747 просмотров

Apple направит $2,5 млрд на облегчение жилищного кризиса в Калифорнии

Техкомпании пытаются помочь в решении проблемы, которую сами же и создали

Штаб-квартира Apple. Фото: Uladzik Kryhin / Shutterstock.com

Корпорация Apple объявила в понедельник, что направит $2,5 млрд на облегчение жилищного кризиса в штате Калифорния. Таким образом, компания из Купертино присоединилась к другим техногигантам, которые сыграли свою роль в ухудшении ситуации на рынке жилья и теперь пытаются это скомпенсировать. Об этом сообщает The New York Times.

$1 млрд будет направлен в инвестиционный фонд доступного жилья, а еще $1 млрд – на помощь в получении ипотеки. Также Apple собирается высвободить под доступное жилье земельные участки в городе Сан-Хосе площадью свыше 160 тыс. кв. м и стоимостью в $300 млн. Еще $150 млн будут потрачены на поддержку доступного жилья в области залива Сан-Франциско, включая долгосрочные условно-безвозвратные займы и гранты. $50 млн будет выделено в помощь бездомным в Кремниевой долине.

В районе Сан-Франциско предложение жилья не поспевает за спросом, так как компании вроде Apple, Google, Facebook и десятки техкомпаний поменьше, имеющие здесь штаб-квартиры, привлекают неиссякаемый поток работников. С 2005 года в штате Калифорния было построено 308 единиц жилья на каждую тысячу новых жильцов, по данным McKinsey Global Institute. В области залива за последние восемь лет возникло 676 тыс. новых рабочих мест, в то время как предложение жилья увеличилось лишь на 176 тыс. единиц.

В результате цены на жилье стали недосягаемыми для новых жильцов. Медианная цена дома в Сан-Хосе сейчас составляет почти $1 млн, что примерно в два раза выше цены 2012 года (по данным сайта о недвижимости Zillow). В июне Национальная коалиция жилья для лиц с низким доходом заявила, что в области залива находятся пять из шести самых дорогих мест для проживания в США. В ответ на это в сентябре законодатели штата утвердили верхний потолок арендной платы, что затронет миллионы арендаторов.

Кое-где в Калифорнии резко выросло число бездомных, многие из которых обустраиваются в палаточных городках. В Сан-Хосе недавно отчитались о 6 200 бездомных лицах – этот показатель вырос на 42% за последние два года.

Теперь техногиганты пытаются помочь в решении проблемы, которую они сами же и создали, по мнению местных законодателей и экономистов. Компания Facebook в прошлом месяце заявила, что направит на гранты и займы в Калифорнии $1 млрд, в июне Google пообещала направить $1 млрд на схожие цели. Microsoft в январе обещала выделить $500 млн на доступное жилье в Сиэтле, штат Вашингтон, где возник похожий жилищный кризис и где помимо Microsoft обосновалась компания Amazon.

Непомерные цены на недвижимость в Купертино ударили по одним сотрудникам Apple и отпугнули других. Это одна из причин для экспансии компании в иные регионы: так, Apple строит кампус для 15 тыс. сотрудников стоимостью в $1 млрд в Остине, штат Техас.

«Доступное жилье подразумевает стабильность и чувство достоинства, возможности и предмет гордости, – заявил глава Apple Тим Кук на сайте компании. – Когда все это становится недоступным для слишком многих людей, мы понимаем, что выбрали неустойчивый путь, и Apple стремится стать частью решения этой проблемы».

Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом положительно оценил намерения Apple и выразил надежду на то, что другие компании последуют этому примеру. Кандидат в президенты от демократов сенатор Берни Сандерс был менее благосклонен, сказав, что «заявление Apple о выходе на рынок кредитования недвижимости – попытка отвлечь внимание от того факта, что компания способствовала возникновению жилищного кризиса в Калифорнии».

Эксперты также утверждают, что, хотя такие инициативы определенно помогут облегчить давление на рынке жилья, даже $4,5 млрд в совокупности от Google, Apple и Facebook – лишь капля в море: на эти деньги в Калифорнии при нынешней стоимости земли и строительства можно возвести примерно 10 тыс. единиц нового жилья. Согласно McKinsey Global Institute, в штате необходимо возвести 3,5 млн новых домов к 2025 году, чтобы обеспечить ожидаемый спрос на жилье.

banner_wsj.gif

104 просмотра

Как казахстанские авиакомпании ищут способы заработать во время пандемии

Аэропортам тоже приходится несладко

Фото: Depositphotos/pierivb

Пока большинство международных маршрутов остаются закрытыми, отечественные авиакомпании сконцентрировались на грузоперевозках. Грузовой сегмент позволяет зарабатывать и казахстанским аэропортам. Но и тем, и другим этого мало. 

Авиакомпании Air Astana, SCAT, China Southern Airlines и Air China до начала февраля совокупно совершали 34 рейса в неделю между Нур-Султаном, Алматы и китайскими Пекином, Урумчи, Гонконгом, Сианем, Саньей и Хайкоу (22 рейса – казахстанские авиакомпании и 12 рейсов – китайские). Авиасообщение из Казахстана в Китай было при­остановлено с 3 февраля: это была первая страна, с которой наша республика ограничила авиасообщение из-за коронавируса. К началу апреля в стране были прекращены все регулярные рейсы – как международные, так и местные. Внутренние перелеты, стартовавшие с 1 мая, уже полностью восстановлены.

А вот с 99 международными маршрутами пока не все так гладко.

Нелетная пора

Первым для Казахстана открылся Китай – КНР готова была принять рейсы из Казахстана еще месяц назад. Начать полеты могла хоть казахстанская, хоть китайская авиакомпания, но не более одного рейса в неделю. По итогам полетов принимающая сторона планировала либо разрешить увеличить частоту рейсов, либо прекратить их. Открывшейся возможностью ни одна авиакомпания не воспользовалась. 

С 20 июня долгожданных казахстанских туристов поспешила принять Турция (Стамбул и Анталия). Вместе с деньгами наши туристы привезли в Турцию и коронавирус, поэтому некоторым вместо отелей по системе «все включено» пришлось отдыхать в медицинских учреждениях с последующей оплатой чеков. Турецкая сторона воспользовалась усилением карантина в Казахстане с 5 июля и приостановила полеты.

Сейчас единственное открытое для полетов международное направление – Южная Корея. Однако власти этой страны сообщают, что именно из Казахстана туда приезжает больше всего больных коронавирусом.

Для примера: 6 июля в Южную Корею прилетели 24 человека, у которых была обнаружена коронавирусная инфекция. Из них 13 пассажиров (54%) приехали из Казахстана. И хотя всех прибывших в Сеул помещают на 14-дневный карантин за счет туриста, возможность продолжения полетов между Алматы и Сеулом тоже может оказаться под вопросом. 

Еще одной страной, куда с 1 июля собирались полететь казахстанцы, была Грузия. Но по предложению грузинской стороны рейсы по этому направлению отложены на месяц. Таким же образом откладываются пока полеты в Украину, Азербайджан и Таиланд.

Все ниже и ниже

Сокращение, а потом и вовсе прекращение полетов не могло не отразиться на статистике. В январе – мае было перевезено 1,9 млн авиапассажиров (–34% к аналогичному периоду 2019 года). В этой ситуации авиакомпании постарались переоборудовать часть судов под перевозку грузов.

В Air Astana переоборудовали два широкофюзеляжных самолета Boeing 767 под перевозку грузов и готовы были трансформировать третий Boeing 767 под грузо-пассажирский. В компании не ожидают восстановления пассажирских перевозок в ближайшие год-полтора, поэтому частичное перепрофилирование на перевозку грузов, в том числе из Китая в Европу, – это вынужденный шаг. Представители Air Astana отмечают возросшую среди авиакомпаний конкуренцию за грузоперевозки. В январе – мае авиатранспортом было перевезено 7,69 тыс. тонн грузов (–23,9% к аналогичному периоду 2019 года). 

Комитет гражданской авиации МИИР РК (КГА) еще в разгар запретов на регулярные рейсы оценил потери отечественных авиакомпаний от ограничения полетов в 235 млрд тенге, аэропортов – в 24,5 млрд тенге, РГП «Казаэронавигация» – в 28 млрд тенге.

Убытки, скорее всего, ожидают авиасектор не только в этом году, но и в следующем. Председатель Комитета гражданской авиации Талгат Ластаев заявил «Курсиву», что восстановление всех международных маршрутов из Казахстана произойдет не ранее 2022–2023 годов. В Международной ассоциации воздушного транспорта прогнозируют, что в 2021 году объем пассажирских перевозок в мире будет на 24% ниже уровня 2019 года, а превысить показатели прошлого года удастся лишь в 2023-м. 

За тех, кто на земле

Управляющий директор по развитию АО «Международный аэропорт Алматы» Абдул Кусаев сообщил на июньском заседании подкомитета НПП «Атамекен», что показатели работы крупнейшего аэропорта заметно ухудшились.

«У нас на 97% просели пассажирские рейсы. В апреле мы достигли дна, ударились об него, немножко отпрыгнули за счет грузовых рейсов. Это нам немножко смягчило удар. Тем не менее апрель прошел, май прошел, а общие показатели очень сильно просели: за пять месяцев самолето-вылеты снизились на 70%», – сказал он.

Число обслуженных за январь – май грузовых рейсов выросло в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но это не поможет выправить общую картину по текущему году. Кусаев прогнозирует, что пассажиропоток Алматинского аэропорта по итогам 2020 года составит 3–3,5 млн человек, то есть всего лишь 50–60% от прошлогодних показателей. В свои прогнозы он не включает возможность второй волны пандемии – в этом случае снижение окажется еще более значительным. 

Исполняющий обязанности председателя правления АО «Аэропорт Сарыарка» (Караганда) Александр Маликов отметил, что в Караганде международные пассажирские авиаперелеты вообще прекратились. А ведь именно на них и зарабатывает основные деньги аэропорт.

«В мае возобновились перевозки по внутренним рейсам, но на них мы фактически ничего не зарабатываем, потому что тарифы для местных авиакомпаний очень низкие и у них свое топливо», – сообщил он.

Обслуживание транзитных самолетов с гуманитарными грузами позволило аэропорту закрыть около 15% постоянных расходов, но и этот финансовый ручеек ослабел. Если в апреле – мае через Караганду летало два-три грузовых самолета в день, то сейчас всего один борт в день. Тем не менее обслуживание грузовых рейсов поможет частично заместить выпавшие от пассажирских перевозок доходы и в целом по текущему году.

«Итоги года мы прогнозируем на 65–70% по финансовым показателям. Единственное, по грузовикам мы выйдем на уровень прошлого года благодаря всплеску активности в период карантина», – сказал Маликов.

Исполнительный директор АО «Международный аэропорт Актау» Ергазы Жолдасов отметил, что там падение объемов составило около 70%, половину персонала аэропорта пришлось отправить в вынужденный отпуск. 

Сокращение объемов перевозок, скорее всего, вынудит аэропорты повысить тарифы. Тем более что в 2020 году истекает период действия утвержденных ранее пятилетних тарифов аэропортов Актау, Атырау и Семея. 

Представитель управления тарифного регулирования КГА Баян Садуова сообщила, что новый тариф для аэропорта Актау должен быть введен с 1 сентября, для аэропорта Семея – с 1 декабря. Аэропорт Актау уже подал соответствующую заявку в антимонопольный орган. Аэропорт Атырау тоже подавал заявку, но она не была принята к рассмотрению из-за отсутствия полного пакета документов.

Авиакомпании выступают против повышения аэропортовых тарифов, настаивая, наоборот, на их снижении. Государству придется выбирать, чьи интересы в такой ситуации поставить в приоритет.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg