Перейти к основному содержанию

1349 просмотров

БРК оседлает ветер

Первый профинансированный БРК ветропарк уже продает электроэнергию

Фото: БРК

Возобновляемые источники энергии – одна из наиболее привлекательных инвестиционных ниш в Казахстане в последние несколько лет. Ключевым игроком на этом поле является Банк Развития Казахстана (БРК, «дочка» Холдинга «Байтерек»), который расширяет кредитный портфель финансируя «зеленые» проекты казахстанской электроэнергетики. 

В окрестностях села Костомар, в 40 километрах от Нур-Султана, в этом году была запущена первая очередь ветровой электростанции «Астана EXPO-2017» мощностью 50 МВт, реализацию которой осуществляет ТОО «ЦАТЭК Green Energy» (ЦАТЭК Грин Энерджи). Первый пусковой комплекс позволит выработать 170 млн кВт*ч в год. В следующем году планируется запустить вторую очередь аналогичной мощности. Проект позволит сократить выбросы парниковых газов на 230 тыс. тонн в год.

Компания «ЦАТЭК Green Energy» была создана в 2014 году специально для реализации проектов в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Строительным работам и установке ветрогенераторов предшествовал большой объем работ.

Директор компании «ЦАТЭК Green Energy» (ЦАТЭК Грин Энерджи) Едил Сарыев отметил, что сначала в центре полученного в 2015 году земельного участка площадью 1000 га была установлена метеорологическая мачта высотой 100 метров. С её помощью на протяжении более двух лет проводились замеры скорости, направлений ветра, давления, температуры и других климатических показателей. 

Сарыев.jpg

«На основании этого мы поняли, как правильно разместить ветровую станцию, чтобы она вырабатывала максимальный объем электрической энергии. Таким образом, если мы говорим о двух пусковых комплексах общей мощностью 100 МВт, то наша территория составляет порядка 119 га. Что такое 119 га? Это поле, которое никаким образом не огорожено, и мы даем возможность близлежащим населенным пунктам производить выпас скота», - подчеркнул Едиль Сарыев.

Остановка и ввод в работу турбин по отдельности, либо ветропарка в целом а также  управление повышающей подстанцией 220/35/10 кВ производится из здания административно-бытового комплекса. Приборы комплекса позволяют мониторить и контролировать весь технологический процесс по производству электрической энергии ветровой электростанцией.

На территории ветропарка для обеспечения водой производственных объектов  смонтированы две водозаборные скважины. 

Во время строительства станции в разные периоды было задействовано около 300 специалистов, начиная от операторов погрузчиков и заканчивая инженерами по монтажу турбин. 

«На этапе строительства было задействовано порядка 130 единиц тяжелой техники, включая краны для установки турбин на 400 и 750 тонн. После ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса нами создано пятнадцать рабочих мест. По мере выхода ветровой электростанции на проектную мощность, мы увеличим штатную численность до 19 человек. Ввод электростанции в эксплуатацию также окажет поддержку местному акимату в виде налоговых отчислений», - отметил Сарыев. 

Помимо этого, на базе административно-бытового комплекса планируется создать центр исследования энергии. «Мы хотели бы привлечь внимание не только экспертов, но также обучить подрастающее поколение бережному отношению к природе, как правильно конвертировать возобновляемые источники энергии и заставить работать окружающую среду на благо человечества», - сказал он. 

Для развития относительно нового для Казахстана направления потребовались люди нового поколения, которые получили образование за рубежом.

«На сегодняшний день у нас в оперативном штабе находится 11 человек. Это и бухгалтеры, и финансисты, и технические специалисты, и другие высококвалифицированные сотрудники. При этом большая часть из них – это выходцы из «Болашака». Мы все обучались по программе «Болашак». Сейчас мы принесли в Казахстан тот опыт, которые получили за границей», - сообщил Сарыев. 

_OLT9220.jpg

Первая очередь ветропарка представлена 15 турбинами производства Vestas – мирового лидера по выпуску ветровых агрегатов. Мощность каждой турбины – 3,3 МВт с режимом мощности 3,45 МВт, высота турбины – 84 метра, диаметр ротора (ветроколеса) – 112 метров. На каждой мачте расположено три лопасти длиной 55 метров. Размеры турбин и неразборность лопастей создали трудности при доставке их из Дании, Германии и Испании в Нур-Султан. До столицы Казахстана их доставили на барже через Турцию и Черное море, Волго-Донский канал и в районе порта Самара перегрузили на наземный транспорт, который под конвоем привез их в пригород Нур-Султана. Доставка растянулась на более чем шесть тысяч километров – проект оказался самым протяженным в мире по протяженности доставки турбин!

«В ближайшее время будем подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса на рекорд по доставке наших турбин», - сказал Сарыев.

Каждая турбина генерирует электроэнергию при скорости ветра от 3 до 25 метров в секунду (среднегодовая скорость ветра в районе ветропарка составляет 7,9 метров в секунду). 

«Наш ветропарк начинает генерировать первые зеленые кВт*ч при скорости ветра три метра в секунду и прекращает выработку при порывах свыше 25 метров в секунду. При этом на номинальный режим станция выходит при скорости ветра 12 метров в секунду», - отметил Сарыев.

Сразу после запуска первой очереди рядом с ней было начато строительство второй очереди. При этом на турбинах второй очереди лопасти будут длиннее, диаметр ротора составит 117 метров. Компания планирует ввести в строй второй пусковой комплекс на 50 МВт во второй половине следующего года, что позволит довести общую мощность до 100 МВт. 100 МВт, к примеру, достаточно для покрытия потребности в электроэнергии трех Аршалынских районов Акмолинской области, или более 10 тыс. домов. 

Напомним, в настоящее время доля ВИЭ в энергосистеме страны составляет около 1,3%, но Казахстан планирует довести этот показатель до 3% в 2020 году, 10% - в 2030 году и 50% - в 2050 году.

Гарантия на поставленное для электростанции оборудование составляет два года. Благодаря заключенному долгосрочному контракту помимо поставки оборудования Vestas обеспечивает выполнение сервисных работ на станции, как промежуточных по техническому обслуживанию, так и аварийных. Для этого на территории ветропарка находится 2 иностранных специалиста и 4 специалиста из РК, прошедших специальное обучение на базе Vestas за рубежом. 

На начало октября станция выработала более 20 млн кВт*ч. Ветропарк подключен к сетям системного оператора АО «KEGOC», куда сразу и поступает вся вырабатываемая энергия. Единственным покупателем электрической энергии является  ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» . 

Что касается финансирования, то стоимость первой очереди электростанции составила 45 млрд тенге. «ЦАТЭК Green Energy» вложила менее 30% этой суммы, остальное было привлечено у АО «Банк Развития Казахстана» (БРК) и его дочерних структур. 

Старший банкир Дирекции по работе с клиентами Банка Развития Казахстана Айжан Битебаева отметила, что энергетика, включая возобновляемые источники энергии, является одним из приоритетных направлений финансирования для банка. 

Айжан Битебаева_1.jpg

«Финансирование по данному проекту было открыто в декабре 2017 года. Стоимость проекта составляет 45 млрд тенге, при этом банком предоставлена кредитная линия на сумму 30,5 млрд тенге. Срок финансирования составляет 10,5 лет, ставка вознаграждения 12,58% годовых. Мы профинансировали пока первый пусковой комплекс. На сегодняшний день также одобрена вторая очередь данного проекта», - сказала она.

Также в финансировании участвовали дочерние организации банка: АО «БРК-Лизинг» и DBK Equity Fund (дочерняя структура АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Казына Капитал Менеджмент»). 

«В рамках реализации проекта предоставлено также лизинговое финансирование от компании «БРК-Лизинг». Финансировалась подстанция этого проекта, также привлечено долевое финансирование от DBK Equity Fund», - сказала Айжан Битебаева. 

Пока БРК реализовал четыре проекта в ВИЭ, но каждый из них находится в разных сегментах – Ветер, вода и солнце.

Партнерский материал

1058 просмотров

Bek Air использовала поддельные сертификаты об обучении пилотов

Авиационная администрация Казахстана завершила внеплановую проверку компании

Фото: Shutterstock.com

Авиакомпания Bek Air использовала поддельные сертификаты об обучении пилотов для получения допуска на тип воздушного судна, составляла фиктивные документы о выполнении технического обслуживания самолетов. Об этом сообщили в комитете гражданской авиации МИИР РК.

Также в КГА сообщили, что по итогам проверки дополнительно выявлено множество других существенных нарушений и недостатков, которые являются основанием для приостановления действия сертификатов авиакомпании. 

Bek Air не указала реальную причину авиационного инцидента, произошедшего 25.12.2019 г. с воздушным судном Фоккер-100 UP-F1017.

«После вылета с Международного аэропорта Нур-Султан по направлению города Шымкент командир судна обнаружил отказ гидросистемы №1 в связи с полным вытеканием гидрожидкости, что приводит к отказу выпуска закрылок, управлением передней стойки шасси, руля высоты, элеронов, реверсов и других оборудований в полете. Несмотря на критическую ситуацию, командир судна продолжил полет, используя аварийную гидросистему №2, и после приземления в аэропорту Шымкента диспетчеру управления воздушным движением сообщил недостоверную информацию как отказ управления передней стойки шасси», – говорится в сообщении КГА.

Кроме того, авиакомпания выдавала пилотам формальные сертификаты об окончании курса переподготовки по авиационной безопасности и перевозкам опасных грузов. При проверке выяснилось, что на момент проведения занятий и сдачи тестирования по предмету они находились на полётном задании в других регионах страны.

«Выявлены факты подделки двумя пилотами авиакомпании сертификатов переобучения на тип воздушного судна Фоккер 70/100. При обучении в учебном центре Латвии они не смогли сдать практический экзамен, в связи с чем им выдали лишь сертификат о прослушивании курса, который не дает им право получить допуск на управление указанным типом судна. Для получения соответствующей отметки о допуске в лицензии пилота они предоставили в уполномоченный орган фиктивный сертификат об успешном завершении курса. Учебный центр подтвердил факт фальсификации сертификатов.
В настоящее время решается вопрос об отзыве свидетельства авиационного персонала», – говорится в сообщении.

В КГА отметили, что Bek Air не имеет действующего контракта на поддержку от завода-изготовителя авиационных двигателей Rolls Royce. К тому же в нарушение Руководства по инженерным процедурам эксплуатационные данные авиационных двигателей не отправлялись заводу-изготовителю для их обработки, также они не обрабатывались Bek Air самостоятельно. Таким образом, авиакомпания не проводила мониторинг состояния авиационных двигателей, соответственно, не владела информацией об их надежности и рисках отказа в полете.

Также по итогам проверки стало известно, что авиакомпания самостоятельно, без утверждения уполномоченным органом, присваивала инженерам категории допуска, а также инженерам, не имеющим соответствующего допуска, позволяла проводить технические и эксплуатационные работы на воздушных судах.

«Выявлен факт фиктивного составления документа о техническом обслуживании самолета Фоккер-100 UP-F1014 двумя инженерами авиакомпании в аэропорту города Алматы. На день выполнения этих работ борт выполнял полеты на территории Афганистана. Результаты внеплановой проверки деятельности АО «Бек Эйр» Авиационной администрацией Казахстана направлены в авиакомпанию», – говорится в сообщении.

В КГА добавили, что авиакомпания в течение 10 дней должна будет предоставить в Авиационную администрацию Казахстана план корректирующих действий по устранению всех нарушений. В случае если нарушения не будут устранены в течение шести месяцев, сертификат эксплуатанта и сертификаты летной годности будут отозваны.

Напомним, пассажирский самолет Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр» потерпел крушение 27 декабря 2019 года (07.22, рейс №Z2100 по направлению Нур-Султан – Алматы) близ Алматы сразу после взлета. В результате крушения погибли 12 человек, в том числе командир экипажа, пострадали 49 человек. На борту воздушного судна находились 93 пассажира и пять членов экипажа. 28 декабря в Казахстане был объявлен общенациональный траур. В МВД Казахстана сообщили, что в качестве трех основных причин авиакатастрофы рассматривались техническая неисправность самолета, возможные ошибки при пилотировании и работа навигационных служб. Потерпевший крушение самолет был выпущен в Нидерландах 9 апреля 1996 года. Авиакомпания имеет десять самолетов Fokker-100 в конфигурации до 108 кресел, в том числе девять с действующим сертификатом летной годности.

Комиссия, расследующая причины крушения самолета Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр», оставила одну причину – обледенение воздушного судна.

27 декабря 2019 года сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании «Бек Эйр» были приостановлены Авиационной администрацией Казахстана. Согласно ААК, у Bek Air выявили две основные проблемы, касающиеся летной годности авиакомпании. Установлено, что Bek Air не смогла контролировать поддержание летной годности воздушного флота путем полного и надлежащего ведения учета.

Компания Bek Air снимала компоненты с одного воздушного судна на другое, из-за чего возникали проблемы с регистрацией часов эксплуатации.

Согласно сведениям Национального реестра бизнес-идентификационных номеров, ТОО «BEK AIR» зарегистрировано 12 мая 2011 года. Руководителем являлся Монахов Владимир Михайлович, учредителем – Жаркимбаев Сакен Токпаевич. 18 апреля 2017 года произведена перерегистрация в связи со сменой учредителя (Шуленбаев Дамир Маратович). С начала деятельности трижды произведена смена руководителя: 29 августа 2013 года – Жумасултанова Айгуль Файзуллаевна, 18 июля 2016 года – Жумасултанова Дина Нурлановна, 25 апреля 2019 года – Бияхметов Рустам Ильясович.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif