1476 просмотров

«Даму» бьется за цифровую культуру

К 2023 году 35% сотрудников компаний во всем мире будут работать с искусственным интеллектом

Фото: Илья Козлов, управляющий директор АО «Фонд развития предпринимательства «Даму»

Развивая цифровые инструменты для взаимодействия банков и предпринимателей в Фонде развития предпринимательства рассчитывают на здоровую конкуренцию между финансовыми институтами за потенциальных клиентов. 

Согласно данным исследований компаний, занимающихся исследованием тенденций цифровизации, к 2023 году 35% сотрудников компаний во всем мире будут работать с искусственным интеллектом начиная от ботов и заканчивая элементами, переданными на машинное обучение. К этому же периоду 95% организаций примут новые цифровые KPI, в которых приоритет будет отдан инновациям продуктов и услуг, капитализации данных и опыту сотрудников.

По мнению управляющего директора АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Ильи Козлова, это общемировой тренд, и фонд ведет активную работу в этом же направлении. В частности, одной из главных задач, которую «Даму» ставит перед собой сегодня, является упрощение процедуры подачи заявок на получение предпринимателями гарантий и банковских займов, а также ускорение обратной связи. 

«Раньше предприниматели думали, что инструменты поддержки, реализуемые Фондом «Даму», – это что-то недоступное или доступное только для крупного бизнеса; чтобы разрушить этот стереотип, Фондом в том числе было принято стратегическое решение по обеспечению цифрового входа для подбора финансовых инструментов поддержки и подачи заявлений в электронной форме. То есть создать надежный канал предоставления услуг без личных коммуникаций, обеспечивающий быстрый, понятный и прозрачный вход для всех предпринимателей», – говорит Козлов. 

Впрочем, учитывая масштаб задачи, реализовывается она поэтапно. В частности, весной 2016 года была запущена автоматизация процесса получения гарантирования кредитов при нехватке залогового имущества в рамках государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020. Этот сервис стал первой государственной услугой по финансовой поддержке малого и среднего бизнеса, оказываемой через веб-портал «электронного правительства» egov.kz. 

Уже в текущем году Фонд «Даму» реализовал инициативу по запуску собственного интернет-портала Online Damu по принципу финансового супермаркета. Концепция проекта была разработана на основе анализа обращений предпринимателей по различным и несвязанным между собой каналам предоставления услуг, что, в свою очередь, влекло риски предоставления предпринимателю неактуальной информации или неполной информации по мерам поддержки. Например, если клиент обращался напрямую в банк, то банк-партнер мог предоставить консультацию и услуги только по тем инструментам поддержки, по которым сотрудничает с Фондом «Даму», а если первой точкой контакта для клиента были управления предпринимательства при местных акиматах, то предприниматель не мог узнать об инструментах поддержки, которые не являются государственными услугами и осуществляются за счет собственных или привлеченных средств.

Интернет-портал Online Damu должен стать связующим звеном между банками, предпринимателями и Фондом «Даму», на котором предприниматель сможет подать заявку не только на сам инструмент поддержки, но и в первую очередь на банковский продукт, в рамках которого предоставляется поддержка. 

«Для предпринимателей мы предлагаем услугу подбора, т.е. на основе предоставленных им данных при регистрации на интернет-портале, анкетных данных по реализуемому проекту и данным из других источников автоматически выдается предложение о доступных услугах в рамках реализуемых государственных программ либо альтернативных инструментов. Кроме того, по мере подключения на платформу банков и микрофинансовых организаций у предпринимателя появится возможность подачи одного оцифрованного пакета документов сразу в несколько банков по его выбору, что, по нашему мнению, сможет способствовать установлению здоровой конкуренции за клиента со стороны финансовых организаций», – говорит Козлов.

Для банков Online Damu предусматривает два варианта взаимодействия – это либо интегрированный в кредитный конвейер банка через API, либо рассмотрение заявки через личный кабинет партнера Фонда «Даму», в который при помощи двухфакторной авторизации заходит менеджер банка и осуществляет регистрацию заявления в информационной системе банка в ручном режиме.

«Для предпринимателя такая цифровизация экономит время, он подает заявку через цифровой канал и получает ответ в том же канале и это очень важно. К тому же для помощи в заполнении документов у нас есть онлайн-поддержка, многие формы генерируются автоматически и подписываются с использованием средств ЭЦП, выданного Национальным удостоверяющим центром РК», – комментирует Илья Козлов. 

Впрочем, традиционные каналы коммуникаций также не исключаются. «Со своей стороны мы стремимся прививать предпринимателям цифровую культуру, однако если кому-то удобнее прийти к нам и заполнить заявку при помощи менеджера, то такую возможность мы обеспечиваем через места самообслуживания в региональных филиалах Фонда «Даму», – отмечает он.

Еще одним преимуществом автоматизации услуг стала большая прозрачность процесса принятия решения по заявлениям, поскольку в своем «Личном кабинете» на egov.kz либо интернет-портале Online Damu предприниматель всегда может посмотреть, на какой стадии рассмотрения находится его заявка.

Всего в электронной форме предоставляются более трети заявок по финансовым инструментам поддержки, реализуемых Фондом «Даму», а со следующего года планируется начать активное применение принципа Digital by default, определенного ключевым в Государственной программе «Цифровой Казахстан» при оказании государственных услуг.

К еще одной из важных инициатив Фонда «Даму» по цифровизации следует подписание договоров субсидирования в электронном формате через казахстанский сервис обмена электронными документами. Так, в текущем 2019 году, был подписан 921 электронный договор субсидирования. 

Электронное подписание договоров субсидирования позволяет существенно упростить и ускорить сроки трех- и более стороннего подписания, поскольку в случае подписания договоров субсидирования на бумажном носителе заключаются они несвоевременно, что негативно сказывается на сроках перечисления субсидий.

«У нас есть яркий кейс с одним из банков-партнеров, где время подписания договора на бумажном носителе доходило до 30 дней, а на этапе запуска сервиса мы смогли подписать договор с четырьмя сторонами, находящимися в разных местах за 30 минут», – рассказывает управляющий директор Фонда «Даму». 

«Важно понимать тот факт, что, работая с автоматизацией скоринга и рейтинговой модели для предпринимателей, нам приходится учитывать гораздо больше факторов, чем при аналогичных задачах в потребительском кредитовании и это намного сложнее. Однако преимущества цифровизации здесь неоспоримы, и Фонд «Даму» продолжит свою работу в этом направлении», – отметил он.

Партнерский материал

banner_wsj.gif

119 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg