1663 просмотра

БРК оседлает ветер

Первый профинансированный БРК ветропарк уже продает электроэнергию

Фото: БРК

Возобновляемые источники энергии – одна из наиболее привлекательных инвестиционных ниш в Казахстане в последние несколько лет. Ключевым игроком на этом поле является Банк Развития Казахстана (БРК, «дочка» Холдинга «Байтерек»), который расширяет кредитный портфель финансируя «зеленые» проекты казахстанской электроэнергетики. 

В окрестностях села Костомар, в 40 километрах от Нур-Султана, в этом году была запущена первая очередь ветровой электростанции «Астана EXPO-2017» мощностью 50 МВт, реализацию которой осуществляет ТОО «ЦАТЭК Green Energy» (ЦАТЭК Грин Энерджи). Первый пусковой комплекс позволит выработать 170 млн кВт*ч в год. В следующем году планируется запустить вторую очередь аналогичной мощности. Проект позволит сократить выбросы парниковых газов на 230 тыс. тонн в год.

Компания «ЦАТЭК Green Energy» была создана в 2014 году специально для реализации проектов в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Строительным работам и установке ветрогенераторов предшествовал большой объем работ.

Директор компании «ЦАТЭК Green Energy» (ЦАТЭК Грин Энерджи) Едил Сарыев отметил, что сначала в центре полученного в 2015 году земельного участка площадью 1000 га была установлена метеорологическая мачта высотой 100 метров. С её помощью на протяжении более двух лет проводились замеры скорости, направлений ветра, давления, температуры и других климатических показателей. 

Сарыев.jpg

«На основании этого мы поняли, как правильно разместить ветровую станцию, чтобы она вырабатывала максимальный объем электрической энергии. Таким образом, если мы говорим о двух пусковых комплексах общей мощностью 100 МВт, то наша территория составляет порядка 119 га. Что такое 119 га? Это поле, которое никаким образом не огорожено, и мы даем возможность близлежащим населенным пунктам производить выпас скота», - подчеркнул Едиль Сарыев.

Остановка и ввод в работу турбин по отдельности, либо ветропарка в целом а также  управление повышающей подстанцией 220/35/10 кВ производится из здания административно-бытового комплекса. Приборы комплекса позволяют мониторить и контролировать весь технологический процесс по производству электрической энергии ветровой электростанцией.

На территории ветропарка для обеспечения водой производственных объектов  смонтированы две водозаборные скважины. 

Во время строительства станции в разные периоды было задействовано около 300 специалистов, начиная от операторов погрузчиков и заканчивая инженерами по монтажу турбин. 

«На этапе строительства было задействовано порядка 130 единиц тяжелой техники, включая краны для установки турбин на 400 и 750 тонн. После ввода в эксплуатацию первого пускового комплекса нами создано пятнадцать рабочих мест. По мере выхода ветровой электростанции на проектную мощность, мы увеличим штатную численность до 19 человек. Ввод электростанции в эксплуатацию также окажет поддержку местному акимату в виде налоговых отчислений», - отметил Сарыев. 

Помимо этого, на базе административно-бытового комплекса планируется создать центр исследования энергии. «Мы хотели бы привлечь внимание не только экспертов, но также обучить подрастающее поколение бережному отношению к природе, как правильно конвертировать возобновляемые источники энергии и заставить работать окружающую среду на благо человечества», - сказал он. 

Для развития относительно нового для Казахстана направления потребовались люди нового поколения, которые получили образование за рубежом.

«На сегодняшний день у нас в оперативном штабе находится 11 человек. Это и бухгалтеры, и финансисты, и технические специалисты, и другие высококвалифицированные сотрудники. При этом большая часть из них – это выходцы из «Болашака». Мы все обучались по программе «Болашак». Сейчас мы принесли в Казахстан тот опыт, которые получили за границей», - сообщил Сарыев. 

_OLT9220.jpg

Первая очередь ветропарка представлена 15 турбинами производства Vestas – мирового лидера по выпуску ветровых агрегатов. Мощность каждой турбины – 3,3 МВт с режимом мощности 3,45 МВт, высота турбины – 84 метра, диаметр ротора (ветроколеса) – 112 метров. На каждой мачте расположено три лопасти длиной 55 метров. Размеры турбин и неразборность лопастей создали трудности при доставке их из Дании, Германии и Испании в Нур-Султан. До столицы Казахстана их доставили на барже через Турцию и Черное море, Волго-Донский канал и в районе порта Самара перегрузили на наземный транспорт, который под конвоем привез их в пригород Нур-Султана. Доставка растянулась на более чем шесть тысяч километров – проект оказался самым протяженным в мире по протяженности доставки турбин!

«В ближайшее время будем подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса на рекорд по доставке наших турбин», - сказал Сарыев.

Каждая турбина генерирует электроэнергию при скорости ветра от 3 до 25 метров в секунду (среднегодовая скорость ветра в районе ветропарка составляет 7,9 метров в секунду). 

«Наш ветропарк начинает генерировать первые зеленые кВт*ч при скорости ветра три метра в секунду и прекращает выработку при порывах свыше 25 метров в секунду. При этом на номинальный режим станция выходит при скорости ветра 12 метров в секунду», - отметил Сарыев.

Сразу после запуска первой очереди рядом с ней было начато строительство второй очереди. При этом на турбинах второй очереди лопасти будут длиннее, диаметр ротора составит 117 метров. Компания планирует ввести в строй второй пусковой комплекс на 50 МВт во второй половине следующего года, что позволит довести общую мощность до 100 МВт. 100 МВт, к примеру, достаточно для покрытия потребности в электроэнергии трех Аршалынских районов Акмолинской области, или более 10 тыс. домов. 

Напомним, в настоящее время доля ВИЭ в энергосистеме страны составляет около 1,3%, но Казахстан планирует довести этот показатель до 3% в 2020 году, 10% - в 2030 году и 50% - в 2050 году.

Гарантия на поставленное для электростанции оборудование составляет два года. Благодаря заключенному долгосрочному контракту помимо поставки оборудования Vestas обеспечивает выполнение сервисных работ на станции, как промежуточных по техническому обслуживанию, так и аварийных. Для этого на территории ветропарка находится 2 иностранных специалиста и 4 специалиста из РК, прошедших специальное обучение на базе Vestas за рубежом. 

На начало октября станция выработала более 20 млн кВт*ч. Ветропарк подключен к сетям системного оператора АО «KEGOC», куда сразу и поступает вся вырабатываемая энергия. Единственным покупателем электрической энергии является  ТОО «Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии» . 

Что касается финансирования, то стоимость первой очереди электростанции составила 45 млрд тенге. «ЦАТЭК Green Energy» вложила менее 30% этой суммы, остальное было привлечено у АО «Банк Развития Казахстана» (БРК) и его дочерних структур. 

Старший банкир Дирекции по работе с клиентами Банка Развития Казахстана Айжан Битебаева отметила, что энергетика, включая возобновляемые источники энергии, является одним из приоритетных направлений финансирования для банка. 

Айжан Битебаева_1.jpg

«Финансирование по данному проекту было открыто в декабре 2017 года. Стоимость проекта составляет 45 млрд тенге, при этом банком предоставлена кредитная линия на сумму 30,5 млрд тенге. Срок финансирования составляет 10,5 лет, ставка вознаграждения 12,58% годовых. Мы профинансировали пока первый пусковой комплекс. На сегодняшний день также одобрена вторая очередь данного проекта», - сказала она.

Также в финансировании участвовали дочерние организации банка: АО «БРК-Лизинг» и DBK Equity Fund (дочерняя структура АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Казына Капитал Менеджмент»). 

«В рамках реализации проекта предоставлено также лизинговое финансирование от компании «БРК-Лизинг». Финансировалась подстанция этого проекта, также привлечено долевое финансирование от DBK Equity Fund», - сказала Айжан Битебаева. 

Пока БРК реализовал четыре проекта в ВИЭ, но каждый из них находится в разных сегментах – Ветер, вода и солнце.

Партнерский материал

banner_wsj.gif

122 просмотра

Как телеком-операторы завоевывают доверие клиентов

Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Фото: Pixabay

Любой телекоммуникационный оператор мечтает о том, чтобы его абонентская база стабильно прирастала в объеме за счет превышения прихода новых абонентов над оттоком действующих. При этом снизить отток до абсолютного ноля – это утопия, а вот сократить этот отток в разы на казахстанском рынке оказалось вполне возможно. Для этого было достаточно всего лишь гарантировать потребителю услуг стабильность.

Начиная с 2019 года в базе нашей компании наблюдается постепенное и стабильное снижение объемов оттока абонентов. При этом ранее АО «Казахтелеком» ежегодно наблюдало сезонный тренд по росту оттока абонентов – физических лиц в январе-феврале, однако в текущем году впервые за последние 10 лет в этот период не было зафиксировано всплеска оттока абонентов. Более того, по итогам первого полугодия мы ожидаем снижения суммарного оттока пользователей наших основных услуг на 39%.

Причины сезонного оттока

Прежде чем аргументировать наши ожидания, сначала поясним, с чем связана традиционная сезонность оттока. Дело, на мой взгляд, даже не в снижении платежеспособности населения, изрядно потратившегося на новогодние праздники. Люди просто привыкли к тому, что именно в постновогодний период в стране происходит повышение тарифов – и массированный отток абонентов, наблюдавшийся в эти два месяца, являлся отчасти ответной реакцией потребителя на поведение рынка.

Форма этой протестной реакции была проста: она выражалась в принципиальном отказе от покупок или от дальнейшего сотрудничества с поставщиком тех или иных услуг. При этом зачастую под раздачу попадали и те поставщики товаров и услуг, которые свои тарифы не повышали, – потребитель просто демонстративно затягивал пояс в отношении всего рынка. И, надо признать, такая потребительская позиция отчасти способствовала дальнейшему снижению цен за счет падения спроса.

Другой вопрос, что с этим делать тем производителям и компаниям, тарифы на товары и услуги которых в постновогодний период не повышаются, но которые страдают от затягивания потребительских поясов не меньше, чем конкуренты, поднявшие цены? Очевидно, что нужно было выходить на рынок с каким-то внятным и взаимовыгодным для компании и ее клиента предложением, ценность которого перевешивала бы январские абонентские настроения «отморозить уши назло маме», то есть отказаться от выгодного предложения просто из принципа «экономлю на всем».

Чего хотят клиенты 

Первоначально нужно было понять, чего хочет клиент телеком-сектора от своего оператора в плане тарифной составляющей. И здесь нам пригодилось живое общение с нашей клиентурой, в ходе которого мы пришли к неожиданному для себя выводу: абонента интересует не столько то, какую сумму он будет платить ежемесячно, сколько то, что он получит за свои деньги и на какой гарантированный (понятие «гарантированный» здесь, пожалуй, ключевое) срок.

К этому выводу нас подтолкнула работа с клиентами в офисах: сотрудники утверждали, что при подборе тарифных планов для абонентов наиболее выгодными предложениями они считают не более низкие по абсолютной цене, а содержащие в себе целый набор услуг – и за счет этого «опта» позволяющие снижать стоимость каждой услуги отдельно. То есть абонент в принципе готов платить за пакет больше, чем за отдельную наиболее востребованную им услугу, в том случае, если он уверен в оптимальном и справедливом сочетании параметров пакета услуг и тарифов на него.

Однако и это еще не все поведенческие особенности наших клиентов, которые удалось установить в ходе живого общения. Мы обратили внимание на то, что абсолютно все заключающие с нами пакетные предложения люди в обязательном порядке интересуются стабильностью этих пакетов. Поскольку с их стороны в обязательном порядке звучали вопросы типа: «Как долго будут действовать эти условия?», «Не отменят ли данную акцию?», «Не поднимутся ли тарифы в скором времени?». Вывод лежит на поверхности: клиенты ждали – и ждут – от поставщиков товаров, работ и услуг стабильности, причем стабильности не только ценовой.

Дело в том, что потребитель, на наш взгляд, просто устал от постоянного поиска более выгодных предложений на рынке: мониторинг акционных предложений в поисках самого выгодного «съедает» много времени, которое все научились ценить. Проблема в том, что акции, как правило, краткосрочны, и потребителя раздражает даже не то, что спустя неделю – месяц – полгода он должен платить за услугу больше, чем во время действия акции, а то, что ему снова надо приспосабливаться к изменившимся правилам игры. Дело в том, что попытки заключать контракты на срок до года на рынке уже были, но они не гарантировали сохранения тарифа. Соответственно, эти правила игры надо было сделать более долгосрочными – на год, на два года, на три, и одновременно решить – а вытянет ли сама компания свои долгосрочные скидки и если да, то при каких условиях.

В связи с этим важно было понять, что получаем мы в результате введения новой модели долгосрочных отношений с клиентами. Понятно, что любой поставщик услуг, удовлетворив данные запросы клиентов первым, получит значимое конкурентное преимущество на рынке, сопровождающееся ростом продаж и, самое главное, гарантированной долгосрочной лояльностью абонентов. Лояльность же клиентов означает снижение расходов на поддержание и на рост абонентской базы. Если отток снижается, не надо тратить много средств на продвижение, продажи и организацию новой клиентской базы. Снижаются расходы на материалы для подключения услуг – кабель, грубо говоря, уже проложен, снижаются расходы на заработную плату инсталляторов и монтеров – и компании остается следить за тем, чтобы величина этих накладных расходов, которых удалось избежать, покрывала объемы скидок, предоставляемых ее клиентам.

Чем дольше – тем выгоднее

В итоге баланс между интересами компании и клиентов был найден в виде вывода на рынок системы долгосрочных тарифных планов с более высоким средним чеком и маржинальностью – и с гарантией неповышения цены. Проблема была в том, что относительно высокий чек по сравнению с альтернативными предложениями конкурентов снижал привлекательность новых планов в части уровня тарифов. Но мы решили и эту задачу, включив в пакеты услуг в рамках новой тарифной линейки такой перечень и такие параметры услуг, которые являются либо трудно копируемыми, либо вообще недостижимыми для конкурентов. В частности, речь идет о наличии технической возможности ухода в недосягаемый для крупных альтернативных операторов уровень скоростей доступа в интернет и передачи данных в диапазоне от 200 до 500 Мбит/с.

Также в рамках создания уникального продукта были предложены премиальные пакеты с труднокопируемым набором каналов и видеоконтентом в услугах цифрового ТВ (с партнерами по организации совместной услуги IP TV) и возможности по созданию конкурентоспособных параметров мобильных услуг в новой линейке тарифов.

В результате у нас получилось не только дать клиентам гарантию неповышения тарифов на срок один, два или три года, но и ввести новую линейку пакетов, тарифы на которые снижаются в зависимости от увеличения срока контракта, а набор услуг и их параметры улучшаются. При этом чем больше срок контракта, выбранный клиентом, тем больше скидка на тарифы и выше скорость доступа в интернет, тем лучше параметры других услуг, шире набор каналов ТВ и каналов в формате HD.

Первые тарифные планы данной линейки были введены в октябре 2018 года, а ее реальные массовые продажи достигнуты только к середине 2019 года. Зато уже к концу 2019 года каждый пятый абонент АО «Казахтелеком» (это более 0,5 млн человек) имел долгосрочный контракт на получение услуг со скидкой на базовый тариф и гарантией неповышения цены, причем 71% долгосрочных контрактов в 2019 году был заключен сроком на три года. Отсюда и нынешнее январское снижение оттока абонентов, ведь доля клиентов, подключившихся во втором полугодии 2019 года без заключения контракта с гарантией неповышения цены, составляла только 2%.

Как это будет действовать дальше? Цель компании на 2020 год – перевести на долгосрочные контракты минимум 40% абонентов, и к середине 2021 года – более 80% клиентов. При этом нам уже не приходится заморачиваться с рекламой данного пакетного предложения, за нас на рынке работает «сарафанное радио»: наши клиенты уже без особых усилий с нашей стороны по продвижению линейки сами обращаются к нам с просьбой переключить их на новые условия с долгосрочными контрактами. Первоначальным источником сведений для них служат их родственники, друзья, знакомые и сослуживцы, так что практическая реализация новой линейки продемонстрировала возможность экономить еще и на рекламе. И показала способ обеспечения качественного роста на рынке, где вроде бы все уже открыто и известно: как выяснилось, иногда для этого достаточно прислушаться к потребителю.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg