Перейти к основному содержанию

2253 просмотра

Кайрат Саурбаев: «Мы нацелены на совершенствование услуг»

АО «КТЖ-Грузовые перевозки» перевозит грузы по всей территории Казахстана и через 16 стыковых пунктов с пятью соседними странами: Россией, Китаем, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Генеральный директор АО «КТЖ - Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев рассказал о том, как обстоят дела у главного перевозчика страны, о планах по развитию и том, для чего нужна дифференциация тарифов. 

– Насколько успешно развиваются грузоперевозки по линии АО «НК «КТЖ»?

- Только за 9 месяцев этого года по сети АО «НК «ҚТЖ» погружено 187,4 млн тонн грузов, план погрузки выполнен на 100%. Тарифный грузооборот составил 163 052 млн т-км нетто, это на 0,4% больше, чем с января по сентябрь прошлого года. 

Вырос объем перевозок в экспортном сообщении, достигнув 645 тысяч тонн. В частности, мы стали перевозить больше угля, железной руды, цветных металлов, химикатов, удобрений.

- Что повлияло на достижение этих результатов?

- Это связано с планомерным улучшением качественных показателей эксплуатационной деятельности – среднесуточной производительности грузового вагона, обороту рабочего вагона, средней участковой и технической скорости движения грузового поезда, производительности локомотива и массы поезда.

- Сейчас, в межсезонье, остро встает вопрос перевозки коммунального угля для нужд населения, на ТЭЦ страны. Как вы регулируете ситуацию?

- АО «КТЖ – Грузовые перевозки», как национальный перевозчик, ставит перевозку социально значимых грузов, таких как уголь, в приоритет, мы стараемся заблаговременно предпринимать меры по бесперебойной доставке твердого бытового топлива населению, в регионы.

Но нужно понимать, что успешное проведение отопительного сезона зависит не только от перевозчика, но и от слаженных усилий всех участников процесса.

С начала года мы призывали грузоотправителей, в том числе крупные угледобывающие предприятия, обеспечить равномерную погрузку в летние месяцы, чтобы не создавать искусственный дефицит вагонов в осенне-зимний период. Для этого мы постоянно проводили встречи с участием представителей местных исполнительных органов, заинтересованных госструктур, где обсуждалась возможность перераспределения бюджетов областей и районов на закуп угля с четвертого квартала на второй и третий.

Кроме того, в компании создан и успешно работает специальный оперативный штаб по перевозке угля, который контролирует обеспечение заявок грузоотправителей, выполнение оборота вагонов, а также мониторит остатки запаса твердого топлива на складах ТЭЦ и ГРЭС.

- Хватает ли вагонов для этих целей?

- Да, АО «НК «ҚТЖ» располагает достаточным количеством полувагонов. На территории Казахстана их зарегистрировано более 59 тысяч и 55% из них задействованы в перевозке твердого бытового топлива.

Отмечу, что за пять месяцев отопительного сезона этого года для казахстанских потребителей погружено 27 млн. тонн угля, что превышает план на 2%. 23,3 млн тонн из них – для ТЭЦ, 3,9 млн тонн - для нужд населения.

- Как обстоят дела с перевозкой казахстанского зерна и продуктов перемола в этом году?

- Здесь мы наблюдаем снижение погрузки. Так, за 9 месяцев текущего года погружено 7,1 млн тонн зерна, что ниже, чем в аналогичный период прошлого года на 9%. Погрузка муки и продуктов перемола уменьшилась на 23% к уровню 2018 года и составила 1,8 млн тонн.

Ситуация обусловлена низким урожаем по основным зерносеющим областям страны. Есть и другие объективные причины. Это переход Турции и Италии на российское зерно, а Афганистана - на пакистанское из-за невысоких цен за счет меньшего расстояния транспортировки. Сказывается также снижение спроса в странах Центральной Азии на отечественные продукты перемола из-за увеличения таможенных пошлин на транзит и ввоз по территории Узбекистана. Кроме того, в Узбекистане были открыты свои мукомольные предприятия. Но между тем, мы располагаем достаточным парком зерновозов и крытых вагонов и готовы к перевозке заявленных объемов казахстанского зерна и продуктов перемола.

- АО «НК «ҚТЖ» предлагает пересмотреть действующую дифференциацию железнодорожных тарифов по родам грузов и ввести дифференциацию тарифов по видам локомотивной тяги. С чем это связано?

- В соответствии с действующим законодательством РК железнодорожные тарифы на перевозку грузов во внутриреспубликанском и экспортно-импортном сообщениях по территории Казахстана подлежат государственному ценовому регулированию.

Сдерживание уровня железнодорожных тарифов на протяжении многих лет на перевозки массовых грузов ниже их фактической себестоимости и сегодня негативно отражается на производственно-финансовой деятельности Компании. 

Регулируемая тарифная политика является дискриминационной по отношению к перевозчику, так как основана на дифференциации железнодорожных тарифов по родам грузов.

Введение дифференциации тарифов по родам грузов позволит субсидировать возникающие убытки АО «НК «ҚТЖ» от перевозок массовых грузов (угля, железной руды, зерна, строительных материалов, химикатов, удобрения и других грузов) за счет перевозок дорогостоящих грузов (нефтяных грузов, черных и цветных металлов). Соотношение между тарифами до 4 раз, создает зависимость АО «НК «ҚТЖ» от объемов перевозок высокодоходных грузов (черные и цветные металлы, нефтепродукты и т.д.).

Формирование цен в промышленности на рыночной основе и сохранение государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте поставило его, как отрасль экономики, в неравные условия в сравнении с другими отраслями промышленности.

Снижение доходной базы продолжается до сих пор, в том числе за счет изменения структуры грузооборота, где доля грузооборота высокодоходных грузов с 2010 года по 2018 год снизилась с 23% до 12%.

Сохраняется на сегодняшний день и перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, поскольку дотации на пассажирские перевозки, выделяемые из республиканского и местного бюджетов, не покрывают затрат на их осуществление.

Нужно учитывать, что сегодня на отечественном рынке помимо АО «НК «ҚТЖ» также присутствуют в режиме пилотного проекта два частных грузовых перевозчика, а еще более 30 компаний имеют лицензии на оказание услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом. При этом частные перевозчики грузов свободны в выборе перевозимых грузов и маршрутов перевозок. Так, один частный перевозчик перевозит дорогостоящие грузы – нефтепродукты, второй частный перевозчик осуществляет перевозки только на высоко маржинальных электрифицированных маршрутах и при этом оба не несут нагрузку по кросс-субсидированию пассажирских перевозок.

Решение проблемы мы видим в проведении большой совместной работы с госорганами, с участием всех заинтересованных сторон – грузоотправителей, экспедиторов, грузополучателей – по введению дифференциации тарифов на электро- и теплотягу, по родам грузов, установке равных рыночных условий ведения бизнеса для всех перевозчиков, что в целом будет способствовать стимулированию повышения операционной эффективности и развитию транспортной отрасли страны. 

-  Сейчас много говорится о клиентоориентированности, развитии новых сервисов для грузоотправителей, экспедиторов и так далее. Какие шаги предпринимает компания в этом направлении?

- В первую очередь - это внедрение в процессы компании всех компонентов автоматизированной системы управления договорной и коммерческой работы, которая охватила все 456 станций Казахстана. На сегодняшний день по безбумажной технологии оформления перевозочных документов успешно работают порядка 37 тысяч клиентов.

Внедрение системы позволило существенно упростить процесс и оптимизировать время работы. Планирование, к примеру, сократилось с 11 часов до 5 минут во внутриреспубликанских отправках и с 2 дней до 1 часа в экспортных отправках, а переадресовка -  с 2 дней до 1 часа.

Отмечу, что за 9 месяцев 2019 года через систему обработано более 200 тысяч заявок на перевозку грузов. Мы также внедрили сервис отслеживания грузов, который предоставляет возможность клиентам получать информацию о месте нахождения вагонов и контейнеров в режиме реального времени.

В компании также действует Call-центр, где клиенты могут получить всю необходимую справочную информацию, консультации специалистов и ответы на вопросы, касающиеся услуг транспортировки грузов.

Мы планируем совершенствовать наши услуги для всех участников перевозочного процесса и дальше.

banner_wsj.gif

623 просмотра

Как коронавирус повлиял на сервисы по подписке: от игрушек для взрослых до ПО для бизнеса

Компании, предоставляющие услуги потокового телевидения и онлайн-обучения процветают, другие же массово теряют клиентов

Тематический набор по подписке от компании Heart + Honey, продающей товары для взрослых. ФОТО: HEART + HONEY

Существующая на рынке вот уже три года компания Heart + Honey продает по подписке тематические наборы для взрослых. Еще в начале марта дела компании шли в гору, однако затем американская экономика начала ощущать негативное влияние коронавируса. 16 марта, всего за один день, число отписок от услуг Heart + Honey оказалось рекордным.

Хотя благодаря последующим промо-акциям с раздачей образцов компании удалось привлечь новых клиентов, по словам основательницы Heart + Honey Невады Вулф, в сравнении с февралем количество подписчиков в марте снизилось на 12%.

«Заказов было так много, как никогда, все шло прекрасно и от этого сейчас только тяжелее», – говорит она.

За последние десять лет на формат продаж по подписке перешли самые разные компании, поставляющие буквально все: от зубных щеток до ПО для бизнеса. Однако из-за пандемии коронавируса миллионы людей потеряли работу, многие вынуждены сидеть по домам: в такое время у одних сервисов дела идут лучше, у других – хуже.

Например, сервисы потокового телевидения сейчас процветают, поскольку люди не выходят из дома и пытаются таким образом развеяться. И хотя большинство компаний не раскрывают данные по числу подписчиков, некоторые признают, что количество зрителей резко возросло. К примеру, по данным WarnerMedia (дочерней компании AT&T), зрители HBO Now стали проводить на этой платформе на 40% больше времени по сравнению со средним месячным показателем.

По данным компании Recurly Inc., предоставляющей различные услуги, включая биллинг, для тысяч компаний работающих по подписке, популярность подобного формата оплаты потокового ТВ и видеотрансляций на неделе 16 марта выросла на 32% в с сравнении с предыдущей неделей.

Индустрия онлайн-образования также сегодня отлично себя чувствует, тогда как многие традиционные школы оказались закрыты.

Количество платных подписок в этом сегменте выросло на 24,1%, сообщает Recurly.

«У людей не было выбора, им пришлось приспособиться и изменить подход к работе, учебе, покупке продуктов и других предметов первой необходимости, общению, спорту и развлечениям», – говорит Дэн Буркхарт, глава Recurly.

«Нам также нельзя забывать, что по мере усугубления ситуации с коронавирусом многие потребители, семьи и небольшие предприятия столкнулись с финансовыми трудностями», – отмечает он.

В компании Age of Learning, которой принадлежат несколько платных образовательных сервисов для детей, например, ABCmouse, говорят, что учли особенности ситуации и предприняли все необходимые меры. Так, компания зафиксировала акционную стоимость для своих сервисов, а также предложила учащимся на карантине бесплатный доступ к ним через школы и учителей.

В рамках инициативы Age of Learning по обеспечению непрерывного учебного процесса в настоящее время свыше миллиона учащихся бесплатно используют ABCmouse и другие продукты компании. И это не считая еще одного миллиона учеников, которые также бесплатно обучались по этим программам в школах, отмечают в Age of Learning. Кроме того, ранее отписавшиеся подписчики стали возвращаться со скоростью в 10 раз превышающие обычные темпы притока клиентов.

Сервисы по доставке еды по подписке также преуспевают, поскольку чиновники от здравоохранения рекомендуют населению как можно реже выходить из дома.

Стартап Freshly Inc доставляет свежеприготовленные блюда, и как говорят в компании, среди клиентов много как старых, так и новых подписчиков. По оценкам компании, в марте Freshly доставила 5 млн обедов – намного больше в сравнении с 3,5 млн доставок в феврале.

На сегодня Freshly сократила объем рекламы и больше общается с подписчиками через такие каналы, как электронная почта, отмечает Майур Гупта, директор компании по маркетингу .

«Люди напуганы, они нервничают. Меньше всего мы хотим надоедать им своими предложениями: купите то, купите это», - говорит он.

Подписки вошли в режим ожидания

Некоторые компании, особенно в индустрии развлечений, оказавшись под замком пытаются сохранить хотя бы то, что у них есть сейчас. Сеть кинотеатров Cinemark Holdings временно закрыла 345 своих кинотеатров в США и заморозила действие бонусной системы для подписчиков ее «Киноклуба». Со своей стороны Национальная баскетбольная ассоциация, которая также приостановила проведение всех игр, сделала подписку на видео-трансляции матчей League Pass бесплатной до 22 апреля.

«Одно из лучших решений для компаний в нынешней ситуации – это оперативно разработать альтернативное предложение по подписке», – говорит Гай Марион, соучредитель и исполнительный директор компании Brightback, оказывающей сервисам по подписке услуги по удержанию клиентов. Как говорят в Brightback, компания работает с сервисами, которые предлагают самые разные товары, например, продукты питания, товары для питомцев, медиа-продукты, программное обеспечение для бизнеса, а также предметы моды и стиля.

По словам Мариона, за неделю до 23 марта среднее число отписок для клиентов Brightback возросло на 50% в сравнении с началом месяца. Наибольшее число отписок пришлось на программное обеспечение как услугу для малого и среднего бизнеса, поскольку сейчас компании пытаются снизить свои расходы, отмечает он.

Компания Salesforce.com, провайдер ПО как услуги, на прошлой неделе сообщила о том, что на три месяца обеспечит представителям малого бизнеса бесплатный доступ к ряду своих продуктов. Некоторые другие продукты будут бесплатны для всех категорий бизнеса. Впрочем, представитель компании отказался говорить о том, как изменилось число подписчиков.

Главное - что в коробке

Руководители компаний, предлагающих своим клиентам тематические наборы по подписке, пока не знают, как пойдут дела дальше.

По словам директора компании God's Glory Box Джейка Тетро, пока все идет хорошо. Ежемесячно компания отправляет товары для верующих. Реклама в Facebook работает эффективнее, чем обычно, поскольку люди больше времени проводят в соцсетях, а некоторые фирмы-конкуренты вышли из борьбы за целевую аудиторию, отмечает Тетро.

Однако он не уверен, что компания сумеет сохранить этот темп.

«Мы полностью готовы к предстоящим отпискам и запросам на возврат средств, поскольку проблемы сейчас во всей экономике страны. Пока что финансовое положение большей части людей не дошло до крайности. Но как только уровень безработицы пойдет вверх, естественно, что люди задумаются о том, чтобы отказаться от многих несущественных вещей, вроде большинства сервисов подписки», - комментирует Тетро.

В компании Barkbox Inc, которая предлагает месячную подписку на лакомства и игрушки для собак, говорят, что кое-кто из подписчики уже отказался от услуг сервиса, однако в целом ситуация с отписками не намного хуже, чем год назад. Компания разрешает клиентам приостанавливать подписку до тех пор, пока они не почувствуют, что снова твердо стоят на ногах.

«Наша цель – оставаться гибкими и проявлять понимание, ведь для всех нас это пока что неизведанная территория», – говорит Мэтт Микер, исполнительный директор и соучредитель Barkbox.

В настоящее время количество подписчиков все еще растет, отмечают в компании.

«Сейчас дела идут даже лучше, чем в марте прошлого года», – комментирует Питер Камали, технический директор Barkbox, отметив при этом, что товары для домашних животных были востребованы и в период предыдущих экономических кризисов.

Тем не менее, Камали признает, что в компании «внимательно следят за развитием ситуации».

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif