынок в зависимости от того, насколько активно они вкладываются в защиту окружающей среды.

«Веганский, этичный, натуральный – эти качества становятся обязательными атрибутами бренда», – говорят в Euromonitor.

Повторное использование

Новые замкнутые бизнес-модели продвигают совместное использование, повторное использование, перезаправку и аренду продуктов, чтобы уменьшить количество мусора. За этими мерами стоит растущая осведомленность о нашем влиянии на окружающую среду, особенно среди младших поколений, которые ставят впечатления выше обладания той или иной вещью.

Тем не менее, если компании пытаются использовать эту тенденцию, они должны нащупать баланс между экологичностью и удобством, так как потребители по-прежнему отдают предпочтение эффективности, пользе и эстетичности. Euromonitor рекомендует, чтобы бренды поощряли покупателей переходить на многразовые или перезаправляемые продукты: они одновременно удобны и доступны по цене.

«Когда больше компаний включат в свои товарные линейки многоразовую упаковку, этот вариант перестанет быть конкурентным преимуществом и станет скорее обязательным условием», – утверждает Euromonitor.

top-potrebitelskih-trendov-20203.jpg

Фото: Fiona Goodall / Getty Images

Продукты для улучшения настроения

Потребители всё чаще принимают решения о покупке, продиктованные проблемами вроде чувства тревожности или низких запасов энергии. Они ищут продукты, которые улучшают настроение или стимулируют работу мозга. Легальная марихуана является лидером в отрасли по уходу за психическим здоровьем. Мировой рынок легального каннабиса, по оценке Euromonitor, к 2025 году достигнет $166 млрд. Компания прогнозирует, что на рынке еды и напитков появится больше функциональных растительных продуктов, включая куркуму, грибы и чай матча, а также более популярными станут гормональные стимуляторы в косметических средствах.

«Десятки лет люди по всему миру использовали вещества вроде табака и алкоголя для саморегуляции психического здоровья, невзирая на последствия, – говорит Euromonitor. – Однако продвинутые потребители стремятся найти более разнообразное, тонкое и направленное решение извечной проблемы психического благополучия».

Перевод: Халида Каирбекова 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance