Перейти к основному содержанию

393 просмотра

Доходы помогают облегчить груз проблем

Устойчивая корпоративная прибыль снижает опасения по поводу рецессии

Фото: Shutterstock

Узнав, что падение корпоративной прибыли оказалось не таким уж сильным, инвесторы вздохнули с облегчением и дали новый импульс фондовому рынку.

Хотя прибыль компаний снижается третий квартал подряд, опубликованная в прошлый четверг квартальная отчетность 75% из 342 компаний – участников индекса S&P 500, по данным FactSet, превзошла ожидания. Это даже немного больше 72%, среднего показателя за последние пять лет. Хотя ожидается, что общая прибыль компаний снизится примерно на 2,7% по сравнению с прошлым годом (с 2016 года это наиболее резкое снижение показателя), большинство аналитиков считают, что падение уже достигло дна. Они прогнозируют ускорение роста доходов в следующем году, и эти прогнозы уменьшают опасения по поводу потенциальной рецессии.

«Прибыль… она действительно лучше, чем ожидалось», – говорит Питер Вандерли, портфельный управляющий инвестиционной фирмы ClearBridge Investments, принимающий участие в управлении активами на $22 млрд. - «В результате ни разу не было момента, когда можно было сказать: «Надвигается рецессия, и она уже совсем близко», – отмечает он. 

Положительные результаты за III квартал, тем более в свете продолжающегося торгового конфликта между США и Китаем, по мнению некоторых, это очередное доказательство американской экономической мощи в сравнении с другими странами мира. Но хотя напряженность в отношениях между двумя странами в последнее время несколько ослабла, они так и не достигли окончательного соглашения, из-за чего многие инвесторы опасаются, что уже в ближайшие месяцы ситуация может ухудшиться.

В прошлый четверг эти опасения вновь вышли на передний план, вызвав снижение индекса S&P 500 на 0,3%.

 

Безымянный_95.png

После того как в пятницу был опубликован ежемесячный отчет об уровне занятости в США, инвесторы снова обратили свое внимание на состояние американской экономики. По последним данным, безработица колебалась на 50-летнем минимуме.

После публикации положительных квартальных результатов такие компании, как Intel Corp., Johnson & Johnson и United Technologies Corp., пересмотрели свои прогнозы на год в сторону повышения. Компания Intel зафиксировала рекордные квартальные доходы, что уменьшило опасения по поводу снижения спроса на ее продукты. Также Johnson & Johnson сообщила о росте продаж таких потребительских товаров, как бинты Band-Aid и Tylenol. Еще одна компания, United Technologies, тоже ожидает роста продаж.

Впрочем, со стороны ряда инвесторов звучат предупреждения о том, что ожидания на 2020 год завышены. Согласно данным FactSet, предполагается, что прибыль в I и II кварталах вырастет на 5,7 и 7,1% соответственно, а результаты последнего квартала текущего года будут относительно ровными.

В этой ситуации все больше компаний свои прогнозы по прибыли понижают. По данным FactSet, в прошлый четверг 43 компании из списка S&P 500 опубликовали негативный прогноз и лишь 17 представили прогноз позитивный.

«По сути, все мы от этого сезона отчетности ничего особенного не ожидали», – говорит Суприя Менон, старший стратег по мультиактивной торговле из Pictet Asset Management. При этом эксперт отмечает, что «проблема заключается в том, что ожидания по прибыли в следующем году все еще слишком завышены».

Нередко компаниям удается превзойти ожидания в отношении прибыли, поскольку они сами управляют такими ожиданиями и изначальная планка может быть очень низкой. Так, результаты за III квартал позволили S&P 500 впервые за три месяца достичь нового рекорда. Индекс, который в 2019 году вырос на 21,2%, в последние недели столкнулся с ограниченным торговым диапазоном, из-за чего в октябре вырос на 2%.

По словам Вандерли, он впечатлен результатами таких крупных банков, как, например, JPMorgan Chase & Co., которые продемонстрировали сильный рост и показали силу американского потребителя, являющегося ключевым драйвером роста. По мнению эксперта, в следующем году доходы корпораций будут расти.

«В течение последних шести-девяти месяцев опасения по поводу рецессии были очень сильны. Однако рост прибыли, безусловно, способствовал тому, чтобы эти страхи поутихли», – говорит Брент Шутте, главный инвестиционный стратег фирмы Northwestern Mutual Wealth Management. 

Также ослабить опасения по поводу экономики США помогли опубликованные в прошлую среду данные о росте ВВП страны с июля по сентябрь на годовом уровне в 1,9%. Это медленнее, чем во II квартале, но все равно выше ожиданий экономистов, опрошенных The Wall Street Journal.

В то же время очевидно, что укрепление американского доллара, замедление экономического роста в мире и торговый конфликт США и Китая оказывают серьезное давление на компании, и прежде всего на те из них, которые в значительной степени зависят от зарубежного бизнеса.

«Компании, которые в большей степени ориентированы на внутренний рынок США, чувствуют себя неплохо», – говорит Ханс Олсен, главный инвестиционный специалист фирмы Fiduciary Trust Co., под управлением которой находятся активы на $7 млрд. «Тем же, кто ведет бизнес за границей, действительно приходится несладко… По всему миру наблюдается снижение экономического роста», – отмечает он.

Компании из списка S&P 500 с относительно высокой международной долей бизнеса демонстрируют результаты хуже, чем компании, которые в основном зарабатывают внутри США. По данным FactSet, те организации, которые получают в США менее 50% своего дохода, могут потерять в прибыли до 7,4% и в доходах – до 2,2%. Для сравнения: те, кто более половины доходов генерируют в США, могут рассчитывать на более стабильную прибыль и рост доходности на 4,9%.

Ford Motor Co. и Caterpillar Inc. оказались среди компаний, подверженных потрясениям из-за сложной ситуации в мировой экономике. Квартальные результаты Ford превзошли оценки, однако руководство фирмы заявило, что негативная ситуация в Китае плохо отразится на прибыли, и снизило прогноз на год. Топ-менеджмент Caterpillar также утверждает, что экономическая неопределенность в мире негативно отражается на прибыли компании.

«Нас не устраивает положение компании в Китае, и наша команда изо всех сил стремится к тому, чтобы вновь обеспечить рост прибыли на этом важном для нас рынке», – заявил 23 октября исполнительный директор Ford Джеймс Хакетт.

Противоположный пример демонстрирует корпорация Microsoft, которая благодаря сильным позициям в облачных вычислениях и тому, что более половины своего дохода получает в США, по данным FactSet, зафиксировала прибыль на акцию и доход на уровне выше ожиданий аналитиков.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

862 просмотра

Почему инвесторы выдвигают новые требования к технологическим стартапам

Uber, DoorDash и им подобные должны сосредоточиться на прибыли, а не на привлечении клиентов, считают они

Postmates недавно раздала скидочные купоны в $100 на доставку для новых клиентов. Фото: Heather Somerville / The Wall Street Journal

Многие технологические стартапы пытаются привлечь новых клиентов через скидки и подарки, в числе которых и бесплатная доставка обедов, и косметика за $3, и выгодные поездки на такси. Но этот подход больше не пользуется популярностью у инвесторов – они теряют терпение, ведь компании, предлагающие эти скидки, не добились успехов в получении прибыли.

В последние десять лет на рынке произошел настоящий бум субсидируемых венчурным капиталом продуктов и услуг, так как инвесторы наперегонки пытались найти нового гиганта – производителя потребительских технологий. Предполагалась следующая схема: в лидера рынка компания вырастает за счет аудитории постоянных клиентов, привлеченных выгодными сделками в мобильном приложении. Как только компания станет достаточно крупной, прибыль потечет рекой и субсидии можно сворачивать.

Теперь инвесторы в стартапы переосмысливают такой подход. Этому способствует год негативных результатов технологических компаний, которые в значительной степени субсидировались венчурным капиталом. И теперь инвесторы и члены правления давят на такие компании, требуя, чтобы они нашли более рентабельную бизнес-модель, говорят специалисты по технологическим сделкам и основатели стартапов.

Инвесторы хотят, чтобы стартапы стали меньше использовать привлеченный капитал на покрытие расходов, на скидки для клиентов. Эти пожелания касаются, например, стартапа электронной коммерции Brandless, который продает товары для дома и красоты дешевле стоимости доставки, сервисов такси Uber и Lyft, предлагающих поездки со скидкой, и службы доставки еды Postmates, которая предложила купоны со скидкой в $100 на доставку.

«Пузырь субсидирования для привлечения нового капитала лопнул, – заявил Уэсли Чан, управляющий директор компании FelicisVentures. – Приходит осознание того, что субсидии часто приводят к катастрофе для стартапов, которые на них полагаются».

Служба доставки еды DoorDash, Uber, Lyft и WeCo (материнская компания коворкингового сервиса WeWork) в 2019 году в общей сложности потеряли свыше $13 млрд. Все эти компании стали лидерами отрасли после того, как привлекли миллиарды долларов инвестиций на субсидирование своих расходов. Но ни один из этих стартапов не приносит прибыли.

«Вы можете добиться роста искусственно, но вы не можете искусственно добиться прибыли», – заявил Райан Кулп, который прежде работал в отрасли венчурного капитала, а теперь руководит маркетинговым стартапом Fomo.

Компания DoorDash из Сан-Франциско за последние два года привлекла почти $2 млрд и использовала этот капитал, чтобы расширить свою географию с 600 городов в 2018 году до более чем 4 тыс. городов в 2019 году, заявил осведомленный источник. Но, по его словам, около 75% рынков DoorDash не приносят прибыли.

По данным аналитической фирмы SecondMeasure, DoorDash является лидером на американском рынке доставки еды с долей в 37%. DoorDash осуществляет бесплатную доставку по небольшому проценту заказов, говорит источник, а рестораны – партнеры компании покрывают убытки по другим бонусам для клиентов частично или полностью.

DoorDash нарастила свой рынок несмотря на то, что некоторые члены совета директоров призывали сосредоточиться на получении прибыли с каждого покупателя, рассказывает другой источник. По его словам, ожидается, что в 2019 году DoorDash понесет убытки примерно в $450 млн. В презентации для инвесторов 2015 года (The Wall Street Journal делал ее обзор) компания прогнозировала, что в конце 2018 года достигнет валовой годовой прибыли в $450 млн.

«Четыре года назад (больше половины жизни компании) у нас было примерно 100 сотрудников и мы работали менее чем в пяти штатах, – заявил представитель компании. – С тех пор мы помогли сотням тысяч продавцов привлечь миллионы покупателей».

В 2020 году DoorDash планирует выйти на IPO, говорят люди, знакомые с планами компании по первичному размещению. При этом публичные рынки не слишком благосклонны к аналогичным сервисам, например, акции Grubhub торгуются на 30% ниже, чем год назад. Президент и финансовый директор Grubhub Адам Девитт обвиняет в этом безудержные субсидии со стороны конкурентов, которые «проникают повсюду явно и неявно». Из-за них компания была вынуждена перейти на менее прибыльные стратегии, например сотрудничать с ресторанами, которые не платят за то, чтобы высвечиваться в приложении Grubhub.

«В итоге потребитель видит цену, которая не является рентабельной», – сказал Девитт о своих конкурентах.

Служба доставки Postmates планировала IPO на первую половину 2019 года и уже даже подала заявку, но отложила задуманное на фоне ценовой войны с конкурентами.

Большинство заказов Postmates приносит прибыль, так как основная часть ресторанов платит комиссию за пользование ее услугами, заявляют в компании. Эти сборы, как правило, покрывают расходы на водителей доставки и позволяют Postmates удерживать цену на доставку на весьма низком уровне в 99 центов.

Служба проката автомобилей ShareNow в декабре 2019 года объявила, что с февраля 2020 года прекратит работу в Северной Америке и в некоторых городах Европы и больше не будет предлагать на этих рынках прокат машин по цене 30 центов в минуту. ShareNow сосредоточится на тех европейских рынках, где компания видит наилучший потенциал для прибыльного роста. Об этом заявил Майкл Кун, старший менеджер DaimlerMobility, которая владеет ShareNow совместно с BMW.

Прошлой осенью приложение для аренды автомобилей Fair увеличило первоначальный взнос для клиентов с пары сотен долларов до нескольких тысяч. Как говорят бывшие сотрудники компании, Fair переплатила за автомобили, а потом сдавала их в аренду со скидкой.

Fair могла предлагать клиентам такие скидки благодаря инвесторам, включая SoftBankGroup, которая в конце 2018 года профинансировала Fair более чем на $380 млн. Большую часть этих денег, по словам бывших работников, Fair потратила менее чем за год.

Представитель Fair сказал, что компания намеренно отталкивает клиентов с помощью высоких цен, так как реструктурирует свой бизнес, чтобы найти более рентабельную модель. Компания намерена возобновить аренду с более низким первоначальным взносом в начале 2020 года. 

Но даже с более критичным отношением со стороны инвесторов субсидии никуда не исчезнут. Индустрия венчурного капитала сейчас может предложить больше денег, чем когда-либо, а процентные ставки остаются на исторически низком уровне. Так что многие инвесторы захотят вложиться в частные технологические компании даже невзирая на то, что те полагаются на частные средства, чтобы платить по счетам и предлагать крупные скидки.

Инвесторы охотно субсидировали компании из-за «большого обмана рынка» – так происходящее назвали почетный профессор Брэд Корнелл из Калифорнийского университета в Лос-Анд­желесе и профессор Асват Дамодаран из Нью-Йоркского университета.

Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи, например, публично сравнил свою компанию с Amazon и заявил, что Uber станет поставщиком услуг на всех видах транспорта по умолчанию. Президент Lyft Джон Циммер публично заявил, что его компания завоюет большую часть рынка США путем создания транспортного «суперприложения».

В заявке на IPO Uber оценила свои рыночные возможности на $6 трлн – это стоимость пробега всех личных автомобилей и общественного транспорта во всем мире. WeWork разрекламировала оценку своих рыночных возможностей в $3 трлн. DoorDash в презентации для инвесторов 2015 года оценила свой общий адресуемый рынок в $275 млрд – примерно во столько оценивается индустрия еды на вынос в США.

Но в этих оценках не учтено противодействие со стороны регуляторов и предложение практически идентичных продуктов со стороны конкурентов. Есть и другая проблема: привлечение новых клиентов в бизнес, который уже не является прибыльным, не означает, что он неожиданно начнет приносить прибыль.

«В теории у вас может быть бесконечное число клиентов, и вы все равно никогда не выйдете на прибыль», – указал Дэниел Маккарти, доцент маркетинга в Университете Эмори и соучредитель исследовательской фирмы ThetaEquityPartners.

Uber существует уже десять лет. Но и в первом, и во втором, и в третьем кварталах 2019 финансового года компания потратила на дополнительные меры стимулирования водителей больше, чем по сравнению с годом ранее. В результате расходы на привлечение водителей превысили прибыли от поездок. Однако сейчас компания начала ограничивать эти расходы.

Uber и Lyft сказали, что в 2021 году они начнут приносить прибыль до учета процентов, налогов, износа и амортизации. Почти весь прошлый год компании демонстрировали поквартальный рост прибыли за поездку. Хотя обе компании призывали к более целесообразному ценообразованию по отрасли, они не торопились повышать цены и отменять скидки.

«По мере того как сдувается пузырь субсидий, цены начинают расти, – говорит Джавад Миан, главный редактор StrayReflections, инвестиционного издания для хедж-фондов и управляющих активами. – Многие из этих компаний не смогут достичь целей, необходимых для нового раунда финансирования при более высокой оценке».

Еще один пример – компания Brandless из Сан-Франциско, которая предлагает своим покупателям все – от органического кокосового масла и обеденных тарелок до лавандового мыла для рук за $4 или меньше за штуку. Этот стартап интернет-торговли привлек почти $300 млн венчурных инвестиций. Сейчас, заявил представитель компании, Brandless переходит на более высокодоходные товары, например блендеры за $180. Также компания приостановила расходы на маркетинг в течение летнего периода. Ее продажи по состоянию на август 2019 года снизились примерно вдвое по сравнению с годом ранее.

«Если люди могут себе это позволить, не значит, что они будут платить», – резюмировал Райан Кулп из маркетинговой фирмы Fomo.

pochemu-investory-vydvigayut-novye-trebovaniya-k-tekhnologicheskim-startapam.png

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance