Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Tesla и Panasonic выясняют отношения

Как Илон Маск давит на японскую компанию

Фото: Bob Strong/Reuters

Поведение Маска стало причиной того, что в Panasonic стали задумываться о будущем альянса двух компаний. Обе стороны при этом кивают друг на друга.

Во время своего интервью в Калифорнии в прошлом году Илон Маск в прямом эфире попыхивал марихуаной. А на другой стороне света за этим с тревогой наблюдали руководители японской компании Panasonic Corp. – главного поставщика батарей для Tesla Inc. «Что подумают о нас наши инвесторы?» – сказал тогда один из боссов Panasonic.

Всего через пять лет после того, как Panasonic принял решение инвестировать миллиарды долларов в строительство в пустыне Невада «Гигафабрики» – завода по производству батарей, отношение компании к пионеру в области электромобилей начало меняться. Ожидалось, что «Гигафабрика» обеспечит рост прибыли, укрепит позиции Panasonic в индустрии автомобильной электроники, а также обеспечит Tesla свободный доступ к самому важному и дорогостоящему компоненту электромобилей.

Однако на практике это парт­нерство выявило серьезные различия в корпоративной культуре консервативного японского конгломерата с вековой историей, где привыкли к консенсусу, и 16-летней компании из Кремниевой долины, выросшей из личного видения Маска того, каким образом должна быть преобразована 100-летняя автомобильная индустрия. Теперь совместный бизнес для обеих компаний стал источником головной боли.

Говоря о проблемах с производством батарей, боссы и одной и другой компании кивают друг на друга. Маск пытался убедить Panasonic снизить цены на батареи, поскольку Tesla строит в Китае еще один дорогостоящий автомобильный завод. Однако исполнительный директор Panasonic Кадзухиро Цуга отказался пойти на это, утверждая, что вообще не уверен в том, что компания будет участвовать в китайском проекте Tesla. Сегодня производство идет не по графику, и попытка его нагнать привела к тому, что подразделение Panasonic по производству аккумуляторов понесло еще больше убытков.

На ежегодной встрече с акционерами в июне Panasonic подвергся жесткой критике за потерю контроля над ситуацией. Учитывая, что проблемы Tesla отразились и на Panasonic, акции компании с начала года упали почти на 50%. С другой стороны, для Tesla очень важно, чтобы «Гигафабрика» непрерывно повышала эффективность производства и сокращала издержки. В итоге это позволило бы снизить цены на автомобили, что компания рассматривает как ключевой момент для достижения коммерческого успеха.

Однако очень сдержанный, как и положено японскому руководителю, 62-летний Цуга по поводу партнерства сегодня высказывается уже не так оптимистично, как это было раньше. Когда в сентябре журналисты спросили, жалеет ли он об инвестициях в «Гигафабрику», он ответил: «Да, конечно». Однако в тот момент, когда принималось данное решение, «это было единственно разумным способом поставок батарей Tesla», пояснил он.

Огромные инвестиции

Противоречия с Tesla поставили главу Panasonic в неудобное положение из-за его попыток инвестировать в сотрудничество с Tesla огромные суммы денег, тогда как все больше топ-менеджеров японской компании выражают недовольство по поводу работы «Гигафабрики». Многие руководители Panasonic говорят сегодня о том, что не видят совместного будущего с Tesla.

Сам Маск в электронном письме сообщил, что проблем в отношениях у партнеров нет. Он также рассказал, что недавно получил сообщение от Цуги, в котором говорилось: «Сейчас для обеих компаний настали непростые времена, но я уверен, что мы должны усилить партнерство». Кроме того, компании опубликовали совместное заявление, в котором подчеркивались их давние отношения, а также обоюдное стремление продолжить сотрудничество в рамках «общего видения более устойчивого будущего».

Взаимодействие Panasonic с Tesla началось, когда компания делала только первые шаги. В 2008 году Tesla начала поставки своего первого электромобиля – двухместного спортивного Roadster стоимостью более $100 тыс. Тогда 48-летний Маск вложил в компанию большую часть своих личных денег, занял пост генерального директора и поставил перед собой очередную амбициозную цель – создать роскошный электрический седан, способный конкурировать с BMW и Mercedes-Benz.

Маск искал партнера, который мог бы наладить массовое производство литийионных батарей. Стандартно для одного автомобиля Model S нужны тысячи соединенных между собой пальчиковых аккумуляторных батареек.

Для Panasonic этот момент был многообещающим. Тогда компания приобрела контрольный пакет акций фирмы Sanyo – главного в тот период поставщика батарей для Tesla. Учитывая, что в Америке Panasonic больше не являлся культовым брендом бытовой электроники, а по итогам финансового года, закончившегося в марте 2009 года, компания впервые за шесть лет зафиксировала убытки в размере $4 млрд (поскольку ставки на мобильные телефоны и плазменные телевизоры с плоским экраном не оправдались), компания отчаянно нуждалась в новом прорывном бизнесе.

В 2010 году Panasonic дал согласие на производство аккумуляторов для Model S. Автомобиль получил восторженные отзывы, и в Panasonic радовались тому, что компания находится на переднем крае индустрии электромобилей.

Сам Кадзухиро Цуга стал генеральным директором Panasonic в 2012 году, то есть когда Model S уже сошла с конвейера, и сразу же подхватил новую идею Маска создать первый автомобиль Tesla, ориентированный на массовый рынок, – Model 3.

Для этого Маск хотел построить уникальный аккумуляторный завод, способный обеспечивать батареями сотни тысяч автомобилей, которые Tesla собиралась выпускать. В 2014 году Tesla объявила о том, что совместно с поставщиками инвестирует не менее $5 млрд в строительство «Гигафабрики». Предполагалось, что владеть и управлять заводом будет Tesla, которая сумела убедить Panasonic присоединиться к проекту. Со своей стороны японская компания заявила о готовности со временем инвестировать в завод до $1,6 млрд.

Говоря о заводе, Маск утверждал, что это будет самое большое здание в мире, которое расположится на территории, превышающей по площади 100 футбольных полей (пока завод не настолько большой).

Внутри Panasonic отношение к проекту «Гигафабрики» было неоднозначным. В течение десятилетий Panasonic поставлял аккумуляторы автопроизводителям, в том числе Toyota Motor Corp., однако для выполнения заказов компания использовала собственный завод и собственных менеджеров, которые отвечали за производство. Теперь же японской компании нужно производить батареи на заводе, который находится под управлением Tesla.

Цена, по которой Panasonic поставлял батареи эксклюзивно для Model S, Илона Маска не устраивала, и, по словам информированного источника, он планировал производить их силами самой Tesla. Однако после нескольких месяцев работы этот дорогостоящий план был пересмотрен, и выпуск Model S, как и последовавшего за ней в 2015 году спортивного внедорожника Model X, происходил при тесном сотрудничестве двух компаний.

Одной из самых первых причин напряженности между руководителями Tesla и Panasonic, включая Цугу, стало нарушение дедлайнов. По словам информированных людей, Panasonic смог бы обеспечить выполнение производственного графика Tesla, если бы сам автопроизводитель его не нарушал.

В итоге занимавший в тот период пост исполнительного вице-президента Panasonic Йошихико Ямада, который также лоббировал сделку с американской компанией, потребовал проведения инспекции на заводе Tesla, чтобы лично увидеть, как идут работы по подготовке сборочных линий. 

Со стороны Tesla за связи с японцами отвечал Курт Келти – американец, который до прихода в автомобильную компанию 12 лет проработал в Panasonic, в том числе непосредственно в Японии. Со слов коллег Келти, его опыт работы в Panasonic, как и тот факт, что он свободно владел японским языком, помогли Tesla преодолеть бюрократические препоны на стороне поставщика. Как правило, на совместных встречах Келти садился между Маском и руководителями Panasonic, выступая в роли некоего фильтра. Например, когда риторика сторон становилась жесткой, он смягчал ее тональность.

Несмотря на все возражения своих заместителей, Цуга подчеркивал преимущества работы с самым известным американским стартапом в сфере электромобилей. Инженер по образованию, он полюбил быстрые машины еще в 1980-х годах, когда изучал информатику в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре. По словам хорошо знакомых с ним людей, он искренне полагал, что Tesla способна привнести в Panasonic, где господствует культура, основанная на постоянном поиске консенсуса, настоящий предпринимательский дух. «Если Tesla добьется успеха и электромобили покорят мир, все изменится и у нас будет много возможностей для роста», – заявил Цуга в интервью The Wall Street Journal в начале 2016 года. К тому времени завод уже строился, и Цуга, по сути, связал свою судьбу с Маском.

Презентованный Tesla новый автомобиль Model 3 вызвал большой интерес, и Маск попытался пересмотреть планы производства в сторону их ускорения. На мероприятии, посвященном торжественному открытию «Гигафабрики» в 2016 году, он заявил, что производить аккумуляторы для 500 тыс. автомобилей завод сможет уже в 2018 году, то есть на два года раньше изначально намеченного срока. Для завода по производству батарей это означало необходимость пересмотреть все свои планы.

На практике это выглядело так: работая в круглосуточном режиме, сотрудники Panasonic на одной стороне завода собирают миллионы цилиндрических аккумуляторных ячеек, напоминающих батарейки формата АА большого размера. Далее автономные тележки доставляют ячейки на другую сторону завода, где рабочие и роботы Tesla укладывают тысячи таких ячеек в специальные батарейные блоки, которые затем устанавливаются на автомобили.

В 2017 году, за несколько недель до запуска Model 3 в производство и на фоне попыток двух компаний уложиться в сроки, Tesla покинул Курт Келти. По данным информированных источников, уход ключевого союзника Panasonic, как и последующие увольнения ряда топ-менеджеров Tesla, негативно отразился на отношениях двух компаний. Сам Курт Келти прокомментировать ситуацию отказался.

С другой стороны, Ямада, потративший годы на то, чтобы уговорить Panasonic начать сотрудничать с Tesla, покинул компанию, достигнув пенсионного возраста. Правда, затем он присоединился к Tesla, помогая в реализации проекта «Гигафабрики» в роли своего рода посредника, которым ранее выступал Келти. Однако в самой Японии глава Panasonic Цуга остался без поддержки самого главного сторонника сделки.

При этом внутри Panasonic оппозиция альянсу постепенно набирала силу. Например, если Цуге импонировало то, как Маск ставил перед собой амбициозные задачи и выполнял их (по крайней мере, иногда), то других руководителей компании и членов совета директоров Panasonic эксцентричность предпринимателя просто раздражала. Один из примеров эксцентричного поведения – уже упомянутое интервью с комиком Джо Роганом в сентябре 2018 года, во время которого Илон Маск курил марихуану. В Японии употребление марихуаны является серьезным преступлением, и уличенные в этом знаменитости зачастую вынуждены публично извиняться за содеянное.

Также Panasonic беспокоит стиль управления Маска. В Panasonic, где трудятся сотни тысяч сотрудников, каждое подразделение обладает определенной степенью автономности в принятии решений. Согласно японской бизнес-этике такие подразделения всегда стремятся к достижению консенсуса, пусть и делают это медленно, и им не нужно каждый раз обращаться за разрешениями в головной офис в Осаке.

 

tesla-i-panasonic-vyyasnyayut-otnosheniya.jpg

«Наноменеджер»

Tesla работает совсем иначе. Маск, который сам себя описывает как «наноменеджера», стремится все контролировать лично. Работники «Гигафабрики» рассказывают, что внедрение даже небольших изменений в производство с целью его совершенствования должно быть письменно одобрено менеджерами Tesla, которые жутко боятся Маска.

Разочарованный в такой структуре управления, Цуга посчитал, что все проблемы нужно решать на уровне первых руководителей, то есть лично. В этом году он начал раз в квартал приезжать в США, чтобы встретиться с Маском в Неваде, в области залива Сан-Франциско или в Лос-Анджелесе.

«Если проект «Гигафабрики» не увенчается успехом, пострадаем мы оба», – заявил Цуга в интервью The Wall Street Journal в июне.

Однако еще в апреле Маск отчитал Panasonic в своем Twitter, заявив, что японский стиль управления тормозит производство Model 3.

На пресс-конференции в мае Цуга сравнил Panasonic и Tesla с семьей, где не редки ссоры, но имеющиеся разногласия тем не менее успешно преодолеваются. По его словам, причина, по которой процесс расширения производства затянулся, заключается в том, что заводом и производством управляет Tesla, а Panasonic в вопросах повышения эффективности производства связан по рукам и ногам. Впрочем, у компаний по-прежнему хорошие отношения, отметил он. «Рост прибыльности является приоритетом номер один», – заявил Цуга акционерам компании в июне.

По словам одного из топ-менеджеров Panasonic, который хорошо знаком с этим вопросом, Маск регулярно требует от Panasonic снизить цены на батареи. С этим требованием он звонит Цуге, а также забрасывает его электронными письмами и текстовыми сообщениями. 

На Цугу, однако, это действия не возымело. Во время последней встречи с Маском он заявил, что как только Tesla выйдет на прибыльность, Panasonic рассчитывает выручать за свои батареи больше. «Илон регулярно требует снизить цены, и однажды я сказал ему, что в этом случае мы должны будем рассмотреть вариант с полным выводом моих сотрудников и оборудования с «Гигафабрики». Вот так у нас проходят переговоры с Tesla», – рассказал Цуга журналистам в сентябре. 

Некоторые топ-менеджеры Panasonic утверждают, что на сегодня Цуга является единственным сторонником сохранения отношений с Tesla. Ямада, который вносил огромный вклад в решение проблем между двумя компаниями, покинул Tesla еще в июле. Ранее ожидалось, что Цуга и Маск встретятся в сентябре. Однако, по словам главы японской компании, он был вынужден отменить поездку, поскольку в последний момент Tesla встречу перенесла. Тем не менее в своем недавнем электронном письме Маску он довольно оптимистично написал: «Надеюсь, скоро увидимся».

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

632 просмотра

К каким целям устойчивого развития идут компании в мире

И на что они делают ставки сейчас

Фото: Shutterstock.com

Исследование компании PwC показало, что бизнес связывает устойчивое развитие в первую очередь с целью «Достойная работа и экономический рост». Цели, касающиеся природных ресурсов или благосостояния, представляются бизнесу менее важными.

Компания PwC проанализировала 1 141 отчет публичных и частных компаний, а также организаций госсектора из 31 страны и оценила, как бизнес следует целям устойчивого развития (ЦУР). Оценивались уровень интеграции целей в корпоративное управление, бизнес-стратегии и отчетность. 

Почему ЦУР – это важно? 

Четыре года назад ООН утвердила цели устойчивого развития как универсальную основу для более устойчивых условий жизни и функционирования. Всего целей 17. Среди них искоренение нищеты и неравенства, ликвидация голода, рациональное использование ресурсов и т. д. Это повестка устойчивого развития до 2030 года, то есть ближайшее десятилетие как раз должно стать декадой достижения ЦУР. 

В исследовании PwC отмечается, что 2019 год можно назвать годом, когда глобальный бизнес «проснулся» в вопросах устойчивости. Хотя и до этого многие лидеры бизнеса уже начали изменять свою практику с учетом ЦУР, но именно прошлый год стал переломным для большинства. В 2019 году миллионы людей по всему миру вышли на улицы, протестуя против социального и экономического неравенства, политической коррупции и провалов в борьбе с изменением климата. Общественное мнение подталкивает правительства к тому, чтобы интегрировать устойчивость в государственную политику, а бизнес – к разработке большего, чем прежде, числа устойчивых продуктов – например, растительного мяса, одежды из переработанных материалов. Бизнес также переходит на низкоуглеродистые источники энергии и все больше использует электрокары. Ключевую ответственность за достижение целей несут правительства, но очевидно, что выполнение ЦУР без поддержки бизнеса невозможно, и поэтому PwC уже третий год исследует, как глобальные компании воплощают в жизнь ЦУР.

ЦУР – в стратегию

Компании в глобальном масштабе осознали, что устойчивость бизнеса становится конкурентным преимуществом. Большей ответственности требуют как инвесторы, так и потребители. Исследование PwC показывает, что около трех четвертей (72%) исследуемых компаний упоминают ЦУР в своей публичной отчетности. Из тех компаний, которые включают ЦУР в свою отчетность, 59% сообщили информацию в своем отчете по устойчивому развитию, 51% – упомянули ЦУР в своем годовом отчете. В то же время только 34% компаний, указывающих в отчетности ЦУР (25% всех исследованных компаний), представляли их в разделах, в которых описывается бизнес-стратегия. Каждый пятый руководитель упомянул ЦУР в своих прогнозах на год, демонстрируя переход целей в стратегию руководства. 

Упоминая в своей отчетности цели устойчивого развития, 65% компаний отметили конкретные цели. «Достойная работа и экономический рост» (цель №8) является наиболее популярной у бизнеса, на практике это значит, что большинство компаний рассматривает в качестве приоритета создание и сохранение рабочих мест. Среди других целей, которые чаще всего выбирает бизнес – «Борьба с изменением климата» (цель №13) и «Ответственное потребление и производство» (цель №12). Цель №14, «Сохранение морских экосистем», не вошла в топ-3 ни в одной из стран, другие цели, которым бизнес уделяет меньше всего внимания – это «Ликвидация нищеты» (цель №1), «Нулевой голод» (цель №2) и «Сохранение экосистем суши» (цель №15). 

Выбор отдельных ЦУР становится более показательным, если посмотреть на него в отраслевом разрезе – каждый сектор выбирает цели, которые имеют самое прямое влияние на его деятельность. Исследование PwC анализировало компании из семи индустрий, и показатели упоминания ЦУР во всех из них были примерно одинаковыми. Незначительно лидировал сегмент финансовых услуг (74%), реже всего ЦУР упоминали компании сектора здравоохранения.

Как показали результаты исследования, в 2019 году только 14% компаний (157) указали конкретные цели по достижению ЦУР и только 1% компаний включили в отчет количественные показатели, чтобы продемонстрировать прогресс в достижении целей. 

Что тормозит прогресс

Исследование PwC показывает, что, учитывая десятилетний срок, оставшийся для достижения целей устойчивого развития, сохраняется большой объем работы, который необходимо выполнить, а это невозможно без значительного вклада бизнеса в государственные усилия в этом направлении. Аналитики PwC отмечают: несмотря на хорошую осведомленность о данном вопросе в целом, прогресс в области достижения ЦУР может быть дестабилизирован отсутствием конкретных задач, методов оценки и расширенной бизнес-интеграции. Процесс составления и представления отчетности по результатам выполнения задач, необходимых для достижения поставленных целей, является непродуманным и несовершенным, хотя цели определены с использованием единой основы и языка для формирования более прозрачного видения проблемных вопросов, прогресса и масштабов необходимых изменений. 

Компании из Казахстана не попали в число участников исследования, но, по оценке специалистов PwC, ситуация в республике не отличается от общемировой.

«Процесс интеграции ЦУР в управление бизнесом казахстанских компаний происходит очень медленными темпами, и здесь мы, к сожалению, поддерживаем всеобщий мировой тренд. Основными драйверами в Казахстане в сфере реализации культуры устойчивого развития являются крупные публичные компании и квазигосударственный сектор. Для частных компаний интеграция ЦУР все еще носит статус добровольной социальной нагрузки и не воспринимается как один из обязательных элементов управления бизнесом. Другими словами, бизнес не видит для себя возможности получения дополнительной прибыли и других бонусов от интеграции ЦУР в свои бизнес-процессы. Происходит это от того, что повестка ЦУР обсуждается только на уровне правительства и без активного вовлечения бизнеса и гражданского общества в целом», – прокомментировала Екатерина Мищенко, эксперт по устойчивому развитию PwC Kazakhstan.

k-kakim-celyam-ustojchivogo-razvitiya-idut-kompanii-v-mire.png

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance