Перейти к основному содержанию

785 просмотров

Aramco понизила оценку для IPO

Целевая цена IPO находится в диапазоне 30–32 саудовских рияла ($8–8,52) за акцию

Фото: MAXIM SHEMETOV / REUTERS

Национальная нефтяная компания Саудовской Аравии заявила о том, что в преддверии запланированного IPO рассчитывает на оценку в пределах $1,6–1,7 трлн. Это меньше первоначальной оценки в $2 трлн, которая была обозначена саудовским наследным принцем Мухаммедом бен Салманом, однако даже в этом случае IPO Aramco все еще может стать крупнейшим в истории.

В опубликованном в воскресенье заявлении Aramco говорится, что целевая цена IPO находится в диапазоне 30–32 саудовских рияла ($8–8,52) за акцию и всего компания намерена продать 3 млрд акций, то есть долю в 1,5%. При средней величине этого ценового диапазона Aramco в ходе IPO может привлечь почти $25 млрд. В 2014 году по итогам IPO компания Alibaba Group Holding Ltd. также привлекла $25 млрд.

Вероятно, на IPO Aramco получит общую оценку в $1,65 трлн, то есть это также будет означать отказ от первоначальной цели продать 5% акций на сумму $100 млрд при оценке компании в $2 трлн.

Процесс уточнения оценки сопровождала агрессивная маркетинговая кампания Saudi Arabian Oil Co. (Saudi Aramco) на международном и национальном уровнях, организованная, чтобы привлечь инвесторов к участию в IPO. Состоялось множество встреч с представителями государственных фондов и других управляющих компаний в США, странах Ближнего Востока, Азии и Европы. На национальном уровне средний класс саудовского населения также стал объектом целенаправленной маркетинговой кампании, побуждающей людей инвестировать в Aramco.

Установка целевой цены ниже уровня, о котором первоначально говорил наследный принц, учитывает операционные, геополитические и управленческие риски, с которыми придется иметь дело инвесторам, решившим участвовать в этом IPO.

Имея возможность добывать нефть с минимальными издержками и являясь крупнейшим экспортером черного золота, Aramco генерирует достаточную прибыль. За девять месяцев этого года компания получила прибыль в размере $68 млрд. Для сравнения: это больше, чем в 2018 году заработала Apple Inc. – самая прибыльная публичная компания в мире. Тем не менее на фоне снижения цен на нефть показатели Aramco уменьшились на 18% по сравнению с прошлым годом.

Сентябрьские атаки на нефтяные объекты Aramco, из-за которых добыча нефти на некоторое время сократилась вдвое, также показывают, насколько сильно террористическая угроза влияет на будущие доходы компании. В связи с необходимостью закупать новое оборудование и с другими расходами прибыль Aramco в III квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 30%, до $21,2 млрд. И это более быстрое падение, чем снижение цен на нефть за тот же период, – оно составило чуть более 17%.

Уменьшение показателей в очередной раз подчеркивает те проблемные точки, с которыми Aramco и ее советники столкнулись, пытаясь привлечь иностранных инвесторов к участию в IPO.

В свою очередь, со стороны международных инвесторов поступали сигналы о том, что для них наиболее приемлемой была бы оценка от $1 трлн до 1,5 трлн, и тогда они могли бы рассмотреть возможность таких вложений, утверждают инвесторы, встречавшиеся с представителям банков-андеррайтеров.

Aramco намерена продать частным инвесторам от 0,5 до 1,5% своих акций. Заинтересованность в ценовых и оценочных показателях Aramco проявляет и ряд институциональных инвесторов. Например, инвестиционная компания Dalma Capital из Дубая собирается участвовать в IPO, поскольку ожидает, что запланированное включение Aramco в индекс MSCI Emerging Markets после листинга на саудовской фондовой бирже Tadawul заинтересует пассивные фонды, ориентированные на развивающиеся рынки. В свою очередь, этот спрос поддержит стоимость акций Aramco, считает Захари Чефаратти, исполнительный директор Dalma.

Ожидается, что компания определится с окончательной ценой IPO и долей, которая будет продана, по завершении процесса букбилдинга 4 декабря, после чего акции должны быть размещены на саудовской бирже.

Королевство рассчитывает на доходы от IPO как на источник финансирования для развития индустрии развлечений и других отраслей, стремясь таким образом диверсифицировать экономику страны и снизить ее зависимость от нефти. 

Однако Aramco все еще может отказаться от IPO, если ожидания компании в отношении оценки не оправдаются. Ранее намеченное на 2018 год IPO уже переносилось из-за вопросов, связанных с оценкой и местом проведения международного листинга.

В условиях низких процентных ставок привлекательность Aramco для многих инвесторов заключается в стабильном денежном потоке, который компания способна генерировать в виде дивидендов для инвесторов и который со временем может вырасти. Исходя из суммы $75 млрд, которая ежегодно распределяется на выплату дивидендов, в середине целевого диапазона оценки перед IPO Aramco способна обеспечить дивидендную доходность на уровне 4,5%. По данным исследовательской компании FactSet, это сопоставимо с уровнем дивидендной доходности Chevron (3,9%) и Royal Dutch Shell PLC (6,4%).

Примечательно, что чем выше оценка компании, тем ниже дивидендная доходность. Определив целевую оценку ниже $2 трлн и, следовательно, повысив дивидендную доходность, Aramco пытается компенсировать риск инвестирования в компанию, которая останется государственной даже после ее выхода на биржу. Это связано с тем, что правительство Саудовской Аравии по-прежнему будет владеть большей частью компании, сводя к минимуму влияние миноритарных акционеров.

В проспекте эмиссии Aramco этот риск признает.

«Правительство может поручить компании осуществлять проекты или оказывать содействие инициативам, выходящим за рамки основного бизнеса [Aramco], что может не соответствовать непосредственным коммерческим целям компании или максимизации прибыли», – говорится в документе.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

1 просмотр

Bek Air использовала поддельные сертификаты об обучении пилотов

Авиационная администрация Казахстана завершила внеплановую проверку компании

Фото: Shutterstock.com

Авиакомпания Bek Air использовала поддельные сертификаты об обучении пилотов для получения допуска на тип воздушного судна, составляла фиктивные документы о выполнении технического обслуживания самолетов. Об этом сообщили в комитете гражданской авиации МИИР РК.

Также в КГА сообщили, что по итогам проверки дополнительно выявлено множество других существенных нарушений и недостатков, которые являются основанием для приостановления действия сертификатов авиакомпании. 

Bek Air не указала реальную причину авиационного инцидента, произошедшего 25.12.2019 г. с воздушным судном Фоккер-100 UP-F1017.

«После вылета с Международного аэропорта Нур-Султан по направлению города Шымкент командир судна обнаружил отказ гидросистемы №1 в связи с полным вытеканием гидрожидкости, что приводит к отказу выпуска закрылок, управлением передней стойки шасси, руля высоты, элеронов, реверсов и других оборудований в полете. Несмотря на критическую ситуацию, командир судна продолжил полет, используя аварийную гидросистему №2, и после приземления в аэропорту Шымкента диспетчеру управления воздушным движением сообщил недостоверную информацию как отказ управления передней стойки шасси», – говорится в сообщении КГА.

Кроме того, авиакомпания выдавала пилотам формальные сертификаты об окончании курса переподготовки по авиационной безопасности и перевозкам опасных грузов. При проверке выяснилось, что на момент проведения занятий и сдачи тестирования по предмету они находились на полётном задании в других регионах страны.

«Выявлены факты подделки двумя пилотами авиакомпании сертификатов переобучения на тип воздушного судна Фоккер 70/100. При обучении в учебном центре Латвии они не смогли сдать практический экзамен, в связи с чем им выдали лишь сертификат о прослушивании курса, который не дает им право получить допуск на управление указанным типом судна. Для получения соответствующей отметки о допуске в лицензии пилота они предоставили в уполномоченный орган фиктивный сертификат об успешном завершении курса. Учебный центр подтвердил факт фальсификации сертификатов.
В настоящее время решается вопрос об отзыве свидетельства авиационного персонала», – говорится в сообщении.

В КГА отметили, что Bek Air не имеет действующего контракта на поддержку от завода-изготовителя авиационных двигателей Rolls Royce. К тому же в нарушение Руководства по инженерным процедурам эксплуатационные данные авиационных двигателей не отправлялись заводу-изготовителю для их обработки, также они не обрабатывались Bek Air самостоятельно. Таким образом, авиакомпания не проводила мониторинг состояния авиационных двигателей, соответственно, не владела информацией об их надежности и рисках отказа в полете.

Также по итогам проверки стало известно, что авиакомпания самостоятельно, без утверждения уполномоченным органом, присваивала инженерам категории допуска, а также инженерам, не имеющим соответствующего допуска, позволяла проводить технические и эксплуатационные работы на воздушных судах.

«Выявлен факт фиктивного составления документа о техническом обслуживании самолета Фоккер-100 UP-F1014 двумя инженерами авиакомпании в аэропорту города Алматы. На день выполнения этих работ борт выполнял полеты на территории Афганистана. Результаты внеплановой проверки деятельности АО «Бек Эйр» Авиационной администрацией Казахстана направлены в авиакомпанию», – говорится в сообщении.

В КГА добавили, что авиакомпания в течение 10 дней должна будет предоставить в Авиационную администрацию Казахстана план корректирующих действий по устранению всех нарушений. В случае если нарушения не будут устранены в течение шести месяцев, сертификат эксплуатанта и сертификаты летной годности будут отозваны.

Напомним, пассажирский самолет Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр» потерпел крушение 27 декабря 2019 года (07.22, рейс №Z2100 по направлению Нур-Султан – Алматы) близ Алматы сразу после взлета. В результате крушения погибли 12 человек, в том числе командир экипажа, пострадали 49 человек. На борту воздушного судна находились 93 пассажира и пять членов экипажа. 28 декабря в Казахстане был объявлен общенациональный траур. В МВД Казахстана сообщили, что в качестве трех основных причин авиакатастрофы рассматривались техническая неисправность самолета, возможные ошибки при пилотировании и работа навигационных служб. Потерпевший крушение самолет был выпущен в Нидерландах 9 апреля 1996 года. Авиакомпания имеет десять самолетов Fokker-100 в конфигурации до 108 кресел, в том числе девять с действующим сертификатом летной годности.

Комиссия, расследующая причины крушения самолета Fokker-100 авиакомпании «Бек Эйр», оставила одну причину – обледенение воздушного судна.

27 декабря 2019 года сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании «Бек Эйр» были приостановлены Авиационной администрацией Казахстана. Согласно ААК, у Bek Air выявили две основные проблемы, касающиеся летной годности авиакомпании. Установлено, что Bek Air не смогла контролировать поддержание летной годности воздушного флота путем полного и надлежащего ведения учета.

Компания Bek Air снимала компоненты с одного воздушного судна на другое, из-за чего возникали проблемы с регистрацией часов эксплуатации.

Согласно сведениям Национального реестра бизнес-идентификационных номеров, ТОО «BEK AIR» зарегистрировано 12 мая 2011 года. Руководителем являлся Монахов Владимир Михайлович, учредителем – Жаркимбаев Сакен Токпаевич. 18 апреля 2017 года произведена перерегистрация в связи со сменой учредителя (Шуленбаев Дамир Маратович). С начала деятельности трижды произведена смена руководителя: 29 августа 2013 года – Жумасултанова Айгуль Файзуллаевна, 18 июля 2016 года – Жумасултанова Дина Нурлановна, 25 апреля 2019 года – Бияхметов Рустам Ильясович.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif