3920 просмотров

Beeline предложил помощь в борьбе с коррупцией госкомпаниям и бизнесу

Компания достигла большого прогресса в данном процессе

Фото: Аскар Ахметуллин

В Нур-Султане завершился практический антикоррупционный комплаенс-форум. Встреча организована Beeline совместно с Refinitiv. 

Целью форума было поделиться с представителями бизнес-сообщества, а также государственными организациями и национальными компаниями опытом построения комплаенс-программы и развития корпоративной культуры. Комплаенс-программа выстраивает систему внутреннего контроля, позволяющую управлять коррупционными и мошенническими рисками. Эта работа основана на системном предварительном контроле за событиями, которые могут привести к несоблюдению установленных правил, в частности в области антикоррупционных требований. Форум такого формата проводится в стране впервые, то есть когда бизнес делится практическими примерами в построении антикоррупционной комплаенс-программы.

2_58.png

Спикерами на форум были приглашены представители департамента добропорядочности агентства РК по противодействию коррупции, службы комплаенс АО «Самрук-Энерго», АО «НУХ «Байтерек» и Eurasian Resources Group.

На сегодняшний день Beeline является одной из подготовленных в сфере противодействия регуляторным и коррупционным рискам компанией. В Beeline разработан целый ряд мер, направленных на повышение корпоративной культуры, взаимодействие между сотрудниками всех уровней является максимально открытым, а любой потенциально-коррупционный фактор анализируется и адресуется тщательным образом.

«Мы находимся на пути к созданию организации с высокими стандартами деловой этики и комплаенс. Это планка, заданная для всех компаний группы Veon, частью которого является Beeline Казахстан. Репутация – важный фактор, особенно в такой серьезной и клиентоориентированной сфере бизнеса, как телекоммуникации. Аналогичного уровня ответственности мы ждем и от всех наших партнеров, поэтому охотно делимся опытом внедрения корпоративной культуры, нетерпимой ко всем проявлениям коррупции и нарушениям Кодекса деловой этики. Veon и Beeline могут являться примером того, что ведение прозрачного бизнеса является возможным и, более того, открывает новые горизонты для развития как в Казахстане, так и в других странах», – сказала руководитель службы этики и комплаенса Beeline Казахстан Айпара Адибай.

В течение 6 лет мы полностью изменили и трансформировали такие важные процессы, как закупочные мероприятия, подбор персонала, тренинги и коммуникации, урегулирование конфликта интересов, бонусирование сотрудников, управление горячей линией и внутренние расследования по нарушениям Кодекса поведения и политик комплаенс, внедрили программу комплаенс-амбассадоров и выездные тренинги для высокорискованных поставщиков. В целом комплаенс-программа состоит из десяти основных направлений. Для успешного внедрения каждого направления из года в год выполняются специальные и точечные задачи и шаги. Безусловно, на первом месте стоит приверженность руководства этическим принципам ведения бизнеса. 

3_46.png

На сегодняшний день функции комплаенс, риск-менеджмента и внутреннего контроля являются неотъемлемой частью корпоративного управления. Также дважды в год мы проводим награждение в области комплаенс. В компании комплаенс-программа внедряется через понимание ценности Честен и Открыт, культивируя открытое взаимодействие и прозрачные процессы. Особое внимание уделяется прозрачности закупочных мероприятий. В ходе надлежащей проверки контрагентов комплаенс и Служба безопасности тщательно проверяют результаты выбора контрагентов, опыт поставщика, наличие необходимых ресурсов для исполнения работ, уровень взаимодействия с государственными органами, а также привлекаемых субподрядчиков для исполнения договора с Beeline. Однако это является не только обязанностью комплаенс-функции, но также и каждого сотрудника, который инициирует либо участвует в выборе поставщиков. Для таких целей функция комплаенс проводит риск-ориентированный тренинг для всех функций компании. 

«Внедрив такой комплексный подход и комплаенс-программу, мы решили поделиться опытом и практическими навыками с бизнес-сообществом страны, включая частные и квазигосударственные компании. За 5 рабочих дней на форум зарегистрировались 100 + участников. Это говорит о том, что специалисты в области комплаенса, внутреннего контроля и риск-менеджмента заинтересованы в практических примерах и знаниях», – прокомментировала Айпара Адибай.

Спикерами от Beeline на форуме выступили руководители подразделений закупок и логистики, управления персоналом, риск-менеджмента и внутреннего контроля, а также службы этики и комплаенс, тем самым показав, что успешное внедрение комплаенс-программы является результатом коллаборации всех подразделений и сотрудников компании. 

Безымянный_94.png

 

Ценные бумаги VEON торгуются на международных биржах NASDAQ (Нью-Йорк, США) и Euronext Amsterdam (Нидерланды), поэтому все компании группы подпадают под действие закона США о коррупции за рубежом (FCPA). Поэтому к прозрачности VEON предъявляются значительные требования. 

Данный опыт чрезвычайно актуален и для Казахстана. Директор департамента добропорядочности агентства по противодействию коррупции Данияр Сабирбаев отметил, что, согласно проведенному два года назад опросу, большая часть взяток инициируется уже не госслужащими и представителями квазигосударственного сектора, а представителями частного сектора.

«Это произошло два года назад, и тогда для нас стал вопрос – важно развивать добропорядочность в корпоративном секторе», – сказал он.

Решение, по его словам, было очевидным – развитие комплаенса, который позволил бы сформировать бизнес, который согласится работать по честным и открытым правилам.

Стоит отметить, что корпоративная комплаенс-программа Beeline не ограничивается мерами по противодействию коррупции. Это целая экосистема мероприятий, таких как установление и поддержание открытой и доверительной коммуникации между топ-менеджментом и персоналом, создание единого информационного пространства внутри компании, продвижение ценностей Beeline, укрепление командного духа, повышение лояльности персонала, клиентов и бизнес-партнеров.

banner_wsj.gif

105 просмотров

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg