2666 просмотров

IoT Forum Kazakhstan 2019: Какие тренды ожидать казахстанцам в сфере «Интернета вещей»

Прогнозы «Казахтелеком» в развитии данного сектора

Казахстанцы все активнее вовлекаются в пользование «Интернетом вещей» (internet of things, IoT - интернет вещей). С запуском технологии 5G данный процесс еще более ускорится. Казахстан является одним из лидеров по потреблению мобильного траффика на одного пользователя в регионе, а со скорым запуском 5G перед потребителями откроются новые возможности.

С запуском 5G получат развитие не только телекоммуникации и связь, но и телемедицина, цифровизация промышленности, управление беспилотным транспортом, совместное использование «Интернета вещей», а также «умные города». В настоящее время уже около полумиллиона СИМ-карт используются для «Интернета вещей». 

Один из примеров развития «Интернета вещей» - развитие видеонаблюдения на улицах и в подъездах многоквартирных домов - привел на форуме IoT Forum Kazakhstan 2019 председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев. В результате реализации проекта уже зафиксировано снижение количества квартирных краж в домах.

Есекеев К_0.JPG

«Наша компания установила 36 тысяч видеокамер. Они установлены во всем многоподъездном секторе и, я думаю, мы будем этот проект продолжать. Уже сейчас видно, что количество квартирных краж, которые производились в домах, значительно уменьшилось, потому что камеры помогли навести порядок на местах», - сказал Есекеев. 

Каждая камера производит свой траффик, а общее количество хранимой компанией на Павлодарском ЦОДе информации со всех видеокамер составляет 15 петабайт или 90 лет жизни каждого человека в HD-формате. 

Помимо этого, «Казахтелеком» перешел к выполнению функций оператора фискальных данных. 

«300 тысяч абонентов ежесекундно генерируют траффик по транзакциям. Те транзакции, которые проходят в кассах, проходят через нашу сеть, в которой мы используем двух наших действующих операторов, Kcell и Tele2», - сказал Есекеев. 

По его словам, государство получили свои плюсы от данного процесса – бюджет дополнительно получил миллиарды тенге в результате фискализации операций в различных отраслях.

Также «Казахтелеком» построил большую сеть LoRa в 10 городах Казахстана.

«Технология LoRaWAN готова принимать до 10 млн устройств и сейчас идет работа с регионами, чтобы начать подключение данных сетей», - сказал он.

Есекеев прогнозирует рост таких сетей и в будущем. В числе точек потенциального роста – автомобили.

«Я думаю, со временем эти сети будут увеличиваться по количеству разных подключаемых устройств. Мы можем сегодня посмотреть, что предоставляют компании автомобильной отрасли. Мы сделали интересное открытие: между физическими и юридическими лицами есть еще один класс клиентов – автомобилисты, которые готовы тратить деньги на свои автомобили и устанавливать датчики. Я думаю, это еще один класс, к которому компания очень активно подойдет, уже имея мобильных операторов, чтобы сделать соответствующие автодатчики для передвижения автомобильного транспорта», - сказал он. 

По его мнению, эти тренды дают «Казахтелекому» новые возможности, чтобы показать свою эффективность и зарабатывать соответствующую прибыль. Еще одну возможность для роста в 2020 году Есекеев видит в коммерциализации «Интернета вещей» в секторе домохозяйств.

«Я надеюсь, что «Интернет вещей» будет присутствовать в каждом доме, начиная с видеокамер, датчиков задымления, датчиков на водопроводе», - сказал он.

В 2019 году «Казахтелеком» уже презентовал проект умного города Акколь в Акмолинской области. Город был оснащен датчиками, передающими онлайн-показания расхода электроэнергии и водоснабжения, а также оснащен видеокамерами. Также разные решения были применены в экологическом мониторинге и пожарной безопасности. 

654A5858_0.JPG

«Появляется возможность выяснения причинно-следственной связи между инцидентами. К примеру, плохая успеваемость в школе может быть связана с плохой работой отопления», - сказал журналистам директор департамента по развитию новых продуктов дивизиона корпоративного бизнеса АО «Казахтелеком» Самат Имбаев

58eb6806-ecbe-4fd2-bbd6-dc48ebac424d.jpg

После демонстрации возможностей «умного города», по его словам, интерес к технологиям появился и у других местных акиматов. В частности, их интересует видеонаблюдение и IT-решения.

Аналогичные решения развиваются и в других городах. В частности, «Казахтелеком» и столичный центр iKOMEK в рамках пилотного проекта подписали меморандум о внедрении системы автоматизированного мониторинга более 102 тыс. наземных канализационных люков Нур-Султана. Стороны намерены рассмотреть возможность сотрудничества по оснащению датчиками колодцев различных городских служб. 

В частности, датчики будут подключены к платформе мониторинга, которая позволит в режиме реального времени фиксировать факты открытия люков и сигнализировать о необходимости принятия определенных действий. Кража канализационных люков для последующей их сдачи на металлолом - частая проблема в столице. «Казахтелеком» планирует провести пилотное оснащение определенных колодцев городских служб «Астана Су Арнасы» и «Теплотранзит». 

Если же говорить о сроках развертывания 5G, то тут многое будет зависеть от регулятора, говорит главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов

«В Казахстане процесс перехода на сети нового поколения регламентируется регулятором. Соответственно, все мы ожидаем, что в ближайшее время такие права будут предоставлены операторам мобильной связи. После этого появится официальная возможность разворачивать сети», - сказал он журналистам. 

При этом период развертывания 5G во всех населенных пунктах страны может занять до 10 лет.

«По предыдущим технологиям 3G, 4G предположительно могу сказать, что период развертывания сетей 5G займет до 10 лет. Это не разовый процесс. В любом случае придется поддерживать и сети 2G – у нас очень много обычных телефонов на руках у пользователей. Придется поддерживать и 3G, потому что многие технологии привязаны к этой технологии, потому что передающее устройство недорогое, поэтому его часто используют в банкоматах и так далее. Да и потребители оснащены этими устройствами», - сказал Мейрманов. 

61d5f690-458f-4416-8fe4-809fa9c0f8fa.jpg

Кроме того, придется однозначно поддерживать и 4G, потому что эта технология стала частью цифровой экономики. В целом, стандарты 5G, «умные города», блокчейн, электронное правительство, индустриальные и сельскохозяйственные технологии - это то, что «Казахтелеком» уже воплощает в жизнь по всей стране. В частности, уже подписаны меморандумы о реализации «умных городов» с акиматами Алматы, Мангистауской и Туркестанской областей.

banner_wsj.gif

658 просмотров

Перелеты в столицу Казахстана могут подорожать

Это связано с намерением аэропорта Нур-Султана поднять тариф на взлет и посадку самолетов

Фото: Аскар Ахметуллин

Столичный аэропорт намерен повысить расценки на свои услуги. Предполагается, что рост составит 46%. Крупнейшие авиаперевозчики заявили, что вынуждены будут корректировать ценовую политику, если расходы на услуги воздушной гавани придется увеличить.

Заявка АО «Международный аэропорт Астана» на утверждение нового тариф на регулируемую услугу - обеспечение взлета-посадки воздушных судов - опубликована на сайте электронной базы данных субъектов естественных, государственных монополий и общественно значимых рынков «Монополист» 29 июня. 

В документах за подписью заместителя председателя правления по финансам АО «Международный аэропорт Астана» Мухидена Абильдинова (документы находятся в распоряжении редакции) говорится, что расходная часть тарифа значительно превышает фактически полученные доходы от оказания услуги. Он не менялся последние 14 лет и в настоящее время убыточен.

Основными факторами для повышения являются рост затрат на амортизацию и техобслуживание на 77%, увеличение заработной платы сотрудникам.
Согласно данным из неконсолидированной финансовой отчетности предприятия, опубликованной на сайте bazamonopolist.kz, столичный аэропорт завершил 2019 год с убытком 7,4 млрд тенге, имеет долгосрочные займы на сумму 30,3 млрд тенге. 

На предприятии разработана инвестиционная программа на 2021-2025 годы на сумму 2,1 млрд тенге. Основные затраты, входящие в нее, включают в себя приобретение рентгено-телевизионного оборудования, детекторов частиц взрывчатки и наркотических веществ, сканеров обуви, металлоискателей. Исходя из расчетов руководства компании, финансирование инвестпроектов АО гораздо выгоднее за счет собственных доходов аэропорта, нежели от заемных средств. В частности, если аэропорт оформит новый займ, то выплата вознаграждения банку превысит 1 млрд тенге.

Каким образом новый тариф аэропорта может повлиять на пассажиров? Исходя из пункта 23 раздела 3 Правил формирования тарифов (приказ Министерства нацэкономики) сроки рассмотрения заявки субъектов естественных монополий - до 90 рабочих дней. Только после вынесения решения уполномоченным органом аэропорт сможет выставлять счета авиакомпаниям уже с учетом увеличенного тарифа. 

«Повышение ставок аэропорта на данную услугу (или любую другую) приведет к росту расходов авиакомпании, пересмотру тарифной политики, что приведет к повышению тарифа, снижению спроса и сокращению количества рейсов», - прокомментировал корреспонденту Kursiv.kz специалист департамента по корпоративным коммуникациям «Air Astana» Тлек Абдрахимов.

В компании SCAT отмечают, что тарифы аэропортов вкупе с другими факторами (стоимостью топлива, обслуживание и т.д.) влияют на стоимость перелета. И любые ценовые скачки в конечном счете могут отразиться на пассажирах.

«По опыту работы компании можно сказать, что несмотря на некоторые изменения в ценнике на авиационное топливо, и прочие услуги, в прошлом году компанией SCAT не было отмечено значительных скачков, которые бы привели к изменению стоимости авиабилетов. Все находилось в пределах допустимой нормы. В нашей компании ценник регулируется гибкой тарифной сетью», - пояснила руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании Виктория Старожилова.

АО «Международный аэропорт Астана» является собственностью Комитета госимущества и приватизации МФ РК, до мая 2019 года было в доверительном управлении ТОО «Airport Management Group» (данные из отчетности). 

Ранее Kursiv.kz писал о просьбе господдержки руководителей крупнейших аэропортов Казахстана в период пандемии. Директора авиапредприятий просили ввести для аэропортов налоговые каникулы, освободить от штрафов за неисполнение инвестиционных программ во время карантина. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg