Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Крупным компаниям нелегко отказаться от пластика

Гиганты потребительского сектора пытаются перейти на другие материалы и многоразовую упаковку

Магазин Precycle в Нью-Йорке привлекает покупателей тем, что в нем нет никакой пластиковой упаковки. Фото: Sangsuk Sylvia Kang / The Wall Street Journal

Критика в адрес одноразовой пластиковой упаковки привела к тому, что крупнейшие бренды начали изобретать упаковку заново, но пока их усилия не увенчались особым успехом.

Компании потребительских товаров, вроде Unilever и Nestlé, пытаются снизить отходы и выбросы, связанные с потреблением пластика: для этого они используют меньше пластика, применяют другие материалы или убеждают покупателей брать многоразовую упаковку. Но перед ними стоят серьезные испытания. Использование бумаги или стекла также не обходится без последствий для окружающей среды, а многоразовая упаковка часто слишком дорогая или неудобная. Пока что попытки компаний уйти от пластика не отличаются масштабом и неясно, смогут ли они вырасти в нечто большее.

По словам главы научно-исследовательского отдела компании Unilever Ричарда Слейтера, снижение потребления пластика – «область, которая потребует больше всего инноваций». Производитель мыла Dove и майонеза Hellmann's на днях пообещал снизить количество пластика в своей упаковке (700 тыс. тонн в год) на 100 тыс. тонн к 2025 году путем использования многоразовой упаковки, менее объемных контейнеров и других материалов.

Компания Unilever недавно отказалась от отдельных оберток для мороженого Solero, продаваемого в оптовой упаковке, вместо этого мороженое расфасовано в картонные коробки с разделителями, имеющие полиэтиленовое покрытие. Таким образом удалось снизить использование пластика на 35%. Также компания запустила в продажу концентрат чистящего средства Cif в комплекте с многоразовым распылителем, который покупатель может развести водой у себя дома. Это нововведение снизило использование пластика на 75%. Упаковка мороженого Solero была изменена лишь для одного сезонного вкуса и только в одной розничной сети в Великобритании, а заправляемое средство Cif было упаковано в пластик и не подлежащую переработке пластиковую пломбу и тоже продавалось только в Британии.

krupnym-kompaniyam-nelegko-otkazatsya-ot-plastika.png

27-летний юрист Филипп Васкес заявил, что его не привлекают продукты вроде заправляемого средства Cif, так как они все равно используют пластик. Васкес сказал, что хотел бы сократить потребление пластика, но это легче сказать, чем сделать: «Если пластик окружает нас повсюду, у нас буквально нет выбора, кроме как потреблять его».

Слейтер сказал, что усилия Unilever по снижению потребления пластика – «очень нишевые», но нужно начать с чего-то малого, чтобы понять, что работает, а что нет. «Перед нами стоит грандиозная задача – масштабировать эти усилия», – говорит он.

Потребительские компании пытаются снизить долю первичного пластика в целях привлечения покупателей и соответствия регуляторным требованиям (или их упреждения). Unilever намерена вдвое снизить использование первичного пластика к 2025 году, Procter & Gamble собирается сделать то же самое к 2030 году. О похожих планах сообщили компании Mars и PepsiCo.

Компании надеются снизить использование пластика в основном за счет перехода на переработанный пластик, но его предложение не может угнаться за растущим спросом, говорит аналитик из нидерландского международного банка Rabobank Ричард Фрейндлих. Вот почему компании обращают свой взор за пределы переработки материалов.

Один из их подходов к сокращению использования пластика напоминает времена, когда молоко к крыльцу доставляли молочники: компании доставляют продукты потребителям и забирают пустую упаковку.

Фирма по переработке TerraCycle этим летом запустила в Нью-Йорке и Париже сервис Loop. Продукты вроде дезодоранта Axe компании Unilever, мороженого Häagen-Dazs (Nestlé) и шампуня Pantene (Procter & Gamble) доставляются на дом в многоразовых контейнерах, которые компания забирает и заправляет снова. Однако количество пользователей сервиса невелико, а его запуск в Лондоне был отложен, чтобы дать компаниям время на проработку логистики.

krupnym-kompaniyam-nelegko-otkazatsya-ot-plastika1.png

Аналитики считают, что сервис Loop, который берет комиссию $15 за заказы до $100 и залог в размере $10, ориентирован на обеспеченных покупателей, и потому его модель вряд ли распространится повсеместно. Создатели сервиса говорят, что он находится в пилотной стадии и цены снизятся, когда аудитория вырастет, а сам сервис привлечет больше розничных сетей к сотрудничеству.

Исследование, проведенное в августе компанией Global Data, показало, что 71% из 2000 опрошенных потребителей из Великобритании покупали бы продукты из магазина методом заправки, если бы у них был выбор. Покупатели в возрасте от 16 до 24 лет покупали бы продукты таким способом вдвое чаще, чем покупатели старшего возраста.

Кертис Роджерс из Остина, штат Техас, стирает одежду средством Tide компании Procter & Gamble, которое продается в контейнерах из жесткого пластика. Но 38-летний предприниматель говорит, что перешел бы на любую другую марку, которая предложила бы дозаправку средства для стирки.

«Жесткий пластик вечен, так что он отлично подходят для дозаправки и повторного использования», – говорит Роджерс, добавляя, что бренды должны устраивать заправочные станции на фермерских рынках и снаружи магазинов.

Несмотря на интерес потребителей, дозаправляемая упаковка пока не получила большого распространения из-за проблем логистики, связанных с ее очищением, возвратом и заправкой.

«Как только вы поднимаете планку удобства или затрат для потребителей, это значительно влияет на их склонность к изменению поведения», – заявил директор PepsiCo по устойчивому развитию Саймон Лоуден.

Переработке подлежит всего лишь 3% упаковки 139 компаний потребтоваров, розничных сетей и производителей упаковки, опрошенных Фондом Эллен Макартур (некоммерческая организация, специализирующаяся на отходах).

Самые известные примеры обычно ограничены напитками: бутыли воды для офисов или программы возврата денег за бутылки. В Бразилии Coca-Cola инвестирует около $25 млн в запуск «универсальной бутылки», которую можно вернуть и заправить напитком компании.

Не считая напитков, предыдущие подобные усилия пошли прахом. Десять лет назад подразделение Walmart в Великобритании, Asda Group, запустило пробные продажи кондиционера для белья в дозаправляемой упаковке. Кондиционер поставлялся в магазины оптом, хранился в подсобных помещениях и поступал в торговые ряды по трубам. Продажи не пошли из-за протечек и недостаточного повторного использования упаковки.

Использование альтернативных материалов имеет свои недостатки. Этим летом Nestlé запустила линейку быстрорастворимых напитков Nesquik в бумажных пакетиках, а не в пластиковых. Но в образце, направленном в The Wall Street Journal, оказалась течь. Представительница компании сказала, что при обычном использовании в Nestlé не обнаружили никаких «серьезных проблем» с новой упаковкой и что течь, скорее всего, образовалась из-за почтовой доставки.

Кроме того, что бумага не такая прочная, ее производство более влаго- и энергозатратное, утверждают производители пластика. Пластиковая упаковка также лучше защищает продукты от загрязнения и порчи.

Хелен Берд из британской некоммерческой организации WRAP говорит, что целевые показатели по сокращению потребления пластика «могут способствовать неправильному поведению», учитывая, что использование любых материалов оказывает влияние на окружающую среду. Вместо этого WRAP призывает компании утилизировать ненужный пластик и перерабатывать тот пластик, что все-таки используется.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

1456 просмотров

Всплеск котировок Tesla похож на рыночные пузыри прошлых лет

С октября прошлого года бумаги компании выросли в стоимости почти в четыре раза

Фото: Fang Zhe/Zuma Press

Такой бурный рост не соответствует относительно скромным показателям Tesla, которые включают в том числе ежегодные убытки.

Однако этот рост сильно напоминает ситуацию с акциями других компаний, превратившихся в опасные пузыри. Например, бумаги Qualcomm Inc и других технологических компаний в эпоху доткомов, нефтяной сектор в 2008 году и биткоин-пузырь в 2017-м.

«Не скажу, что это потолок. Я не определял какую-то целевую цену или позицию относительно того, как сильно эти акции могут вырасти еще. Просто это очень похоже на все другие пузыри», – говорит Питер Чечини, главный стратег по рынкам финансовой компании Cantor Fitzgerald.

По его словам, взлет котировок в прошлый вторник, когда промышленный индекс Доу – Джонса вырос более чем на 400 пунктов, можно сравнить с неким «нереальным миром», где все кажется не таким, каким должно быть. Tesla при этом данный процесс возглавляет. «Рост стоимости акций – весьма символичный показатель для спекулятивного мышления», – отмечает он.

Последний этап ралли произошел сразу после публикации на позапрошлой неделе квартального отчета Tesla, когда компания раскрыла данные о рекордном количестве отгрузок в IV квартале. Суматоха среди аналитиков также способствовала росту акций, поскольку выросли целевые цены.

Похоже, что среди розничных инвесторов Tesla считается фаворитом.

По данным мобильного приложения Robinhood, которое позволяет покупать и продавать акции при помощи смартфона, на долю Tesla пришелся наибольший за последнее время прирост новых покупателей, пользующихся приложением.

У скептиков такой рост вызывает раздражение. По данным финансово-аналитической фирмы S3 Partners, несмотря на короткое покрытие за последние несколько недель, сумма ценных бумаг Tesla, проданных без покрытия, все еще составляет $14 млрд, что делает ее компанией, чьи акции наиболее часто в США торгуются без покрытия. Держатели коротких позиций занимают акции и продают их, получая прибыль в том случае, если могут выкупить их снова по более низкой цене.

«По сути это классическая, будто из учебника, ситуация с коротким сжатием, хотя и в беспрецедентно больших масштабах», – говорит Мэтт Веллер, аналитик компании Gain Capital.

Прошлой осенью продажи акций без покрытия составляли 25%. Когда цена поднялась, трейдеры были вынуждены свои акции продать, что способствовало дальнейшему росту их стоимости. Это вынудило продавать и других, что еще больше взвинтило цену», – отмечает Веллер.

Продажи без покрытия все еще составляют 13%, так что, вероятно, эта динамика сохранится. В последние несколько месяцев акции Tesla напоминают другие активы, также торговавшиеся по завышенным ценам, включая все прошлые прецеденты вплоть до пузыря «Компании Южных морей» в 1720-х годах.

В эпоху доткомов лопнули сотни фондовых пузырей, хотя мало что иллюстрирует одержимость того времени лучше, чем акции Qualcomm.

Эта компания одной из первых уловила тренд бурного роста на рынке мобильных телефонов. На всех углах аналитики кричали о том, что чипы Qualcomm – это «наилучшая технология» для рынка мобильных устройств.

В 1999 году акции компании с $5 выросли до $90 с поправкой на дробление акций.

Казалось, у компании нет конкурентов.

Впрочем, затем пузырь лопнул, экономика начала бурно развиваться и возникла конкуренция. Многие компании этого не пережили, хотя сам Qualcomm выкарабкался.

После резкого падения акции компании сегодня торгуются по цене около $88, что в сравнении с максимумами эпохи доткомов фактически означает отсутствие роста.

В нефтяном секторе в 2008 году также образовался свой собственный пузырь. Подталкиваемые растущей мировой экономикой в середине августа того года цены на нефть резко взлетели вверх. Летом 2008 года они побили рекорд, достигнув цены $145 за баррель. Такая высокая цена на нефть повсюду оказывала давление на компании и пассажиров. И без того слабая экономика обрушилась, а вслед за ней и цены на нефть.

Однако самым ярким продуктом спекуляций, пожалуй, стал биткоин-пузырь в 2017 году.

В том году криптовалюты стали чрезвычайно популярными. Но лишь немногие понимали, как они работают, и еще меньше людей использовали их на практике. Заполучить же их хотели все. С начала года биткоин торговался по цене менее $1 тыс. К декабрю его стоимость подскочила почти до $20 тыс. Впрочем, сохранялся такой расклад не слишком продолжительное время – ни один пузырь не держится долго.

Те, кому нужно рациональное объяснение, говорит Чечини, могут открыть электронную таб­лицу, ввести данные для Tesla или любой другой упомянутой компании, применить функцию, предназначенную для расчета экспоненциального роста, и построить диаграмму. А можно просто сразу увидеть спекулятивную активность.

«Конечно, все это можно объяснить при помощи математики. Но чтобы понять, насколько все это неправильно, математика не нужна», – отмечает он.

Перевод с английского языка – Танат Кожманов.

WSJ-4-1_page-0001.jpg

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif